Нормальная микрофлора организма человека. Дисбиозы
Цель занятия:
Изучить качественный и количественный состав микрофлоры организма человека,
функции нормальной микрофлоры, причины формирования дисбиозов
Студент должен знать:
1. Качественный и количественный состав нормальной микрофлоры организма человека, ее
функции.
2. Факторы, оказывающие влияние на количественный и качественный состав нормальной
микрофлоры организма человека.
3. Методы изучения качественного и количественного состава нормальной микрофлоры, критерии
оценки.
4.Причины и условия возникновения дисбактериозов, их коррекция.
Студент должен уметь:
· проводить взятие материала для исследования микрофлоры организма человека;
· проводить оценку качественного и количественного состава микрофлоры.
Студент должен иметь представление:
об особенностях взаимоотношений между отдельными микроорганизмами в различных биотопах организма человека (синергизм, антагонизм и др.).
Теоретическая справка
Нормальная микрофлора организма человека
Основные биотопы организма человека | ||||||
Виды м/о | кожа | ротовая полость | дыхательная система верхний отдел | мочеполовая система нижний отдел | ЖКТ тонкий толстый кишечник кишечник | |
Стафилококк | + | + | + | + - | + - | |
Микрококк | + | - | - | - | - | - |
Сарцины | + | - | - | - | - | - |
Дифтероиды | + | - | - | + - | - | - |
Стрептококки | + | + | + | + - | + | + - |
Бактероиды | - | + | - | + - | - | + |
Фузобактерии | - | + | - | - | - | - |
Вейлонеллы | - | + | - | - | - | + |
Актиномицеты | - | + | - | - | - | - |
Спирохеты | - | + | - | - | - | - |
Микоплазмы | - | + | - | + - | - | - |
Простейшие | - | + | - | - | - | - |
Диплококки | - | + | + - | - | - | - |
Энтеробактерии | - | - | + - | + - | + | + |
Грибы | + | + | _ | + - | + - | + |
Палочка смегмы | - | - | - | + | - | - |
Палочка Додерлейна | - | - | - | + | - | - |
Лактобактерии | - | + | - | - | + | + |
Коринебактерии | - | + | _ | + - | - | - |
Бациллы | + | - | - | - | - | + |
Клостридии | - | - | - | - | - | + |
Бифидумбак-терии | - | - | - | - | - | + |
Работа № 1. Микрофлора кожи
|
Цель: изучить микрофлору кожи.
Самостоятельная работа: оценить результаты посевов с кожи рук методом отпечатков на МПА и среду Эндо. Зарисовать, описать. Сделать вывод.
А) среда МПА
Описать культуральные свойства колоний, выросших на МПА (наиболее типичные для данного посева). Результаты внести в таблицу. Из этих колоний приготовить мазки, окрасить по Граму. Зарисовать.
Тесты | Колония № 1 | Колония № 2 |
Размер | ||
Форма | ||
Характер края | ||
Поверхность | ||
Цвет | ||
Структура | ||
Прозрачность | ||
Вязкость |
Препарат № 1 Препарат №2
Результат: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Б) среда Эндо
- изучить посевы на среде Эндо с целью выявления кишечной палочки (lac+ колонии). Из лактозопозитивных колоний сделать мазки, окрасить по Граму. Отметить наличие или отсутствие фекального загрязнения.
Результат:___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
|
___________________________________________________________________________________
Теоретическая справка
Кожа, особенно ее открытые части, обсеменены различными микробами. Так, во время проведения санитарно-гигиенических процедур с кожитела человека смывается от 85 до 120 млн. микроорганизмов. Микрофлора кожи складывается не только из микробов, находящихся на поверхности, но и в глубине кожи (волосяные мешочки, протоки сальных и потовых желез).
На грязной коже многие микробы способны не только сохранять жизнеспособность, но и размножаться. На поверхности чистой кожи микроорганизмы быстро гибнут.
Питание микробов кожи обеспечивается отмершими клетками эпителия, а также выделениями потовых и сальных желез. Через неповрежденные кожные покровы большинство микроорганизмов, в том числе и патогенные не проникают. При нарушении же целостности кожных покров, а также при снижении общей резистентности микроорганизмов на коже могут возникать различные заболевания: гнойничковые элементы, инфицированные мацерации, вызванные бактериями, грибками, вирусами.
Микрофлору кожи составляют микроорганизмы как постоянно живущие на ней, так и разнообразная заносная микрофлора, попадающая из внешней среды - из воды, воздуха, почвы, при соприкосновении с грязными объектами внешней среды или полостями организма (рот, кишечник, полость носа и др.).
На поверхности кожи обнаруживаются кокки (стафилококки, стрептококки), чаще непатогенные (сарцины, дифтероиды, бациллы, дрожжевые и дрожжеподобные грибы).
Наиболее часто (80-90%) на коже определяется эпидермальный стафилококк –Staphylococcus epidermidis, - золотистый и лимонно- желтый стафилококк.
|
Санитарно-бактериологическое исследование кожи проводится двумяметодами:
1) посев отпечатков кожи пальцев на чашке с МПА или специальными средами (например, кровяной агар) с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний;
2) посев смывов с рук при помощи тампона, смоченного в стерильном физ. растворе (8-10 мл), ополаскивают его и смывают (1 мл), исследуют на ОМЧ и на наличие кишечной палочки.
Определение общего микробного числа - ОМЧ. Методика. 1 мл смыва вносят в стерильную чашку Петри, затем заливают ее 12 - 15 мл расплавленного и остуженного до 45°С МПА, перемешивают, после застывания агара посев инкубируют 24 - 48 часов, при температуре 37°С. Производят подсчет выросших колоний на поверхности чашки и в глубине агара при помощи лупы.
Определение кишечной палочки. Методика. Оставшееся количество смыва помещают в пробирку с 5 мл среды Кесслера и помещают в термостат при температуре 43°С, на следующие сутки высеивают на среду Эндо. В случае появления типичных для кишечной палочки колоний производят идентификацию кишечной палочки и делают вывод о фекальном загрязнении кожи.
Среда Кесслера содержит желчь, генциан фиолетовый, пептон, лактозу. E.coli ферментирует лактозу с образованием газа, скапливающегося в поплавке.
Работа № 2. Микрофлора ротовой полости
Цель: изучить микрофлору зубного налета.
Самостоятельная работа: приготовить препараты-мазки из зубного налета, окрасить по Граму и Бурри-Гинсу, оценить результат, сделать вывод.
Ход исследования:
а) стерильной палочкой взять материал из межзубного пространства;
б) приготовить препарат-мазок; окрасить по Граму (препарат № 1);
в) приготовить препарат-мазок, окрасить по Бурри-Гинсу, отметить наличие капсулы
(препарат № 2);
г) микроскопировать;
д) результаты внести в таблицу.
Препарат | Окраска | Морфология |
№ 1 | По Граму | |
№ 2 | По Бурри-Гинсу Капсула (+, -) |
Вывод:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Теоретическая справка
Микрофлора полости рото- и носоглотки разнообразна и многочисленна, здесь обнаруживается более 100 видов микроорганизмов. Особенно много их локализуется в зубном налете - в 1г сухой массы его содержится около 250 млн. микробных клеток.
В ротовой полости создаются благоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов - это щелочная реакция слюны, пищевые остатки, термостатная температура и влажность. В различных участках полости рта микрофлора не одинакова. На боковых поверхностях рта микробов мало. Поверхность языка, особенно задней его части, а также задней части носоглотки содержит большое количество микроорганизмов. Здесь преобладают стрептококки, сарцины, спирохеты, веретенообразные палочки, стафилококки и др. Большое разнообразие микрофлоры наблюдается между зубами, в криптах и лакунах миндалин, где из остатков эпителия, детрита и бактерий образуются тонзиллярные пробки, однако преобладают стрептококки и диплококки. Микрофлору полости рта можно разделить на постоянную (резидентную) и факультативную (транзиторную).
Резидентную группу составляют стрептококки (Str. salivarius и др.),непатогенные стафилококки, диплококки, коринебактерии, лактобациллы, вейлонеллы, трепонемы (Тг. buccalis - наиболее распространённый вид), дрожжеподобные грибы (Candida albicans), актиномицеты, микоплазмы, простейшие.
Среди факультативных микроорганизмов встречаются энтеробактерии (роды Escherichia, Klebsiella, энтеробактерии протея), синегнойная палочка, спорообразующие - бациллы, клостридии, а также пептострептококки и пептококки. Некоторое время в ротовой полости могут персистировать вибрионы, спирохеты, дифтерийная палочка, менингококки и др.
В поддержании количественного и качественного постоянства нормальной микрофлоры полости рта главную роль играет слюна, обладающая антибактериальной активностью за счёт содержания в ней ферментов (лизоцим, лактоферрин, пероксидаза, нуклеаза) и секреторных иммуноглобулинов. Индивидуальные колебания в составе микрофлоры полости рта зависят от возраста, гигиенических навыков, диеты, общей резистентности организма и резистентности слизистых оболочек, наличие дефектов зубов.
Нормальная микрофлора полости рта обеспечивает её защиту за счёт конкуренции, антагонизма по отношению к патогенным микроорганизмам, таким как дифтерийный возбудитель, патогенные стафилококки и стрептококки, менингококки, условно-патогенные и патогенные грибы. В случае же нарушения микрофлоры, то есть возникновение дисбактериоза, патогенные и условно-патогенные микробы могут вызывать заболевания органов полости рта или обеспечивать так называемую нисходящую инфекцию, т.е. миграцию микроорганизмов из полости рта в глотку, гортань, желудок, трахею, бронхи, лёгкие.
Для изучения микрофлоры ротовой полости применяют следующие методы:
а) бактериологический – посев биоматериала на питательные среды с последующей идентификацией микроорганизмов.
б) бактериоскопический (вспомогательный метод диагностики) - готовят препараты-мазки, красят по Граму, по Леффлеру и Нейссеру, по Циль-Нильсену, Бурри-Гинсу, микроскопируют. Определяют морфологические и тинкториальные свойства возбудителей.