Тема: «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца»
Цель: дать заряд духовной энергии, придать целенаправленность процессу формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания подрастающего поколения, ценностного отношения к своему Отечеству.
Эпиграфы на доске:
Беларусь – мая краіна!
Беларусь – мая Дзяржава!
Беларусь – мая Айчына!
Беларусі маёй слава!
Вратислав Ветроврат
Калыскай славы Беларусі
Ты стаў з мінуўшчыны сівой,
Табой, мой Полацк, ганаруся,
Наш родны горад над Дзвіной.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Дорогие ребята, добрый день. Сегодня в 8 (5,6,7,9,10,11) раз прозвенел для вас сентябрьский звонок, который возвестил о начале нового учебного года. Пусть этот год для каждого из вас будет светлым, добрым, наполненным новыми надеждами, приятными событиями, счастливыми неожиданностями. А главное будьте здоровы и успешны во всех своих начинаниях. Пусть горит яркий свет в окнах ваших окон, а в ваших семьях будет пусть мир и покой.
Сообщение темы. Целевая установка.
Послушайте песню (звучит песня «Спадчына»). Как думаете, о чём сегодня будем говорить? Тема классного часа: «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца» Мы будем говорить о нашей малой родине, о Полоцке.
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
-Что значит «моя»? («моя» – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа);
- Что значит «малая»? («малая» - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны);
- Что значит «Родина»? («Родина» - потому что здесь живут родные моему сердцу люди). Что же такое для человека Родина? Это страна, в которой он живёт; дом, где он родился; берёзка у родного порога; место, где жили его предки.
Основная часть (о Родине)
21 век дал возможность людям жить в разных концах земного шара, путешествовать по городам и странам, учиться и работать в самых разных точках мира. Но, когда встретишь такого путешественника с чемоданом в аэропорту или на вокзале и задашь ему вопрос: «Куда направляетесь?», он с улыбкой ответит: «К себе на Родину, навестить родные места, подышать родным воздухом». Вот что такое «родина»- место, в котором родился и вырос, место, куда всегда хочется вернуться. Об этом же говорится и в этих строках стихотворения.
Я знаю, с сотворения Земли,
Наверно, не бывает по- другому,
Куда бы вас мечты не завели,
Дорога приведёт к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где всё без слов понятно и знакомо,
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
Игра «Родня». Назовите как можно больше слов с корнем «род».
Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Родина – место рождения человека
Народ – нация, жители страны.
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом – с этого начинается малая родина. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Составление портрета патриота
Учитель: Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что-то подскажет, так как каждый понимает по-своему, но каждый обязательно произнесет: СЕМЬЯ, ДОМ, РОДНОЙ ГОРОД. А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриотом)
КОГО ЖЕ МЫНАЗЫВАЕМ ПАТРИОТОМ? Давайте попробуем составить его портрет. Перед вами рабочие листы, на них – незаконченное предложение: «Патриот – человек, который…»
Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня (желательно песня о родном городе)
Рабочий лист Портрет патриота Патриот – человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ ________________________________________________________ _______________________________________________________- потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия патриота сделают Родину процветающей. |
Учитель: - Расскажите, что у вас получилось?
(обсуждение) Что подобрали к слову «любит»? «Хранит»? и т.д.
Настоящий патриот тот, кто чтит память о героях Отечества, знает и уважает символы Государства.
Учитель: - Означает ли, что патриот – только выдающаяся личность, например, полководец, знаменитый поэт, ученый, композитор?
А ваши родители, бабушки, дедушки - можно ли их назвать патриотами? Вы дома думали над этим вопросом, советовались с родителями. Расскажите об этом.
(рассказы детей о своих родных:- ветеранах, малолетних узниках)
Учитель: Во всех приведенных примерах патриот - это взрослый человек. А вы считаете себя патриотами?
(ответы детей) Как же можно проявить свою любовь к Родине?
-Итак, сделаем вывод: кого мы можем назвать патриотом?
Патриот – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа, человек, который любит свою Родину.
А наша малая родина – славный город Полоцк.