Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в детском доме. Изучают психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
В документах социально-педагогической службы сосредоточены сведения о каждом ребенке с момента его поступления в детский дом. Социально-педагогическая служба может предоставить любые статистические и аналитические данные о воспитанниках детского дома. Постоянная работа ведется с личными делами, находящихся в детском доме детей: это личные дела выпускников, опекаемых, усыновленных детей, с которыми и после выхода из детского дома не теряется связь.
Одним из аспектов работы социально-педагогической службы является контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников.
Работа с будущими выпускниками — один из наиболее значимых участков работы социально-педагогической службы. Проблема определения будущего статуса волнует всех выпускников детского дома. Основная задача - помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, в выборе будущей специальности.
Проблемы в преодолении трудностей социализации возникают у воспитанников детского дома в раннем возрасте. Они выражаются в трудностях в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, в неумении общаться со сверстниками и взрослыми; неумении, незнании, а также нежелании в овладении элементарными навыками самообслуживания.
|
Еще больше проблем возникает у выпускников детских домов, когда они выходят из стен учреждения, где они находились на полном государственном обеспечении. Остаются трудности, которые сопровождали воспитанников на протяжении всего периода проживания в детском доме и прибавляются проблемы, которые возникают при вступлении воспитанника в самостоятельную жизнь. Совместно с Центром ППМС сопровождения исследуются интересы и склонности детей с целью наиболее полно в дальнейшем реализовать их в конкретных учебных заведениях.
Выпускникам детского дома тяжело дается не столько процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении с сокурсниками, преподавателями, органами милиции, другими городскими инфраструктурами. Поэтому социальные педагоги проводят цикл бесед по охране прав воспитанников детского дома, куда включают ознакомление с основными положениями «Конвенции о правах ребенка», с отдельными статьями Гражданского и Уголовного Кодекса РФ, Кодекса о браке и семье, встречи с людьми разных профессий; организуют посещение Дней открытых дверей, и подбирают пакет документов для поступающих в учебные заведения. В сотрудничестве с психологами, Центра занятости населения района проводится тестирование будущих выпускников, анализ результатов тестирования. Медицинская служба готовит беседы о проблемах курения, алкоголизма, наркомании, о соблюдении правил личной гигиены, санитарно-гигиеничес-ких норм.
|
Важнейшей работой социальной службы является устройство детей в семью. Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство), как наиболее гуманный и демократичный способ помещения ребенка в семью, сохранения его родственных связей. Вместе с другими службами проводится психологическая подготовка к встречам с будущими родителями, опекунами (попечителями), оказывается помощь, даются рекомендации по общению и воспитанию ребенка. Медицинская служба заранее знакомит потенциальных родителей с медицинскими диагнозами детей, доводит до сведения то, какое лечение ребенок получает в детском доме, какое должен будет получать в дальнейшем, дает советы и рекомендации по лечению и сохранению его здоровья.
Представленная модель является функциональной и может корректироваться в зависимости от конкретных условий создания аналогичных Центров. Принципиальные звенья этой модели проверены на практике и рекомендуются к внедрению.
Социальная гостиница
В качестве одного из возможных вариантов социализации выпускников детского дома может быть предложена модель социальной гостиницы как подразделения детского дома для временного проживания выпускников-сирот, не обеспеченных жильем на момент выпуска их из учреждения и имеющих социально-эмоциональные нарушения.
Основными задачами Социальной гостиницы являются:
- предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;
|
- профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;
- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников детского дома;
- социальная защита прав выпускников детского дома;
- решение личных и социальных проблем проживающих в социальной
гостинице;
- проведение работы по трудоустройству и решению жилищных проблем проживающих;
- проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;
- организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.
Социальная гостиница предназначена для проживания выпускников
детского дома в возрасте до 21 года.
Показаниями для направления в Социальную гостиницу являются: отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения;
нарушение различных форм средовой адаптации, рекомендации администрации и заключение ППМС службы сопровождения.
Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, направляются в Социальную гостиницу после обследования и необходимого лечения в стационаре.
Образовательные программы принимаются и реализуются в учреждении самостоятельно с учетом психосоциологических особенностей воспитанников, рекомендаций служб сопровождения и в соответствии с принципами индивидуального и дифференцированного подхода.
Выбор специальностей, которым обучаются проживающие в Социальной гостинице, осуществляется с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Выпускникам детского дома, проживающим в Социальной гостинице, предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью наиболее успешной подготовки к условиям самостоятельной трудовой деятельности.
3.5. Модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальными нарушениями
На базе детского дома № 23 Петроградского района Санкт-Петербурга разработана и апробирована модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Эта модель имеет форму Детский дом-школа и представляет собой Центр интегрированного обучения и воспитания детей-сирот с проблемами психического развития «Вера и милосердие».
Значительную часть детей-сирот составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушением интеллекта. Однако, в нашей стране пока еще не разработана научно обоснованная система социализации та-85
ких детей в сиротских учреждениях, а имеющиеся зарубежные прототипы подобных систем по ряду причин для нас оказываются неприемлемыми.
& нашем подходе к созданию концепции нового Центра соединяются два научных принципа реабилитации детей-сирот с проблемами психического развития.
Первый принцип связан с необходимостью интеграции ребенка с проблемами психического развития в обществе на правах полноценного члена этого общества. Известно, что адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни протекает чрезвычайно тяжело. Особенно это касается детей с умственной отсталостью ввиду ограниченности их адаптационного потенциала. За последние годы по отношению к этим детям разрабатываются принципы интегрированного обучения и воспитания, а также конкретные педагогические программы и психолого-педагогические методы (Л.М.Шипицына и др., 1997). Принцип интеграции детей с умственной отсталостью в общество — один из главных принципов нашего концептуального подхода.
Второй принцип вытекает из необходимости гармонического развития личности ребенка с нарушением интеллекта при условии ограничений, обусловленных состоянием здоровья и психическими возможностями этих детей, с максимальным использованием их адаптационного потенциала и компенсаторных возможностей психики.
Специальный (коррекционный) детский дом-школа (Центр интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами психического развития «Вера и Милосердие»), обозначаемый в дальнейшем «Дом-школа», является специализированным образовательным учреждением для детей-сирот с нарушением интеллекта, с задержками психического развития (ЗПР), сложными нарушениями в сочетании с тяжелыми нарушениями речи, с ранним детским аутизмом (РДА), где осуществляется комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление у данных категорий детей всех видов адаптации (учебной, психологической, трудовой, социально-бытовой и т. п.), их социализацию и интеграцию в общество. Учреждение рассчитано на обучение и воспитание 150 детей.
Основной целью Дома-школы является социальная реабилитация и интеграция в общество детей с проблемами психического развития.
Дом-школа является многофункциональным образовательным учреждением, в задачи которого входит:
— разработка индивидуальных программ психолого-медико-педагогической коррекции, социальной адаптации, профессиональной ориентации и интеграции детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной помощи, их подготовка к самостоятельной жизни и труду;
— интегрированное обучение и воспитание учащихся с различными проблемами психического развития по учебным планам и программам стандарта специального образования, обеспечивающим условия максимальной адаптации детей к учебной, трудовой и социальной деятельности;
— организация непрерывного психолого-педагогического медико-социального сопровождения учебно-воспитательного процесса;
— определение психолого-педагогического комплекса мер по эмоционально-личностному развитию детей-сирот и детей, нуждающихся в спе-
циальной помощи, формирование навыков их общежвдя, преодоление явления «госпитализма» и др.;
- выявление детей «группы риска» по девиантному поведению и с трудностями в обучении и общении; профилактика девиантного поведения и вредных привычек;
- ранняя ориентация на трудовую и профессиональную подготовку учащихся в условиях рыночной экономики;
- проведение системы коррекционно-оздоровительной работы в развитии потенциальных творческих возможностей учащихся с целью наилучшей подготовки их к освоению профессии, обучению здоровому образу жизни и нормальным семейным взаимоотношениям;
- пропаганда среди населения, родителей и общественности знаний о детях с проблемами в развитии, профилактике и коррекции различных психических нарушений, здоровом образе жизни.