Социально-педагогическая служба сопровождения




Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспи­танию, образованию, развитию и социальной защите личности в детском доме. Изучают психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную по­мощь и поддержку.

В документах социально-педагогической службы сосредоточены све­дения о каждом ребенке с момента его поступления в детский дом. Соци­ально-педагогическая служба может предоставить любые статистические и аналитические данные о воспитанниках детского дома. Постоянная рабо­та ведется с личными делами, находящихся в детском доме детей: это лич­ные дела выпускников, опекаемых, усыновленных детей, с которыми и после выхода из детского дома не теряется связь.

Одним из аспектов работы социально-педагогической службы является контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родствен­ников, братьев, сестер воспитанников.

Работа с будущими выпускниками — один из наиболее значимых участ­ков работы социально-педагогической службы. Проблема определения бу­дущего статуса волнует всех выпускников детского дома. Основная зада­ча - помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, в выборе будущей специальности.

Проблемы в преодолении трудностей социализации возникают у воспи­танников детского дома в раннем возрасте. Они выражаются в трудностях в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, в неумении общаться со сверстниками и взрослыми; неумении, незнании, а также неже­лании в овладении элементарными навыками самообслуживания.

Еще больше проблем возникает у выпускников детских домов, когда они выходят из стен учреждения, где они находились на полном государ­ственном обеспечении. Остаются трудности, которые сопровождали вос­питанников на протяжении всего периода проживания в детском доме и прибавляются проблемы, которые возникают при вступлении воспитанни­ка в самостоятельную жизнь. Совместно с Центром ППМС сопровождения исследуются интересы и склонности детей с целью наиболее полно в даль­нейшем реализовать их в конкретных учебных заведениях.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько процесс обуче­ния, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпро­миссны, поэтому возникают сложности в общении с сокурсниками, препо­давателями, органами милиции, другими городскими инфраструктурами. Поэтому социальные педагоги проводят цикл бесед по охране прав воспи­танников детского дома, куда включают ознакомление с основными поло­жениями «Конвенции о правах ребенка», с отдельными статьями Граждан­ского и Уголовного Кодекса РФ, Кодекса о браке и семье, встречи с людьми разных профессий; организуют посещение Дней открытых дверей, и под­бирают пакет документов для поступающих в учебные заведения. В сотруд­ничестве с психологами, Центра занятости населения района проводится тестирование будущих выпускников, анализ результатов тестирования. Медицинская служба готовит беседы о проблемах курения, алкоголизма, наркомании, о соблюдении правил личной гигиены, санитарно-гигиеничес-ких норм.

Важнейшей работой социальной службы является устройство детей в семью. Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство), как наиболее гуманный и демократичный способ помещения ребенка в семью, сохране­ния его родственных связей. Вместе с другими службами проводится пси­хологическая подготовка к встречам с будущими родителями, опекунами (попечителями), оказывается помощь, даются рекомендации по общению и воспитанию ребенка. Медицинская служба заранее знакомит потенциаль­ных родителей с медицинскими диагнозами детей, доводит до сведения то, какое лечение ребенок получает в детском доме, какое должен будет полу­чать в дальнейшем, дает советы и рекомендации по лечению и сохранению его здоровья.

Представленная модель является функциональной и может кор­ректироваться в зависимости от конкретных условий создания аналогичных Центров. Принципиальные звенья этой модели проверены на практике и рекомендуются к внедрению.

Социальная гостиница

В качестве одного из возможных вариантов социализации выпускни­ков детского дома может быть предложена модель социальной гостиницы как подразделения детского дома для временного проживания выпускни­ков-сирот, не обеспеченных жильем на момент выпуска их из учреждения и имеющих социально-эмоциональные нарушения.

Основными задачами Социальной гостиницы являются:


- предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;

- профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпуск­ников детского дома;

- социальная защита прав выпускников детского дома;

- решение личных и социальных проблем проживающих в социальной

гостинице;

- проведение работы по трудоустройству и решению жилищных про­блем проживающих;

- проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;

- организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускни­ков детского дома.

Социальная гостиница предназначена для проживания выпускников

детского дома в возрасте до 21 года.

Показаниями для направления в Социальную гостиницу являются: от­сутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения;

нарушение различных форм средовой адаптации, рекомендации админист­рации и заключение ППМС службы сопровождения.

Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, направ­ляются в Социальную гостиницу после обследования и необходимого лече­ния в стационаре.

Образовательные программы принимаются и реализуются в учрежде­нии самостоятельно с учетом психосоциологических особенностей воспи­танников, рекомендаций служб сопровождения и в соответствии с принци­пами индивидуального и дифференцированного подхода.

Выбор специальностей, которым обучаются проживающие в Социаль­ной гостинице, осуществляется с учетом их индивидуально-типологичес­ких особенностей.

Выпускникам детского дома, проживающим в Социальной гостинице, предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью наиболее успешной подготовки к условиям самостоятельной трудовой дея­тельности.

3.5. Модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальными нарушениями

На базе детского дома № 23 Петроградского района Санкт-Петербурга разработана и апробирована модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Эта модель имеет форму Детский дом-школа и представляет собой Центр интегрированного обучения и воспита­ния детей-сирот с проблемами психического развития «Вера и милосердие».

Значительную часть детей-сирот составляют дети с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) и нарушением интеллекта. Однако, в нашей стране пока еще не разработана научно обоснованная система социализации та-85

ких детей в сиротских учреждениях, а имеющиеся зарубежные прототипы подобных систем по ряду причин для нас оказываются неприемлемыми.

& нашем подходе к созданию концепции нового Центра соединяются два научных принципа реабилитации детей-сирот с проблемами психичес­кого развития.

Первый принцип связан с необходимостью интеграции ребен­ка с проблемами психического развития в обществе на правах полноценно­го члена этого общества. Известно, что адаптация выпускников детских до­мов к самостоятельной жизни протекает чрезвычайно тяжело. Особенно это касается детей с умственной отсталостью ввиду ограниченности их адап­тационного потенциала. За последние годы по отношению к этим детям разрабатываются принципы интегрированного обучения и воспитания, а также конкретные педагогические программы и психолого-педагогические методы (Л.М.Шипицына и др., 1997). Принцип интеграции детей с умствен­ной отсталостью в общество — один из главных принципов нашего кон­цептуального подхода.

Второй принцип вытекает из необходимости гармонического развития личности ребенка с нарушением интеллекта при условии ограни­чений, обусловленных состоянием здоровья и психическими возможностя­ми этих детей, с максимальным использованием их адаптационного потен­циала и компенсаторных возможностей психики.

Специальный (коррекционный) детский дом-школа (Центр интегриро­ванного обучения и воспитания детей с проблемами психического разви­тия «Вера и Милосердие»), обозначаемый в дальнейшем «Дом-школа», яв­ляется специализированным образовательным учреждением для детей-сирот с нарушением интеллекта, с задержками психического развития (ЗПР), слож­ными нарушениями в сочетании с тяжелыми нарушениями речи, с ранним детским аутизмом (РДА), где осуществляется комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление у данных категорий детей всех видов адаптации (учебной, психологической, трудовой, социально-бытовой и т. п.), их социализацию и интеграцию в общество. Учреждение рассчитано на обучение и воспитание 150 детей.

Основной целью Дома-школы является социальная реабилитация и ин­теграция в общество детей с проблемами психического развития.

Дом-школа является многофункциональным образовательным учреж­дением, в задачи которого входит:

— разработка индивидуальных программ психолого-медико-педагогичес­кой коррекции, социальной адаптации, профессиональной ориентации и интеграции детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной помощи, их подготовка к самостоятельной жизни и труду;

— интегрированное обучение и воспитание учащихся с различными про­блемами психического развития по учебным планам и программам стан­дарта специального образования, обеспечивающим условия максимальной адаптации детей к учебной, трудовой и социальной деятельности;

— организация непрерывного психолого-педагогического медико-соци­ального сопровождения учебно-воспитательного процесса;

— определение психолого-педагогического комплекса мер по эмоцио­нально-личностному развитию детей-сирот и детей, нуждающихся в спе-

циальной помощи, формирование навыков их общежвдя, преодоление явле­ния «госпитализма» и др.;

- выявление детей «группы риска» по девиантному поведению и с труд­ностями в обучении и общении; профилактика девиантного поведения и вредных привычек;

- ранняя ориентация на трудовую и профессиональную подготовку уча­щихся в условиях рыночной экономики;

- проведение системы коррекционно-оздоровительной работы в разви­тии потенциальных творческих возможностей учащихся с целью наилуч­шей подготовки их к освоению профессии, обучению здоровому образу жизни и нормальным семейным взаимоотношениям;

- пропаганда среди населения, родителей и общественности знаний о детях с проблемами в развитии, профилактике и коррекции различных пси­хических нарушений, здоровом образе жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: