Это новый тип образовательного учреждения, модель интернальной интеграции, которая позволяет осуществлять интеграцию детей-сирот с нарушением психического развития в трех направлениях:
- в среду нормально развивающихся детей и взрослых;
- в среду детей, имеющих родителей;
- в среду детей с различными психическими отклонениями. В школе осуществляется две формы интеграции:
- интеграция в социум (при обучении детей с разной патологией в разных классах и совместной внеурочной деятельностью);
- интегрированное обучение (совместное обучение детей с разной патологией в одном классе, например, диагностическом).
Школа осуществляет разработку и внедрение образовательных программ стандарта специального обучения детей с проблемами в развитии (Петербургский проект), причем в рамках не одного вида специальных (коррекци-онных) учреждений, а комплексно для детей, относящихся к V (тяжелые нарушения речи), VII (ЗПР) и VIII (нарушения интеллекта) видам, а также для детей с РДА.
Главной целью образовательных и коррекционных программ является воспитание учащихся на принципах милосердия и гуманизма, в духе Петербургской школы и ее традиций, истории и культуры Петербурга и Петроградской стороны.
Основной контингент учащихся Школы — дети-сироты, проживающие в Комплексе социально-бытовой адаптации (коррекционном детском доме). Кроме того, в Школе обучаются домашние дети, имеющие задержку психического развития, нарушения интеллекта разной степени выраженности (легкие и глубокие), сочетанные с тяжелыми нарушениями речи и дети с нарушением общения (с ранним детским аутизмом).
Задачи Школы: осуществление обучения, приближенного к индивидуальному (вариативность программ) на основе углубленной психолого-педагогической диагностики учащихся и разработки адекватных форм и методов психолого-педагогической коррекции. Подготовка к обучению и подбор индивидуальных программ осуществляется в диагностико-коррек-ционных дошкольных группах и диагностических классах.
|
Задачами диагностических групп и классов является выявление состояния ребенка:
- уровней его физического и психического развития, их отклонений;
- определение готовности детей к школьному обучению и подготовка к нему;
- выбор адекватной учебной программы;
- изучение личности ребенка, выявление способностей, резервных возможностей.
По результатам обучения в диагностических классах учащиеся могут быть переведены либо в массовые образовательные учреждения, либо в классы коррекционно-развивающего, компенсаторно-адаптационного и аби-литационного обучения данной «Школы».
Учебно-воспитательная работа проводится в соответствии с утвержденными планами и программами. Школой интегрированного обучения предусмотрено 5 видов учебных программ в соответствии с уровнем развития и степенью тяжести нарушений психического развития у детей:
- классы коррекционно-развивающего обучения - учебные программы для детей с ЗПР;
- классы компенсаторно-адаптационного обучения -учебная программа для детей с легкой степенью нарушений интеллекта;
- классы абилитационного обучения:
а) учебная программа для детей с ЗПР в сочетании с тяжелыми нарушениями речи;
б) учебная программа для детей с аутизмом (РДА);
|
в) учебная программа для детей с глубоким нарушением интеллекта.
В структуре «Школы» имеются группы продленного дня, предназначенные для индивидуальных и групповых учебно-коррекционных занятий, выполнения домашних заданий и организации досуговой деятельности. "
В системе обучения школы осуществляется гибкое изменение учебных программ по результатам проявляемой учащимися динамики развития интеллекта с последующим переводом их в соответствующие классы. В классах предусмотрены интегрированные курсы обучения учащихся с пограничными уровнями интеллектуального развития, а также интегрированное обучение и воспитание детей с различным уровнем нарушений в умствен-
ном, речевом и физическом развитии по специальным программам и учебным планам.
Профиль классов и количество параллелей планируется, исходя из реальных потребностей. Наполняемость классов не более 8—10 человек.