Комплекс психолого-педагогического медико-социального сопровождения («Развитие»)




Комплекс «Развитие» предназначен для психолого-медико-социально­го сопровождения учеников в Центре интегрированного обучения и воспи­тания детей-сирот с проблемами психического развития. Термин «сопро­вождение» понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения и воспитания, в детском доме-школе.

Функциональным назначением Комплекса «Развитие» являются: диаг­ностика, информация, сопровождение, обучение родителей.

Комплекс «Развитие» представлен следующими подразделениями:

- диагностический отдел;

— консультационный отдел;

- информационный отдел;

— отдел сопровождения;

- служба доверия;

— университет для родителей.

Диагностический отдел комплекса «Развитие» осуществляет диагностику проблем в развитии ребенка и его достижений на переходных этапах обучения в детском доме-школе, перспектив в дальнейшем обучении, выявление детей «группы риска» по девиантному поведению, по наличию трудностей в обучении и общении.

Консультационный отдел проводит консультации детей, педагогов, воспитателей, родителей по вопросам нарушений развития де­тей и их психолого-педагогической коррекции, помощи и поддержки, обу­чения, воспитания, трудовой и бытовой ориентации и др.

Информационный отдел осуществляет информирование учителей, воспитателей и учащихся по различным психолого-медицинским и социальным проблемам, включающим сведения о правах и обязанностях детей и родителей, а также о службах помощи. В информационном отделе создается компьютерный банк данных на каждого учащегося в динамике его развития, психолого-педагогического наблюдения в процессе обучения и воспитания.

Отдел сопровождения предполагает определение путей ре­шения выявленных проблем в состоянии и обучении ребенка в течение все­го периода пребывания учащегося в Детском доме-школе. Осуществляется консультирование педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по пово­ду способа решения имеющихся проблем, участие в решении проблем, ди­агностика успешности решения проблем, а также профилактика девиант-ного поведения и вредных привычек детей.

Служба доверия предполагает осуществление неотложной помощи в случаях кризисных проблемных ситуаций, психологического состояния и взаимоотношений детей, родителей, учителей и воспитателей.

Университет для родителей предназначен для обуче­ния родителей системе знаний и мер по коррекционно-воспитательной ра­боте и помощи детям с нарушениями в развитии и отклонениями в поведе­нии, с трудностями в социально-эмоциональной сфере, пропаганде новых достижений в педагогике, психологии, медицине.

3.6. Программа «Детский дом без наркотиков»

Следует отметить, что наиболее типичными заблуждениями админист­раторов и педагогов детских домов являются следующие:

— У нас в детском доме этого нет и быть не может.

— Если мы начнем говорить о наркотиках с детьми, то только привлечем внимание к тому, чем они сами могли бы не заинтересоваться

— Если мы примем для себя специальную программу борьбы с наркоти­ками, то о нас плохо подумают другие.

— Борьба с распространением наркотиков не входит в сферу професси­ональных обязанностей педагогов, это функция специалистов

Этот ряд можно было бы продолжить, точно также можно было и при­вести множество аргументов, разрушающих сформулированную педагоги­ческую позицию активного невмешательства.

Несколько аргументов в пользу изменения этих заблуждений.

— Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема - она не может не стать содержанием современных образовательных программ.

— Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков ребенка от­ходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл со­временной школы - в создании образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то наркотизация пространства школьной жизнедеятель­ности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.

— Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой рас­пространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.

Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая тех­нология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности ребенка: когнитивную, аффек­тивную и деятельно-практическую.

Очевидно, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков, в том числе и в условиях интернатных учреждений.

Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффек­тивной если:

- детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;

- поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека;

- осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формиро­ванием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим ве­ществам; умения общаться с другими, правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

- человек сможет обрести опыт активного неприятия наркотика: опыт решения своих проблем с отказом от наркотического пути, опыт борьбы с наркотическими увлечениями близких и друзей; знание, где и у кого можно получить помощь и поддержку;

- в борьбе с наркотиком ребенок, педагоги, специалисты будут едины, но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть от­казаться) от наркотика самому.

К сожалению, это очень сложно, прежде всего в силу накопившихся в индивидуальном и массовом сознании множественных заблуждений.

Детский дом как социальный институт обладает рядом уникальных воз­можностей для успешной профилактики наркомании, а именно:

- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

- влиянием на уровень притязаний и самооценку;

- свободным доступом к частной жизни подростка для анализа и конт­роля ситуации;

- возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Грамотная позиция современного руководителя образовательного учреждения в отношении профилактики наркомании требует разработки и реализации специальной целевой программы.

Мы назвали эту программу «Детский дом без наркотиков» и попытались объединить в ней весь позитивный опыт, накопленный многими педагогами, психологами, социальными педагогами.

Что же делать в детском доме, если мы хотим действовать эффективно? Мы не раз встречались с очевидно-имитационными программами. Так, в одном из районов Санкт-Петербурга только за один год было проведено два конкурса антинаркотических плакатов и рисунков. Конечно, подобные действия не наносят заметного вреда (за исключением создания видимости деятельности), но заметим, что и их эффективность близка к нулю. Подобные методики могут быть приняты только младшими школьниками, но именно они, в силу возрастных особенностей, нуждаются в наиболее серьезном и осторожном разговоре по вопросам наркотиков и наркомании.

Общая логика построения целевой программы требует прежде всего формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового един­ства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и дол­жно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих программу и оцени­вающих ее эффективность.

Цель программы - создание в детском доме условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства воспитанников.

Помимо блока целеполагания и организации в программу могут войти следующие группы структурных компонентов:

- действия, направленные на среду жизнедеятельности в целом;

- действия, направленные на детей «группы риска»;

- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употребле­нии наркотиков.

Формула программы может быть представлена следующими понятиями:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: