Комплекс «Развитие» предназначен для психолого-медико-социального сопровождения учеников в Центре интегрированного обучения и воспитания детей-сирот с проблемами психического развития. Термин «сопровождение» понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения и воспитания, в детском доме-школе.
Функциональным назначением Комплекса «Развитие» являются: диагностика, информация, сопровождение, обучение родителей.
Комплекс «Развитие» представлен следующими подразделениями:
- диагностический отдел;
— консультационный отдел;
- информационный отдел;
— отдел сопровождения;
- служба доверия;
— университет для родителей.
Диагностический отдел комплекса «Развитие» осуществляет диагностику проблем в развитии ребенка и его достижений на переходных этапах обучения в детском доме-школе, перспектив в дальнейшем обучении, выявление детей «группы риска» по девиантному поведению, по наличию трудностей в обучении и общении.
Консультационный отдел проводит консультации детей, педагогов, воспитателей, родителей по вопросам нарушений развития детей и их психолого-педагогической коррекции, помощи и поддержки, обучения, воспитания, трудовой и бытовой ориентации и др.
Информационный отдел осуществляет информирование учителей, воспитателей и учащихся по различным психолого-медицинским и социальным проблемам, включающим сведения о правах и обязанностях детей и родителей, а также о службах помощи. В информационном отделе создается компьютерный банк данных на каждого учащегося в динамике его развития, психолого-педагогического наблюдения в процессе обучения и воспитания.
|
Отдел сопровождения предполагает определение путей решения выявленных проблем в состоянии и обучении ребенка в течение всего периода пребывания учащегося в Детском доме-школе. Осуществляется консультирование педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по поводу способа решения имеющихся проблем, участие в решении проблем, диагностика успешности решения проблем, а также профилактика девиант-ного поведения и вредных привычек детей.
Служба доверия предполагает осуществление неотложной помощи в случаях кризисных проблемных ситуаций, психологического состояния и взаимоотношений детей, родителей, учителей и воспитателей.
Университет для родителей предназначен для обучения родителей системе знаний и мер по коррекционно-воспитательной работе и помощи детям с нарушениями в развитии и отклонениями в поведении, с трудностями в социально-эмоциональной сфере, пропаганде новых достижений в педагогике, психологии, медицине.
3.6. Программа «Детский дом без наркотиков»
Следует отметить, что наиболее типичными заблуждениями администраторов и педагогов детских домов являются следующие:
— У нас в детском доме этого нет и быть не может.
— Если мы начнем говорить о наркотиках с детьми, то только привлечем внимание к тому, чем они сами могли бы не заинтересоваться
— Если мы примем для себя специальную программу борьбы с наркотиками, то о нас плохо подумают другие.
— Борьба с распространением наркотиков не входит в сферу профессиональных обязанностей педагогов, это функция специалистов
|
Этот ряд можно было бы продолжить, точно также можно было и привести множество аргументов, разрушающих сформулированную педагогическую позицию активного невмешательства.
Несколько аргументов в пользу изменения этих заблуждений.
— Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема - она не может не стать содержанием современных образовательных программ.
— Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы - в создании образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
— Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.
Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности ребенка: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую.
Очевидно, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков, в том числе и в условиях интернатных учреждений.
|
Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной если:
- детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека;
- осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам; умения общаться с другими, правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- человек сможет обрести опыт активного неприятия наркотика: опыт решения своих проблем с отказом от наркотического пути, опыт борьбы с наркотическими увлечениями близких и друзей; знание, где и у кого можно получить помощь и поддержку;
- в борьбе с наркотиком ребенок, педагоги, специалисты будут едины, но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотика самому.
К сожалению, это очень сложно, прежде всего в силу накопившихся в индивидуальном и массовом сознании множественных заблуждений.
Детский дом как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
- влиянием на уровень притязаний и самооценку;
- свободным доступом к частной жизни подростка для анализа и контроля ситуации;
- возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Грамотная позиция современного руководителя образовательного учреждения в отношении профилактики наркомании требует разработки и реализации специальной целевой программы.
Мы назвали эту программу «Детский дом без наркотиков» и попытались объединить в ней весь позитивный опыт, накопленный многими педагогами, психологами, социальными педагогами.
Что же делать в детском доме, если мы хотим действовать эффективно? Мы не раз встречались с очевидно-имитационными программами. Так, в одном из районов Санкт-Петербурга только за один год было проведено два конкурса антинаркотических плакатов и рисунков. Конечно, подобные действия не наносят заметного вреда (за исключением создания видимости деятельности), но заметим, что и их эффективность близка к нулю. Подобные методики могут быть приняты только младшими школьниками, но именно они, в силу возрастных особенностей, нуждаются в наиболее серьезном и осторожном разговоре по вопросам наркотиков и наркомании.
Общая логика построения целевой программы требует прежде всего формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих программу и оценивающих ее эффективность.
Цель программы - создание в детском доме условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства воспитанников.
Помимо блока целеполагания и организации в программу могут войти следующие группы структурных компонентов:
- действия, направленные на среду жизнедеятельности в целом;
- действия, направленные на детей «группы риска»;
- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.
Формула программы может быть представлена следующими понятиями: