Требования к уровню освоения содержания программы.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

"Академия социального управления"

(ГБОУ ВО МО АСОУ)

 

Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Дополнительная профессиональная образовательная программа

Повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

Кафедральный вариативный модуль

Часа

Учебно-методические документы:

учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.

Составители:

Башмакова Е.А., к.п.н., доцент,

Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры.

 

 

Москва 2018


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

"Академия социального управления"

(ГБОУ ВО МО АСОУ)

 

 

Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГБОУ ВО МО АСОУ

__________________ А.И.Салов

 

«__» _______________ 2018г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«Деятельность педагога ДОО

по организации физкультурно - оздоровительной работы

и формированию здорового образа жизни дошкольников»

 

Кафедральный вариативный модуль

72 часа.

 

Цель: повышение уровня профессиональной подготовки в вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Категория слушателей: инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, воспитатели.

 

Срок обучения: 72 учебных часов.

 

Формы обучение: очно-заочное обучение без отрыва от работы.

 

Режим занятий: 6 часов в неделю.

 

 


№ п/п Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов В том числе: *  
      Лекции Практические, занятия Самостоятельная внеаудиторная работа Формы контроля  
1.              
1. Раздел 1. Физическая культура в ДОО.         Эссе  
2. Раздел 2. Методы формирования здоровья дошкольника         Контрольная работа  
  Итого            
    Итоговый контроль         Проект  

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

"Академия социального управления"

(ГБОУ ВО МО АСОУ)

 

 

Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

_______________________________Т.Г. Тырина

«__» _______________ 2018г.

____________

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников

 

«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно - оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»

 

Цель: повышение уровня профессиональной подготовки в вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.

Категория слушателей: инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, воспитатели.

 

Срок обучения: 72 учебных часов.

 

Формы обучение: очно-заочное обучение без отрыва от работы.

 

Режим занятий: 6 часов в неделю.

 

№ п/п Наименование разделов Всего часов В том числе
      Лекции Практические занятия Самостоятельная внеаудиторная работа Формы контроля
             
1. Физическая культура в ДОО         Эссе
1.1. Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения новых ФГОС         Эссе
1.2. Принципы и методы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками          
1.3. Методики развития физического здоровья у дошкольников            
1.4. Развитие самостоятельности и творчества детей через двигательную активность          
  Методы формирования здоровья дошкольника           Контрольная работа
2.1 Психофизические особенности дошкольного возраста         Контрольная работа
2.2. Развитие физического здоровья у дошкольников посредством двигательной активности          
2.3. Методики работы по балансировке тела          
2.4. Развитие психического здоровья у дошкольников          
2.5. Методика работы со сказкой          
2.6. Особенности формирования духовно-нравственного здоровья у дошкольников          
2.7. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у дошкольников.            
2.8. Способы развития духовно-нравственного здоровья у дошкольников.          
  Итого          
  Итоговый контроль         Проект

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсу

«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно - оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»

 

Актуальность.

Здоровьесбережение ребенка является одним из важнейших направлений современного этапа развития образовательной системы страны.

В соответствии с ФГОС ДО Образовательная область "Физическое развитие", помимо традиционных занятий физической культурой включает мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). Понятие ЗОЖ не исчерпывается гигиеническими нормами, сюда же органично входит и культура здорового питания, и культура отдыха, и физическая культура и т.п. То есть речь идет о сознательном отношении ребёнка к своей психике, и своему телу. Сознательное поведение и отношение к себе автоматически предполагает наличие ценностных ориентаций, включающих здоровье в свое личностное кредо. Однако, на сегодняшний день в педагогике не существует достаточно четкого описания здоровьесберегающих и здоровьеформирующих методов и методик. Их еще предстоит создать под поставленную задачу.

Предлагаемый курс концептуально опирается на ортобиотику как науку о технологии самосбережения здоровья, которая постулирует идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного. Отсюда следует структура предлагаемого курса. Темы выстроены таким образом, что предлагают слушателю овладеть методами и методиками здоровьесбережения и здоровьеформирования в этих трех направлениях.

Содержание программы включает в себя лекционный материал, практические занятия и самостоятельную работу слушателей.

Первый раздел программы «Физическая культура в ДОО », помимо традиционных форм развития физической культуры в условиях дошкольной организации, предлагает инновационную форму работы, включающую игровой элемент с опорой на программные сказки (по возрасту).

Второй раздел программы «Методы формирования здоровья дошкольника» имеет особенность, связанную с тем, что эта работа в режиме дошкольной организации происходит постоянно, в процессе всех режимных моментов и в условиях ДОО не имеет специально выделенного времени на проведение занятий с детьми, а, следовательно, имеет специфические формы работы, интегрирующиеся в другие образовательные области, которым отведено время в распорядке дня детского сада и автоматически включающиеся в режимные моменты (питание, прогулка, гигиена, дневной сон и т.п.).

 

Цель программы: повышение уровня профессиональной подготовки слушателей в актуальных вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи программы:

· Овладение слушателями концепцией ортобиотики.

· Обучение слушателей компетентностному подходу в условиях ДОУ.

· Обучение слушателей использованию компетентностного подхода в области здоровьесбережения.

· Освоение слушателями здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

· Овладение слушателями принципами работы с физическим, психическим и духовно-нравственым здоровьем у детей дошкольного возраста.

В программе предусмотрены текущие и итоговые формы контроля. К текущим формам контроля относятся: эссе и контрольная работа. Итоговая форма контроля – практико-ориентированная работа.

Требования к уровню освоения содержания программы.

Слушатель должен знать:

- основные положения компетентностного подхода;

- содержание личностных, предметных и метапредметных результатов;

- приемы расслабления, активизации и координации тела;

- психофизические особенности дошкольника;

- приемы работы с эмоциональными состояниями средствами двигательной активности;

- приемы развития познавательных процессов.

Слушатель должен уметь:

- снимать мышечное напряжение и активизировать мышцы тела ребенка;

-учить ребенка создавать баланс в своем теле;

- анализировать тексты с учетом телесного осознания;

- использовать различные виды игры для развития двигательной активности;

- трансформировать негативные эмоциональные состояния;

- управлять вниманием ребенка, его объемом, переключаемостью;

- формулировать и задавать вопросы, активизирующую творческую активность ребенка.

- Формировать ценностные ориентации ЗОЖ

Слушатель должен владеть:

- основными здоровьсберегающими и здоровьеформирующими технологиями, предлагаемыми на курсе;

- методикой «гимнастики мозга»;

- методами оценки достижения дошкольниками результатов по ОО "Физическое развитие" в соответствии с уровневым подходом;

- методами развития рефлексии и саморефлексии:

- методами развития позитивного мышления и созидающей визуализации.

ПРОГРАММА КУРСА

«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно-оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»

(72 часа)

 

1. Раздел «Физическая культура в ДОО»

Тема 1.1. (Лекция 6 часов). Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения ФГОС ДО.

Цели и задачи современного этапа образования. Базовые компетенции педагога ДОО. Задачи ФГОС в условиях ДОО. Направления работы в основной программе во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Человековедческая компетентность инструктора по физической культуре ДОО. Ортобиотика как наука-технология о сохранении и развитии здоровья и жизненного оптимизма. Понятие здоровья как единства трех его аспектов: физического, психического и духовно-нравственного.

Эссе: «Назначение базовых компетенций инструктора ДОО по физической культуре на современном этапе образования».

 

Тема 1.2. (Лекция 6 часов). Принципы и методы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Традиционные и инновационные методы в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Особенности реализации ОО «Физическое развитие». Принцип интеграции направления с другими образовательными областями (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие). Включение методов развития физической культуры и здоровьесбережения в режимные моменты (занятия, прогулка, питание, дневной сон и подготовка к нему, гигиена).

Показатели сформированности уровней физической культуры и здоровья.

 

Тема 1.3. (Практическое занятие 6 часов). Методики развития физического здоровья у дошкольников

Формы работы по развитию физической культуры в режимных моментах.Интеграция двигательной активности в различные виды деятельности: художественного творчества, художественного чтения, фольклора, музыки и т.п. Форма «двигательного рассказа». Сюжетно-ролевые занятия с элементами сказки. Работа со сказкой как метод активизации познавательной и двигательной активности.

Отработка упражнений: строевых, общеразвивающих, на равновесие.

 

Тема 1.4. (Самостоятельная работа 6 часов). Развитие самостоятельности и творчества детей через двигательную активность.

По аналогии с предложенной сказкой («Теремок») подобрать комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений с опорой на сказочный сюжет (сказка по выбору).

 

2. Раздел «Методы формирования здоровья дошкольника»

Тема 2.1. (Лекция 6 часов). Психофизические особенности дошкольного возраста – лекция.

Условия создания здоровьесберегающего пространства в ДОО. Психофизические особенности и возможности возраста (3-4 года; 4-5- лет; 5 – 6 лет; 6-7 лет). Особенности становления эмоционального и логического интеллекта дошкольника. Развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение; речь, воля). Виды игр, как способ поддержания и развития физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья (режиссируемая: 3 – 4 года, образная: 4-5 лет, сюжетно-ролевая: 5-6- лет, с правилами: 6.7 лет). Работа со сказкой как метод рефлексии эмоций. Позиции восприятия информации дошкольником.

Контрольная работа.

 

Тема 2.2. (Практическое занятие 6 часов). Развитие физического здоровья у дошкольников посредством двигательной активности.

Принципы расслабления, активизации и координации тела в работе с воспитанником. Физиологические особенности и возможности возраста (3-4 года; 4-5- лет; 5 – 6 лет; 6-7 лет). Принципы создания игровой мотивации. Методы: драматизации, имитации, отождествления. Интеграция с ОО Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Упражнения на релаксацию, рекреацию. Методики балансировки тела (техники «Гимнастики мозга»).

 

Тема 2.3. (Самостоятельная работа 6 часов). Методики работы по балансировке тела.

После самостоятельного знакомства с техниками «Гимнастики мозга» по методическому материалу слушателям предлагается проделать работу с воспитанниками в течение одной – двух недель, после чего провести анализ проделанной работы.

Тема 2.4. (Практическое занятие 6 часов). Развитие психического здоровья у дошкольников.

Принципы и методы сохранения и развития психического аспекта здоровья дошкольника. Работа с ощущениями. Работа с эмоциями. Рефлексия – как метод работы с эмоциями. Вербализация эмоций. Различение темы и смысла художественного текста как условие понимания предлагаемой информации. Методики укрупнения и разукрупнения эмоций. Телесное осознание – как форма рефлексии.

Практическая работа со сказкой по отработке представленных методов.

Тема 2.5. (Самостоятельная работа 6 часов). Методики работы со сказкой.

Слушатель, по аналогии с предложенными в курсе формами работы, проводит работу с любой сказкой (отталкиваясь от возраста групп, с которыми работает). Затем в течение 1-2 недель проводит работу с детьми и фиксирует результат в аналитическом отчете.

 

Тема 2.6. (Лекция 6 часов). Особенности формирования духовно-нравственных аспектов здоровья у дошкольников.

Понятие ценностных ориентаций. Ценностные ориентации при формировании культуры здорового образа жизни. Необходимые компетенции педагога ДОО при формировании ценностных ориентаций. Принципы формирования оптимистического мировоззрения. Самоактуализация и самореализация личности как цель современной образовательной парадигмы. Активность как личностное качество и способы его формирования. Саморефлексия как метод саморазвития. Телесное осознание как показатель здоровья.

Тема 2.7. (Самостоятельная работа 6 часов). Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у дошкольников.

Самостоятельное знакомство слушателей с методиками формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. «Якорение» как здоровьеформирующая технология. Применение в течение 1-2 недель предложенных форм работы на практике. Проведение анализа работы.

Тема 2.8. (Практическое занятие 6 часов). Способы развития духовно-нравственного здоровья у дошкольников.

Принцип создания проблемной ситуации для ребенка. Принцип развития ответственности у ребенка за свое здоровье. Способы развития активности ребенка, как личностного качества.

Семейная эко-система. Роль родителей в поддержании и развитии духовно-нравственных аспектов здоровья.

Практическая работа по овладению методиками саморефлексии и работой с семейной эко-системой.

 

Промежуточный контроль.

Тема 1.1. Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения новых ФГОС ДО.

 

Эссе: «Назначение базовых компетенций инструктора ДОО по физической культуре на современном этапе образования».

 

Тема 2.1. Психофизические особенности дошкольного возраста.

Контрольная работа: «Аспекты здоровья дошкольника».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте параметры физического здоровья – нездоровья дошкольника.

2. Сформулируйте параметры психического здоровья - нездоровья дошкольника.

3. Сформулируйте параметры духовно-нравственного здоровья – нездоровья дошкольника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: