Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
"Академия социального управления"
(ГБОУ ВО МО АСОУ)
Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дополнительная профессиональная образовательная программа
Повышения квалификации педагогических и руководящих работников
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Кафедральный вариативный модуль
Часа
Учебно-методические документы:
учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.
Составители:
Башмакова Е.А., к.п.н., доцент,
Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры.
Москва 2018
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
"Академия социального управления"
(ГБОУ ВО МО АСОУ)
Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГБОУ ВО МО АСОУ
__________________ А.И.Салов
«__» _______________ 2018г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
«Деятельность педагога ДОО
по организации физкультурно - оздоровительной работы
и формированию здорового образа жизни дошкольников»
Кафедральный вариативный модуль
72 часа.
Цель: повышение уровня профессиональной подготовки в вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Категория слушателей: инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, воспитатели.
|
Срок обучения: 72 учебных часов.
Формы обучение: очно-заочное обучение без отрыва от работы.
Режим занятий: 6 часов в неделю.
№ п/п | Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего часов | В том числе: | * | |||
Лекции | Практические, занятия | Самостоятельная внеаудиторная работа | Формы контроля | ||||
1. | |||||||
1. | Раздел 1. Физическая культура в ДОО. | Эссе | |||||
2. | Раздел 2. Методы формирования здоровья дошкольника | Контрольная работа | |||||
Итого | |||||||
Итоговый контроль | Проект |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
"Академия социального управления"
(ГБОУ ВО МО АСОУ)
Кафедра ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
_______________________________Т.Г. Тырина
«__» _______________ 2018г.
____________
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно - оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»
Цель: повышение уровня профессиональной подготовки в вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.
Категория слушателей: инструкторы по физической культуре, старшие воспитатели, воспитатели.
Срок обучения: 72 учебных часов.
|
Формы обучение: очно-заочное обучение без отрыва от работы.
Режим занятий: 6 часов в неделю.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная внеаудиторная работа | Формы контроля | |||
1. | Физическая культура в ДОО | Эссе | ||||
1.1. | Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения новых ФГОС | Эссе | ||||
1.2. | Принципы и методы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками | |||||
1.3. | Методики развития физического здоровья у дошкольников | |||||
1.4. | Развитие самостоятельности и творчества детей через двигательную активность | |||||
Методы формирования здоровья дошкольника | Контрольная работа | |||||
2.1 | Психофизические особенности дошкольного возраста | Контрольная работа | ||||
2.2. | Развитие физического здоровья у дошкольников посредством двигательной активности | |||||
2.3. | Методики работы по балансировке тела | |||||
2.4. | Развитие психического здоровья у дошкольников | |||||
2.5. | Методика работы со сказкой | |||||
2.6. | Особенности формирования духовно-нравственного здоровья у дошкольников | |||||
2.7. | Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у дошкольников. | |||||
2.8. | Способы развития духовно-нравственного здоровья у дошкольников. | |||||
Итого | ||||||
Итоговый контроль | Проект |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К курсу
«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно - оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»
Актуальность.
Здоровьесбережение ребенка является одним из важнейших направлений современного этапа развития образовательной системы страны.
В соответствии с ФГОС ДО Образовательная область "Физическое развитие", помимо традиционных занятий физической культурой включает мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). Понятие ЗОЖ не исчерпывается гигиеническими нормами, сюда же органично входит и культура здорового питания, и культура отдыха, и физическая культура и т.п. То есть речь идет о сознательном отношении ребёнка к своей психике, и своему телу. Сознательное поведение и отношение к себе автоматически предполагает наличие ценностных ориентаций, включающих здоровье в свое личностное кредо. Однако, на сегодняшний день в педагогике не существует достаточно четкого описания здоровьесберегающих и здоровьеформирующих методов и методик. Их еще предстоит создать под поставленную задачу.
Предлагаемый курс концептуально опирается на ортобиотику как науку о технологии самосбережения здоровья, которая постулирует идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного. Отсюда следует структура предлагаемого курса. Темы выстроены таким образом, что предлагают слушателю овладеть методами и методиками здоровьесбережения и здоровьеформирования в этих трех направлениях.
Содержание программы включает в себя лекционный материал, практические занятия и самостоятельную работу слушателей.
Первый раздел программы «Физическая культура в ДОО », помимо традиционных форм развития физической культуры в условиях дошкольной организации, предлагает инновационную форму работы, включающую игровой элемент с опорой на программные сказки (по возрасту).
Второй раздел программы «Методы формирования здоровья дошкольника» имеет особенность, связанную с тем, что эта работа в режиме дошкольной организации происходит постоянно, в процессе всех режимных моментов и в условиях ДОО не имеет специально выделенного времени на проведение занятий с детьми, а, следовательно, имеет специфические формы работы, интегрирующиеся в другие образовательные области, которым отведено время в распорядке дня детского сада и автоматически включающиеся в режимные моменты (питание, прогулка, гигиена, дневной сон и т.п.).
Цель программы: повышение уровня профессиональной подготовки слушателей в актуальных вопросах физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи программы:
· Овладение слушателями концепцией ортобиотики.
· Обучение слушателей компетентностному подходу в условиях ДОУ.
· Обучение слушателей использованию компетентностного подхода в области здоровьесбережения.
· Освоение слушателями здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
· Овладение слушателями принципами работы с физическим, психическим и духовно-нравственым здоровьем у детей дошкольного возраста.
В программе предусмотрены текущие и итоговые формы контроля. К текущим формам контроля относятся: эссе и контрольная работа. Итоговая форма контроля – практико-ориентированная работа.
Требования к уровню освоения содержания программы.
Слушатель должен знать:
- основные положения компетентностного подхода;
- содержание личностных, предметных и метапредметных результатов;
- приемы расслабления, активизации и координации тела;
- психофизические особенности дошкольника;
- приемы работы с эмоциональными состояниями средствами двигательной активности;
- приемы развития познавательных процессов.
Слушатель должен уметь:
- снимать мышечное напряжение и активизировать мышцы тела ребенка;
-учить ребенка создавать баланс в своем теле;
- анализировать тексты с учетом телесного осознания;
- использовать различные виды игры для развития двигательной активности;
- трансформировать негативные эмоциональные состояния;
- управлять вниманием ребенка, его объемом, переключаемостью;
- формулировать и задавать вопросы, активизирующую творческую активность ребенка.
- Формировать ценностные ориентации ЗОЖ
Слушатель должен владеть:
- основными здоровьсберегающими и здоровьеформирующими технологиями, предлагаемыми на курсе;
- методикой «гимнастики мозга»;
- методами оценки достижения дошкольниками результатов по ОО "Физическое развитие" в соответствии с уровневым подходом;
- методами развития рефлексии и саморефлексии:
- методами развития позитивного мышления и созидающей визуализации.
ПРОГРАММА КУРСА
«Деятельность педагога ДОО по организации физкультурно-оздоровительной работы и формированию ЗОЖ дошкольников»
(72 часа)
1. Раздел «Физическая культура в ДОО»
Тема 1.1. (Лекция 6 часов). Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения ФГОС ДО.
Цели и задачи современного этапа образования. Базовые компетенции педагога ДОО. Задачи ФГОС в условиях ДОО. Направления работы в основной программе во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Человековедческая компетентность инструктора по физической культуре ДОО. Ортобиотика как наука-технология о сохранении и развитии здоровья и жизненного оптимизма. Понятие здоровья как единства трех его аспектов: физического, психического и духовно-нравственного.
Эссе: «Назначение базовых компетенций инструктора ДОО по физической культуре на современном этапе образования».
Тема 1.2. (Лекция 6 часов). Принципы и методы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Традиционные и инновационные методы в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Особенности реализации ОО «Физическое развитие». Принцип интеграции направления с другими образовательными областями (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие). Включение методов развития физической культуры и здоровьесбережения в режимные моменты (занятия, прогулка, питание, дневной сон и подготовка к нему, гигиена).
Показатели сформированности уровней физической культуры и здоровья.
Тема 1.3. (Практическое занятие 6 часов). Методики развития физического здоровья у дошкольников
Формы работы по развитию физической культуры в режимных моментах.Интеграция двигательной активности в различные виды деятельности: художественного творчества, художественного чтения, фольклора, музыки и т.п. Форма «двигательного рассказа». Сюжетно-ролевые занятия с элементами сказки. Работа со сказкой как метод активизации познавательной и двигательной активности.
Отработка упражнений: строевых, общеразвивающих, на равновесие.
Тема 1.4. (Самостоятельная работа 6 часов). Развитие самостоятельности и творчества детей через двигательную активность.
По аналогии с предложенной сказкой («Теремок») подобрать комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений с опорой на сказочный сюжет (сказка по выбору).
2. Раздел «Методы формирования здоровья дошкольника»
Тема 2.1. (Лекция 6 часов). Психофизические особенности дошкольного возраста – лекция.
Условия создания здоровьесберегающего пространства в ДОО. Психофизические особенности и возможности возраста (3-4 года; 4-5- лет; 5 – 6 лет; 6-7 лет). Особенности становления эмоционального и логического интеллекта дошкольника. Развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение; речь, воля). Виды игр, как способ поддержания и развития физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья (режиссируемая: 3 – 4 года, образная: 4-5 лет, сюжетно-ролевая: 5-6- лет, с правилами: 6.7 лет). Работа со сказкой как метод рефлексии эмоций. Позиции восприятия информации дошкольником.
Контрольная работа.
Тема 2.2. (Практическое занятие 6 часов). Развитие физического здоровья у дошкольников посредством двигательной активности.
Принципы расслабления, активизации и координации тела в работе с воспитанником. Физиологические особенности и возможности возраста (3-4 года; 4-5- лет; 5 – 6 лет; 6-7 лет). Принципы создания игровой мотивации. Методы: драматизации, имитации, отождествления. Интеграция с ОО Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Упражнения на релаксацию, рекреацию. Методики балансировки тела (техники «Гимнастики мозга»).
Тема 2.3. (Самостоятельная работа 6 часов). Методики работы по балансировке тела.
После самостоятельного знакомства с техниками «Гимнастики мозга» по методическому материалу слушателям предлагается проделать работу с воспитанниками в течение одной – двух недель, после чего провести анализ проделанной работы.
Тема 2.4. (Практическое занятие 6 часов). Развитие психического здоровья у дошкольников.
Принципы и методы сохранения и развития психического аспекта здоровья дошкольника. Работа с ощущениями. Работа с эмоциями. Рефлексия – как метод работы с эмоциями. Вербализация эмоций. Различение темы и смысла художественного текста как условие понимания предлагаемой информации. Методики укрупнения и разукрупнения эмоций. Телесное осознание – как форма рефлексии.
Практическая работа со сказкой по отработке представленных методов.
Тема 2.5. (Самостоятельная работа 6 часов). Методики работы со сказкой.
Слушатель, по аналогии с предложенными в курсе формами работы, проводит работу с любой сказкой (отталкиваясь от возраста групп, с которыми работает). Затем в течение 1-2 недель проводит работу с детьми и фиксирует результат в аналитическом отчете.
Тема 2.6. (Лекция 6 часов). Особенности формирования духовно-нравственных аспектов здоровья у дошкольников.
Понятие ценностных ориентаций. Ценностные ориентации при формировании культуры здорового образа жизни. Необходимые компетенции педагога ДОО при формировании ценностных ориентаций. Принципы формирования оптимистического мировоззрения. Самоактуализация и самореализация личности как цель современной образовательной парадигмы. Активность как личностное качество и способы его формирования. Саморефлексия как метод саморазвития. Телесное осознание как показатель здоровья.
Тема 2.7. (Самостоятельная работа 6 часов). Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у дошкольников.
Самостоятельное знакомство слушателей с методиками формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. «Якорение» как здоровьеформирующая технология. Применение в течение 1-2 недель предложенных форм работы на практике. Проведение анализа работы.
Тема 2.8. (Практическое занятие 6 часов). Способы развития духовно-нравственного здоровья у дошкольников.
Принцип создания проблемной ситуации для ребенка. Принцип развития ответственности у ребенка за свое здоровье. Способы развития активности ребенка, как личностного качества.
Семейная эко-система. Роль родителей в поддержании и развитии духовно-нравственных аспектов здоровья.
Практическая работа по овладению методиками саморефлексии и работой с семейной эко-системой.
Промежуточный контроль.
Тема 1.1. Человековедческая компетентность педагога ДОО в условиях введения новых ФГОС ДО.
Эссе: «Назначение базовых компетенций инструктора ДОО по физической культуре на современном этапе образования».
Тема 2.1. Психофизические особенности дошкольного возраста.
Контрольная работа: «Аспекты здоровья дошкольника».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Сформулируйте параметры физического здоровья – нездоровья дошкольника.
2. Сформулируйте параметры психического здоровья - нездоровья дошкольника.
3. Сформулируйте параметры духовно-нравственного здоровья – нездоровья дошкольника.