Все его знают, да не все выполняют




Юрий Иванович Ермолаев

Секрет на весь свет

 

 

Юрий Иванович Ермолаев

Секрет на весь свет

 

Кто они?

 

Попробуй, читатель, отгадай

 

 

Пришёл я в одну школу. Нужно мне было поговорить с директором. Пришёл поздно, в седьмом часу вечера. Уроки уже кончились. А в школьном вестибюле ребят больше, чем на перемене. И все о чём‑то говорят, что‑то доказывают друг другу, руками машут. Смотрю, один пионер особенно разволновался. Разговаривает с товарищем: стоит рядом, а кричит, будто в дремучем лесу.

– Нет, ты только подумай, подумай только: ведь перед тем как пойти знакомиться с этими ДОТОШНЫМИ, я целую неделю в библиотеке проторчал! Книг прочёл – во сколько, и всё о воспитании. Ну, думаю, теперь краснеть не придётся, сразу увидят, с кем дело имеют. А только к ним пришёл, они спрашивают: «Физкультура полезная?» – «Полезная», – отвечаю. «А почему же ты с неё убегаешь?» Тут я ничего не ответил. Только покраснел как рак.

– Здо́рово они тебя поддели! – согласился его товарищ.

Прошёл я немного по коридору и увидел другого огорчённого паренька. Стоит он среди своих одноклассников, говорит им что‑то, а сам чуть не плачет от досады.

– Ведь как я всё чудесно задумал. Первым делом решил в доверие к этим НЕСМЫШЛЁНЫШАМ войти. Они шумят, и я им помогать стал. Надоест, думаю, шуметь, тогда и о делах побеседуем. А они вдруг притихли, уставились на меня удивлённо и говорят: «Нас надо останавливать, а ты сам расшумелся! Кругом уроки идут, несознательный какой!» Пойми их после этого! – Мальчишка даже руками от огорчения развёл.

А у самого кабинета директора школы девочка в очках жалуется девочке с косичками:

– Просто сладу с ними нет. Только и знают: «Почему это?», «Отчего?», «Зачем?», «Как же так?» Надоели – ужас! Вот я и задумала напугать их.

– Напугать? Как?

– Рассказала сказку про любопытного мальчика, который так много спрашивал, что в конце концов превратился в вопросительный знак. А потом добавила: не перестанете меня всякими вопросами терзать, тоже вопросительными знаками станете.

– Испугались они? – спросила подруга.

– Как бы не так! – фыркнула девочка в очках. – Вместо этого опять меня спрашивать стали: можно ли им на этого мальчика посмотреть? Да как он в школу ходит: ведь у вопросительного знака вместо ног точка. Вот какие ПРИСТАВУЧИЕ!

«Кто же ОНИ, эти ДОТОШНЫЕ, ПРИСТАВУЧИЕ, НЕСМЫШЛЁНЫШИ?» – заинтересовался я и спросил об этом девочек.

Тут‑то я и выяснил, что в школе в тот вечер было собрание новых вожатых октябрятских звёздочек. И пионеры обсуждали свои первые встречи с подшефными.

Вот, оказывается, какой народ октябрята: справедливый, самостоятельный, любознательный. Их постоянно одолевают разные вопросы. И ответы на эти вопросы октябрята хотят получить немедленно, сию же минуту.

А кто им ответит, как не их старшие друзья – учителя, вожатые‑пионеры или… взрослые октябрята.

 

Взрослые октябрята

 

Не подумай, что это второгодники!

 

Ты, читатель, конечно, решил, что я шучу: взрослых октябрят нет. Вот и ошибся. Один такой взрослый октябрёнок я – автор этой книги. Всё ещё не веришь? Тогда читай дальше.

Октябрята всей нашей страны не раз слышали весёлую, задорную песенку:

 

Кто идёт?

Мы идём – дружные ребята!

Кто поёт?

Мы поём – октябрята!

 

Этой песенкой начинается передача Всесоюзного радио «Звёздочка», редактором которой я работаю уже много лет. У моих товарищей по работе октябрятский стаж тоже не меньше. Отсюда ты можешь заключить, что мы довольно‑таки старые октябрята. В самом деле, ведь тех ребят, которые вместе с нами стали октябрятами, давным‑давно приняли в пионеры, потом в комсомол, а самых достойных – в партию. А мы всё продолжаем оставаться октябрятами. И сейчас, когда я пишу эти строчки, на отвороте моего пиджака сверкает рубиновым огоньком пятиконечная красная звёздочка с портретом маленького Володи Ульянова.

Передача «Звёздочка» получает много писем. Октябрята рассказывают в них о своих делах, присылают стихи. Вот, например, какое забавное стихотворение прислала нам ленинградка, второклассница Леночка Новикова:

 

Шла Алёнка через поле,

Шла Алёнка не спеша

И увидела на поле

Очень странного ежа.

Прикоснулась, укололась,

Закричала: «Ой‑ой‑ой!

Ты совсем ещё ежонок,

Отчего ж такой ты злой?»

Отвечает ёжик ей:

«Я не ёжик, я – репей!»

 

А вот рисунок первоклассника Вовы Грачёва из города Шуи.

 

Приём в октябрята.

 

 

Но, конечно, больше всего октябрята любят спрашивать:

– Почему так: земля всё время вертится, а голова у меня не кружится? (Октябрёнок Алла Михайлова со станции Сходня.)

– Как нам отучить Колю Збруева списывать? (Письмо из города Камышева.)

– Помогите нашей звёздочке стать самой яркой в классе. (Октябрята деревни Жужелино, Костромской области.)

И много, много других вопросов. И все очень важные. Оставить ребят без ответа никак нельзя. Непременно надо рассказать им, как поступали в том или ином случае знакомые мне октябрята. А как ответить всем октябрятам сразу?

Подумал я и решил: лучше всего написать книгу. У кого будет свободное время, прочтёт её и друзьям покажет. А если чего не поймёт или не запомнит, ещё раз перечитает.

Но сначала я хочу познакомить тебя, читатель, с моей помощницей. Это октябрёнок Танечка, моя соседка по дому. На рисунке справа ты видишь портрет Танечки. Он будет совсем полным, если ты представишь у этой девочки голубые, весёлыми искорками глаза и рыжеватые, точно колоски спелой пшеницы, волосы. И ещё узнаешь, что Танечка бойкая, решительная и не боится сказать то, что думает, даже известному на всю школу драчуну Вовке Бузанову.

 

 

В книжке мы с Танечкой разговариваем об октябрятской жизни и о делах её звёздочки, которые важны для всех вас, ребята. Так что ты, читатель, будь начеку. Вдруг Танечка не спросит меня о чём‑то нужном или не расскажет что‑нибудь интересное. Тогда ты, как только перевернёшь последнюю страницу, пиши нам письмо. Пиши обо всём, что тебя волнует, не стесняйся. Мы будем очень рады.

 

Наш адрес: Москва, А‑47, улица Горького, 43.

Дом детской книги.

 

 

Всего неделя осталась

 

До чего – узнаешь из самой главы

 

 

– Как хорошо, что вы дома! – воскликнула Танечка, постучавшись ко мне. – Я пришла сказать, что всего неделя осталась. Одна неделя! – И Танечка закружилась по комнате.

– До чего осталась неделя? – спросил я.

– Через неделю наша октябрятская звёздочка станет пионерским звеном, – объявила Танечка и, взглянув на меня, запела песенку:

 

Пионер, не теряй ни минуты,

Никогда, никогда не скучай!

Пионерским салютом

Утром солнце встречай.

Ты всегда пионерским салютом

Солнце Родины встречай!

 

Танечка отдала салют и засмеялась. У неё было очень хорошее настроение.

– Поздравляю! – сказал я.

– Нет, нет, подождите поздравлять! – остановила меня Танечка и сделалась серьёзной. – А вдруг кого‑нибудь из нас не примут. Я как подумаю об этом, у меня даже сердце ёкает. Совсем здоровое сердце, а ёкает.

– Волнуешься?

– Ещё бы! – вздохнула Танечка. – Пионер – всем пример. А у нас в звёздочке не всех можно в пример поставить. Костя Гурьев учится хорошо, а трусишка. Он всем силачам в классе даёт списывать уроки. Олечка Кубасова ленится и учится хуже, чем может. Ей Мария Сергеевна очень часто об этом говорит. А Вова Бузанов чуть что кулаками размахивает. Ещё у нас есть Алик, по прозвищу Лиса Алиса. Он хитрющий. За это мы его так и прозвали. А я невыдержанная. Часто зря на ребят сержусь. Они не виноваты, а я сержусь сгоряча, не разобравшись. Один Толик Портнов ничем не выделяется. Хотя нет, он иногда двойки получает. Вот какая наша звёздочка. Разве можно не волноваться? Правда, у ребят много и хорошего. Но ведь недостатки гораздо виднее. Вдруг из‑за них кого‑нибудь не примут в пионеры.

Танечка посмотрела на меня вопросительно и с надеждой. Но я не мог ей сказать: «Успокойся, вас всех примут». Может, кто‑то из Таниной звёздочки в самом деле недостоин ещё носить красный галстук. Поэтому я предложил Танечке:

– Что, если мы с тобой припомним, какие дела были у вас в звёздочке? Тогда сразу станет ясно: достойны вы все стать пионерами или нет.

Танечка согласилась.

– Я всё‑всё про нашу звёздочку помню, – объявила она, – с самого первого дня, как только мы октябрятами стали.

– С чего же этот день начался?

 

 

Памятный день

 

В этой главе случается такое событие, которое Танечка и её друзья запомнят надолго

 

Танечка пожаловалась:

– Начался день с хлопот и волнений. Нам Мария Сергеевна велела в парадной форме прийти. Вот я и стала свои выходные туфли начищать, да вся в гуталине вымазалась. Принялась отмывать руки, а время бежит! Пора уже выходить, а я только три пальца отмыла. Ещё четыре выпачканных остались. Наконец оделась я, выбежала во двор и тут же за свои косички схватилась: ленточки в них не вплела. Побежала обратно домой, а бабушка разохалась: «Ах, говорит, зачем ты вернулась, теперь удачи не будет!»

«Не примут кого‑нибудь», – подумала я и чуть не заплакала от обиды.

Хорошо, мама успокоила:

«Не переживай, я сколько раз назад возвращалась, и всё в порядке было. Беги скорее в школу!»

Построила нас Мария Сергеевна в пары, и отправились мы на завод, который над нами шефствует.

Пришли в большой‑большой цех. Такой большой, что даже нас совсем мало стало. Хотя нас столько же было, как в классе. Просто этот цех такой огромный. В нём даже потеряться можно. Но мы не потерялись. Мы встали в строй по росту. И тут к нам подошёл старый рабочий. У него на костюме был орден Ленина, а рядом с орденом блестела Золотая Звезда. Я сразу догадалась, что он Герой Труда.

– Герой Социалистического Труда, – поправил я.

Танечка кивнула головой и продолжала:

– Оглядел нас рабочий, улыбнулся и спросил: «Вы любите сказки?» – «Любим!» – закричали мы. Только очень удивились: почему он нас вдруг про сказки спросил, а не про октябрятские правила, как предупредила вожатая? А рабочий, оказывается, о нашей октябрятской звёздочке сказку знал. Вот какую.

 

Про алую звёздочку и Юношу‑богатыря

 

Правдивая сказка

 

Посмотрите‑ка, ребятки, вечером на небо. На нём все звёздочки голубые, серебристые, не так ли? А было время, когда среди них алая звёздочка блестела, точно огонёк с пятью искорками.

Интересно узнать, куда эта звёздочка делась? Тогда слушайте дальше.

Однажды пахал Юноша‑бедняк свой клочок земли и вдруг слышит рядом с ним кто‑то вздыхает. Огляделся – никого поблизости нет. Только за плуг взялся – опять чей‑то вздох услышал. И тут Юноша‑пахарь понял: это Земля сказать ему что‑то хочет. Припал он ухом к матери‑Земле и услышал её голос:

– До тех пор будешь в нужде и бедности, пока богача Живоглота Стоглазого не победишь. Ведь это он твоё поле по ночам топчет, зерно крадёт.

Распряг Юноша коня, пошёл в кузницу. Выковал себе шлем, доспехи и меч боевой. Обрядился в новый наряд и отправился к Живоглоту Стоглазому.

– Выходи, богач Живоглот, из своего замка! – закричал грозно Юноша. – Я пришёл сразиться с тобой.

Вышел Живоглот, оглядел Юношу, да так рассмеялся, что от его смеха старые деревья до земли наклонились, а Юноша еле на ногах устоял.

 

 

 

– Что это за комар прилетел? – прорычал Живоглот и потянулся к Юноше своими руками‑щупальцами.

Но не успел он схватить его, как взмахнул Юноша мечом и отрубил Живоглоту самую длинную руку.

Молнии сверкнули в глазах чудовища. Раскрыл Живоглот пасть с зубами‑пиками, чтобы живьём проглотить обидчика, а Юноша изловчился и бросил в неё свой меч.

Застонал Живоглот, скорчился в судорогах и задохнулся. В ту же минуту рухнул его за́мок, а с неба скатилась алая пятиконечная звёздочка. Рассыпалась звёздочка на тысячи маленьких звёздочек‑искорок. Одна искорка на шлем Юноши попала. Поднял он шлем с земли, надел и сразу почувствовал себя сильным‑пресильным, смелым‑пресмелым. Зашагал Юноша по земле Живоглота, а навстречу ему такие же краснозвёздные парни идут.

– Веди нас в бой! – говорят парни Юноше. – Пришла пора со всей живоглотьей нечистью разделаться!

А нечисти у Живоглота видимо‑невидимо оказалось. Одних побьют, другие появляются. Этих победят, новые из щелей да скважин выползут. Наконец тьма, которая окутывала замок Живоглота, стала редеть. Это оттого, что везде, где Юноша‑воин и его храбрые товарищи победу одержали, зажглись алые пятиконечные звёздочки. А как стала в той стране вся земля краснозвёздной, зажили в ней люди дружно и счастливо.

С той поры алые пятиконечные звёздочки всем хорошим людям путь в жизни указывают. А теперь, октябрята, Красная Звёздочка будет светить и вам.

 

Кончил старый рабочий сказку и вместе с вожатой стал прикалывать нам на школьные формы октябрятские звёздочки. А потом старшая вожатая сказала рабочим, которые в цехе были:

– Послушайте теперь наших октябрят, – и незаметно подмигнула мне и Оле Кубасовой.

Вышли мы вперёд и громко заговорили. Сначала я:

– Красные пятиконечные звёздочки горят на башнях нашего древнего Кремля. Они старшие сёстры октябрятских звёздочек.

А потом Олечка:

– Красные звёздочки блестят на фуражках пограничников, которые оберегают нашу страну от врагов. Сверкают на серебряных крыльях самолётов и на космических ракетах. Мы даём слово крепко дружить и хорошо учиться. Мы будем достойны Красной Звёздочки.

Тут все рабочие захлопали нам в ладоши, а мы запели песню:

 

Мы – весёлые ребята!

Наше имя – октябрята!

 

Вот как мы октябрятами стали.

 

 

«Пострадавший»

 

Ты заметил, что название главы взято в кавычки? Это неспроста

 

– На улице в тот день было сыро, пасмурно, а нам казалось, что светит солнышко и поют птички. Это от радости. Только Вова Бузанов нам всем очень скоро хорошее настроение испортил. Подскочил он к Алику Кузину и толкнул его в лужу, да ещё наподдал.

– Это за что же? – удивился я.

– Алик посмотрел на Вовину звёздочку и сказал: «Моя звёздочка лучше. Вон как она блестит, а твоя тусклая. И даже чуть‑чуть поцарапана». «Верно, – огорчился Вовка, – такая уж досталась». Алику бы промолчать, – вздохнула Танечка, – а он съехидничал: «Тебе такую нарочно дали, потому что ты всё равно её поцарапаешь. Ты ведь неряха!» Тут Вовка не стерпел и толкнул Алика в лужу. Я за такие слова тоже стукнула бы Алика. Он у нас вредный. Любит ребят злить, а потом учительнице жалуется, что ему достаётся. Но в тот день мне было очень обидно, что мальчишки поссорились. Ведь день‑то у нас был особенный! Мы стали октябрятами, решили дружить между собой крепко. А Алик, после того как Вовка толкнул его, на весь двор заревел.

Мы все бросились к нему, помогли встать, пальто отряхнули и на Вовку накинулись. Здорово его пробрали…

– А что вы Алику сказали?

– Ничего. Он же пострадавший.

– Это неверно, – возразил я. – Если бы этот «пострадавший» не назвал Вову неряхой, никакой драки не было бы.

– Так вы считаете, что мы зря Вовку стыдили? – спросила Танечка. – Разве драться хорошо?

Вместо ответа я рассказал Танечке вот какую историю.

 

Пришёл октябрёнок Витя Панков домой из школы, а у него в портфеле лежат чужие спортивные тапочки. И одноклассник Вити, Толя Чубыкин, в своём портфеле чужие тапочки обнаружил.

– Вот это да! – недоумевал каждый из мальчиков. – Как же так получилось? Ведь я положил в портфель свои тапочки!

На следующее утро разобрались Толя с Витей, какие тапочки чьи, и накинулись друг на друга:

– Это ты свои стоптушки мне в портфель сунул?

– Нет, ты мне свои!

– Вот я тебе дам сейчас!

– А я тебе!

И они стали драться. Разняли их ребята и принялись ругать за драку:

– Сами по рассеянности перепутали, а потом дерутся!

Больше всех новичок Юрик старался.

– Эх вы, драчуны! Рассеянные с улицы Бассейной! – кричал он и покатывался со смеху. – Как это вы вместо чужих тапочек параллельные брусья домой не унесли!..

И все одноклассники тоже стали звать Витю с Толей «Рассеянными с улицы Бассейной» и смеяться над ними.

Не успела ещё забыться эта история, как во втором «Б» произошли новые неприятности.

У Маринки Симаковой в только начатой тетради все чистые листы были перечёркнуты, а у Серёжи Власова оказалась залитой чернилами домашняя работа.

– Что же вы такие неаккуратные! – рассердилась на Марину с Серёжей учительница.

А Юрик Слепков опять стал смеяться над ними.

– «Я старательный, я внимательный – образцово‑показательный!» – дразнил он Серёжу, а Маринку даже назвал разиней. – У тебя ж дома маленькая сестрёнка! Небось забыла тетрадь в портфель положить, она её и разукрасила. – И Юра сострил: – Советую тебе как‑нибудь альбом для рисования на столе забыть. Потом тебя учительница знаешь как расхвалит!

И вдруг пришёл как‑то Толя Чубыкин раньше всех в класс. Открыл тихо дверь и видит: сидит за чужой партой новичок Юрик и перочинным ножичком что‑то вырезает на крышке.

– Ты зачем парту портишь? – закричал Толя.

Растерялся Юрик. Ножичек уронил. Глазами заморгал. Даже ответить Толе ничего не мог…

 

Замолчал я, а Танечка вдруг сказала:

– Это он ребятам тапочки поменял! Он!

– Да, – подтвердил я, вспомнив классное собрание, на котором Юрик сам признался в этом.

Ребятам было очень стыдно, что они зря смеялись над одноклассниками, да ещё вместе с тем, кто оказался виноват больше всех.

Насупилась Танечка, прикусила губу и принялась что‑то чертить по полу носком своей туфли.

– Значит, мы поступили неправильно, – наконец проговорила она совсем тихо. – Мы всегда только одного Вовку ругаем. Он ведь часто дерётся.

– Нет, Танечка, за драку хвалить нельзя. Кулаками правоту не доказывают. Как бы человек ни был виноват, бить его не следует. Но разобраться, вникнуть в обстоятельства дела нужно до конца. Ведь Алик тогда сильно обидел Вову. Подумай, человек только что получил октябрятскую звёздочку, на душе у него праздник. А ему говорят, что он неряха, что звёздочка у него поцарапана не случайно. Разве это хорошо?

Танечка задумалась. Она решала, что мне ответить.

 

А вы, октябрята, догадались, зачем я рассказал Танечке историю про исчезнувшие тапочки и перепачканные тетради?

 

Хитрецы

 

Тебя, читатель, выручала когда‑нибудь смекалка? Выручила она и наших героев

 

С происшествием во дворе было покончено, и Танечка стала рассказывать мне дальше.

– Через несколько дней нас разделили на звёздочки. Вожатая Валя Брусничкина предложила нам выбрать командира.

«Командир звёздочки хорош, если он на ретивого коня похож», – предупредила она.

На ретивого коня у нас походил один Вовка Бузанов. Он и стал нашим первым командиром. Я хотела сказать, что Вовка драчун, не петом подумала: вдруг он теперь перестанет драться? Ведь командир должен всем пример подавать. И проголосовала за Вовку. Так выбрали мы его командирам.

А потом вожатая Валя нас спросила:

«Кто из вас что любит делать?»

И мы распределили в звёздочке обязанности. Оле Кубасовой поручили за цветами ухаживать. Они у нас в классе на подоконнике стоят. «Оля цветы любит, может, и лениться перестанет», – подумали мы.

Толик Портнов должен был каждый день погоду отмечать (у него папа полярник, на Северном полюсе живёт. Толик всегда погодой интересуется. Если на улице холодно, он под этим числом проводит полоску синим карандашом, а если тепло – делает розовую полоску). Толик был очень рад такому поручению и всегда выполнял его.

А вот Костика Гурьева мы зря санитаром сделали. Он сначала аккуратный был, а потом испортился.

– Грязнулей стал? – опросил я.

– Нет, по‑другому испортился. Когда мы все буквы выучили и писать научились, Костик завёл себе тетрадь, которую назвал «Санитарный журнал». В этом журнале он стал отмечать, кто чистый в школу пришёл, а кто грязный.

– Очень хорошо сделал! – похвалил я Костика.

– Хорошо, когда всё по правде, – возразила Танечка, – а у Костика этот журнал врунишкой стал.

– Врунишкой? – переспросил я.

– Да! Он своим дружкам, хоть они с грязными руками приходили, всё равно плюсики ставил. И командиру Вове плюс. Потому что Вовка сильный и драчун. Разве это дело?

– Совсем не дело, – согласился я.

– Мы хотели переизбрать Костика. А вожатая предложила: «Давайте проучим его. Пусть Костику стыдно станет», – и придумала как. Понравилась нам Валина затея, только мы ей сказали:

«Ты всё‑таки предупреди Марию Сергеевну, а то она рассердится».

«Обязательно предупрежу, – пообещала Валя, – а вы завтра же его проучите».

Утром вся наша звёздочка пришла в школу ужас какая перепачканная! Точно мы в школьном саду убирались и после не вымылись. Посмотрел на нас Костик и даже за голову схватился. А потом за свой журнал. И всем нам самые жирные минусы поставил. А мы к нему с вопросом:

«За что же нам минусы?»

«Как – за что? – ужаснулся Костик. – А это куда годится?» – и стал тыкать пальцем в мой нос, он был в саже, в Алькины грязные башмаки, в Олин фартук с чёрными пятнами и жёлтыми разводами.

«Заметил? – фыркнула Оля. – А мы ведь думали, ты плохо видишь».

«Мы у школьного врача даже очки для тебя попросили», – сказал Толик Портнов.

«Не нужны мне очки, – рассердился Костик, – я хорошо вижу, какие вы грязнули!»

«Вот удивительно! – пожала плечами Оля Кубасова. – Нас сразу разглядел, а Вовка столько дней с грязными ногтями ходит, и у Саши с Витей уши были не вымыты. А ты им плюсики ставил».

«Нужны тебе очки! Очень нужны!» – закричали мы всей звёздочкой.

И тут Толик достал из своего портфеля огромные, склеенные из картона очки.

 

 

Покраснел Костик и на Сашу с Витей закричал:

«Куда вы такие неумытые в класс идёте? – И на нас тоже: – И вы умываться бегите! А очки себе оставьте. Мне они не понадобятся».

И верно, после этого случая Костик стал самым справедливым санитаром, – заключила Танечка и посмотрела на меня так, точно спрашивала: может быть, делать это не стоило?

– Очень даже стоило, – сказал я. – Ведь важно остановить человека вовремя. Вы показали Костику, как он нехорошо поступил, как был несправедлив, сумели заставить его посмотреть на себя со стороны. Вот он и застыдился, стал поступать, как положено октябрёнку: не кривить душой, не подхалимничать.

 

Все его знают, да не все выполняют

 

А ты, читатель, выполняешь? Ответь на наш вопрос самому себе, как только прочтёшь эту главу

 

Пробили стенные часы. Танечка посмотрела на них и похвасталась:

– Как научились мы узнавать время по часам, Мария Сергеевна продиктовала нам режим дня. – И Танечка объяснила мне: – Это такое расписание по часам и минутам, которое подсказывает, что надо делать, чтобы всё успевать.

Записали мы режим дня в тетрадки, Мария Сергеевна и спросила:

«Когда вы теперь будете уроки делать? Сразу после школы или после того, как немного погуляете и отдохнёте?»

Мы хотели закричать: «После того, как нагуляемся!»

А Вовка Бузанов опередил всех.

«Я буду делать уроки, когда бабушка из дома уйдёт, – сказал он. – А то она заставляет всё переделывать».

«Нет, видно, вы не представляете, как важен и полезен режим дня», – расстроилась Мария Сергеевна и решила пригласить к нам пионеров из лучшего в нашей школе класса. Таким классом был четвёртый «А». Пришли к нам пионеры – три мальчика и две девочку – и стали рассказывать, как режим дня помогает им учиться.

Вот что они сказали.

ВИТЯ БИРКИН, председатель совета отряда:

Режим дня – очень важная вещь. Если вы, октябрята, хотите чего‑нибудь добиться, обязательно выполняйте режим дня. Я как стал его выполнять, мне отец сразу велосипед «Орлёнок» купил. А до этого два года обещал, а не покупал.

 

 

ВЕРА ТОЛКАЧЁВА, звеньевая четвёртого «А»:

С режимом дня у вас, октябрята, обязательно будут всякие неприятности. У меня они до сих пор бывают.

Я, например, очень часто не успеваю помочь родителям по дому. Этот пункт у нас стоит после гулянья. А часов у меня нет. Вот я и думаю: прошло, наверное, всего минут двадцать. И гуляю себе, а на самом деле, оказывается, уже час прошёл. Так и не успею ничего по дому сделать. Я выполняю этот пункт только тогда, когда плохая погода. Чтоб у вас не получилось так же, как у меня, советую вам меньше гулять.

«Ишь какая хитрая! – усмехнулся Вовка. – Что же ты сама меньше не гуляешь?»

Но Вере не дали ответить. Поднялся страшный шум. На неё набросились даже одноклассники.

Больше всех возмущался физорг четвёртого «А»

 

 

ГОГА ГОЦЕРИДЗЕ:

Просто удивительно, как ты могла посоветовать малышам быть меньше на свежем воздухе? У октябрят за гуляньем идёт пункт приготовления уроков. А разве можно хорошо приготовить урок, не отдохнув как следует? Для такого дела голова должна быть светлой, как летний день.

 

 

ВИКА СОСНИНА, просто пионерка:

У меня, ребята, как раз не хватает времени, чтобы вовремя сделать уроки. Время по режиму дня кончается, а я только половину заданного сделала. Сначала я не знала, почему у меня так получается. А потом догадалась. Оказывается, я, пока делаю уроки, очень часто смотрю на часы. Раз в тетрадь, а раз на часы. Вот и получилось, что вместо двух часов я занимаюсь только час. Предлагаю вам, ребята, в то время когда вы делаете уроки, накрыть часы тёмным платком или загораживать их портфелем. Это очень помогает укладываться вовремя.

 

 

ХМУРЫЙ МАЛЬЧИК, пионер без галстука:

А я вовремя никогда не укладываюсь. Сегодня вот тоже: галстук забыл повязать. Не возвращаться же! И так в школу чуть не опоздал. А на последнем уроке двойку получил. Вообще‑то я режим дня не выполняю. Мне, наверное, велели прийти к вам как отрицательному явлению. Если не верите, я могу дневник показать.

 

…– Мы не стали смотреть у этого ученика дневник, – сказала мне Танечка, – уж очень он был хмурый. Мы пожелали ему поскорее исправиться и стать положительным явлением.

Потом председатель совета отряда Витя Биркин напомнил нам ещё раз, что режим дня – очень полезная вещь, а звеньевая Вера сказала, чтоб мы не стеснялись и всегда обращались к ним за советами.

Тут четвероклассники ушли, обсуждая на ходу, как им заставить выполнять режим дня того пионера, который признался, что получает двойки. А мы поскорее собрали книжки и побежали домой. Потому что по режиму дня нам давно полагалось гулять, а мы ещё даже не обедали.

– Выполнять режим дня очень полезно, – сказал я Танечке. – Вот никто из нас не в силах заставить вырасти день. Правда ведь? Как часы идут, так они и будут идти. Но если правильно распределить время, то ты сама увидишь, что твой день станет длиннее. Ты будешь больше успевать сделать. И всё потому, что организуешь свой день, сумеешь употребить время с большей пользой для себя. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой как‑то сказал: «Того часа, который ты пропустил, не воспользовавшись им наилучшим образом, уже никогда не возвратить». А режим дня как раз и не позволяет терять время.

 

Один час в день

 

Можно и больше, но тогда в твоём табеле появятся двойки

 

– Мне режим дня сначала тоже не понравился, как тому хмурому пионеру, – призналась Танечка и наморщила свой носик. – В нём одни приказы: в восемь вставай, умывайся, в восемь тридцать – в школу иди, в четыре часа – садись за уроки, в девять тридцать вечера – ко сну готовься. Скучно! Сказала я об этом дома, а папа со мной не согласился. Он взял листок с нашим режимом, прочитал его и сказал:

«Вот у тебя написано: от шести до семи вечера – отдыхать. А как ты думаешь отдохнуть, скажем, сегодня?»

«Не знаю, – ответила я, – может, читать буду, а может, просто на тахте лежать».

«Так отдыхать, конечно, скучно», – сказал папа и предложил мне подумать, чем бы я могла заняться в свой час отдыха.

Я подумала и придумала. По‑моему, даже очень интересно получилось. Я и в школе октябрятам нашей звёздочки об этом рассказала. Они все обрадовались и тоже решили отдыхать, как я. Всю неделю старались. А в субботу собралась наша звёздочка в этот самый час отдыха в классе, и командир Вовка скомандовал:

«Доставайте кто что принёс!»

Выложили мы на парты свёртки и развернули их. У Алика оказалась маленькая полочка для цветов, у Вовы книга в картонном переплёте да ещё кормушка для птиц. У Олечки красивый рисунок в рамке. А у меня салфетка, вышитая крестиком.

«Где вы всё это взяли?» – спросила нас вожатая Валя.

От её вопроса нам стало очень весело. Переглянулись мы со значением и похвалились:

«Сами сделали!»

Тут командир Вовка достал из своего портфеля листок, на котором у него был написан режим дня, и ткнул в него пальцем.

«Смотри, – сказал он Вале, – в нашем режиме есть один интересный час – час отдыха. Так мы в это время не бездельничаем, а занимаемся любимым делом. Поэтому столько всего и сделали за неделю».

 

 

Посмотрела вожатая ещё раз на наши самоделки и спросила:

«А почему на парте Костика Гурьева ничего не лежит? Неужели у него нет любимого дела?»

А мы все как закричим:

«Есть! Есть! Костик в музыкальной школе занимается. Он сегодня нам вальс сыграет, который за эту неделю выучил».

Стали мы свои самоделки друг другу показывать и объяснять, как мы их делали. А потом пошли в школьный актовый зал, и Костик сыграл нам вальс, а Толик Портнов станцевал танец, который называется «Нанайская борьба». Нанайцы на севере живут, где его папа работает. И они очень любят в борьбе соревноваться. Весело прошёл у нас этот сбор. Потом мы часто так по субботам собирались. И режим дня мне стал больше нравиться.

Ой! – вдруг всплеснула руками Танечка, посмотрев на часы. – Заговорились мы, а мне по режиму дня уже пора уроки делать. Выучу и опять приду.

 

Я проводил Танечку и подумал, что её звёздочка совсем неплохо начала свою октябрятскую жизнь… Как вы считаете?

 

Бездельники!

 

А так ли? Надо разобраться

 

Прошёл час… два… три!.. А Танечка всё не приходила. Сначала я подумал, что ей так много уроков задали, и даже пожалел её. А потом случайно взглянул в окно и ахнул: стоит Танечка у качелей и смотрит, как её подружки вверх взлетают. Наверное, и сама качаться собирается. Открыл я форточку и крикнул сердито:

– Таня, что ж ты не идёшь? Ведь я жду тебя!

Всё‑таки нехорошо так поступать. Человек дожидается, отложил все свои дела, а она преспокойно во дворе гуляет. Ну, думаю, приди только, обязательно выскажу свою обиду.

А Танечка и идти не хочет. Подбежала поближе к моему окну, сложила рупором ладошки и крикнула:

– Не буду я больше о нас рассказывать! Я вспомнила, как мы целую неделю бездельничали. Что ж я вам расскажу?

И опять к качелям убежала. Тут я ещё больше рассердился. Что значит «не буду»? Это же не по‑октябрятски. Раз договорились всё выяснить, при чём здесь «не буду»!

Вышел я во двор и присел на скамейку рядом с Танечкой. А как с ней заговорить, не знаю. Станешь упрекать – так, пожалуй, обидится. Тогда совсем никакого разговора не получится. Посмотрел я на неё раз – сидит строгая такая, неприступная. Посмотрел ещё – чуть‑чуть улыбнулась. А в третий раз посмотрел – оба мы рассмеялись.

– Ну, не хочешь мне о своей звёздочке рассказывать, давай на качелях кататься, – предложил я.

После этого Танечка и сказала мне:

– Не хочу на качелях, буду вам о нашей звёздочке рассказывать.

 

 

Уселась поудобнее на скамейке и начала:

– Придумала вожатая Валя каждую неделю собирать все наши звёздочки и спрашивать командиров, что какая звёздочка сделала. Расскажет о своей звёздочке командир, и сразу видно, чем октябрята занимались. А наш командир Вовка на самом первом таком сборе ничего не мог сказать.

– Неужели вы всю неделю бездельничали? – Я даже встал от волнения. В самом деле, обидно – всё так хорошо шло, и вдруг звёздочка опозорилась.

– Ну, мы не совсем бездельничали, – поправилась Танечка, – мы делали, но только не то, что раньше вместе с вожатой наметили.

В понедельник после уроков нам нужно было пойти к четвероклассникам и договориться, чтобы они нам рассказали о героях‑пионерах. У них такой сбор был. И мы захотели узнать о героях‑пионерах. А как мы могли пойти договариваться, если Оля Кубасова на последнем уроке двойку получила? Вдруг четвероклассники спросят: как вы учитесь? Что ж нам краснеть из‑за неё! Остались мы с Олей в классе и все уроки выучили: и вчерашние, и которые на завтра задали. И так всю неделю оставались, пока Оля не исправила двойку. Вот и сорвали беседу.

В середине недели мы должны были на карандашную фабрику с одной из мам идти, которая в родительском активе. А эта мама не пришла. Мы, конечно, могли пойти на фабрику с вожатой, но не пошли. Вместо этого мы всей звёздочкой отправились к этой маме выяснить, что случилось. А как выяснили, что она ногу подвернула, пожелали ей поскорей поправиться и по домам разошлись. Так и сорвали экскурсию.

А в конце недели у нас ещё одна неприятность получилась, – вздохнула Танечка. – Хотели мы после уроков в игру на сообразительность поиграть, чтобы узнать, кто у нас самый умный. Только начали, а какой‑то второклассник стал нам мешать. Вовка показал ему кулак, а он всё равно то и дело дверь в класс открывал и задирал нас. Тогда Вовка взял его и стукнул. Тут они начали драться. Еле мы Вовку отцепили от второклассника. А как отцепили, стали его стыдить и мирить с второклассником. Так никого, кроме драчунов, и не выявили. Что ж нам после этого на сборе звёздочки было рассказывать?

– А по‑моему, вам было что рассказать, – ответил я Танечке. – Я бы на месте командира вашей звёздочки не стал молчать. Ведь вы помогли Оле исправить двойку, навестили больную маму вашего товарища да и своего командира Вовку примирили с задирой второклассником. Разве это плохие дела?

– Что это за дела! – отмахнулась Танечка. – Вот если бы мы утренник о героях‑пионерах провели, на карандашную фабрику сходили да чемпиона по уму в своей звёздочке определили, было бы здорово. А это всё пустяки какие‑то!

– Вот уж не пустяки!

– Пустяки!

Танечка расстроилась, а я никак не мог убедить её в том, что их звёздочка сделала тогда хорошие дела. И совсем не важно, что они оказались не такими большими и ответственными. Главное, октябрята людям помогли. И тут я вспомнил про одну магнитофонную запись. Может быть, она поможет мне? Я позвал Танечку к себе домой, нашёл нужную плёнку и включил магнитофон. Танечка сейчас же узнала голос известного артиста и стала внимательно слушать.

 

Напрасная обида

 

Рассказ артиста

 

В те



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: