У многих есть недостатки




 

А у тебя, читатель? Ну‑ка, выясни…

 

– Принесла вожатая Валя к нам в класс большой плакат, – продолжала рассказывать Танечка. – На нём были нарисованы мальчик и девочка с красными звёздочками на школьных формах. А внизу подпись:

 

Октябрята – дружные ребята!

 

Прочитали мы плакат и закричали:

«Это верно! Мы дружные!»

«Мы почти не ссоримся!»

Только Алик не закричал. Даже насупился и сказал вожатой:

«А если дружить не с кем, тогда как?»

«Как – не с кем? – удивилась вожатая. – В классе тридцать пять ребят, а ты говоришь – «не с кем».

«А если они мне не нравятся?» – вызывающе сказал Алик.

«Все тридцать пять не нравятся?» – всплеснула руками Валя.

«Ну, не все, а те, с кем я подружиться думал», – поправился Алик.

«Чем же они тебя не устроили?» – спросила Валя.

«А чего хорошего в Вовке Бузанове? – сказал Алик. – Хотел я с ним дружить, даже вместе домой один раз пошёл. А он говорит: «Ну‑ка, давай поборемся, я тебя одной правой положу». А через минут пять снова: «Хочешь, я тебя одной левой в снег запихаю». И всю дорогу перед моими глазами кулаками махал. Быстро‑быстро. У меня от них даже в глазах зарябило. Вот я и расхотел с ним дружить. Решил с Толиком Портновым подружиться».

«Значит, ты с Толиком дружишь?» – поинтересовалась вожатая.

«Очень нужно! – фыркнул Алик. – Я думал, он хорошо учится, а он почти каждую неделю двойки получает. Разве двоечник хороший товарищ? Будешь с ним дружить, и сам хуже учиться станешь. Не с кем мне у нас в классе дружить. У каждого недостатки есть».

«А ты сам разве всё хорошо делаешь? – набросились мы на Алика. – Всегда всё исподтишка. Ехидничать ты любишь!»

«А помочь товарищу – тебя нет, – сказал Толик Портнов. – Просил я тебя, а ты так и не объяснил, как задачку решить. Сказал: с двоечниками не вожусь».

Тут уж и я не выдержала и крикнула Алику:

«Ты хоть и отличник, а по характеру хуже двоечника!»

Сильно покраснел Алик. Прямо как спелый помидор стал.

«Ну кто тебе сказал, что ты сам не всегда хорошо поступаешь? – спросила Алика вожатая. – Ребята! Значит, они твои настоящие друзья, раз хотят, чтобы ты лучше стал. А ты говоришь, что у тебя в классе друзей нет!»

Подумал Алик над словами вожатой и решил подружиться с Толиком и Вовкой. Ведь вместе скорее друг другу помогут. Одному – отметки исправить, другому – характер. С того дня они и уроки втроём делать стали. И друг за друга заступаться, если кто обидеть захочет. А мы посмотрели на них и захотели свою звёздочку ещё больше сдружить.

 

Хорошие рецепты

 

Кому какой подходит

 

– Пошли мы к пионерам‑четвероклассникам. Тем самым, которые про свой режим дня нам объясняли, и попросили рассказать, что им помогло сдружиться. Вот какие они нам рецепты дали.

ВИТЯ БИРКИН:

Мы сначала тоже были недружные. Каждый проводил время и учил уроки как хотел. А теперь нас водой не разольёшь. Знаете, кто пришёл нам на помощь? Ваш старый знакомый – режим дня. Начали мы в одно и то же время уроки делать, родителям помогать, гулять – вот и сдружились. Ведь что у нас стало получаться: делаем мы дома уроки – вдруг задачка не выходит. Бежим друг к другу. И решаем вместе. Хорошо вместе решать! Обязательно решим. Потом расходимся. По режиму дня – надо родителям помогать. А родители пошлют нас в магазины, вот мы и опять вместе. И тут друг другу помогаем. Один в кассу встанет, другой на всех хлеб покупает, третий – масло, четвёртый – сахар. В момент обернёмся – и во двор. Согласно режиму дня гулять пора. А во дворе подавно не разлучаемся. Так и сдружились.

ВИКА СОСНИНА, экскурсовод школьного музея имени Лены Колесовой:

По‑моему, чтобы крепко подружиться, надо что‑нибудь пережить вместе. Мы пережили и подружились. Было это так. Задумали мы устроить уголок Героя Советского Союза Лены Колесовой. Наш отряд теперь её имя носит. Разыскали маму Лены, написали ей письмо и попросили прислать книгу о Лене с фотографией. Как получили мы книгу, Саша Гущев, наш художник, стал с фотографии большой портрет рисовать. И тут кто‑то из нас опрокинул чернильницу и залил фотографию Лены. Что делать? Стали мы все вместе такую же книгу про Лену в городских библиотеках искать. Один день в одну идём, другой – в другую. Наконец нашли сборник военных рассказов. Там статья про Лену и портрет её. Очень мы этому обрадовались. Особенно художник Саша. Вышел он из библиотеки и даже песню запел. Мы в этот день до вечера не разлучались. А после нам друг без друга уже скучно было. Вот как подружиться можно.

ГОГА ГОЦЕРИДЗЕ:

Чтобы дружить, надо хорошо знать друга. А то никакой дружбы не будет. Я, например, начал дружить с Петей Суровым из нашего класса. Только ничего из этой дружбы не получилось. Я в нашу школу в прошлом году пришёл. Никого не знал. Посадили меня с Петей. Вроде хороший ученик, хороший мальчик. Почему не дружить с таким? Я и стал дружить. А он мне сразу условие поставил: «Будешь со мной дружить, с Витькой Биркиным не водись. Он командовать любит. С курносым Борькой тоже не водись. Он второгодник и мой враг: жадиной меня дразнит».

Пригляделся я к Пете, а он в самом деле жадина. Резинку и ту товарищу дать жалеет. Один раз я забыл дома ручку, а у него две было. Он даже не сказал мне об этом. Я случайно узнал. Доставал Петя учебник из портфеля, а из него ещё ручка выпала. Вот я и перестал с ним дружить. Для друга разве что жалеют? Я‑то для него ничего не жалел. Даже с Витькой Биркиным не водился. Только зря! Он как раз справедливый и честный. Сейчас Витя мой первый друг. И курносый Борька хороший товарищ.

ВЕРА ТОЛКАЧЁВА, звеньевая:

А мы совсем по‑другому сдружились. И не друг с другом, а всей звёздочкой. Раньше мы очень недружные были. Часто ссорились. Особенно когда в школьном саду работали. Лейки друг у друга вырывали и лопаты, чтоб получше себе взять. Но вот сняли мы первый урожай. Стали яблоки есть – тут уж дружно ели. Нам было весело. Ели мы яблоки и мечтали о том времени, когда наш сад станет большим и красивым и мы сами вырастем.

«Я буду машинистом турбовоза, – сказал Саша Козлов, – буду перевозить людей из одного города в другой».

«А я стану геологом», – призналась я.

И все сказали, кто кем хочет быть. Оказывается, у нас в звёздочке и врачи есть, и капитаны кораблей, и даже пограничники. Интересно о будущем мечтать. Мечтая, мы и подружились.

Больше пионерам рассказывать было нечего, и они ушли…

 

– Помог вам этот разговор? – спросил я Танечку.

– Ещё как! – закивала она головой. – Вспомнили мы после всё, что пионеры сказали, и написали себе для памяти такой плакат:

 

Нет в звёздочке интересных дел – нет в ней и дружбы!

 

Прочитали мы плакат и придумали игру под названием «Копилка знаний». Каждый из нас узнавал что‑нибудь интересное и на сборе рассказывал об этом.

Толик Портнов рассказал, как королевские пингвины у моряков на ледоколе живут. Ему об этом в письме папа написал. А Вовка Бузанов показал нам приём борьбы самбо, которым можно любого силача победить. Его старший брат научил. А я ходила к тому старому рабочему, что нам в день приёма в октябрята сказку про звёздочку рассказывал, и позвала его к нам. Он пришёл и рассказал про Октябрьскую революцию.

А чтобы дружба у нас крепче стала, начали мы ходить друг к другу в гости. И ещё лучше сдружились. Нам даже жалко стало, что лето подошло и пришлось расставаться на каникулы.

– Вы на каникулы расстались, а мы с тобой расстанемся сейчас до завтра, – сказал я Танечке и посмотрел на часы. – Пора!

– Откуда вы знаете, что мне надо уже ко сну готовиться? – удивилась Танечка.

– Это мне твой режим дня подсказал, – пошутил я и пожелал Танечке спокойной ночи.

И с тобой, октябрёнок, я прощаюсь до завтра.

 

Не поверили

 

А почему? Значит, была причина

 

Если кто‑нибудь из вас, ребята, видел ученика, который получил подряд три или четыре двойки, то он может представить себе, какой огорчённой выглядела Танечка, когда мы встретились с ней на следующий день. Но нет, двоек она не получила.

– Не примут нас в пионеры! Ни за что не примут! – заявила Танечка и быстро‑быстро замигала глазами. Того и гляди, расплачется.

С чего бы это? Но я не стал расспрашивать Танечку. Наоборот, я сделал вид, будто ничего не заметил, и сказал ей ровным, спокойным голосом:

– А ведь сейчас по режиму дня тебе положено обедать. Давай поедим вместе?

– Не хочу я есть! – замотала головой Танечка. – В меня теперь никакая еда не полезет. Если бы вы знали, до чего хитрющий Алик, вы бы с огорчения тоже целый год не ели.

– Тогда давай поголодаем, – согласился я. – А ты пока расскажи мне про него. И потом, если виноват Алик, почему ты думаешь, что вас всех не примут в пионеры?

– Потому что мы трусы, – объявила Танечка и, чтобы не заплакать, закусила губу.

Очевидно, ей было очень горько.

«В самом деле, пионер не может быть трусом, – подумал я, – да и октябрёнку быть им не годится. Вот положение!»

Танечка сидит на тахте и уже не кусает губы, а хлюпает носиком… Как же мне не дать ей расплакаться и всё выяснить? Ведь я хочу узнать, что случилось в их звёздочке не из простого любопытства. Может быть, я сумею чем‑то помочь Танечке. Как она не понимает этого!

 

 

Но нет, я напрасно так подумал о Танечке. Вот она подняла на меня свои полные печали глаза и сказала:

– Вызвала Алика Мария Сергеевна отвечать, а он, вместо того чтобы честно признаться, что не выучил урок, начал хитрить. Сказал, будто вчера его больная мама в аптеку за лекарством посылала, а там длинная очередь была. Вот он и устал так, что ничего в голову не полезло. А на самом деле мама никуда его не посылала. Просто он побоялся двойку получить. Ведь всего шесть дней осталось… А так Мария Сергеевна ему только точку поставила.

– А почему же вы ничего ему не сказали?

– Сказали, – возразила Танечка. – Только не на уроке, а после, когда домой из школы шли. Оля сказала и я: «Зачем ты учительницу обманул?» А он знаете что нам ответил?

– Ну‑ну? – поторопил я.

– «Вы хотите, чтобы у меня перед приёмом в пионеры двойка была!» Вот видите, – всё никак не могла успокоиться Танечка, – двоек он боится, а нечестного поступка нет. Я прямо вся закипела после этого! И Оля тоже.

– Это хорошо, что вас возмутил поступок Алика, – сказал я Танечке, – но одних правильных слов мало, вы обязательно должны подкрепить их делом.

– Каким делом?

– Мне кажется, вам надо добиться, чтобы Алик признался вашей учительнице в обмане. А то хоть вы и не виноваты, а получается, что тоже обманываете Марию Сергеевну, раз скрываете его обман.

– Хорошо, – решительно произнесла Танечка, – я скажу Алику, что Мария Сергеевна видела его маму на улице. Вот ему и будет стыдно.

– А тебе? – спросил я. – Ведь ты тоже станешь обманщицей.

Танечка вздохнула и развела руками:

– Тогда прямо не знаю, что и делать!

– Ты лучше скажи Алику, что так может случиться. Пойдёт его мама в магазин и вдруг встретит там вашу учительницу. Вот они и узнают, что Алик сказал неправду. Тогда Алик у Марии Сергеевны из доверия выйдет. Как тот пастушок, который обманул крестьян, закричав: «Волки, волки!» А никаких волков не было. Знаешь?

Танечка покачала головой, и я рассказал ей эту старую побасёнку:

– Пас пастушок стадо ягнят. Стало ему скучно, он и закричал: «Волки напали! Спасите!» Услышали его крестьяне. Схватили топоры, вилы – и к пастушку. А он смеётся: «Ловко я вас провёл!» Зато в другой раз, когда волк в самом деле напал на стадо, крестьяне, услышав крик пастушка, не поверили ему. Подумали, опять шутит. Горько он поплатился за свой обман.

– Я про этот случай Алику расскажу. Вот он и поймёт, как плохо обманывать! – обрадовалась Танечка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: