Как Старшего Друга найти




 

Глава с секретом. Но раскрывать секрет ещё рано

 

– Во втором классе Вова Бузанов уже не был командиром нашей звёздочки, – сообщила мне Танечка.

– За что же его переизбрали? Уж не натворил ли он чего? – поинтересовался я.

– Ничего не натворил, – успокоила меня Танечка, – просто вожатая сказала, что нужно кому‑то ещё проявить себя. Вот ребята и выбрали меня.

Танечка показала мне «Журнал октябрятских дел» их звёздочки, который она стала вести. И у меня сразу появились вопросы. Мне, например, была непонятна такая запись: «Теперь мы знаем, где искать Старшего Друга».

– Откуда вам это стало известно? – спросил я.

– В самом начале учебного года, – принялась объяснять мне Танечка, – когда октябрятская работа только началась, пришла к нам вожатая Валя и сказала:

«Между собой вы ещё в том году хорошо сдружились. А вот Старшего Друга у вас пока нет».

«Как – нет?! – закричали мы. – У нас даже два Старших Друга: ты и Мария Сергеевна».

«Нет. Я говорю о другом Старшем Друге».

«О каком же? – спросили мы. – У нас больше никого нет».

«А жаль, – покачала головой Валя. – Очень хорошо, если октябрятская звёздочка дружит с кем‑нибудь из взрослых людей со стороны».

«Как же с ним подружиться?» – зашумели мы.

«Об этом вы сами подумайте, – сказала вожатая, – или посоветуйтесь с пионерами».

«Верно, посоветуемся с пятиклассниками, – тотчас решили мы. – В прошлом году они нам здорово про режим дня и про дружбу рассказали».

На большой перемене мы пошли к их председателю совета отряда Вите Биркину и объяснили, что нас интересует. Он сказал:

«Придём поговорить с вами после уроков. Ждите!»

Витя оказался точным человеком. Не успели мы сложить тетради и книжки, как явились пятиклассники. Мы их сразу узнали, потому что пришли те же самые ребята, которые были у нас в прошлом году. Разговор начал

ВИТЯ БИРКИН:

Конечно, не каждый встречный может быть Старшим Другом октябрят, но мы своего друга встретили совсем неожиданно. Шли из школы и видим: несёт старушка полную сумку продуктов. Взяли и помогли ей. А пока несли сумку, пригласили старушку на сбор звёздочки. Мы хотели, чтобы она наше представление посмотрела и немножко развлеклась. А старушка сама нам интересные сказки рассказала. Оказывается, она была артисткой‑сказительницей. Вот как нам повезло! Потом Ксения Георгиевна, так звали старушку, помогла нам сбор, посвящённый сказкам, провести. Мы тогда на всю школу прославились. Очень хороший у нас в звёздочке Старший Друг объявился.

ГОГА ГОЦЕРИДЗЕ:

А у нашей футбольной команды самый преданный друг – управдом. Сначала он всё косился на нас: не мы ли забор свалили? Не мы ли мячом клумбу попортили? А потом собрал нас и предложил быть патрулями во дворе. Мы теперь за всем порядком во дворе следим. И о каждом происшествии ему докладываем. Управдом нам теперь без опасения лопаты даёт и всякие другие инструменты. А раньше он боялся, что мы лопаты сломаем. Управдом наш хороший Старший Друг.

ВЕРА ТОЛКАЧЁВА:

В нашем звене тоже есть друг. Он шофёр. Мы с ним уже третий год дружим. С того самого дня, как он привёз к нам на сбор старого большевика. Шофёр нам тоже о своей работе рассказал. И правила движения объяснил. Мы ему октябрятскую звёздочку подарили. Шофёр её в такси рядом с зелёным колпачком прикрепил. Один раз милиционер остановил его и спросил:

«Что это за знак?»

Шофёр ответил:

«Знак дружбы с октябрятами!»

Милиционер засмеялся и разрешил ему дальше ехать.

ВИКА СОСНИНА:

А наш самый лучший друг – тётя Люся. Она воспитательница детского сада, в который мы ходили до школы. Мы уже в пятом классе, а всё бегаем к ней после уроков и спрашиваем: «Как дела, тётя Люся? Чем вам помочь?» И очень рады, когда она поручит нам что‑нибудь, а потом похвалит.

После Вики поднялся со стула тот самый пятиклассник, который не выполнял в прошлом году режим дня и приходил к нам как отрицательное явление. Он был такой же хмурый. Он сказал:

ХМУРЫЙ МАЛЬЧИК:

У нас в звене тоже есть Старший Друг. Только я не знаю, кто он, потому что редко остаюсь на сборы. А когда оставался, он не был. В общем, я его ни разу не видел. Он, кажется, токарь на заводе или артист‑канатоходец. Если хотите, я могу узнать поточнее…

 

Мы не стали просить этого пионера узнавать точно, кто Старший Друг их звена. Нам всем захотелось поскорее подружиться с каким‑нибудь шофёром или водителем самосвала и тоже подарить ему октябрятскую звёздочку. Мы поблагодарили пятиклассников за советы и договорились между собой приставать к родителям до тех пор, пока они не покатают нас на такси. В такси каждый из нас должен был разговориться с шофёром. И если он окажется приветливым и интересным человеком, записать номер его машины и пригласить шофёра к нам на утренник. Мы уже начали готовиться к празднику Октября.

– Удалось ли вам таким образом найти Старшего Друга? – спросил я.

Танечка улыбнулась и загадочно ответила:

– Об этом я вам потом скажу, когда буду о «Говорящей швабре» рассказывать. А сейчас послушайте, какое чрезвычайное происшествие с нами произошло в Октябрьский праздник.

И я узнал вот что.

 

Весёлое представление

 

Только не всем здесь будет весело

 

Понравилось октябрятам Таниной звёздочки, как пионеры, про которых рассказывала Вика Соснина, дружили с детским садом. Решили и они навестить под праздник малышей. А в какой садик пойти? Конечно, в тот, куда сами до школы бегали. Только просто так идти к малышам неинтересно. Ведь октябрята – весёлые ребята. Вот и придумали они показать малышам кукольное представление. Вожатая Валя помогла им пьеску выбрать и роли распределить. Стали мастерить кукол‑зверюшек. У всех зверюшки хорошие получились, только у Вовы Бузанова никак Волк не выходит.

– У тебя Волк точно крот какой. Его мой Барашек и не испугается, – смеялась над Вовиным Волком Танечка.

Что после этого Вове делать?

Вышел он из класса да как завоет волком на весь коридор. Даже внизу, в школьной мастерской, его вой услышали. Прибежали ребята, думали, что случилось. А узнали, в чём дело, и утешили Вову.

– Не переживай! – сказал Витя Биркин. – Поможем тебе волчью пасть сделать.

И такого страшного волка смастерили, что ни в одной сказке ещё не было. Вставили ему в пасть маленькую пружинку. А от пружинки суровую нитку протянули. Дёрнет Вова за нитку – раскроется волчья пасть и даже зубы покажутся. А отпустит нитку – пружинка захлопнет пасть. Прямо как живой волк получился. Танечка его даже по‑настоящему бояться стала.

– Уж ты моего Барашка – белые кудряшки поскорее ешь! – просила она Вову.

А Вовка на каждой репетиции раза по два свои сценки повторял. Добился, чтобы страшнее получалось. Разучила Танина звёздочка сказку и пошла к малышам в гости.

Смотрят малыши спектакль, переживают. Вместе с Зайкой песенки поют, смеются, как Медведь зарядку делает. А когда Волк за Барашком пришёл, насторожились, притихли…

Один малыш, по имени Ванечка, даже нарочно крикнул Волку:

– Нет здесь Барашка! Убежал он! (Наверное, подумал: «Вдруг Волк уйдёт!»)

А Волк хитрющий был. Махнул на Ванечкины слова хвостом и стал под сараем землю рыть.

 

 

Почуял Барашек беду, выбежал из сарая, а Волк за ним. Открыл свою зубастую пасть, чтобы Барашка схватить, и вдруг прямо на глазах у зрителей отвалилась у него половина картонной морды. А одной половинкой разве Барашка схватишь? Вова за ширмой ужас как растерялся, даже вслух себя ругать стал:

– И зачем я так сильно за нитку дёрнул? Всё представление теперь испортил.

Только так сказал Вова, а малыши как засмеются да как захлопают в ладоши и закричат:

– Так и надо Волку, так и надо! Теперь он Барашка не тронет.

А маленький Ванечка подбежал к ширме, схватил половину волчьей морды и на всякий случай отнёс её подальше. Тут вожатая Валя и задёрнула занавес. Так и кончилось это представление. Зрители остались им очень довольны. А Танина звёздочка решила всегда так свой спектакль кончать, чтобы злого Волка наказать и Барашка спасти. Ведь даже самые маленькие ребятишки должны знать, что нельзя делать зло. И волков бояться не надо. Ни на сцене, ни в жизни…

 

– Вот какое у нас чрезвычайное происшествие случилось, – улыбнулась мне Танечка и продолжала: – Вожатая Валя потом нам сказала: «Уж если мы к этой пьеске такой хороший конец придумали, так, может, сумеем всю пьеску сами написать. Давайте попробуем». И мы написали. Вот какая пьеска у нас получилась.

Танечка раскрыла «Журнал октябрятских дел» их звёздочки и указала на одну из страничек. На ней красными печатными буквами было написано:

 

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК

 

 

Первый ученик

 

Сценка для кукольного представления

 

 

Участвуют:

ПЕТРУШКА – кукла.

ДЕВОЧКА – школьница.

ПЕТРУШКА (появляется над ширмой, поёт). Стал я школьником се‑год‑ня, поступил я в пер‑вый класс, по‑сту‑пиил я в перрр‑вый класссс!..

К ширме подходит девочка.

ДЕВОЧКА. Здравствуй, Петрушка! В школу собрался? А что ты скажешь своей учительнице?

ПЕТРУШКА. Скажу: «Здравствуйте, Анна Иванна! Вы моя перррвая учительница, а я ваш перррвый ученик!»

ДЕВОЧКА. Очень хорошо, Петрушка, что ты хочешь учиться лучше всех.

ПЕТРУШКА. Я уже придумал, как стать перррвым учеником. Сказать?

ДЕВОЧКА. Я знаю. Надо выполнять все школьные правила. На уроках не разговаривать. А если можешь ответить на вопрос учительницы, подними руку.

ПЕТРУШКА. А если я не могу?

ДЕВОЧКА. Что не можешь – поднять руку?

ПЕТРУШКА. Нет, ответить на вопрос. Я же не профессор.

ДЕВОЧКА. Но ведь ты хочешь быть первым учеником. А первый ученик всегда хорошо знает урок.

ПЕТРУШКА. А если у меня уважжжительная причина?

ДЕВОЧКА. Тогда подними руку и предупреди учительницу.

ПЕТРУШКА. Хорошо.

ДЕВОЧКА. Ну‑ка посмотрим, всё ли ты понял.

Петрушка поднимает руку.

Что тебе, Петрушка?

ПЕТРУШКА. Я не выучил урок по уважительной причине. Прошу меня не спрашивать.

ДЕВОЧКА. А какая у тебя уважительная причина?

ПЕТРУШКА (трёт лоб рукой). Я ещё не придумал.

ДЕВОЧКА. Ай‑яй‑яй, Петрушка! Разве уважительную причину придумывают?!

ПЕТРУШКА. А как же! (Смотрит в зрительный зал.) Во‑он в пятом ряду сидит мальчик. Как‑то он ходил на кукольное представление и не выучил уроки, а учительнице сказал, что у него болели зубы. (Изображает, как болят зубы.) Ой‑ой‑ой!

ДЕВОЧКА. Он нехорошо поступил и, наверное, больше так делать не будет. А ты должен всегда учить уроки, раз хочешь стать первым учеником. (Подвигает к ширме классную доску, пишет на ней.) Скажи, Петрушка, сколько палочек я написала?

Петрушка старательно прикрывает рот рукой.

Что же ты молчишь?

ПЕТРУШКА. Сама сказала: на уроках разговаривать нельзя.

ДЕВОЧКА. Так это за партой с соседом, а у доски надо отвечать.

ПЕТРУШКА. Тогда я лучше сяду за парту.

Звонит огромный будильник.

Ой, в школу пора! Ой, где мои тетрадки? Где портфель? (Мечется вдоль ширмы, собирая тетради и книги.)

ДЕВОЧКА. Петрушка, ты всё запомнил? Будешь теперь стараться стать первым учеником?

ПЕТРУШКА. Не беспокойся, буду! Вбегу сейчас самым первым в класс, займу первую парту и первым попрошу меня не спрашивать. Вот и буду первый ученик. Ура! (Убегает.)

 

Забавную сценку придумали октябрята Таниной звёздочки, не правда ли? Ты, читатель, тоже можешь разыграть её на своём школьном утреннике и посмеяться вместе с товарищами над такими вот «первыми» учениками.

 

Уговор «Чок‑Молчок» наоборот

 

В этой главе как раз и хранится «Секрет на весь свет»

 

На уроке чистописания на Танину парту упал скомканный комочек бумажки. Развернула его Танечка и прочитала: «Примите меня в свою звёздочку. В нашей скучно. Мы ничего не делаем. Даже в кино не ходим. А у вас весело. Вы выступаете, поёте песни, разучиваете игры, на экскурсии были. Примите меня. Октябрёнок Миша Аистов».

Прочитала Таня записку и кивнула Мише головой, что согласна. Пусть, если хочет, к ним в звёздочку переходит.

Обрадовался Миша и на перемене сказал своему командиру:

– До свидания. Я от вас в третью звёздочку перехожу.

– Как так переходишь? – не понял командир.

– А так. Буду у них, а не у вас, – сказал Миша и побежал в коридор. Он думал, что предупредил командира и всё в порядке.

А командир Мишиной звёздочки остановил его и сказал:

– Переходить из звёздочки в звёздочку нельзя, а то все разбегутся. Кем же тогда я командовать буду?

– Раз ты такой командир, что от тебя убегают, тогда тебе и командовать нечего, – заступился за Мишу Вовка Бузанов.

Тут их окружили ребята. Сначала все кричали, и от крика ничего нельзя было понять. А когда накричались, стали по очереди высказываться.

ВАЛЯ ГУРЕНКОВА, октябрёнок четвёртой звёздочки:

Миша хорошо сделает, если перейдёт из скучной звёздочки в весёлую. Было бы у нас скучно, я бы тоже перешла. А у нас тоже звёздочка хорошая. Зачем же я переходить буду? А если бы была скучная, я бы даже не задумалась. Ведь когда показывают по телевизору что‑нибудь неинтересное, мама всегда переводит на другую программу. Так и надо делать, чтоб веселее было.

СТЁПА КАТУШКИН, октябрёнок Мишиной звёздочки:

Вот уж нет! Телевизор одно, а октябрятская звёздочка – совсем другое. Миша плохо придумал. Лучше бы он позвал октябрят из своей звёздочки в цирк или в кино на смешной фильм. И всем стало бы весело…

 

Тут вошла в класс наша учительница и стала слушать, о чём мы спорим. Она ничего нам не говорила, а только слушала, что говорят ребята, и не мешала им. А спор разгорелся ужасный.

Сестрёнки‑близнецы, Зина и Нина, перебивая друг друга и размахивая руками, трещали, как две сороки:

– Мы считаем, Миша прав!

– И не прав! Так тоже может быть!

– Прав он потому, что не хочет скучать. Октябрята – весёлые ребята, зачем скучать!

– А не прав, раз бросает своих товарищей. Октябрята – дружные ребята. Бросать друзей не годится!

– Как же мне быть? – спросил их Миша.

– Вот ты переходишь в третью звёздочку, потому что там веселее, – сказал командир Мишиной звёздочки, – а вдруг тебе покажется, что в четвёртой звёздочке ещё веселее. Значит, ты и туда перейдёшь? Так и будешь из звёздочки в звёздочку бегать?

– Ты перебежчик! – сказал Стёпа Катушкин, друг командира Мишиной звёздочки.

– Раз из вашей звёздочки уходят, значит, командир у вас плохой, ничего интересного придумать не может, – сказала Олечка Кубасова и посоветовала ребятам из второй звёздочки: – Переизберите командира, тогда и будет весело.

Тут прозвенел звонок, Мария Сергеевна захлопала в ладоши и сказала:

– Советов вы дали Мише много, пусть он сам решит, как ему поступить. А нам надо заниматься…

 

– И как же решил Миша? – спросил я.

– Остался в своей звёздочке и предложил ребятам делать те же дела, что и мы, – вздохнула Танечка. – Наша звёздочка песню разучивает – и их тоже. Наша на экскурсию в краеведческий музей пошла – и они за нами. Мы своим любимым делом занимаемся – и тут с нас пример берут.

Мы сначала злились на них ужасно. Даже начали потихоньку от них собираться, чтоб они не узнали, что мы затеваем. А потом сами стали всё их звёздочке рассказывать. Даже один утренник вместе провели.

– Что же вас заставило так измениться? – поинтересовался я.

– Со старшеклассников пример взяли, – сказала Танечка. – Как‑то пригласила нас вожатая Валя к себе в класс на сбор. На этом сборе они говорили, как им двух пионеров из второго звена исправить. Мы думали, что это дело второго звена и все будут его ругать. Но ребята начали этому звену советы давать. Переживали за него. А звеньевой четвёртого звена пошептался со своими друзьями и сказал второму звену:

«Давайте Севу с Колькой вместе исправлять. У нас один секрет есть. Мы вам поможем».

Услышали мы это и переглянулись. Ничего пионеры от своих товарищей не скрывают. А мы всё тайком. Всё от других звёздочек в секрете держим. После этого сбора нам даже не по себе стало. Друг другу мы ничего не сказали, но получился у нас интересный уговор: никаких дел и затей от других звёздочек не скрывать, а даже наоборот – обо всём им рассказывать. Что затеваем, что делать собираемся. С того самого дня наши секреты и стали известны всем школьным звёздочкам…

– Очень это правильно, – порадовался я за Танину звёздочку. – Всё хорошее должно быть всем известно. Ведь и взрослые так поступают: затевают какое‑нибудь хорошее дело – и сейчас же во всех газетах про него расскажут. Чтобы все люди с передовиков пример брали. У передовиков секретов от других нет. Их секрет – на весь свет.

– А у нас на всю школу! – улыбнулась Танечка. – Мы сначала думали, что тайно делать интереснее. А оказалось, это не так: расскажем мы свою затею другим звёздочкам, а они нам ещё что‑нибудь добавят. Ну и мы им тоже подскажем, как лучше какой‑нибудь утренник организовать или концерт провести. Сидим и придумываем, кому что в голову придёт. Конечно, что не подходит, отбрасываем.

– Ум, как говорится, хорошо, а два лучше, – напомнил я Танечке.

– А если много умов – совсем здорово, – сказала Танечка. – Мы такие сборы прозвали «Чок‑Молчок» наоборот». Знаете, как на них интересно!

– Значит, теперь у вас каждая звёздочка не только о себе думает? – уточнил я.

– Мы теперь все обо всех думаем, – сказала Танечка и чему‑то вдруг обрадовалась. Должно быть, вспомнила что‑то хорошее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: