Два верблюда и одна пустыня




 

А сколько в этой главе неприятностей – и не сосчитать

 

Во втором «Б» все ребята стали что‑нибудь собирать. Такая у них мода пошла. Вова Бузанов стал этикетки от спичечных коробок собирать, Костик – всякие значки, Таня – открытки с картинками, а Алик – почтовые марки.

Как‑то выбежал во двор их дома дошкольник Сашуля, а у него в руках конверт с иностранной маркой. В этом конверте старшая сестра Сашули письмо от монгольского студента получила. Они на фестивале в Варшаве познакомились. И адресами поменялись.

Бегает Сашуля по двору, размахивает конвертом. А на конверте марка с двумя верблюдами, которые по пустыне шагают. Красивая марка! Увидел её Алик и сразу к Сашуле:

– Отдай мне марку. Я тебе тогда свой мячик поиграть дам.

– Очень нужен мне твой мяч, – отмахнулся Сашуля, – мне папа завтра тоже такой купит.

– Ну ножичек дам, с шильцем. На целый день. Ты им планку от забора постругать можешь.

– Чтоб мне за это от дяди Гриши попало? – оказал Сашуля и замахал конвертом.

– Ну хочешь, три эскимо куплю? – предложил Алик.

– Съем эскимо, и всё. А марка у тебя останется. Не нужно мне мороженое.

– А что нужно?

– Давай мне насовсем вот это, – сказал Сашуля и ткнул пальцем в Алькину октябрятскую звёздочку. – Надену я её и буду дошкольным октябрёнком.

– Таких октябрят не бывает.

– Пусть не бывает, – сказал Сашуля, – а я буду в октябрёнка играть.

 

 

Алик подумал: «Чего звёздочку жалеть?» Попросит он у мамы десять копеек и в магазине другую себе купит. Даже лучше. Новая у него будет. И выгодно. Отдай Сашуле деньги на три эскимо – куда дороже станет. А тут он такую редкую марку за десять копеек получит. И думать нечего.

 

 

Отдал Алик Сашуле звёздочку, отлепил марку от конверта и домой побежал. А потом в магазин. Только в магазине в этот день октябрятских звёздочек не было. Вот и пришлось Алику прийти наутро в школу без звёздочки. И на другой день он без звёздочки пришёл. Так октябрята и узнали, почему он без звёздочки ходить стал. Рассердились все на Алика ужасно.

ОЛЯ ПТАШКИНА (староста класса) сказала:

Разве можно променять звёздочку на марку! Да ещё дошкольнику. Видно, Алика самого в октябрята рано приняли, раз он не понимает этого.

ВОВА БУЗАНОВ:

На перочинный ножичек с двумя шильцами и то нельзя звёздочку обменять. Надо дать Алику как следует, чтобы он на всю жизнь это запомнил.

ОЛЕЧКА КУБАСОВА:

А может, Сашуля отдаст звёздочку своей сестре, и она пошлёт её вместе с письмом за границу – монгольским школьникам.

КОСТИК:

Сказала! Что, Сашуля её для сестры просил? Если бы в подарок зарубежным ребятам послал, тогда другое дело. А он её себе забрал и небось уже к курточке приколол. Не имея никакого права.

ВТОРОКЛАССНИК ПЕТЯ из другой звёздочки:

Разве дошкольнику можно звёздочку носить? Это всё равно что боевой орден приколоть или медаль, а самому даже на войне не быть.

ТАНЕЧКА:

Сашуля ещё ничего не понимает. А Алик понимать должен. Помните, что нам старый рабочий про звёздочку рассказывал, когда мы октябрятами стали? Такие звёздочки всем честным людям путь освещали. И нам они тоже светят.

ОЛЕЧКА КУБАСОВА:

Наша октябрятская звёздочка – младшая сестра кремлёвским звёздам. Это не простой значок. На нём портрет дедушки Ленина.

 

 

Тут пришла наша вожатая Валя, узнала, в чём дело, и сказала:

– Оля права. Звёздочка для октябрёнка – это его честь. Комсомолец дорожит своим комсомольским билетом, пионер – галстуком, а октябрёнок должен дорожить своей звёздочкой. Очень жаль, что Алик забыл об этом.

И Валя рассказала нам, как один мальчик сдержал своё октябрятское слово.

 

Октябрятское слово

 

Ты, конечно, не раз давал его. А сдержал ли?

 

Было воскресенье. Но третьеклассник Миша Серебряков трудился вовсю. Он выпиливал из фанеры деревянного человечка Буратино, которого должен был отнести завтра в школу на выставку октябрятских самоделок.

Все взрослые ушли по своим делам, и Миша был дома один. Ему никто не мешал, и работа продвигалась успешно. Но когда Миша начал выпиливать самое трудное – длинный и острый нос Буратино, – в квартиру позвонили. Миша открыл дверь и увидел знакомого почтальона.

– Позови‑ка кого‑нибудь из старших, – попросил почтальон, раскрывая свою кожаную сумку.

– Дома один я, – ответил Миша.

– Я принёс вашей соседке телеграмму, – сказал почтальон. – Могу я надеяться, что ты не забудешь передать её? Сам знаешь, телеграмма важна ко времени.

– Не забуду передать, не бойтесь, – сказал Миша и добавил: – Честное октябрятское!

Почтальон посмотрел на Мишину звёздочку и протянул ему книгу, в которой Миша расписался в том, что получил телеграмму.

Проводив почтальона, Миша снова принялся выпиливать. Вскоре он так увлёкся, что даже не заметил, как подпилил вместе с фанерой и бумажный краешек телеграммы, которая лежала на столике. Телеграмму Миша не испортил, у неё только оторвалась бумажная скрепка, и она раскрылась. Миша прочитал: «Буду проездом городе воскресенье 16 часов. Приезжай вокзал, кассы дальнего следования. Вера».

«Мария Петровна будет дома только вечером, она уехала к своим родственникам на другой конец города, – подумал Миша. – Значит, эта её знакомая Вера зря будет её ждать».

Миша вырезал Буратинин нос, потом опять прочитал телеграмму и, вспомнив слова почтальона: «Телеграмма важна ко времени», стал быстро одеваться.

«Нужно отвезти телеграмму, – говорил сам себе Миша, – лежать ей тут нельзя. Я же дал честное октябрятское передать телеграмму вовремя».

Соседку Миша застал у её родственников. Он отдал телеграмму, и свидание двух подруг состоялось. Но домой Миша вернулся усталый. Сразу лёг спать. И на открытие выставки пришёл без своего Буратино.

– Обещал, а не сделал, – упрекнули Мишу октябрята из его звёздочки.

– Я начал делать, да не успел закончить, – сказал Миша и объяснил, что́ произошло с ним вчера.

Слушала его объяснения и старшая вожатая. А когда после открытия выставки учитель труда поздравил лучших мастеров с хорошими самоделками, старшая вожатая рассказала всем собравшимся о Мише. И получилось так, что Миша хоть и ничего не сделал на выставку, но отличился не меньше тех октябрят, работы которых признали удачными…

 

…– Вот как может получиться, – задумчиво произнесла Танечка, – своё дело ради другого человека отложил.

– Да, – подтвердил я, – иначе Миша поступить не мог. Ведь он дал честное октябрятское слово. И его нужно было сдержать обязательно. Иначе какой же он был бы октябрёнок?!

 

Не додумались

 

Может, ты, читатель, подскажешь, что нужно сделать?

 

– Накануне нового учебного года, – сообщила мне Танечка, – встретились мы всей звёздочкой и пошли в лес. Хотелось нам прийти в школу с букетами цветов. Лес у нас недалеко. Почти сразу за школой. Большой, грибной. А в лесу речка. Вода в ней холодная‑прехолодная. Ключевая. Даже вброд переходить нельзя. Ноги от холода ноют. Через речку мостик есть. Хороший, с перилами. Но только я дошла до середины, большая доска у мостика поднялась и чуть меня по коленке не ударила, а то и по лбу могла, если б я не отскочила. Вот какая опасная доска! Оторвалась, а незаметно. Мы, когда из лесу возвращались, по другому краешку мостика шли.

В школе Мария Сергеевна похвалила нас за букеты и спросила:

«Где же вы так много цветов собрали?»

«В лесу, на полянках, – ответили мы и тут же предупредили Марию Сергеевну и всех ребят: – Пойдёте в лес, так по мостику идите осторожно. Там две доски оторвались. Упасть можно и ушибиться».

«Молодцы, что товарищей предупредили, – похвалила нас Мария Сергеевна, – всегда так поступайте…»

Послушал я рассказ Танечки и согласился с её учительницей. Верно, хорошо Танина звёздочка сделала, что своих одноклассников предупредила. Только можно было бы ещё лучше сделать.

– Это как же? – спросила меня Танечка.

– Подумай, вдруг догадаешься… – сказал я Танечке, а сам взял «Журнал октябрятских дел» их звёздочки и на страничке, где красным карандашом было написано «Наше первое дело», кое‑что нарисовал. – Если не догадаешься, что вы ещё могли сделать, – сказал я Танечке, – посмотри мой рисунок.

После этого Танечка уже не могла долго думать – посмотрела на рисунок и, конечно, сразу огорчилась:

– Не додумались мы до этого. Мы тогда обрадовались, что Мария Сергеевна нас за предупреждение похвалила, и о мостике сразу забыли. Зато мы нашли такое дело, от которого далее взрослым людям польза получилась. В тот же день нашли. Вовка Бузанов посмотрел в окно да как закричит:

«Ой, глядите, как смешно тётенька от колонки с водой идёт! Даже не знает, куда ступить. Как цапля на одну ногу встала».

«Там грязь вокруг, вот она и выбирает, где пройти удобнее, – сказала вожатая Валя. Она только что пришла к нам в класс. – И ничего в этом смешного нет, даже печально, что у колонки такая грязь».

«Конечно, печально, – согласился Вовка и перестал смеяться. – Ведь можно испачкаться».

«Вдруг эта тётенька сейчас упадёт и всё платье вымажет!» – ахнула Оля Кубасова.

Мы стали смотреть в окно, как тётенька с ведром идёт от колонки, и очень обрадовались, когда она вышла на тротуар и не упала.

«Не испачкала платье», – облегчённо сказала Олечка.

«Даже воду не пролила», – заметил Костик.

«А туфли испачкала, – закричал Вовка, – вон она с них грязь щепочкой счищает!»

«Эта тётенька ещё молодая, потому и не упала, – сказал Алик, – а старушка обязательно поскользнётся, да ещё водой себя обольёт. Давайте ждать, пока старушка за водой придёт. Если упадёт, поможем ей подняться».

«Зачем же ждать, когда старушка упадёт? – покачала головой вожатая. – Давайте натаскаем к колонке песку и засыплем грязь. Нам за это спасибо скажут».

Мы очень обрадовались, что нашли нужное дело, и поскорей побежали к завхозу за лопатами и вёдрами. А он оглядел нас и говорит:

«Назначаю бригадиром экскаваторной бригады Вову Бузанова. Приказываю сдать мне готовый объект к завтрашнему утру».

Тут Вовка сразу надулся, как футбольный мяч, даже чем‑то стал на завхоза походить, и закричал командирским голосом:

«Водители самосвалов и экскаваторщики, по машинам!»

Схватили мы вёдра с лопатами, зафыркали, как грузовики, и помчались к песчаному рву. Он за нашей школой был. А потом к колонке. Засыпали грязь песком, утрамбовали песок ногами и вернулись к завхозу, чтоб работу принял.

«Уже?» – удивился завхоз и смешно развёл руками.

«Разве у нас плохие экскаваторы и катки?» – сказал Вовка и повёл завхоза к колонке. Походил завхоз около колонки, посмотрел вокруг и остался доволен. Каждому из нас руку пожал. А на другой день вбил около колонки колышек с дощечкой, на которой написал: «Над водопроводной колонкой шефствуют октябрята‑третьеклассники».

Так все и узнали, кто грязь у колонки уничтожил. Взрослые нам всю табличку благодарными надписями исписали. А та тётенька, которая у колонки, как цапля, на одной ноге стояла, даже у нашего директора была. Пришёл с ней директор к нам в класс и похвалил нас за шефство над колонкой. А потом сказал тётеньке:

«Дружная у нас третья звёздочка. Смотрите, все какие весёлые».

Обрадовались мы ещё больше. А когда директор ушёл, подумали и приуныли. Всё‑таки живём мы в звёздочке не очень весело.

«Хорошо бы нашу звёздочку самой весёлой в школе сделать», – размечтался Вовка Бузанов.

Мы и стали вместе с вожатой над этим думать.

Первым высказался КОСТИК ГУРЬЕВ:

Чтобы в звёздочке было весело, надо разучить какой‑нибудь смешной спектакль. Вот подготовили мы во втором классе кукольное представление, показали его, и всем было весело. А не подготовили бы такое представление, скучали бы.

ВОВА БУЗАНОВ:

Только когда мы готовились к этому представлению, я ужасно переживал, что Волк у меня не получался.

АЛИК КУЗИН:

Надо, чтобы у нас в звёздочке двоек ни у кого не было. С двойками никакие весёлые утренники не помогут. А с пятёрками и без представления запляшешь.

ТОЛЯ ПОРТНОВ:

Не согласен я с этим. Вот во второй звёздочке в прошлом году двоек не было, а скука была. Миша даже в нашу звёздочку попросился. А я в этот день как раз двойку получил.

ВАЛЯ, вожатая:

Двойки, конечно, веселиться мешают. С этим спорить нечего. И Толик, когда получает двойки, всю звёздочку огорчает. Но звёздочка без двоек тоже не всегда бывает весёлой. Да и само веселье состоит не только в том, чтобы на сборе от смеха покатываться, а чтобы интересно и увлекательно проводить время. Вот тогда всем весело будет. У нас в третьем классе дел октябрятских много было, отметки у всех хорошие, а сборы проходили скучно. Но только до тех пор, пока мы не отправились… знаете куда?

ТАНЕЧКА. Куда?

ВАЛЯ. Если отгадаете загадку, то узнаете.

 

Красногалстучный народ

В гости нас к себе зовёт.

Мы спешим не на Луну –

В их счастливую страну!

 

ВСЯ ТАНИНА ЗВЁЗДОЧКА:

Догадались! Вы в страну Пионерию отправились!

ВАЛЯ:

Правильно. А вы хотите в этой стране побывать?

ТАНИНА ЗВЁЗДОЧКА:

Хотим! Ещё как! Ведь мы тоже скоро будем пионерами!

«Тогда в путь!» – сказала вожатая.

И с этого дня мы сделались путешественниками.

Сначала мы побывали в Шестнадцатой московской типографии на Красной Пресне, где организовался первый пионерский отряд в нашей стране. Мы туда всем классом ездили. Там мы узнали историю пионерского галстука. – И Танечка похвасталась мне своими знаниями: – Красный галстук не всегда был такой. Сперва он походил на самый обыкновенный платок. Пионеры складывали его наискосок и повязывали. Но однажды пошли городские пионеры в деревню. Они хотели организовать там пионерский отряд. А красные галстуки для сельских ребят с собой не захватили. И в деревне их не оказалось. Что делать? Взяли тогда пионеры свои галстуки и разрезали их наискосок, как складывали. Из одного – два галстука вышло. Каждый пионер один галстук себе повязал, а другой своему сельскому другу. Вот как удачно получилось! Так пионерский галстук и стал с тремя концами.

 

 

– А ты знаешь, что эти концы означают? – спросил я Танечку.

– Конечно, знаю, – закивала она головой. – Три конца пионерского галстука означают крепкую связь трёх поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Ещё мы познакомились с героями страны Пионерии. Про Лёню Голикова и Валю Котика книжки читали. А о Володе Дубинине и Павлике Морозове кинофильмы смотрели. Мы о них первым пионерам нашего района рассказали. Когда они к нам на сбор пришли. А о пионерах, которые в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации записаны, мы специальный стенд сделали. На нём мы ещё пионерские законы написали. В одном законе сказано, что пионер настойчив в ученье, труде и спорте, И мы решили свою ловкость развивать. Даже у себя в звёздочке конкурс объявили на лучшую игру, и которой можно ловкость показать. Мы много игр придумали, но всех интересней оказалась игра

 

Меткие стрелки

 

Игра, которую придумал меткий стрелок Вова Бузанов

 

Вова велел нам разбиться на две равные команды, встать друг против друга и развести пошире руки. Так, чтобы никого не задеть.

«Теперь опустите руки и слушайте, какая у меня игра, – сказал он. – У каждой команды должен быть капитан. В одной, к примеру, я буду, в другой – Костик. Капитаны считаются, кому начинать игру. Аты‑баты, шли солдаты, аты‑баты, куда шли. Ура, – закричал Вова, когда считалка кончилась, – я вышел! Нам начинать! – Он взял мяч, встал в свою команду и как бросит мячом в Костика. – Попал! – обрадовался Вова. – У нас одно очко, и мяч мы опять бросаем».

Алик прицелился в меня, но промахнулся, потому что я, не сходя с места, увернулась от мяча.

«Эх ты, мазила! – накинулся на него Вова. – Теперь мяч к ним переходит».

Стала бросать мяч наша команда.

«Вались!» – крикнул Костик и бросил мяч в Вову.

Потом я попала в Алика, хотя он приседал. А Оля промахнулась, и мяч опять перешёл к Вовиной команде. Тут уж они изо всех сил старались не промахнуться. И перекидали мяч все.

«Мы победили! – закричал Вова. – Проигравшая команда платит штраф. Что выбираете: песню печальными голосами петь или каждому игроку весёлую загадку придумать?»

«Мы песню споём!» – выбрал Костик.

Посовещались мы и запели «Жил‑был у бабушки серенький козлик». А Вовина команда от смеха прямо на ногах стоять не могла…

И Танечка заключила:

– Как мы в эту игру играем, у нас всегда весело.

 

Мне понравилась игра, которую придумал Вова. В ней можно помериться силами, развить ловкость.

Если вы, октябрята, читаете эту книжку всей звёздочкой, отложите её на немного и сыграйте в игру «Меткие стрелки».

Выясните, кто из вас самый меткий.

А может, вы свою игру придумаете? Тогда в неё ещё интересней играть будет.

 

Говорящая швабра

 

Если её сделать как следует, она принесёт большую пользу

 

Хотя у Тани в звёздочке стало веселее и всяких игр октябрята напридумали много, но первой в классе их звёздочка всё‑таки не стала. Потому что появился в ней отчаянный лентяй Толик Портнов.

– Ничем мы на него не могли подействовать. Папа у Толика работает далеко на Севере, а бабушка с мамой жалостливые. Вот он и разболтался, – объяснила Танечка и вздохнула. – Если бы у нас стенгазета была, написали бы мы про Толика заметку да посмешней рисунок поместили, может, он и исправился бы. А стенгазету октябрята не выпускают. Что делать?

И тут совсем неожиданно нам помогла мама Костика Гурьева. Пришла она к нам на сбор звёздочки и сказала:

«Помните, как вы моего Костика ловко проучили, когда огромные очки ему преподнесли, чтобы он лучше видел?»

«Помним! Помним!» – закричали мы.

«Сильно тогда переживал Костик и больше так плохо не поступал. Вот я и хочу вам посоветовать…»

Тут мама Костика рассказала, что она предлагает нам сделать. И мы взялись за дело.

Потерпели ещё три дня Толины двойки, а потом попросили Марию Сергеевну задержать после уроков наш класс. Выстроились всей звёздочкой на середине класса и хором объявили:

«Слушайте первый выпуск октябрятской газеты нашего третьего «Б» «Говорящая швабра».

Дальше объявлял один Алик:

«Стихи про нашего товарища».

И мы стали читать стихи. Сначала я:

 

Наш товарищ Толя

С дневником стал в ссоре…

 

За мной Костик:

 

Вредный у него дневник:

Двойки получать привык.

 

Толя удивлённо посмотрел на нас с Костиком и усмехнулся. Должно быть, понял, что мы читаем стихи про него. Костик продолжал:

 

А тетради Толечки

Жаловались Олечке:

 

Оля и я:

 

Посмотрите‑ка на нас –

До чего ж мы грязные!

Украшают нас сейчас

Двойки безобразные.

 

Тут Толя нахмурился и стал смотреть в парту. А мы продолжали.

Костик:

 

В классе Толя. Но его

Мы не видим. Отчего?

 

Все вместе:

 

Облепили его двоечки,

Из‑за них не видно Толечки.

 

Толя взял и заслонился от нас книжкой. А мы все хором спросили его:

 

До каких же это пор

Нам терпеть такой позор?

 

Толя не выдержал и пробурчал:

«Чего вы! Исправлю я двойки. Увидите!»

«Вот и хорошо, – сказала Мария Сергеевна. – Если Толя даёт нам слово, можно устный выпуск октябрятской газеты не продолжать. Но только с таким условием».

«Исправлю я», – снова буркнул Толя.

И мы сели на места. Мы бы и так сели. Потому что стихи кончились. Но мы сделали вид, что согласны с Марией Сергеевной и не хотим больше расстраивать Толю, раз уж он дал слово и мы поверили ему.

Так прошёл первый номер нашей устной октябрятской газеты. Стихи про Толю мы взяли из сборника «Репертуар детской художественной самодеятельности», а разучила их с нами мама Костика Гурьева. Она нам настоящим Старшим Другом стала. И совсем неожиданно. Пришла выяснить, зачем мы Костику очки преподнесли, и подружилась с нами.

Мы ещё два раза свою устную газету выпускали. Пробирали Алика за то, что он в школьном саду снег вместе с нами не убирал. Только стоял с лопатой да снежками кидался. И Олю, чтобы она перестала тетрадки дома забывать.

На Алика с Олей наша устная газета тоже подействовала. Оля ещё раньше исправилась, чем наш выпуск состоялся. Догадалась, что мы про неё стихи разучиваем. И в тот день, когда мы выступили, у неё все тетради на месте были.

После этих выпусков устной газеты мама Костика стала бывать с нами на экскурсиях и помогла шить костюмы к новогоднему карнавалу. Как‑то она подвела к нам двух первоклассников и сказала:

«Не всё вам у пионеров советы спрашивать, посоветуйте‑ка малышам сами».

Расспросили мы первоклашек, что они от нас хотят, и сказали:

«Придём к вам завтра. Сегодня не можем – много уроков».

А сами побежали советоваться с вожатой Валей, мамой Костика и Марией Сергеевной. Чтобы перед малышами не оконфузиться. Подготовились и пошли.

 

Сами с усами

 

Из этой главы читатель узнает, что такое авторитет и как его можно завоевать

 

Вот что мы сказали первоклассникам.

АЛИК КУЗИН:

Вашего отличника, который любит подсказывать и этим сбивает того, кто отвечает учительнице, проучить очень легко. Выйдет он сам отвечать, а вы со всех сторон тоже ему подсказывайте. Вот он и почувствует, как плохо отвечать, когда мешают думать.

Первоклассникам совет Алика очень понравился, они даже в ладоши захлопали. И тут же решили попросить свою учительницу, чтобы она поскорее вызвала отвечать этого ученика.

ТАНЕЧКА:

После Алика я первоклассникам совет дала, что им с тем мальчиком делать, который получает двойки, а исправлять их ленится. Хотя и может, потому что способный.

Про устную газету рассказывать первоклассникам не стала. Они ещё малы, читают даже еле‑еле. Такая газета может на того мальчика не подействовать. Я им другое предложила.

«Надо вам сходить с этим учеником в театр, – сказала я, – на спектакль про неуча. Пусть полюбуется на себя, как в зеркало».

Когда наша вожатая училась ещё во втором классе, у них тоже такой ученик был. Пошли ребята с ним в цирк, где выступал осёл‑математик. Выступление осла на этого мальчика очень подействовало. Ведь что же получилось? Осёл и тот умеет примеры решать, а Павлик нет. После цирка Павлик в первый раз сам уроки сделал. Так и стал лучше заниматься.

ВОВА БУЗАНОВ:

А можно с ним и по‑другому поступить. Получил этот ученик двойку, гуляет он после школы у себя во дворе, а вы следите. Как наступит время уроки готовить, подошли к нему, взяли под руки и домой увели. Пусть вместе с вами примеры решает и читать учится. И до тех пор так делайте, пока у него двоек не будет. А если опять получит, опять с ним сидите, старое повторяйте.

Вовино предложение тоже понравилось малышам. И Танечкино тоже. Только её сейчас не годилось. Кто‑то из них был в цирке и сказал, что там канатоходцы выступают и никакого осла нет.

 

– Ушли мы от них довольные. Не зря весь вечер готовились, – похвалилась Танечка.

– Ну и помогли первоклассникам ваши советы? – поинтересовался я.

– Ещё как! – оживилась Танечка. – Они когда своего двоечника исправили, про нас на всю школу разболтали. Какие мы находчивые, какие догадливые! Кроме нас, никого себе в вожатые не захотели. После этого мы и стали над ними шефствовать. А во время зимних каникул мы первоклассников с собой в одно путешествие взяли…

– И куда же вы отправились?

Танечка раскрыла свой «Журнал октябрятских дел», перевернула несколько страничек и подала мне. Я прочитал:

 

Страна Алмазных гор

 

Кто ещё не был в ней – побывайте

 

– Мы так на все зимние каникулы свой школьный сад назвали, – объяснила Танечка. – Вместе с пионерами мы построили в нём три больших снежных горы. В морозный день, когда солнышко светило, их снежные макушки так красиво вспыхивали, будто в самом деле были осыпаны драгоценными камнями. Вот пионеры и прозвали эти горы Алмазными. Мне такое название очень понравилось. Потому я так и записала.

– Что же вы делали в Стране Алмазных гор? – спросил я.

– Нас по этой Стране два друга сопровождали: Прыг и Скок. Мы их сами придумали. Каждый день кто‑нибудь из октябрят нашего класса становился Прыгом или Скоком. И они приглашали нас с собой. Первый день каникул мы назвали Снежинкой. Прыг и Скок устроили в Стране Алмазных гор соревнование между звёздочками на лучшего снеговика.

Каждая звёздочка лепила из снега какого‑нибудь зверя. После нашего конкурса школьный сад прямо в зоопарк превратился.

– Чья же звёздочка победила? – опросил я.

– Вторая. У них командир Миша, тот самый, который хотел в прошлом году к нам в звёздочку перейти. Помните? Он же рисует хорошо. Вот они и вылепили очень похожего оленя. Особенно красивыми у оленя рога получились. Ребята нашли такие ветвистые прутики, воткнули оленю в голову и облепили их снегом. А нас Прыг и Скок за упорство похвалили. Мы слона лепили. На него знаете сколько снега надо! У нас ещё раз пять хобот рассыпался. Но мы не ушли, пока слона не слепили. За это нас на октябрятской линейке похвалили. У нас в конце каждого дня линейка была. Малыши‑первоклассники один день тоже в ней участвовали. Вот они довольны‑то были!

 

 

 

Но всех интересней у нас первый день Нового года прошёл. Назывался он «День исполнения наших желаний». Сначала Прыг и Скок пригласили нас в актовый зал, где был концерт по нашим заявкам. Его школьный драмкружок подготовил. Старшеклассники наши любимые стихи читали и песни пели. А после концерта мы отправились на октябрятскую ярмарку. Во всех школьных коридорах старшеклассники устроили весёлые аттракционы. Мы в мешках бегали, кольца на разные фигуры животных набрасывали, но смешнее всех оказалась игра «Угости друга». На столе стояла тарелка, полная киселя, и лежали две ложки. Хозяин и гость садились за стол, надевали фартуки. Им завязывали глаза и вручали ложки. Так с завязанными глазами они и кормили друг друга киселём. Я до слёз смеялась. Бузанов с Аликом всё лицо друг другу вымазали, даже уши накормили.

В этот день Прыг и Скок все наши желания выполнили. Даже моё, самое трудное. Когда у нас спрашивали желания, я взяла и сказала: «Хочу, чтобы в этот день ни один мальчишка не подставил девочкам подножку и не дёргал нас за косы». Я это смехом сказала. А моё желание несколько раз объявили по школьному радио. И все мальчишки держали себя в этот день так, точно сдавали экзамен на вежливость. А трое мальчиков из четвёртого «В» разыскали меня и сказали:

– Глядите, какая заботливая, сама без кос, а за других волнуется. Ладно, мы ей завтра подножку подставим.

Только на другой день они забыли своё обещание…

– Вижу, каникулы вы провели весело, – сказал я Танечке. – А ты не знаешь, почему так получилось?

– Как – почему? – удивилась Танечка. – Разве в каникулы скучают?

– Ещё как! – И я рассказал Танечке про своего знакомого четвероклассника Андрюшу Лучкина.

 

Ужасный лентяй

 

История грустная, хотя и смешная

 

– Ура! Каникулы! – закричал Андрюша, врываясь в квартиру своего товарища и одноклассника Пети Говоркова. – В воскресенье я к папе на работу на ёлку поеду, а в понедельник – к маме, потом к тёте с дядей, а после ещё кто‑нибудь пригласит. Ты, например.

– Приходи, – сказал Петя, – только сделай какую‑нибудь маску. Мы хотим в самодельных масках собраться. Чтоб интереснее было.

– Охота была в каникулы маски клеить! В каникулы отдыхать надо, – засмеялся Андрюша и убежал во двор ещё с кем‑нибудь договориться.

Во дворе Андрюша увидел Вовку Чернова и ужасно обрадовался: Вовка – весёлый человек. Он умеет, например, говорить взрослым голосом, очень похожим на голос дворника дяди Гриши, и шевелить ушами. С ним не соскучишься!

– Пойдём походим по улицам, – предложил Андрюша.

– Некогда! – отмахнулся Вовка, а потом огляделся таинственно по сторонам и, убедившись, что поблизости никого нет, сказал: – Хочешь в СЮНДе участвовать?

– А что это такое? – спросил Андрюша.

– СЮНД – сокращённо: сюрпризы нашим девчонкам; все участники этой команды будут на каникулах делать девчонкам всякие сюрпризы.

– Это ещё зачем? – ахнул Андрюша.

– Чтобы интереснее провести время, – объяснил Вова. – Ведь девчонки только и ждут от нас одних подвохов. А мы им, наоборот, сюрпризы. Представляешь, как они удивятся? Вот, к примеру, пойдут девчонки в библиотеку через пустырь. А там канава большая и вся обледенелая.

– Что ж нам, лёд с неё в каникулы скалывать, что ли? – усмехнулся Андрюша.

– Зачем лёд, – возразил Вова, – мы сделаем через канаву мостик. Только перекинем его не сразу, а подкараулим, когда девчонки пойдут, замаскируемся и спустим на верёвках доску под самым их носом. Думаешь, они не завизжат от восторга? Ещё как! А потом…

– Так ведь мостик делать надо, – уныло протянул Андрюша.

Нет, ему решительно ничего не хотелось делать в каникулы. Расстался он и с Вовой.

Андрюша надумал сходить в детский парк. Вот где всегда весело! У входа в парк висела большая афиша. В ней сообщалось, что завтра в зимнем театре состоится концерт под названием «Мы отдыхаем».

«Как раз то, что нужно!» – обрадовался Андрюша.

Подсчитав деньги, которые ему дала мама на развлечения, Андрюша подошёл к кассе. Кассирша дала ему билет и маленькую зелёную бумажку с номером того же места и ряда, что в билете.

– Концерт начинается в час дня, – сказала она. – Но ты можешь прийти в парк к десяти утра и в любом кружке смастерить какую‑нибудь самоделку. Тот, кто придёт на концерт с самоделкой, будет вызван на сцену во время выступления фокусника.

«Что они, сговорились, что ли?» – рассердился Андрюша. Он покупал билет, чтобы развлечься, а тут опять какие‑то препятствия.

– А если ничего не сделаешь, на сцену не вызовут? – спросил Андрюша.

– Нет, – ответила кассирша, – тебе там нечего будет делать.

– Ну и не пойду я на такой концерт! – сердито сказал Андрюша и вернул билет.

Он вошёл в парк и увидел увешанный гирляндами грузовик с большой нарядной ёлкой в кузове. Около грузовика суетились ребята. Они прибивали к бортам лозунги.

«В гости к октябрятам», «Ёлка‑путешественница», – прочитал Андрюша и усмехнулся.

– Над малышами шефствуете? Нам такое занятие ещё в третьем классе надоело. В каникулы надо отдыхать.

– Без работы и заботы отдыхать неохота, – ответил Андрюше самый суетливый мальчик с молотком в руках.

А другой мальчик, наверное его друг, добавил:

– Скучен день до вечера, когда делать нечего, – и ещё подмигнул при этом ехидно.

Андрюша хотел наподдать этому подголоску, но тут к ребятам подошла их руководительница.

– Через полчаса представление на Чистопрудной. Торопитесь! – сказала она.

– Тоже мне артисты! – фыркнул Андрюша и пошёл по аллее куда глаза глядят.

Аллея привела Андрюшу к большому катку. Только катались на нём не обыкновенные девочки и мальчики, а герои хорошо знакомых Андрюше книг. Он сразу узнал Красную Шапочку, Бармалея и двух дядей Стёп – Моряка и Милиционера.

Все соревновались на беговой дорожке.

 

 

Андрюша тут же бросился в раздевалку попросить костюм лётчика‑космонавта. «Вот покатаюсь‑то сейчас!» – подумал он. Но оказалось, что все костюмы ребята делали сами и за лучшие из них будут выдаваться призы. Пришлось уйти с катка.

Андрюша присел на первую попавшуюся скамейку и стал думать, куда бы пойти. Около скамейки стояли три мальчика и разговаривали вполголоса.

– К их крепости надо в маскировочных халатах подползти, – сказал самый высокий.

– Верно! – поддержал его мальчик в ушанке. – Халаты белые, в них нас на снегу никто не заметит.

– Айда в столовую, попросим, – предложил третий.

Они пошли было по дорожке, но вдруг остановились, переглянулись между собой и бросились к Андрюше.

– Ага, попался! – закричал высокий.

– Вяжи ему руки, – приказал мальчик в ушанке и размотал со своей шеи шарф.

– Вы что, с ума сошли?! – возмутился Андрюша и стал вырываться.

– Не уйдёшь! – сказал высокий. – Я сразу догадался, что ты шпион синих. Ведём его в комендатуру.

Они привели Андрюшу к избушке на курьих ножках и, втолкнув в дверь, закрыли её на деревянный засов. Не хватало только, чтоб здесь баба‑яга оказалась!

Осмотрев избушку, Андрюша убедился, что выбраться из неё ему не удастся. Пришлось глядеть в маленькое окошечко и ждать, пока его выпустят. Вдалеке по дорожке прошли два дяди Стёпы. В руках они несли коньки и ещё по маленькому свёртку.

«Наверное, дяди Стёпы получили призы», – подумал Андрюша.

Потом по аллее прошёл целый отряд октябрят.

Ребята несли птичьи кормушки и громко пели.

Всем было очень весело, только не Андрюше. Концерт он не посмотрел, в плен его ни за что взяли и ещё неизвестно когда выпустят. А ведь каникулы идут. Уже почти весь день прошёл, а он так и не отдохнул. Даже замучился…

 

– Конечно! – согласилась Танечка. – Разве весело сидеть сложа руки?

– Ты, я вижу, правильно поняла меня, – сказал я Танечке. – И теперь наверняка ответишь мне: почему у вас так весело прошли каникулы?

– Потому что мы подготовились к ним, всего напридумывали, – догадалась Танечка.

– В том‑то и дело, – улыбнулся я и напомнил Танечке поговорку, которую не раз слышал от октябрят: «Чтобы всем повеселиться, надо дружно потрудиться».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: