Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа




РАЗДЕЛ 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

 

Тема 10. Методические основы принятия управленческих решений на базе проведенного экономического анализа деятельности предприятия

 

Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа

 

Значение и задачи анализа маржинального анализа. Большую роль в обосновании управ­ленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ, методика ко­торого базируется на изучении соотно­шения между тремя группами важней­ших экономических показателей: издержками, объемом производства (ре­ализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значе­нии других. Данный метод управленчес­ких расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия дохо­ду.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование катего­рии маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это выручка ми­нус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, оку­паемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа:

Этап 1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

Этап 2. Определение суммы постоянных и переменных издержек производство и реализацию продукции.

Этап 3. Расчет величины исследуемых показателей.

Этап 4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

Этап 5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

Этап 6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

1) необходимость деления издержек на две части - перемен­ные и постоянные;

2) переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

3) постоянные издержки не изменяются в пределах релевант­ного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

4) тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продук­ции существенно не изменяются;

5) эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергать­ся существенным колебаниям на протяжении анализируемо­го периода;

6) пропорциональность поступления выручки объему реализо­ванной продукции.

Анализ функциональной связи между издержка­ми и объемом производства продукции. Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресур­сов на производство и реализацию продукции (прямая зара­ботная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнер­гии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арен­дная плата, заработная плата управленческого и обслуживаю­щего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рек­ламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каж­дого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.

В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не рас­продается оборудование), выплачивать проценты по ранее по­лученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень слож­ное.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации про­дукции, для которого определялись эти расходы. Если при спа­де производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зару­бежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расхо­дов представляет собой уравнение первой степени

где Y – сумма затрат на производство продукции;

а – абсолют­ная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

b – ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

х – объем производства продукции (услуг).

Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере.

Таблица 23.
Зависимость общей суммы затрат и
себестоимости едини­цы продукции от объема производства

Q, шт. Себестоимость всего выпуска, млн. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
FC VC TC FC VC TC
             
             
            ИЗ
             
             

В данном примере (таблица 23) общая сумма постоянных рас­ходов в размере 50 млн.руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяет­ся с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Перемен­ные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорци­онально изменению объема производства, зато в себестоимос­ти единицы продукции они имеют постоянную величину:

Зависимость суммы затрат от объема производства показа­на на рисунке 12а. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и пере­менных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно прибли­жаясь к линии постоянных затрат.

Иная ситуация показана на рисунке 12б, где для каждого объема производства сначала отложены уровни переменных расходов на единицу продукции, а затем суммы постоянных расходов. Соединив значения переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения уровней посто­янных расходов - кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно при­ближается к прямой переменных расходов, а при спаде произ­водства она будет стремительно подниматься.

 

 
 

 


Рисунок 12. а) Зависимость общей суммы затрат от объема производства
б) Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства

Очень важное значение имеет точное определение суммы по­стоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используются раз­ные методы: алгебраический, графический, статистический, ос­нованный на корреляционно-регрессионном анализе.

Алгебраический метод можно применять при наличии ин­формации о двух точках объема продукции в натуральном вы­ражении (xl и х2) и соответствующих им затратах (z1 и z2). Переменные затраты на единицу продукции (b) определяют следующим образом:

.

Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетруд­но подсчитать сумму постоянных затрат (а):

или .

Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт., при таком объеме производства общая сумма затрат – 250 млн. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 млн. руб.

Вначале определим переменные издержки на единицу про­дукции:

Затем найдем общую сумму постоянных затрат:

250 – (0,1 х 2000) = 50 млн. руб., или 200 – (0,1 х 1500) = 50 млн. руб.

Уравнение затрат для данного примера, будет иметь вид

.

По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевант­ном ряду.

Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и мак­симального объема производства (рисунок 13). Затем они соеди­няются до пересечения с осью ординат, на которой откладыва­ются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая бу­дет одинаковой как для максимального, так и для минимально­го объема производства.

 

 

 


Рисунок 13. Графический метод нахождения суммы постоянных затрат

Уравнение общей суммы затрат (Y = a + bx) можно по­лучить и с помощью корреляционного анализа, если име­ется достаточно большая выборка данных о затратах и вы­пуске продукции (табл. 10.2).

Таблица 24.
Данные о затратах (у)
и объемах производства продукции (х)

Месяц X Y XY X2 Месяц X Y XY X2
Январь         Июль        
Февраль         Август        
Март         Сентябрь     21 840  
Апрель         Октябрь        
Май         Ноябрь        
Июнь       40000. Декабрь        
          Итого.     162 220  

 

Составим систему уравнений и решим ее:

Умножив все члены первого уравнения на 2300, а второго на 12, получим следующую систему уравнений:

374000b = 37640

b = 0,1

a = (830 – 2300x0,1)/12 = 50

Уравнение связи Y=50+0,1x показывает, что сумма по­стоянных затрат на данном предприятии составляет 50 млн.руб., а переменные затраты на единицу продукции – 100 тыс.руб.

Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью. Определение безубыточ­ного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Безубыточность такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необхо­димо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая допол­нительная единица проданной продукции будет приносить при­быль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безо­пасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее фи­нансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предпри­ятия являются основополагающими показателями при разработ­ке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оцен­ке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: «затраты – объем продаж – прибыль». Для определения их уров­ня можно использовать графический и аналитический способы.

 
 

 


Рисунок 14. Зависимость между прибылью,
объемом реализации продукции и ее себестоимостью

Например, производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс.руб. Все, что производится – сбывается, незавершенного производ­ства и остатков готовой продукции на складах нет. Следова­тельно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн.руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн.руб. Переменные расходы на единицу продукции – 12 тыс.руб., а на весь зап­ланированный выпуск продукции – 12 млн.руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн.руб. (20–4–12).

На основании этих данных построим график (рисунок 14).

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции), по вертикали – себестоимость про­данной продукции и прибыль, которые вместе составляют вы­ручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализа­ции продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки, безубыточного объема реализации продукции (порога рентабельности), ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере точка расположена на уровне 50% воз­можного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от воз­можного объема производства прибыль составит половину мак­симальной суммы, т.е. 2 млн.руб.

Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продук­ции в таком объеме.

 
 

 

 


Рисунок 15. Определение точки безубыточности

Разность между фактическим и безубыточным объе­мом продаж – зона безопасности. Если предприятие полно­стью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансо­вой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20 % и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при кото­ром рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по-другому (рисунок 15). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн.руб. Соединив эти точки между собой/получим на линии X точку критическо­го объема продаж.

 
 

 


Рисунок 16. Зависимость между объемом реализации продукции,
ее себестоимостью и суммой прибыли

Кроме графического метода, можно использовать и анали­тический.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каж­дый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рисунок 16. На графике поменяем местами пе­ременные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.

Для удобства вывода формул используем следующие обозна­чения:

Т – точка безубыточного объема реализации продукции (по­рог рентабельности, точка равновесия, критический объем про­даж);

Дм – маржинальный доход (общая сумма);

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;

Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу про­дукции;

Ц – цена единицы продукции;

Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

Рп – пропорциональные (переменные) затраты;

В – выручка от реализации продукции;

К – количество проданной продукции в натуральных еди­ницах;

V – удельные переменные затраты.

В соответствии с рисунком 16 формула для расчета маржиналь­ного дохода имеет вид

Дм = П + Н

График (рисунок 16) позволяет также определить маржиналь­ный доход как разность между выручкой от реализации про­дукции и переменными затратами:

Дм = В – Рп

В нашем примере сумма маржинального дохода составляет 8 млн.руб. (20–12).

Согласно графику, можно записать такую пропорцию:

.

Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

или

Для нашего примера она составляет , или

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принима­ется за 100%, может быть использована формула:

или

Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализа­ции в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безу­быточный объем реализации в натуральных единицах:

или

Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода исполь­зовать ставку маржинального дохода в цене за единицу про­дукции (Дс):

Отсюда Дм = К х Дс. Тогда

или

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными зат­ратами (V):

Дс = Р – V.

Тогда, критический объем ре­ализации продукции можно рассчитать так:

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы по­крыть постоянные затраты предприятия и 250 ед. для получе­ния 2000 млн.руб. прибыли.

При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следую­щая формула:

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

Анализ факторов изменения точки безубыточно­сти и зоны безопасности предприятия. Приведенные графики и аналитические расчеты показыва­ют, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зави­сят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и умень­шает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению по­стоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продук­ции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты уменьши­лись с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократи­лась с 4000 до 3600 млн руб., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то новая точка безубыточного объема продаж составит

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж. Изменение точки безубыточности за счет:

а) суммы постоянных затрат цены реализации продукции удельных переменных затрат:

450 – 500 = – 50 ед.

б) цены реализации продукции:

514 – 450 = + 64 ед.

в) удельных переменных затрат:

400 – 514 = – 114 ед.

Итого: 400 – 500 = – 100 ед.

Зона безопасности при этом увеличится и составит 56,5 %:

Величина ее может измениться за счет объема продаж, сум­мы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. Для факторного анализа зоны безопасности пред­приятия можно использовать следующую модель:

Последовательно заменяя базовый уровень каждой состав­ляющей данной формулы на фактический, определяем измене­ние зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности:

ЗБпл = (1000 – 500)/1000 = 50 %,

ЗБусл1 = (920 – 500)/920 = 45,6 %,

ЗБусл2 = (920 – 450)/920 = 51,1 %,

ЗБусл3 = (920 – 514)/920 = 44,1 %,

ЗБф = (920 – 400)/920 = 56,5 %,

В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5 %, в том числе за чет изменения:

а) объема продаж: 45,6 – 50,0 = – 4,4 %;

б) постоянных затрат: 51,1 – 45,6 = + 5,5 %;

в) цены продукции: 44,1 – 51,1 = –7,0 %;

г) удельных переменных затрат:

56,5 – 44,1 = +12,4 %.

Если безубыточный объем продаж определяется в стоимос­тном выражении при многономенклатурном производстве, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:

Деление затрат на постоянные и переменные и использо­вание категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону, безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уро­вень этих показателей на перспективу.

Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации. Понятие и порядок определения критической величины постоянных расходов и уровня цены. Порядок обоснова­ния объема продаж, который дает одинаковую прибыль по разным вариантам управленческих решений.

С помощью маржинального анализа можно установить кри­тический уровень не только объема продаж, но и суммы посто­янных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при задан­ном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчиты­вается следующим образом:

.

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить макси­мально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продук­ции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то пред­приятие будет убыточным.

Напр., цена изделия 50 руб., переменные затраты на единицу продукции 30 руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уро­вень постоянных издержек:

При такой сумме постоянных издержек предприятие не бу­дет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившей­ся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот те­зис можно, рассчитав критический объем продаж:

Предприятие должно произвести и реализовать 5000 изделий, чтобы покрыть постоянные издержки в размере 100 тыс.руб. Если же сумма издержек будет выше, а увеличить объем про­даж нет возможности, то предприятие окажется в убытке, час­тично «проест» свой капитал.

Как видим, критический уровень постоянных издержек яв­ляется очень ценным показателем в управленческой деятель­ности. С помощью его можно эффективнее управлять процес­сом формирования финансовых результатов.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 руб. и сумме постоянных затрат 120 тыс. руб. минимальная цена, необ­ходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, дол­жна быть

При таком уровне цена будет равна себестоимости едини­цы продукции, а прибыль и рентабельность – 0 (нулю). Установле­ние цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реа­лизации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры про­изводства и т.д.).

Если сумму прибыли представить в виде формулы

П = К x (Ц – V) – Н = К x Дс – Н,

где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (К), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту

К1 x Дс1 – Н1 = К2 x Дс2 – Н2,

то объем продаж можно найти следующим образом:

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управ­ленческих решений, для чего используется формула

К1 x V1 + Н1 = К2 x V2 + Н2,

На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.

Вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте понятие маржинального анализа. Перечислите его возможности, основные этапы и условия проведения.

2. Сформулируйте понятие постоянных и переменных затрат.

3. каким образом выражается зависимость общей суммы затрат и затрат на единицу продукции?

4. Какие методы определения суммы постоянных и переменных затрат Вы знаете? Перечислите их.

5. Сформулируйте понятие и значение показателей безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

6. Раскройте сущность методики расчета показателей безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия в стоимостном, натуральном и относительном выражении.

7. Перечислите известные Вам факторы изменения точки окупаемости затрат и раскройте сущность методики расчета их влияния.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: