РАЗДЕЛ 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
Тема 10. Методические основы принятия управленческих решений на базе проведенного экономического анализа деятельности предприятия
Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
Значение и задачи анализа маржинального анализа. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
|
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Основные этапы анализа:
Этап 1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
Этап 2. Определение суммы постоянных и переменных издержек производство и реализацию продукции.
Этап 3. Расчет величины исследуемых показателей.
Этап 4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
Этап 5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
Этап 6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
1) необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;
2) переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
3) постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
|
4) тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
5) эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
6) пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства продукции. Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.
|
В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное.
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени
где Y – сумма затрат на производство продукции;
а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;
b – ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);
х – объем производства продукции (услуг).
Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере.
Таблица 23.
Зависимость общей суммы затрат и
себестоимости единицы продукции от объема производства
Q, шт. | Себестоимость всего выпуска, млн. руб. | Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. | ||||
FC | VC | TC | FC | VC | TC | |
ИЗ | ||||||
В данном примере (таблица 23) общая сумма постоянных расходов в размере 50 млн.руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции они имеют постоянную величину:
Зависимость суммы затрат от объема производства показана на рисунке 12а. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.
Иная ситуация показана на рисунке 12б, где для каждого объема производства сначала отложены уровни переменных расходов на единицу продукции, а затем суммы постоянных расходов. Соединив значения переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения уровней постоянных расходов - кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно приближается к прямой переменных расходов, а при спаде производства она будет стремительно подниматься.
Рисунок 12. а) Зависимость общей суммы затрат от объема производства
б) Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства
Очень важное значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе.
Алгебраический метод можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (xl и х2) и соответствующих им затратах (z1 и z2). Переменные затраты на единицу продукции (b) определяют следующим образом:
.
Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат (а):
или .
Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт., при таком объеме производства общая сумма затрат – 250 млн. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 млн. руб.
Вначале определим переменные издержки на единицу продукции:
Затем найдем общую сумму постоянных затрат:
250 – (0,1 х 2000) = 50 млн. руб., или 200 – (0,1 х 1500) = 50 млн. руб.
Уравнение затрат для данного примера, будет иметь вид
.
По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду.
Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства (рисунок 13). Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.
Рисунок 13. Графический метод нахождения суммы постоянных затрат
Уравнение общей суммы затрат (Y = a + bx) можно получить и с помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая выборка данных о затратах и выпуске продукции (табл. 10.2).
Таблица 24.
Данные о затратах (у)
и объемах производства продукции (х)
Месяц | X | Y | XY | X2 | Месяц | X | Y | XY | X2 |
Январь | Июль | ||||||||
Февраль | Август | ||||||||
Март | Сентябрь | 21 840 | |||||||
Апрель | Октябрь | ||||||||
Май | Ноябрь | ||||||||
Июнь | 40000. | Декабрь | |||||||
Итого. | 162 220 |
Составим систему уравнений и решим ее:
Умножив все члены первого уравнения на 2300, а второго на 12, получим следующую систему уравнений:
374000b = 37640
b = 0,1
a = (830 – 2300x0,1)/12 = 50
Уравнение связи Y=50+0,1x показывает, что сумма постоянных затрат на данном предприятии составляет 50 млн.руб., а переменные затраты на единицу продукции – 100 тыс.руб.
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: «затраты – объем продаж – прибыль». Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Рисунок 14. Зависимость между прибылью,
объемом реализации продукции и ее себестоимостью
Например, производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс.руб. Все, что производится – сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн.руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн.руб. Переменные расходы на единицу продукции – 12 тыс.руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 12 млн.руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн.руб. (20–4–12).
На основании этих данных построим график (рисунок 14).
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки, безубыточного объема реализации продукции (порога рентабельности), ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн.руб.
Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продукции в таком объеме.
Рисунок 15. Определение точки безубыточности
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20 % и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рисунок 15). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн.руб. Соединив эти точки между собой/получим на линии X точку критического объема продаж.
Рисунок 16. Зависимость между объемом реализации продукции,
ее себестоимостью и суммой прибыли
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рисунок 16. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:
Т – точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);
Дм – маржинальный доход (общая сумма);
Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц – цена единицы продукции;
Н – непропорциональные (постоянные) затраты;
Рп – пропорциональные (переменные) затраты;
В – выручка от реализации продукции;
К – количество проданной продукции в натуральных единицах;
V – удельные переменные затраты.
В соответствии с рисунком 16 формула для расчета маржинального дохода имеет вид
Дм = П + Н
График (рисунок 16) позволяет также определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
Дм = В – Рп
В нашем примере сумма маржинального дохода составляет 8 млн.руб. (20–12).
Согласно графику, можно записать такую пропорцию:
.
Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
или
Для нашего примера она составляет , или
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
или
Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике.
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
или
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс):
Отсюда Дм = К х Дс. Тогда
или
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными затратами (V):
Дс = Р – V.
Тогда, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 ед. для получения 2000 млн.руб. прибыли.
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия. Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.
Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты уменьшились с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 млн руб., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то новая точка безубыточного объема продаж составит
Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж. Изменение точки безубыточности за счет:
а) суммы постоянных затрат цены реализации продукции удельных переменных затрат:
450 – 500 = – 50 ед.
б) цены реализации продукции:
514 – 450 = + 64 ед.
в) удельных переменных затрат:
400 – 514 = – 114 ед.
Итого: 400 – 500 = – 100 ед.
Зона безопасности при этом увеличится и составит 56,5 %:
Величина ее может измениться за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат. Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, определяем изменение зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности:
ЗБпл = (1000 – 500)/1000 = 50 %,
ЗБусл1 = (920 – 500)/920 = 45,6 %,
ЗБусл2 = (920 – 450)/920 = 51,1 %,
ЗБусл3 = (920 – 514)/920 = 44,1 %,
ЗБф = (920 – 400)/920 = 56,5 %,
В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5 %, в том числе за чет изменения:
а) объема продаж: 45,6 – 50,0 = – 4,4 %;
б) постоянных затрат: 51,1 – 45,6 = + 5,5 %;
в) цены продукции: 44,1 – 51,1 = –7,0 %;
г) удельных переменных затрат:
56,5 – 44,1 = +12,4 %.
Если безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении при многономенклатурном производстве, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону, безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации. Понятие и порядок определения критической величины постоянных расходов и уровня цены. Порядок обоснования объема продаж, который дает одинаковую прибыль по разным вариантам управленческих решений.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
.
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Напр., цена изделия 50 руб., переменные затраты на единицу продукции 30 руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек:
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот тезис можно, рассчитав критический объем продаж:
Предприятие должно произвести и реализовать 5000 изделий, чтобы покрыть постоянные издержки в размере 100 тыс.руб. Если же сумма издержек будет выше, а увеличить объем продаж нет возможности, то предприятие окажется в убытке, частично «проест» свой капитал.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 руб. и сумме постоянных затрат 120 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность – 0 (нулю). Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы
П = К x (Ц – V) – Н = К x Дс – Н,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (К), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
К1 x Дс1 – Н1 = К2 x Дс2 – Н2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего используется формула
К1 x V1 + Н1 = К2 x V2 + Н2,
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
Вопросы для самопроверки:
1. Сформулируйте понятие маржинального анализа. Перечислите его возможности, основные этапы и условия проведения.
2. Сформулируйте понятие постоянных и переменных затрат.
3. каким образом выражается зависимость общей суммы затрат и затрат на единицу продукции?
4. Какие методы определения суммы постоянных и переменных затрат Вы знаете? Перечислите их.
5. Сформулируйте понятие и значение показателей безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
6. Раскройте сущность методики расчета показателей безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия в стоимостном, натуральном и относительном выражении.
7. Перечислите известные Вам факторы изменения точки окупаемости затрат и раскройте сущность методики расчета их влияния.