КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
ОТЧЕТ
Прохождения производственной практкики
Студента ______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ____________________________
начало практики ______________________
конец практики_______________________
Отчет рассмотрен руководителем практики от университета_______________________________________________
(Ф.И.О., должность, звание)
Отчет защищен_______________
(оценка)
Оценка руководителя практики от предприятия______________
(
Производственная практика проводилась в организации ТОО «Проектсервис». Данная фирма занимается экологическим проектированием с 2009 года. Руководителем практики была определена программа длительностью с 28 января по 6 апреля 2019 года.
В период с 28 по 29 января мне было необходимо изучить технику безопасности, правила поведения на производственных объектах. Более подробно ознакомиться со сферой деятельности ТОО «Проектсервис».
ТОО "Проектсервис" занимает одну из лидирующих позиций на рынке экологического проектирования Центрального Казахстана и в ближайшей перспективе планирует расширение географии своих клиентов. Для этого у нас есть все основания – квалифицированные сотрудники, амбициозность, постоянное повышение профессионального уровня, регулярный мониторинг изменений в природоохранном законодательстве и нормативной базе. Компания постоянно расширяет перечень услуг, предоставляемых своим клиентам, ориентируясь на изменяющиеся потребности рынка и стремление представителей бизнеса соответствовать одному из ключевых стратегических направлений развития страны – переход к «зеленой» экономике.
Клиенты ТОО «Проектсервис» – представители малого и среднего бизнеса и крупные промышленные компании. Мы разрабатываем проекты для объектов любой категории – от бытового котла в помещении магазина, до промышленного комплекса добывающего или перерабатывающего предприятия. В базе выполненных проектов – проекты нормативов эмиссий (предельно-допустимых выбросов, предельно-допустимых сбросов и образования и размещения отходов) и оценка воздействия на окружающую среду для ТОО «Ер-Тай», АО «АК «Алтыналмас», АО «Жайремский горно-обогатительный комбинат», АО «АрселорМиттал Темиртау», программы управления отходами, программы производственного экологического контроля и планы природоохранных мероприятий, проекты водопотребления и водоотведения, биологические обоснования, проекты установления санитарно-защитных зон и другие виды работ.
Специалисты проектного отдела ТОО «Проектсервис» в сотрудничестве с аккредитованными лабораториями г.Караганды (ТОО «ЭкоЭксперт», ТОО «ЭкоНус», ТОО «Азимут Геология») проводят инструментальные замеры и производственный экологический мониторинг с подготовкой технических отчетов по мониторингу.
Постоянным клиентам компании оказываются консультационные услуги в области природоохранного законодательства и нормативно-методической базы. По договоренности возможно экологическое сопровождение (экологический аутсорсинг) компании-клиента.
Согласование проектных материалов в уполномоченных органах по охране окружающей среды и здоровья населения и работа с экспертами являются неотъемлемой частью комплекса работ по предоставлению любой из наших услуг.
Работы осуществляются на основании государственной лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Девиз компании – «Нет нерешаемых задач, бывают сложные решения». ТОО «Проектсервис» готово к решению задач в области экологии, стоящих перед Вашим бизнесом.
С 30 января по 1 февраля мы занялись прохождением инструктажа по технике безопасности. Ознакомились со структурой предприятия.
Охрана труда и техника безопасности представляет собой целый комплекс мероприятий, которые разработаны и направлены на обеспечение безопасности здоровья работников на рабочих местах в рабочее время при выполнении своих обязанностей, при работе с оборудованием. Проводя мероприятия по охране труда и технике безопасности, работодатель всегда руководствуется Трудовым Кодексом, где описываются все нормативно-правовые требования к условиям труда на рабочих местах.
Комплекс мероприятий по охране труда и технике безопасности может несколько отличаться на разных предприятиях. Это обусловлено прежде всего отраслевой спецификой некоторых предприятий. Но в любом случае, целью проводимых мероприятий является снижение риска получения травм и исключение ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям.
Для организации вышеназванных мероприятий на каждом предприятии существуют специальные подразделения, которые отвечают за проведение всех необходимых видов инструктажа, следят за тем, чтобы все требования охраны труда и техники безопасности выполнялись работниками предприятия, причём обязательным для сотрудников таких подразделений является тесное взаимодействие как с работодателем, так и с профсоюзами. Все подразделения на предприятиях, занимающиеся охраной труда и техникой безопасности в обязательном порядке подчиняются вышестоящим инстанциям, осуществляющим контроль на государственном уровне.
Охрана труда и техника безопасности на предприятии взаимосвязаны. Техника безопасности представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий. Именно эти мероприятия обеспечивают создание условий для снижения риска получения травм на предприятии. Производственный травматизм неизбежен при несоблюдении гигиенических норм условий труда, а также требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте. Мероприятия по технике безопасности направлены на обеспечение, например, хорошей освещённости и вентиляции производственных помещений, на контроль за температурой в помещениях.
Лица, несущие ответственность за соблюдение требований норм техники безопасности обязательно проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности на всём предприятии, а также и непосредственно на рабочих местах, где этого требует используемое оборудование. Одним из обязательных требований охраны труда и техники безопасности на предприятии является визуализация наиболее опасных участков производства и мероприятий по предотвращению производственного травматизма. Как правило, с этой целью на рабочих местах развешивают плакаты и наглядные пособия.
C 4 по 11 февраля мы, с группой практикантов приступили к изучению необходимой нормативной документации.
• «Инструкция по проведению оценки воздействия на окружающую среду», утвержденная приказом № 204-п Министра ООС Республики Казахстан от 28.06.2007 г. в редакции согласно Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 17.06.2016 года № 253-п.
• Экологический кодекс РК.
• «Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 240. Об утверждении Перечня видов хозяйственной деятельности, проекты которых подлежат вынесению на общественные слушания»
• Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 12 июня 2013 года № 162-Ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2013 года № 8559. Об утверждении Типового перечня мероприятий по охране окружающей среды
• Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 мая 2012 года № 7664. Об утверждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду
• Решение XLI сессии Карагандинского областного маслихата от 29 ноября 2011 года N 465. Зарегистрировано Департаментом юстиции Карагандинской области 26 декабря 2011 года N 1903. О ставках платы за эмиссии в окружающую среду.
• Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 209. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года № 10774. Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов".
С 12 февраля по 18 февраля мы проводили анализ выполнения производственной программы эффективности природоохранных мероприятий.
В настоящее время осуществление природоохранных мероприятий является необходимым условием производственной деятельности предприятия. На современном этапе оценивание эффективности природоохранной деятельности можно рассматривать комплексно, а именно:
• - эффективность выполнения природоохранных мероприятий
• - эффективность систем управления природоохранной деятельностью
• - улучшение экономических показателей за счет учета экологических требований.
Экономическую эффективность природоохранных мероприятий нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.
Основой экономического метода управления охраной окружающей среды является обоснование и оценка природоохранных мероприятий. В первую очередь, определение общей эффективности природоохранных затрат необходимо для выявления экономических результатов расходов на охрану окружающей среды; анализа динамики эффективности указанных расходов; оценки отраслевых и региональных соотношений при распределении капитальных вложений; принятие решений при планировании природоохранных мероприятий.
При планировании и оценке используются различные способы определения эффективности природоохранных мероприятий, в которых используют следующие показатели ее экономической оценки: чистый годовой экономический эффект (уменьшение затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере, в сфере личного потребления, внедрение безотходных технологий и утилизации), общая экономическая эффективность (прирост объемов прибыли, снижение себестоимости продукции, экономия затрат на выполнение работ и предоставление услуг), общая экономическая эффективность капитальных вложений в природоохранные мероприятия, сравнительная экономическая эффективность затрат на охрану окружающей среды, внутренняя норма доходности, срок окупаемости капитальных вложений и др.
При обосновании реализации тех или иных программ охраны и рационального использования природных ресурсов, в первую очередь проводится сравнение экономических результатов с затратами на их осуществление, т.е. данный комплекс мероприятий должен отвечать соответствующим поставленным задачам и обеспечивать максимальный общеэкономический эффект
Однако, помимо положительных экономических результатов от внедрения мероприятий должно достигаеться повышение экологического и социального уровня, которые являются составляющими социально-экономической эффективности.
Конечный результат выполнения природоохранного мероприятия - снижение загрязнения окружающей среды (предотвращенный ущерб), который определяется как разница ущербов, наносимых окружающей среде до и после выполнения мероприятия.
Ущерб возмещают предприятия платежами за загрязнение окружающей среды. Поэтому результат выполнения природоохранных мероприятий, как правило, обусловлен снижением платы за загрязнение. По некоторым предприятиям дополнительный эффект может быть получен при реализации продукции из отходов производства или непосредственно отхода сторонним предприятиям, при снижении заболеваемости работников предприятия и населения, при сокращении эксплутационных расходов на природоохранную технику и технологии.
Тем не менее, большие трудности при расчете экономической эффективности природоохранных мероприятий связаны с получением данных о текущих затратах. Для упрощения порядка определения текущих затрат целесообразно хотя бы в первом приближении разработать укрупненные показатели текущих затрат для основных видов природоохранной деятельности. Как правило, расчеты экономической эффективности природоохранных мероприятий являются составной частью проекта.
Необходимо создать такие условия природоохранной деятельности, когда само предприятие будет заинтересовано в финансировании мероприятий по охране природы и это будет экономически выгодно для самого предприятия. Как недопустимое, так и чрезмерное без учета реальных экономических возможностей, выделение средств на природоохранные цели может привести к снижению экономической эффективности деятельности предприятия, что недопустимо. Следовательно, природоохранная деятельность предприятия будет тогда экономически эффективна, когда достигая оптимальных затрат, можно добиться оптимального улавливания вредных веществ.
Для оптимального функционирования предприятия в части природоохранной деятельности можно выделить следующие направления по совершенствованию природоохранной деятельности:
• - Проведение реальной эколого-экономической оценки последствий производственной деятельности предприятия;
• - Замена устаревшего оборудования и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование отдельных производственных процессов на более безопасные;
• - Внедрение новых способов утилизации отходов производства;
• - Контроль за соблюдением нормативов и стандартов;
• - Привлечение высококвалифицированных специалистов в области управления природоохранной деятельности.
• - Предложенные меры, в целом, повысят экономическую эффективность работы производства и улучшат экологическую ситуацию.
Как известно, основными функциями системы управления природоохранной деятельностью являются контроль за использованием ресурсов и сохранение экологического равновесия, прогнозирование их состояния.
Основными принципами при принятии решений должны быть анализ результатов предполагаемых действий и учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.
Также можно отметить рейтинговую оценку промышленных предприятий как один из методов стимулирования совершенствования природоохранной практики. Такой подход должен основываться на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.
Предприятия и регионы, участвующие в этом процессе будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.
В целях совершенствования системы управления природоохранной деятельностью в первую очередь, необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, выработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. К приоритетным направлениям совершенствования системы управления можно отнести:
• - улучшение системы информационного обеспечения;
• - поиск экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;
• - совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности;
• - совершенствование экономического механизма управления;
• - создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном масштабах.
Таким образом, оценка эффективности природоохранных мероприятий осуществляется не только экономическими, но и социальными и экологическими результатами. Стимулировать охрану окружающей среды можно только, доказывая эффективность природоохранных мероприятий в рамках самой экономической системы, т.е. вычисляя потери от применения старых подходов и эффект от осуществления природоохранных мероприятий.
Далее мы занялись камеральными работами. В научной методологии термин известен как лабораторные или экспериментальные исследования, которые проводятся в квазиуправляемой (подконтрольной) окружающей среде. Камеральная работа часто дополняет полевые работы и направлена на обработку первичного (сырого, RAW) материала (данных), полученного на территории изучаемой местности).
Нам было необходимо подготовить варианты протоколов в программах Word и Excel. В дальнейшем мы приступили к анализу всех собранных данных. В виду договорных обязательств ТОО «Проектсервис» и их заказчиков, информация с которой мы работали не может быть отображена в данном отчете в виду полной конфиденциальности всех работ.
С 19 по 26 февраля мы приступили к изучению всех ниже перечисленных нормативных документов, так как нам предстояло участвовать в непосредственной разработке проектов:
• «Инструкция по проведению оценки воздействия на окружающую среду», утвержденная приказом № 204-п Министра ООС Республики Казахстан от 28.06.2007 г. в редакции согласно Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 17.06.2016 года № 253-п.
• Экологический кодекс РК.
• «Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 240. Об утверждении Перечня видов хозяйственной деятельности, проекты которых подлежат вынесению на общественные слушания»
• Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 12 июня 2013 года № 162-Ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2013 года № 8559. Об утверждении Типового перечня мероприятий по охране окружающей среды
• Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 мая 2012 года № 7664. Об утверждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду
• Решение XLI сессии Карагандинского областного маслихата от 29 ноября 2011 года N 465. Зарегистрировано Департаментом юстиции Карагандинской области 26 декабря 2011 года N 1903. О ставках платы за эмиссии в окружающую среду.
• Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 209. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года № 10774. Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов".
С 27 февраля по 11 марта всю нашу группу закрепили за разными специалистами для сбора и обработки необходимой информации, которая предоставляется заказчиками. Для проектов ОВОС строителями предоставлялась документация:
• - Пояснительная записка к рабочему проекту (ПЗ)
• - Генеральный план (ГП)
• - План организации строительства (ПОС)
• - Ресурсная смета объекта (РС)
• Архитектурные чертежи строящегося объекта (АЧ)
Нам необходимо было ознакомиться со всеми планируемыми работами и подготовить необходимый материал для проекта.
12-19 марта. Мы приняли участие с подразделением предприятия в охране окружающей среды и проведение природоохранительных мероприятий для сторонних организаций.
20-26 марта. Оценка воздействия рассматриваемых работ на атмосферный воздух, водные и почвенные ресурсы.
1. Атмосферный воздух
Производственный экологический контроль воздушного бассейна включает в себя:
- мониторинг эмиссий - наблюдения за выбросами загрязняющих веществ на источниках выбросов;
Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится в соответствии с «Руководством по контролю загрязнения атмосферы» (РД 52.04.186-89) и «Временным руководством по контролю источников загрязнения атмосферы (РИД 211.3.01-06-97).
Мониторинг эмиссий на организованных источниках проводится независимыми аккредитованными лабораториями путем прямых замеров концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с помощью автоматических газоанализаторов, либо отбором проб с последующим проведением химических анализов в стационарной лаборатории. От неорганизованных источников мониторинг эмиссии проводится расчетным путем по фактическим показателям производства (потребление топлива, продолжительность работы и т.п.), и сравнении их с контрольными значениями, приведенными в проекте. Контрольные значения выбросов в г/сек по каждому источнику загрязнения атмосферы.
Периодичность мониторинга эмиссий составит 1 раз в квартал.
Мониторинг эмиссий на передвижных источниках выбросов будет осуществляться путем систематического контроля за состоянием топливной системы двигателей автотранспорта и ежегодной проверке на токсичность отработавших газов. Определение объемов выбросов выполняется расчетным методом по расходу топлива.
2. Водные ресурсы
Производственный мониторинг водных ресурсов представляет единую систему наблюдений для своевременного выявления и оценки происходящих изменений, прогнозирования мероприятий, направленных на рациональное использование водных ресурсов и смягчение воздействия на окружающую среду.
Мониторинг водных ресурсов включает:
- операционный мониторинг - наблюдения за объемами забираемой и используемой предприятием свежей воды и их соответствия установленным лимитам;
- мониторинг эмиссий - наблюдения за объемами сбрасываемых сточных вод и их соответствия установленным лимитам;
Операционный мониторинг. На предприятии наблюдения за объемами забираемой и используемой свежей воды выполняется по форме ПОД (Формы первичного учета охраны поверхностных вод). Ответственным за качество
питьевой воды является поставщик. Качество воды должно отвечать требованиям Санитарно-эпидемиологические правила 14 нормы No 3.02.002.04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», утвержден приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 июня 2004 года № 506, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2999.
Мониторинг эмиссий. Мониторинг эмиссий на предприятии не выполняется, так как сброс производственных сточных вод отсутствует. Хозяйственно- бытовые сточные воды сбрасываются в горколлектор
3. Почвы
Производственный мониторинг состояния почв будет осуществляться с целью сохранения их ресурсного потенциала, обеспечения экологической безопасности. Система мониторинга состояния почв будет включать операционный мониторинг -наблюдения за соблюдением технологического процесса проведения работ в пределах земельного отвода и за состоянием почв на прилегающей территории.
Операционный мониторинг. Будут проводиться наблюдения за соблюдением
технологического процесса проведения работ в пределах земельного отвода и за состоянием почвенного покрова на прилегающей территории.
При этом будут осуществляться визуальные наблюдения за состоянием нарушенности и загрязненности почв с целью выявления потенциальных участков загрязненных утечками нефтепродуктов (ГСМ), механических нарушений почвенного покрова в местах проведения строительных работ и на прилегающих территориях. Наблюдения будут обеспечиваться путем маршрутных обследований. Для отслеживания этих процессов предусматривается контроль за:
- осуществлением работ в границах отвода земельных участков:
- загрязнением почв;
- осуществлением заправки автотракторной техники горюче-смазочными
материалами в специально отведенных местах.
В случае выявления нарушений будут приняты меры по их ликвидации.
При обнаружении пятен загрязнения при визуальных осмотрах, а также после аварий на объектах, должно проводиться детальное обследование по уточнению границ распространения загрязненных земель и разработке мероприятий по ликвидации загрязнения.
27-28 марта. Эколого-экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды отрицательно воздействует на качественное состояние природной среды, но и подрывает качество человеческого капитала, ускоряет износ элементов постоянного капитала и сдерживает процесс накопления совокупного капитала. В связи с этим возникла необходимость оценки эколого-экономического ущерба окружающей природной среде.
Под экономическим ущербом, на наш взгляд, следует понимать выраженные в стоимостной форме фактические убытки, причиняемые предприятию и населению загрязнением окружающей среды.
С 29 марта по 1 апреля мы провели анализ выполнения производственной программы предприятия и эффективности использования ресурсов.
ЭРА-УПРЗА включает:
• Расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (как приземных, так и на различных высотах);
• Подготовку карт-схем местности: развитые средства ввода данных (в том числе источников загрязнения и застройки) мышью на экране, использование растровых картинок, полученных с помощью сканера;
• Выпуск карт-схем местности со сформированными по результатам расчетов изолиниями и полями концентраций, источниками загрязнения, границами санитарно-защитных и жилых зон, территорией предприятия и др. Полная поддержка цветной печати, в том числе растровых картинок;
• Автоматическое построение нормативной и расчетной санитарно-защитной зоны;
• Нормативную базу загрязняющих веществ в соответствии с действующими гигиеническими нормативами;
• Импорт данных из программы.
2 по 6 апреля мы подводили итоги о проделанной работе. Было необходимо сдать весь материал организации, с которым мы работали на протяжении всего времени. Итогом можно сказать одно, работа инженера-эколога оказалась не так проста как казалась на первый взгляд. Как и во многих инженерных специальностях, здесь много нюансов про которые не в коем случае нельзя забывать, так как без учета этих нюансов будет происходить прямое нарушение законодательства РК, что является недопустимым в сфере экологии.
Так же в этот период времени мы занимались составлением отчета по практике и обобщением материалов.