Предисловие автора
;? 1 'Й- |
'^7'отя собранные здесь эссе были написаны на протя--/\-женни последних четырех лет, все они имеют одну обитую точку отсчета — духовный или мистический опыт и его связь с повседневной материальной жизнью. Стоит мне лишь сказать это, и я сразу же осознаю, что использовал неподходящие слона; и псе же я не вижу, как можно сказать лучите. Слова “духовный” и “мистический” наводят на мысль о чем-то абстрактном, потустороннем и возвышенно религиозном — о том, что, как правило, противопоставляется обычной земной жизни, ведь так называемая “реальная жизнь” кажется нам давно известной и довольно заурядной. Но эти эссе для того и были написаны, чтобы показать неправильность противопоставления духовного и материального, чудесного и обыденного. Прежде всего мы должны освободиться от стереотипов речи и мышления, которые не позволяют нам почувствовать единство этих качеств и увидеть, что это — непосрсдствепное, повседневное восприятие жизни здесь и сейчас — есть ЭТО — высший смысл существования вселенной. Постижение ЭТОГО приходит к человеку в ускользающем — по в то же время довольно распространенном — состоянии сознания, которое пленило меня сильнее всего на свете, когда мне было семнадцать лет.
Лиан Уотс |
Я — пс проповедник 11 пс религиозный реформатор, потому что мпе правится писать и рассуждать о тиком видении мира точно так же, как кто-то другой, возможно, любит мурлыкать себе под нос мелодию, сидя н ванной. Я — нс' миссионер и не собираюсь никого “обращать в свою веру”, но я убежден, что сели это состояние сознания станет более распространенным, вся бессмыслица, которая в нашем мире называется серьезными делами, исчезнет во взрыве хохота. Ведь тогда мы увидим, что •гс высокие идеалы, во имя которых мы ограничиваем и укорачиваем себе жизнь, являются абстрактной, бессодержательной заменой незамеченным чудесам, которые окружают нас. И здесь я имею в виду не только нее то, что восхюцает нас в природе, но и ошеломляющий и непостижимый факт самого бытия.
|
Больше всего на свете я убежден в том, что подобное пробуждение нс лишит нас желания активно участвовать в жизни и заботиться о своих ближних. Ведь отчасти радость постижения — хотя бесконечное не имеет частей — состоит в том, чтобы поделиться им с другими. Л поскольку духовное неотделимо от материального, это означает не только стремление помочь другим достичь глубинного понимания, но и желание совместно участвовать в материальной жизни. Возможность этого всецело зависит от присутствия мистического видения, которое преобразит' нас настолько, что мы станем добродетельными без увещеваний и взываний к нашему устойчивому, но крайне нссозидателыюму чувству вины. Между тем поиск преображения с самого начала примет неверное направление, если мы будем чувствовать себя в обычном смысле обязанными достичь этого состояния сознания.
Каким бы это ни казалось противоречием, но мне кажется, что глубочайшие духовные переживания могут случиться лишь в те мгновения, когда эгоизм становится таким полным, что выходит за собственные пределы, как бы “выворачиваясь на-
Вот это |
![]() |
и другие эссе.. |
изнанку”. Возможно, именно поэтому Иисус предпочел общество мытарей и грешников обществу праведных и уважаемых. Дело в том, что первый шаг па пути самопознания состоит в том, чтобы принять собственный эгоизм, не обманывая себя в стремлении быть кем-то другим. Ведь неискренний, пецслостный человек сковывает себя попытками идти одновременно в двух направлениях- Есть такая турецкая пословица: “Тот, кто спит на полу, не упадет с кровати”. Таким образом, когда грешник осознает, что даже его раскаяние греховно, тогда он, возможно, впервые в жизни “приходит в себя” и осознает свою целостность. Духовное пробуждение — это сложный процесс, в ходе которого возрастающее понимание того, что вес в высшей степени неправильно, внезапно уступает место видению, что все настолько прекрасно, насколько оно только может быть прекрасным. Или лучше будет сказать так: все настолько ЭТО, насколько оно может быть ЭТИМ.
|
Поскольку большинство из эти х эссе имеют в какой-то мере личное звучание и неизбежно носят автобиографический характер, я включил в этот том библиографию книг и статей, которые написаны мной вплоть до настоящего времени.