Учебный предмет: физика
Учитель: учитель физики Салтыков Илья Васильевич
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Класс: 7УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Архимедова сила
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование
Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;
- уметь вычислять архимедову силу;
- овладеть опытом решения качественных и количественных задач по изучаемой теме;
2. Метапредметных:
· в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
· в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
· в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать индивидуально, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию,
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3) научиться решать задачи и проблемы по теме.
|
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с карточками, наблюдение, решение задач
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: ПК, плазменный телевизор, карточки с тестовыми заданиями, видеоматериалы, цилиндр алюминиевый, сосуд без и с водой, штативы, мандарины, динамометр.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | |||||||
Рефлексия «Настроение на 5 +». | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует, с каким настроением дети пришли на урок | Отвечают на приветствие учителя | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. | Умение настраиваться на занятие |
2. Повторение темы «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела» | |||||||
Фронтальный опрос. 1. От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда? 2. По какой формуле рассчитывается давление жидкости на стенки сосуда, давление внутри жидкости? 4. В каких единицах выражают величины, входящие в эту формулу? | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы | Выстраивает ответы на вопросы | развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно | Взаимодействуют с учителем | умение выражать свои мысли, строить высказывания | Развитие регуляционной учебной деятельности | Регуляция учебной деятельности |
3. Постановка цели и задач урока | |||||||
Постановка опыта с пенопластовым шаром, погружаемым на дно сосуда с водой. Проблемный вопрос: Какая сила заставляет шар подниматься вверх? Ребята, сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Архимедова сила» Слайд 1,2 | Ставит проблемные вопросы. Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт . Записывают тему урока в тетрадь. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушают учителя и сверстников | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Актуализация знаний Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала | |||||||
1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы: а) определим вес данного тела в воздухе Р1; б) определим вес этого тела в воде Р2; в) сравним результат и сделаем вывод Слайд3 2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе? 3. Это единственная сила, которая действует на тело? 4. Как можно найти величину выталкивающей силы? Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары. | Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2. Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды. Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз. Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде. | Компетенция обучающихся в области физики. | Обсуждают в группах, приходят к единому мнению. Выступают с сообщением от группы. | Слушают учителя и сверстников. и рассуждают | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
5. Первичное усвоение новых знаний Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | |||||||
1. Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы. Работа в группах: 1 группа: Слайд 4 Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить. Определить Архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнить плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела 2 группа Слайд5 Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить. Определить Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела 3 группа Слайд 6 Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определить Архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости. 4 группа Слайд 7 Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определить Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1.Сделайте вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела. 5 группа Слайд 8 Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба.. Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определить Архимедову силу, действующую на нее. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от формы тела. 2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила. Слайд 9 3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле FA = g р ж .Vт (в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости) Слайд 10 | Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь | Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела, плотности тела и глубины погружения. | Формирование навыков постановки экспериментов, делать выводы. | Взаимодействие с учителем, с учащимися | Умение работать в коллективе | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
6. Первичная проверка понимания. Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач | |||||||
Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания. Слайд 11 1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? 2. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? 3. В сосуд, содержащий воду, керосин и жидкий растворитель (четыреххлористый углерод, плотность которого равна 1595 кг/м3) опущены три шарика: парафиновый. пробковый и стеклянный. Как расположены шарики? | Слушает и проверяет правильность рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. | Отвечают на вопросы и рещают задачи. | Логические умозаключения. Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. | Участвуют в обсуждении вопросов. Принимают решение и его реализуют. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
7. Первичное закрепление Цель: фиксация полученных знаний при решении расчетных задач | |||||||
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Слайд 12 1. Железобетонная плита размером 3,5х1,5х0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу, действующую на плиту. 2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в водуна половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее. Слайд 13, 14 | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения нового материала. Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. | Решают задачи у доски с рассуждениями. | Осознанное применение полученной формулы при решении задач | Участвуют в нахождении способа решения задачи, анализируют физический процессс . Показывают владение монологической и диалогической формами речи | Уметь формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать ее правоту . | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
8. Домашнее задание Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. | |||||||
Обязательное домашнее задание – изучить§ 49, Упр 24 (1,3,4), ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы Дополнительное домашнее задание Опыт: Проверить, как ведет себя в воде стальной гвоздь, кусочек алюминия и фарфоровый ролик и сделать вывод: при каком условии тела тонут в воде? | Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Составляют план и последовательность действий. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |
9. Итог урока | |||||||
1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока? 2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают? 3. Чему вы научились? 4. Как вы можете использовать на практике полученные знания? | Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. | Понимают на слух ответы обучающихся Формулируют собственное мнение и позицию. | Проводят контроль, самоконтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
10. Рефлексия | |||||||
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «Смайлики». | Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «Смайлика». | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
|