Основные принципы прогнозирования




Целенаправленность — содержательное описание поставленных исследовательских задач

Системность — построение прогноза на основе системы методов и моделей характеризующих определенную иерархию и последовательность

Научная обоснованность — всесторонний учет требований объективных законов развития общества, использование мирового опыта

Многоуровневое описание — описание объекта как элемента более сложной системы, целостного явления и сложной структуры

Информационное единство — применения информации на одном уровне обобщения и целостности признаков

Адекватность объектным закономерностям развития — выявление о оценка устойчивых взаимосвязей и тенденции развития объекта

Последовательное решение неопределенности — итеративная процедура движения от выявления целей и сложившихся условий к возможным направлениям развития

Альтернативность — выявления возможности развития объекта различными траекториями, при различных взаимосвязях и структурных соотношениях

 

Рис. 13.8

Методы прогнозирования

Фактографические

Эвристические

Статистические

Опережающие

Интуитивные

Аналитические

Метод экстраполяции

Метод функций

Метод интерполяции

Корреляционный метод

Регрессионный метод

Метод кривых роста и огибающих кривых

Метод патентной экспертизы

Метод отмены научного начинания

Метод экспертной оценки

Метод «мозговой атаки»

Метод морфологического анализа

Метод аналогий

Метод построения дерева целей

Метод информационного моделирования

Метод оптимизации

Метод формирования сценариев

 

Рис. 13.9

Специфические принципы планирования

Выбор и обоснование целей — исходные пункт планирования. В общем случае выделение следующих основных целей.
1) хозяйственно-экономической; 2) производственно-технологической; 3) научно-технической; 4) социальной;
5) экологической

Системность требует, чтобы планирование охватывало:
· все сферы деятельности предприятия (организации);
· все тенденции, изменения и обратные связи в его (ее) системе

Непрерывность означает:
· поддержку непрерывной плановой перспективы и периодическую смену горизонта планирования;
· взаимосогласование долгосредне- и короткосрочных планов;
· своевременную корректировку перспективных и текущих планов

Оптимальность использования применяемых ресурсов ориентирует на требования конъюнктуры рынка, внедрение достижений социального, научно-технического и организационного процесса, полную реализацию резервов лучшего использования ресурсов

Сбалансированность предполагает необходимое и достаточное количественное соответствие между основными разделами и показателями плана, согласованность между потребными и наличными ресурсами

Адекватность системы планирования условиям деятельности объектов требует постоянного пересмотра и улучшения методов планирования, организации самого процесса разработки планов предприятия (организации)

 

Рис. 13.10

Классификационные признаки

Исходная позиция для разработки плана

Принципы определения плановых показателей

Способ расчета плановых показателей

Согласованность ресурсов и потребностей

Вариантность разрабатываемых планов

Способ выполнения расчетных операций

Форма представления плановых показателей

Ресурсный (по возможностям)

Целевой (по потребностям)

Экстраполяционный

Интерполяционный

Опытно-статистический (средних показателей)

Факторный

Нормативный

Балансовый

Матричный

Одновариантный

Поливариантный

Экономико-математической оптимизации

Ручной

Механизированный

Автоматизированный

Табличный

Линейно-графический

Логико-структурный (сетевой)

Методы планирования

 

Рис. 13.11

Определение миссии предприятия

Формирование стратегических целей

Анализ внешней среды, оценка актуальности и реальности миссии и целей

Анализ потенциала предприятия (организации) перспектив его (ее) развития, оценка адекватности потенциала миссии и целей

Внедрение, контроль и оценка результатов

Разработка функциональных и ресурсных субстратегий

Анализ стратегических альтернатив

Выбор генеральной стратегии

 

Рис. 13.12

Рыночные факторы

Спрос

Предложение

Конкуренция

Аналитические показатели

· Эволюция спроса (стабильность, влияние различных факторов, перспективы нового использования)

· Размеры и увеличение сегментов рынка

· Характеристика спроса (потребности, мотивация приобретения, эластичность по цене, концентрация покупателей, надежность каналов распределения)

· Производственная мощность продуктов

· Структура затрат (по видам ресурсов — рабочая сила, сырье и материалы; отраслевые особенности)

· Организационно-экономические, технические и социальные проблемы продуцентов (препятствия на входе и выходе производственных систем, формы организации производства, состояние материально-технического обеспечения, технический уровень производства, конкурентоспособность, социально-политические изменения)

· Каналы распределения (специфика, размеры, динамика)

· Финансовая система (особенности оборота средств, потребность в средствах, способы и источники финансирования)

· Конкуренты (рыночная позиция, доля постоянных затрат, номенклатура изготовляемой продукции, наличие стратегических разработок, структура капитальных вложений)

· Конкурентное сопротивление (существование преград на входе системы, риск санкций со стороны конкурентов)

· Заменители продукции (качество, использование)

· Клиенты (уровень концентрации, доля покупок в общей сумме затрат. Затраты на замену одного поставщика другим, угроза вертикальной интеграции сверху)

· Поставщики (уровень концентрации, дифференциация продукции, угроза вертикальной интеграции снизу)

 

Рис. 13.13

Метод PIMS (Profit Impact of Marketing Strategy)

Метод кривых освоения

Метод цикла жизни изделия (товара)

Методы однопродуктового анализа

Выбор генеральной стратегии

Методы «портфельного» анализа (матричные)

Метод БКГ (Бостонской консультационной группы)

Метод консультационной группы «Мак-Кинси»

Общий стратегический метод Портера

Метода консультационной группы Артур А. Литлл

Метод консультационной группы Шелл

 

Рис. 13.14

Стратегия научно-исследовательских и экспериментально-внедренческих работ

Маркетинговая стратегия

Производственная стратегия

Функциональные

Субстратегии предприятия

Ресурсные

Стратегия кадров и социального развития

Стратегия материально-технического обеспечения

Организационная стратегия

Стратегия технического развития

Финансовая стратегия

Инвестиционная стратегия

 

Рис. 13.15

Резюме

· Краткий обзор бизнес-проекта, его ключевых и важнейших аспектов, «сообщение о намерениях»

Отрасль, фирма и ее продукция (услуги)

· Текущая ситуация и тенденции развития отрасли · Описание продукта · Стратегия фирмы · Права собственности

Исследование рынка

· Характеристика рынка продукта

· Целевой рынок бизнеса · Местонахождение фирмы · Оценка влияния внешних факторов

Маркетинг-план

· стратегия маркетинга · Ожидаемые объемы продаж

Производственный план

· Основные производственные операции · Машины и оборудование · Помещения · Сырья, материалы, комплектующие изделия

Организационный план

· Форма организации бизнеса · Потребность в персонале · Организация управления · Собственники бизнеса, менеджеры · Кадровая политика

Оценка рисков

· Типы возможных рисков · Способы реагирования на угрозы для будущего бизнеса

Финансовый план

· Прибыль и убытки · План движения наличных денег · Плановый баланс · Финансовые коэффициенты

 

Рис. 13.16

Последовательность разработки БП предприятия

Выбор продукции (услуг) для рынка

Исследование рыночной среды для будущего бизнеса

Выбор и обоснование места расположения вновь создаваемой фирмы

Прогнозирование возможных объемов продажи продукции (предоставления услуг)

Определения производственных параметров будущего бизнеса

Разработка ценовой и сбытовой политики

Обоснование выбора организационных параметров фирмы

Описание потенциальных рисков и действия по их минимизации

Оценка финансовых параметров бизнеса

Написание выводов относительно основных положений бизнес-плана

 

Рис. 13.17

Основные разделы

Маркетинговая деятельность
(планы маркетинга для основных изделий и интегрированный план для всей продукции предприятия)

Производственная деятельность
(выпуск продукции в натуре и по стоимости, обоснование)

Научно-исследовательские, конструкторско-технологические и экспериментально-внедренческие работы

Труд, кадры, социальное развитие коллектива
(персонал, фонд заработной платы, производительность, условия труда и быта)

Капитальные вложения и капитальное строительство
(инвестиции, строительно-монтажные работы, ввод в действие основных фондов)

Материально-техническое обеспечение
(потребность в материальных ресурсах и источники ее удовлетворения)

Организация производства, труда и управления
(совершенствование форм и методов, структурная перестройка)

Природоохранная деятельность
(мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов)

Внешне экономическая деятельность
(показатели всей деятельности, результаты экспортно-импортных операций)

Затраты, прибыль, рентабельность
(себестоимость изделий и всего объема продукции, прибыль и рентабельность)

Финансовая деятельность
(баланс доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения)

 

Рис. 14.1

· Средства труда

· Предметы труда

I подразделение (группа «А»)

Товары:

· продовольственные

· непродовольственные

II подразделение (группа «Б»)

Деление по экономическому назначению

Номенклатура

Ассортимент

Выполненная работа

Изготовленная продукция (изделия)

Оказанная услуга

Измерители (показатели) объема

Натуральные (физические единицы)

· Штука

· Тонна, килограмм

· Тонно-километр

· Метр (линейный, квадратный)

· Киловатт-час

Стоимостные (денежные единицы)

Продукция

· Валовая

· Товарная

· Реализованная

· Чистая

Стоимость работы (услуг)

 

Рис. 14.2

Функции маркетинга продуцента

Изучение рынка, его структуризация (сегментирование), анализ и прогнозирование спроса

Выбор сегментов рынка, приемлемых для предприятия

Определение номенклатуры и ассортимента продукции для рынка

Разработка стратегии выхода на рынок и реакция на действия конкурентов

Реклама, сбыт и его стимулирование

Политика ценообразования

 

Рис. 14.3

Принципы маркетинговой деятельности

Ориентация всех сфер деятельности предприятия на удовлетворение потребностей покупателей с целью продажи продукции и получения прибыли

Целенаправленное и активное воздействие на спрос, его развитие

Гибкое реагирование производства на изменение потребностей и спроса покупателей, оперативная адаптация к этим изменениям

Использование ценоообразования как механизма реагирования в влияния на конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка

Выбор эффективных форм и методов доставки, рекламы и продажи продукции

Поддержка творческой атмосферы среди работников-маркетологов, поощрение их инициативы (активности) в разработке и реализации маркетинговых решений

Рис. 14.4

Производственная концепция маркетинга предусматривает направление главных усилий предприятия на увеличение объема и снижение себестоимости продукции

Продуктовая концепция маркетинга — акцентирование внимания на улучшении потребительских предметов изделий и их качества

Коммерческая концепция маркетинга состоит в том, что для обеспечения надлежащего сбыта продукции активизируется прежде всего работа коммерческих служб

Концепция индивидуального маркетинга ориентирует предприятие на выявление индивидуальных потребностей покупателей, удовлетворение этих потребностей лучше, чем конкуренты

Концепция социального маркетинга принимает во внимание общественные потребности и интересы перспективного характера (охрану окружающей среды, природных ресурсов, здоровья людей, национальной безопасности)

 

Рис. 14.5

Изготовляемая продукция

закрепление на рынке

расширение пределов рынка

Стратегия

усовершенствование продукции

диверсификации производства

Новая продукция

Существующий рынок

Новый рынок

 

Рис. 14.6

Спрос рынка

Государственный заказ (контракт)

Портфель заказов на продукцию (услуги) других потребителей

Производственная программа предприятия

Действующие рыночные цены на продукцию и услуги

Объем производства в натуральных измерениях

Стоимость объема, производства продукции

· Валовая продукция

· Товарная продукция

· Объем продажи

· Чистая продукция

· Собственные потребности

· Продукция и услуги для внутреннего рынка

· Экспорт

Номенклатура

Товарный ассортимент

Единица измерения

Количество

 

Рис. 14.9

Дифференцированные

Единичные

Комплексные

Характеризует какое-либо одно свойство изделия

Группы показателей качества продукции

Отражают несколько свойств отдельного изделия одновременно

Общие Обобщающие

Отражают качество всех или многих видов продукции

Характеризуют общий уровень качества всей совокупности выпускаемой продукции

 

Рис 14.10.

Для принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем объеме их выпуска

Коэффициент обновления ассортимента продукции

Доля сертифицированной продукции в общем ее объеме

Обобщающие показатели качества продукции

Доля экспортной продукции в общем ее объеме

Доля производственного брака (бракованных изделий)

Относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам

 

Рис. 14.11

Изучение рынка

Сбор данных о конкурентах

Запросы потенциальных покупателей

Определение требований к изделиям

Анализ продажной цены

Определение подлежащих оценке параметров

Экономические параметры

Технические параметры

Нормативные параметры

Определение единичных показателей по экономическим параметрам

Определение единичных показателей по техническим параметрам

Определение единичных показателей по нормативным параметрам

Определение групповых показателей конкурентоспособности по соответствующим параметрам

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

Разработка предложений по повышению конкурентоспособности и ее оптимизация с учетом затрат

 

Рис. 14.12

Повышение качества и конкутентоспособности продукции

Повышение производительности общественного труда

Влияет на

Темпы и эффективность научно-технического прогресса

Структуру производства и функциональное распределение мощностей

Лучшее использование материальных активов

Обеспечивает

Увеличение прибыльности производства

Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов

Более полному удовлетворению спроса потребителей

Способствует

Выходу предприятия на мировой рынок, увеличение экспорта продукции

Формирование имиджа предприятия как экономически надежного партнера на рынке

 

Рис. 14.13

· Использование достижений науки и техники в процессе проектирования изделий

·Внедрение новейшей технологии производства и строгое соблюдение технологической дисциплины

· Обеспечение требуемой технической оснащенности производства и технического обслуживания

· Совершенствование применяемых стандартов и технических условий

Технические

Пути (факторы) повышения качества и конкурентоспособности продукции

Организационные

Внедрение современных форм и методов организации производства и управления последним

Совершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях изготовления продукции

Расширение прямых хозяйственных связей между продуцентами и потребителями

Обобщение и использование передового отечественного и зарубежного опыта в области повышения конкурентоспособности продукции

Экономические и социальные

· Применение согласованной системы прогнозирования и планирования необходимого уровня качества изделий

· Установление приемлемых для продуцентов и потребителей цен на отдельные виды товаров

· Использование сильнодействующей мотивации труда всех категорий персонала предприятия

· Всемерная активизация человеческого фактора и проведение кадровой политики, адаптированной к рыночным условиям хозяйствования

 

Рис. 14.14

Структурные элементы стандартизации продукции

Установление требований к качеству готовой продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий

Развитие унификации и агрегатирования продукции как важнейшего условия специализации и автоматизации производства

Определение норм, требований и методов в области проектирования и изготовления качественной продукции

Формирование единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля; обеспечение общности терминов измерений и обозначений

Создание единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства

 

Рис. 14.15

Принципы стандартизации продукции

Первый:
Учет уровня развития науки и техники, экологических требований, целесообразности и эффективности производства для изготовителя, полезности и безопасности для потребителей и государства в целом

Второй:
Гармонизация с международными, региональными, а в необходимых случаях — с национальными стандартами других стран

Третий:
Взаимосвязь и согласованность нормативных документов всех уровней; пригодность последних для сертификации продукции

Четвертый:
Участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон — разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственной исполнительной власти

Пятый:
Открытость информации по действующим стандартам и программам работ по стандартизации с учетом действующего законодательства страны

 

Рис. 14.16

Международные стандарты ИСО серии 9000

Государственные стандарты Украины

Отраслевые стандарты

Нормативно-техническая документация

Стандарты научно-технических и инженерных обществ

Технические условия

Стандарты предприятий

 

Рис. 14.17

Международные стандарты ИСО серии 9000

9000 — 1 — 94

общее управление качеством и стандартами по обеспечению качества

9001 — 1994

Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

9002 — 1994

Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании

9003 — 1994

Системы качества. Общее управление качеством и элементы системы качества

10011 — 1 — 1990

Системы качества. Руководящие указания по проверке систем качества

10011 — 2 — 1991

Системы качества. Руководящие указания. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества

10011 — 3 — 1991

Системы качества. Руководство программой проверок

 

Рис. 14.18

Производственная система

Вход системы (ресурсы)

Производственный процесс

Выход системы (продукция)

Цель контроля

Предупреждение непроизводительных затрат ресурсов

Тщательный контроль протекания процесса изготовления продукции

Недопущение реализации бракованной продукции

Объекты контроля

· Качество основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, заготовок, комплектующих изделий

· Исправность оборудования, приспособлений, инструмента, контрольно-измерительных приборов

· Техническая документация, по которой осуществляется технологический процесс

· Соответствие квалификации персонала требованиям, обеспечивающим качественное выполнение работы

· Строгое соблюдение:
— производственно-трудовой дисциплины;
— технологических режимов обработки и сборки готовых изделий

· Количество изготовленных деталей, узлов, сборочных единиц

· Все виды и количественная совокупность изготовленной продукции

· Уровень выполнения производственных заданий

· Количество бракованной продукции

 

 

Рис. 14.19

Признак

Организационная форма

Характер контрольных операций

Стадия производственного процесса

Влияние на протекание технологического процесса

Применяемые средства контроля

Место осуществления

Вид контроля

· Сплошной
· Выборочный
· Статистический
· Летучий
· Инспекционный

· Визуальный
· Геометрический
· Лабораторный анализ
· Контрольно-сдаточные испытания

· Входной (контроль ресурсов)
· Промежуточный (процесс)
· Выходной (контроль продукции)

· Активный
· Пассивный

· Автоматизированный
· Механизированный
· Ручной

· Стационарный
· Сменный

 

Рис. 15.1

Методы измерения

Прямой

Обратный

Выработка = объем продукции (услуг)
Численность работников (трудозатраты в часах)

Трудоемкость = Трудозатраты в часах
Объем продукции (услуг)

Показатели уровня выработки

Стоимостные

Натуральные

Трудовые

Определяются с использованием:

· Общей стоимости изготовленной продукции (услуг)

· Объема продаж

· Добавленной стоимости

· Объема продукции в физических единицах

· Объема продукции (услуг) в нормо-часах

· Оценки трудозатрат на выполнение заказов

 

Рис. 15.2

Группы факторов роста производительности труда

Структурные сдвиги в производстве

Повышение технического уровня производства

Совершенствование, организации производства и труда

Увеличение объемов производства

Отраслевые факторы

Введение и освоение новых производственных объектов

· Изменение удельного веса отдельных видов продукции (услуг) и производство

· Замена действующих средств труда более прогрессивными. Модернизация оборудования

· Внедрение систем машин

· Механизация и автоматизация производства

· Применение прогрессивных технологий

· Использование экономических видов сырья и материалов

· Совершенствование структур и рациональное распределение функций управления

· Внедрение рационального распределения и организации труда рабочих

· Улучшение эргономических характеристик труда

· Относительное уменьшение численности производственного персонала за счет увеличения объемов производства

· Увеличение рабочего периода в сезонных производствах

· Изменение геологических условий добычи последних ископаемых

· Диверсификация производства и ввод в действие новых цехов (объектов)

 

Рис. 15.3

Модели мотивации

Базируются на теориях

Справедливости

Ожидания

Потребностей

Субъективное определение соотношения поощрения и затрат труда

Сравнение собственного поощрения с поощрением других людей, выполняющих аналогическую работу

Снятие социального напряжения путем соблюдения принципа справедливости (при наличии дисбаланса)

Ожидания соотношения затрат труда и результатов

Ожидания соотношения результатов и поощрения

Предвидение степени относительного удовлетворения получаемым поощрением

Физиологические

Безопасности и защищенности

Социальные

Уважения

Самовыражения

Составные элементы

Влияющие элементы

Выделяемые виды

 

Рис. 15.4

Требование к построению системы мотивации

Предоставление равных возможностей относительно занятости и должностного продвижения по критерию результативности труда

Согласование уровня оплаты труда с его результатами и признание личного вклада в общий успех. Распределение доходов в зависимости от степени повышения производительности труда

Создание надлежащих условий по защите здоровья, безопасности труда и благополучия всех категорий работников

Обеспечение возможностей для повышения профессионального мастерства, реализации способностей работников, предусмотрение программ обучения, повышение квалификации и переквалификации

Поддержка в коллективе атмосферы доверия, заинтересованности в достижении общей цели, возможности двухсторонней коммуникации между руководителями и всеми категориями работников

 

Рис. 15.5

Методы

Мотивации

Деятельности

Прямые экономические

· Сдельная оплата

· Повременная оплата

· Премии за рационализацию

· Участие в прибыли

· Оплата обучения

· Выплаты за отсутствие невыходов (в отличие от выплат по болезни)

Косвенные экономические

Льготное питание

Доплаты за стаж работы

Льготное пользование жильем, транспортом и др.

Социальные (не денежные)

· Обогащение труда

· Гибкие рабочие графики

· Охрана труда

· Программы повышения качества трудовой жизни

· Продвижение по службе

· Участие в принятии решений на более высоком уровне

 

Рис. 15.6

Выявление конкретного феномена поведения и его связь с результативностью деятельности

Измерение частоты явлений проведения работника

Выявление существующих возможностей (вариантов) поведения на основе функционального анализа

Разработка стратегии вмешательства

Применение соответствующей стратегии

Измерение частоты явлений после вмешательства

Решена ли проблема

Поддержка желаемого поведения

Оценка повышения результативности деятельности

 

Рис. 15.7

Функции заработной платы

Воспроизводственная

Воспроизводство рабочей силы

Обеспечение состояния нормальной жизнедеятельности

Оценка стоимости рабочей силы

Физиологические и социальные критерии обеспечения простого и расширенного воспроизводства

Стимулирующая

Стимулирование количества и качества труда

Дифференциация уровня оплаты труда

Оптимизация элементов организации оплаты труда

Оптимизация соотношений между ростом оплаты и производительности труда

Регулирующая

Регулирование рынка труда

Сегментация уровня оплаты труда

Ценообразование на рынке труда под влиянием спроса и предложения

Формирование рыночной стоимости рабочей силы

Социальная

Равная оплата за одинаковый труд

Солидаризация заработной платы

Совмещение государственного и договорного регулирования оплаты

Дифференциация заработной платы по критерию социальной справедливости

Целевая направленность

Принципы реализации

Направления реализации

Критерии реализации

 

Рис. 15.8

Механизм государственного регулирования

Оплаты труда

Социальной защиты

Через установление:

минимальной заработной платы

других государственных норм и гарантий в оплате труда (за работу во внеурочное время, праздничные и выходные дни, выполнение оплачиваемых общественных обязанностей)

условий установления части доходов, направляемых на оплату труда

межотраслевых соотношений в оплате труда

условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях

максимальных размеров должностных окладов руководителей государственных предприятий

уровня налогообложения предприятий (организаций) и доходов их работников

С помощью:

бюджетного финансирования государственных заведений образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и других отраслей

участия в формировании фондов социального страхования (пенсионного, медицинской помощи, помощи на случай безработицы и др.)

ограниченного датирования цен на товары (услуги), находящиеся под государственным контролем

установления постоянной помощи семьям с низкими доходами

применения различных форм компенсации повышения цен (для наиболее уязвимых слоев населения) и ограниченной индексации

обеспечения функционирования действенной системы трудоустройства и помощи по безработице

 

Рис. 15.9

Предмет тарифного соглашения

Формы и системы оплаты труда, применяемые для отдельных категорий и групп работников

Минимальная тарифная ставка, дифференцированная по видам производств в пределах уровней предусмотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов (типов) производств отрасли (подотрасли)

Размеры тарифных ставок по разрядам работ и должностных окладов соответствующих категорий работников

Виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления

Условия оплаты труда за работу во внеурочное время, время простоя не по вине работника, в случае изготовления продукции, оказавшейся браком не по вине работника

 

Рис. 15.10

Формы

Оплата труда

Системы

Сдельная

Оплата труда осуществляется по нормам и расценкам, устанавливаемым исходя из разряда выполняемых работ. Применяется в условиях возможности нормирования работ и необходимости стимулирования увеличения их объема

Повременная

Оплата труда осуществляется по часовым (дневным) тарифным ставкам с учетом отработанного времени и уровня квалификации

Прямая сдельная

Косвенная сдельная

Сдельно-премиальная

Сдельно-прогрессивная

Аккордная

Простая повременная

Повременно-премиальная

По должностным окладам

 

Рис. 15.11

Группа доплат

Первая:
доплаты, имеющие одновременно стимулирующий и компенсирующий характер

Вторая:
доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных и имеют компенсационный характер

Третья:
доплаты связанные с особым характером выполняемых работ (сезонностью, отдаленностью, неопределенностью объекта работы и др.)

· За совмещение профессий (должностей)

· За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ

· На период освоения новых норм трудовых затрат

· Бригадиром из числа рабочих, на освобожденных от основной работы

· За ведение делопроизводства и бухгалтерского учета

· За обслуживание вычислительной техники

За работу в тяжелых, вредных и особо тяжелых и вредных сложившихся условиях производства

За интенсивность труда рабочих

За транспортировку опасных грузов

· За работу у выходные дни, являющиеся рабочими по графику

· За многосменный режим работы

· Водителям, работающим на автомобилях, за ненормированный рабочий день и кочевые условия работы

· За дни отдыха (отгула), которые предоставляются за работу сверх нормальной длительности рабочего времени по вахтовому методу организации работ

· За работу сверх нормальной длительности рабочего времени в период массовой приемки и заложения на хранение сельскохозяйственной продукции

· За разъездной характер работы

Возможные конкретные виды доплат по группам

 

Рис. 15.12

Принципы построения системы премирования

Необходимо четко определить условия (целеоценочные показатели, достижения которых служит основанием для начисления премии) и показатели, по которым устанавливается размер премии

Условия и показатели премирования необходимо подразделять на основные и дополнительные. К основным относятся условия и показатели, достижение которых имеет решающее значение для решения поставленных задач

Следствием невыполнения основных показателей и условий премирования всегда является невыплата премии. При невыполнении дополнительных условий и показателей премия уменьшается до 50 % начисленной суммы

Научными исследованиями и практикой хозяйствования установлено, что оптимальными можно считать 2—3 показателя и условия премирования, а максимально допустимыми — 4

Отобранные показатели и условия премирования должны соответствовать задачам производства (деятельности) и реально зависеть от трудовых усилий коллектива (отдельного работника)

В процессе построения системы премирования четко установить уровень (исходную величину) показателей и условий, являющимся основанием для начисления премии

Важной составляющей построения премиальной системы должно быть экономическое обоснование размеров премий и определение коэффициента эффективности применяемой системы премирования

Одинаковая премия должна начисляться и выплачиваться за одинаковые по величине дополнительные трудовые усилия

 

Рис. 15.13

Система стимулирования конкретных объемов работ, производства изделий, их продажи и т.п.

Система участия в прибыли в зависимости от производительности труда

Система премиальных выплат (бонусов)

По результатам общей деятельности предприятия

Система оценки заслуг

Система коллективного стимулирования

Участие работников в прибыли предприятия

На основе отношений собственности

Система предоставления работникам акций своих предприятий

Система совладения активами предприятия при посредничестве инвестиционных фондов

Система распространения опционов акций

 

Рис. 16.1

Исследование рынка и выявление потребности в продукции предприятия

Подготовка и освоение новой продукции

Производство (затраты на материальные ресурсы, амортизация активов, оплата труда персонала)

Обслуживание производственного процесса и управление последним

Функциональные направления деятельности предприятия, по которым затраты включаются в себестоимость продукции

Сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, комиссионные расходы)

Разведка, использование и охрана природных ресурсов

Набор и подготовка кадров

Текущая рационализация производства

 

Рис. 16.2

Признаки классификации

Степень однородности

Связь с объемом производства

Способ исчисления на единицу продукции

Элементы

Комплексные

Постоянные

Переменные

Пропорциональные

Непропорциональные

Прогрессирующие

Дегрессирующие

Прямые

Непрямые

Виды затрат

 

Рис. 16.5

Сырье и материалы

Энергия технологическая

Основная заработная плата производственных рабочих

Типовая номенклатура калькуляционных статей

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

Отчисления на социальные нужды

Общепроизводственные затраты

 

Рис. 16.6

Себестоимость

Прибыль

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Акцизный сбор

Оптово-сбытовая надбавка (издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: