Семинарское занятие № 6
по курсу «Психология труда» для студентов 2 курса ПиП (очная форма обучения)
Преподаватель: Карпова Ю.В.,
ассистент кафедры педагогики и психологии
Тема: Психологические особенности труда в условиях организации
Вопросы для обсуждения
1. Общее представление об организации.
2. Понятие «организационная культура», ее структура и содержание.
3. Психологические характеристики производственного коллектива.
4. Руководство и лидерство в организации, их основные проблемы.
5. Понятие и содержание кадрового менеджмента.
6. Организационное консультирование: сущность, основные этапы, методы
Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
2. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
3. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
4. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
Дополнительная литература
1. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. Пособие / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. – 1995. – №6.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.,1996.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
5. Митина Л.М. и др. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
|
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А.Петровский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть понятия «организация»?
2. Назовите основные компоненты организационной культуры.
3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?
4. Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?
5. Назовите достоинства и преимущества внешнего консультанта организации.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с предложенными материалами (см. Приложение 1) и постарайтесь ответить на вопросы авторов: «почему мы трудимся неэффективно» и «что же делает работников несчастными»?
2. Приведите примеры организационных культур, определите их основные роли.
3. Найдите научные статьи, относящиеся непосредственно к теме психологических особенностей труда в условиях организации, подготовьте по ним сообщения (2) (продолжительность выступления – не более 5 мин.).
Семинарское занятие № 7
по курсу «Психология труда» для студентов 2 курса ПиП (очная форма обучения)
Преподаватель: Карпова Ю.В.,
ассистент кафедры педагогики и психологии
Тема: Функциональные состояния человека в труде
Вопросы для обсуждения
Понятие функционального состояния. Виды функциональных состояний.
2. Понятие работоспособности. Фазы работоспособности.
3. Факторы, оказывающие влияние на динамику работоспособности и утомления в процессе деятельности.
|
4. Специфические функциональные состояния в психолого-педагогической деятельности.
5. Диагностика функциональных состояний: принципы, методы и методические приемы.
6. Возможности коррекционных мероприятий, направленных на повышение работоспособности.
Основная литература
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Гилева И. О. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие / И. О. Гилева; Лесосиб. пед. ин-т филиал Краснояр. гос. ун-та. – Красноярск, 2003.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
4. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.
6. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
7. Тутушкина М.К. Современная практическая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Тутушкина, Е.А. Соловьева, О.Б. Годлиник и др.; Под ред. М.К. Тутушкиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Дополнительная литература
1. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности /В.Г.Асеев. – М., 1974.
2. Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия /Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко. – М., 1982.
3. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях / В.Ф.Дружинин. – М., 1996.
|
4. Квинн В. Прикладная психология. – М., 2000.
5. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. Пособие / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
7. Митина Л.М. и др. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Психология профессионального здоровья / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006.
9. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Внеда, 1992.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте понятия: «функциональное состояние», «работоспособность».
2. Каковы личностные и групповые предпосылки эффективного труда?
3. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?
4. Какие возможности имеются у организации и ее руководства для надлежащей мотивации эффективного труда персонала?
5. Как соотносятся работоспособность человека и эффективность его труда?