Активное бодрствование и игра




 

Уже в первые недели жизни, когда младенцы по большей части спят, становится ясно, что фазы бодрствования, во время которых они очень внимательно осматриваются вокруг и сосредоточенно наблюдают за происходящим, удлиняются.

Новорожденный ребенок может достаточно четко увидеть только те предметы, которые находятся на расстоянии примерно 19–20 см от его глаз. Но зрительные возможности быстро совершенствуются. В частности, по мере созревания головного мозга ребенка происходит переход от двухмерного восприятия к трехмерному, обеспечивающий стереоскопическое зрение. Зрительные образы, воспринимаемые ребенком, начинают активно достраиваться благодаря работе центральной нервной системы и восприниматься им в качестве целостной, законченной картины.

Слух ребенка на момент рождения уже достаточно тонко дифференцирован. Это отчасти связано с тем, что в акустической сфере у младенца гораздо больше опыта, приобретенного им в период внутриутробного развития. Только что родившийся ребенок может отличить голос матери от остальных женских голосов. А если отец во время беременности достаточно часто разговаривал с малышом, то и отцовский голос становится для новорожденного узнаваемым. Все больше привыкая к папиному голосу, ребенок начинает прислушиваться к нему значительно раньше, чем к другим мужским голосам.

С первых дней жизни малыши могут с огромным интересом и вниманием разглядывать лица родителей. Поразительно, кроме всего прочего, что они с успехом подражают мимике взрослых. Во время кормления, переодевания, купания ребенка родителям обязательно нужно общаться с ним, устанавливая зрительный контакт и разговаривая, особенно на языке детей (см. следующий раздел). Примерно с шестинедельного возраста, взаимодействуя с ребенком, можно заметить появление у него «социальной улыбки». С этого момента малыш может особенно ясно показать родителям, что именно его радует. Теперь он становится по-настоящему социальным существом.

 

Baby Talk – язык детей

 

[3]

Во всем мире и во всех культурах родители разговаривают с детьми на так называемом языке детей. При этом взрослые обмениваются с ребенком взглядами, и, кроме этого, естественными для такого диалога являются повышение голоса, построение коротких предложений, варьирование и развитие начатой ребенком «темы». Все это происходит как бы неосознанно, взрослые автоматически перестраивают свою речь, не задумываясь об этом. Для некоторых людей со стороны это может выглядеть несколько смешно или нелепо. Тем не менее вышеупомянутый способ общения является частью естественного, интуитивного родительского поведения, которому не нужно учиться. Впрочем, эффект появления Baby-речи характерен не только для взрослых, но и для детей, когда они оказываются в соответствующей роли, например, играя с куклами или маленькими домашними животными. Baby Talk встречается во всех без исключения культурах, а это свидетельствует о том, что подобное интуитивное поведение родителей с давних времен закреплено в нас генетически. Все люди прибегают к детской речи в разговоре с детьми, делая это в своей индивидуальной манере.

К сожалению, эта способность родителей легко подавляется в условиях стресса, большой нагрузки, отягощенности заботами, множества отвлекающих факторов. Мать, испытывающая значительные психические нагрузки, подверженная страхам или находящаяся в депрессивном состоянии, перестает говорить с малышом на его языке. И только после того, как ее состояние улучшится, Baby-речь постепенно восстанавливается.

 

Совместная игра

 

Игра – с первых дней жизни ребенка – это прекрасная возможность пообщаться с ним, вместе наблюдая за чем-то. При этом задачей взрослых является подбор игрушек, соответствующих возрасту. Родителям не следует чрезмерно активно вести себя с грудным ребенком, непрерывно занимая его разговорами, но также и надолго оставлять его одного, не общаясь с ним, чтобы он сам мог занять себя игрой. Выбирая игрушки, следует помнить, что они не должны приводить ни к излишней стимуляции внимания и активности, ни быть нейтральными, не вызывающими интереса. Типичные современные «игровые наборы» для младенцев сенсорно перенасыщены настолько, что дети не могут, по чисто физиологическим причинам, переработать все одновременно поступающие впечатления. Намного разумнее было бы предлагать новорожденному игру, в которой интенсивно задействована какая-то одна модальность восприятия – слух, зрение или осязание. Постепенно на протяжении первого года жизни маленький ребенок будет все больше способен без перегрузки воспринимать более сложные сенсорные воздействия, он будет учиться объединять в единое целое разнородные впечатления – звуки, ощущения, зрительные образы. В этом процессе существенную роль занимает игра ребенка с родителями. Играя, родителям следует искренне, радостно вовлекаться в ситуацию, поощрять активность малыша, воодушевлять его своим состоянием, ощущением удивления от новизны происходящего; нужно говорить на языке ребенка (см. предыдущий раздел), чтобы ребенку было легче выразить свои эмоции, связанные с игрой, и почувствовать, как родители восхищаются им и радуются игре. Еще один важный момент, связанный с игрой: как уже говорилось выше, даже грудному ребенку нужно видеть результаты своих действий, чувствовать проявление их эффективности во внешнем мире. Это является жизненно важной, базовой потребностью человека с момента появления на свет. В этом смысле надо понимать, как именно предлагать игрушку малышу. Совершенно необходимо, чтобы в любом возрасте для ребенка была найдена возможность таким образом взаимодействовать с интересным предметом, чтобы он мог к нему прикоснуться, схватить, сдвинуть с места; с помощью раскачивания или каких-то других средств что-то с ним сделать, произведя заметный эффект. Ребенок очень быстро начинает понимать, что наблюдаемые им изменения вызваны его собственными действиями. Наблюдая за всем этим, родители заметят, как радуется малыш тому, что он становится причиной происходящего – движений или звуков. Очень важно, чтобы личная эффективность как центральное звено в игре ребенка всегда ставилась во главу угла родителями, которые поощряли бы его и радовались каждый раз, когда ему удается, к примеру, привести предмет в движение или извлечь из него какой-то звук. Не стоит также забывать, что мама и папа сами по себе нередко оказываются наиболее интересной «игрушкой» для младенца. Также мамины очки или мышка компьютера, которой пользуется папа, наверняка заинтересуют ребенка в первые месяцы жизни, не менее привлекательной окажется и кухонная утварь – звенящие, хлопающие, сверкающие кастрюли. Всякий раз, когда грудные дети замечают связь между своими действиями и изменениями в окружающем мире, они приходят в полный восторг. Однажды ребенок обратит внимание на то, что после того как компакт-диск вставлен в дисковод, становится слышна музыка. Неудивительно, что после этого юный экспериментатор изо всех сил стремится к заветному месту, в особенности если ему уже запомнилась и понравилась какая-то музыка и он мечтает о ее воспроизведении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: