Подобающие способы побуждения и стимуляции




 

С возрастом периоды бодрствования у детей постепенно увеличиваются. Младенец старше 12 недель уже способен дольше обходиться без сна, он становится более восприимчивым к внешним раздражителям и начинает интересоваться общением с различными людьми. В этом возрасте малыш готов одарить улыбкой любого, кто бы ни заглянул к нему в кроватку. Однако в это время существует также угроза избыточной стимуляции ребенка, когда родители на каждое проявление социального взаимодействия со стороны малыша, который примерно в шестинедельном возрасте начинает улыбаться, выдают чрезмерно положительную реакцию. Любая форма контакта и взаимодействия с ребенком, как правило, сопровождается его сияющей улыбкой, радостными возгласами и сучением ногами. Становится понятно, что младенец теперь превращается в настоящее социальное существо. Обычно для родителей и всех остальных, кто имеет дело с ребенком, это настолько радостное событие, что им хочется взаимодействовать с ним всеми возможными способами. Но важно, чтобы родители как следует подумали о том, какое количество «стимуляции» они предлагают своему ребенку и сможет ли он с этим справиться. Иногда встречаются малыши, у которых уже на первом году жизни составлен плотный недельный график, включающий в себя развивающие группы для детей ползункового возраста, секцию грудничкового плавания и другие занятия. Как правило, эти занятия проходят в небольших группах и по времени распределены в течение дня, так что к концу вечера дети совершенно измотаны и «перестимулированы». Неудивительно, что при таком количестве стимулирующих факторов, организованных родителями из самых лучших побуждений, ребенок по вечерам может часто ныть, плакать и с трудом успокаиваться. Нытье и плач сами по себе помогают частично справиться со стрессом, накопленным в течение дня.

Реже встречаются дети, испытывающие недостаточную стимуляцию, поскольку с ними никто не разговаривает и не играет. Эти младенцы со временем становятся все спокойнее, реагируют вяло или вообще не реагируют на обращенную к ним речь, перестают смеяться и плакать. Иногда они даже перестают сообщать о том, что они голодны. Такое поведение свидетельствует о эмоциональной и физической заброшенности ребенка. Разумеется, в таком состоянии младенцы не могут нормально расти и развиваться. Связи между нервными клетками в мозгу развиваются недостаточно, и гормоны роста в этом состоянии также перестают вырабатываться в достаточных количествах. Эмоциональная доступность родителей и их готовность вступить с ребенком в разговор, зрительный контакт, нахождение на руках у родителей и обмен эмоциями являются обязательным условием для роста и развития малыша.

 

Ритмы между постоянством и частыми изменениями

 

С течением времени жизненные ритмы ребенка, определяющие чередование периодов сна и бодрствования, приобретают определенную стабильность и постоянство, однако эти ритмы – так же как распорядок дня или недели – претерпевают регулярные изменения. Стоит матери только подумать, что ее малыш только-только перешел на пятичасовые интервалы между приемами пищи, и порадоваться этому обстоятельству, надеясь, что теперь ей можно под него подстроиться, как ее снова ожидает разочарование, поскольку этот ритм вскоре меняется. Эти изменения происходят не потому, что ребенок хочет позлить, обмануть или даже «затерроризировать» своих родителей, а потому, что малыш растет, он может страдать от боли при прорезывании зубов или от вирусной инфекции. Ребенок может также «заразиться» стрессом, который родители испытывают в своей жизни, и в целом начать вести себя более беспокойно. Таким образом, родители всегда должны быть готовы к тому, чтобы заново подстраиваться под изменения жизненных ритмов ребенка, которые вызываются множеством раздражителей.

 

Кормление

 

Совершенно очевидно, что чуткие родители кормят детей именно тогда, когда те проголодаются. А это значит, что им предлагают поесть сразу же, как только они «подают сигнал» о голоде.

И сегодня еще нередко грудных детей советуют кормить с интервалом в четыре часа, ссылаясь на то, что это помогает установлению ритма, а главное – убеждая родителей в том, что только так можно избежать опасности избаловать дитя. В результате мы видим малыша, который каждые три часа просыпается от голода и плачет на руках у родителей, а они делают совершенно тщетные попытки его успокоить. Да это и невозможно: пища и питье – жизненно важные потребности ребенка, за удовлетворение которых ему приходится бороться.

Представьте себе, что нас, взрослых, будут регламентировать в приеме пищи: двери кухни открываются автоматически каждые четыре часа на короткий промежуток времени. Наверное подобная ситуация вынудила бы нас протестовать и искать более подходящее решение.

Но жизненная ситуация грудного ребенка отличается тем, что он полностью от нас зависит. Ждать еду целый час – это слишком сильный стресс для младенца, во время которого он ощущает глубокое одиночество и беспомощность. Этот опыт ни в коей мере не способствует установлению надежной привязанности с родителями.

Раньше господствовало представление о том, что привязанность как эмоциональная связь ребенка с матерью складывается в процессе кормления грудью. Материнское внимание и чуткое отношение к малышу во время кормления грудью – это совместный опыт, который способствует появлению прочной эмоциональной связи между ними. Но не менее успешно то же самое может происходить, если малыша кормят из бутылочки. Несмотря на это стоит все же подчеркнуть, что кормление грудью имеет определенные преимущества: оно способствует наилучшему эмоциональному настрою, материнское молоко является оптимальным питанием для роста и развития ребенка, оно усиливает работу иммунной системы, дети, вскармливаемые грудью, реже подвержены синдрому внезапной смерти ребенка.

Таким образом, мы видим, что родителям следует настроиться на «язык» грудного ребенка, на котором он сообщает о том, что хочет есть. Когда ребенок начал капризничать? Когда он последний раз поел и когда он сможет снова приступить к еде? Для грудного ребенка процесс кормления, однако, не сводится к принятию пищи. Малыш сосет, делая паузы, он смотрит на маму, общается с ней и снова принимается за еду, чтобы вскоре прерваться, посмотреть на маму, улыбнуться, «поболтать», послушать мамин голос, ответить ей, обменяться взглядами и вновь вернуться к еде. Поэтому, в принципе, вне зависимости от того, как и что ребенок ест – материнское молоко, смесь из бутылочки или что-то другое из ложки, – происходит интенсивный обмен впечатлениями, малыш активно общается с человеком, который его кормит. Родителям важно помнить о том, что кормление связано единым ритмом со временем бодрствования, сна и игры; поэтому нужно быть готовыми подстраиваться под ребенка с его меняющимся распорядком дня.

Идее построения отношений с ребенком на основе прочной эмоциональной связи противоречит жесткая установка интервалов времени между кормлениями без учета собственных пожеланий малыша. Напротив, родителям следует проявлять гибкость, наблюдая за тем, как изменяется ритм жизни ребенка в периоды бодрствования. Не остаются неизменными и количество пищи, в котором нуждается грудной ребенок, и его поведение во время еды. Постепенно на смену жидкой пище приходит твердая, подросший младенец начинает есть из ложки. К концу первого года жизни дети все больше хотят сидеть за столом со взрослыми и есть вместе со всеми. Общение с родителями во время еды – большая радость для них. Легко заметить, какие чувства переполняют годовалого малыша, когда он впервые оказывается за столом вместе со всеми, на высоком стульчике, со своей тарелкой и ложкой. Само собой разумеется, что внимание детей привлекает еда на тарелках у взрослых, и они начинают пробовать ее во время совместных трапез, привыкая таким образом к обычной еде. Вместе с тем происходит постепенный переход к режиму питания, удобному родителям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: