Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США
Превращение США в лидера западного мира
США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Здесь производилось свыше половины всего промышленного производства капиталистического мира. Американская армия дислоцировалась в Германии, Японии, Италии и в ряде других стран. В разных уголках мира было оборудовано свыше пятисот военных баз США. Американский флот бороздил океаны и моря. США обладали монополией на атомное оружие. Президент США Трумэн, занявший этот пост 12 апреля 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта, заявил, что США берут на себя «мировую ответственность». С «нейтралитетом» и тем более с изоляционизмом 30-х гг. было покончено. Отныне США стали в центр мировой политики.
Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики
Переход к миру и мирной жизни, названный реконверсией, означал крутой поворот в государственной политике и в жизни десятков миллионов американцев. Миллионы солдат вернулись в семьи и в общественную жизнь. В 1947 г. из 12 млн. солдат в армии остался 1 млн. Устройство демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы и государственные решения по устройству участников войны, их обеспечению работой, землей, жилищами, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным обучением и переобучением в высших и иных учебных заведениях. Но и это было частью более общей проблемы обеспечения американцев работой в связи с резким сокращением военного производства. Отсюда ряд крупных решений, постепенное снятие контроля над ценами и заработной платой периода войны, принятие закона о «полной занятости», повышение почасовых ставок заработной платы, пересмотр налогов.
|
Важный вопрос послевоенной реконверсии, вызвавший наибольшие споры,— судьба построенных в годы войны государственных заводов. За пять лет войны государство вложило в строительство заводов обрабатывающей промышленности свыше 17 млрд. долл. Было построено свыше 2800 предприятий. Через год почти все государственные заводы были в руках 250 корпораций, заплативших за них полцены. Крупный бизнес остался главным представителем производственного капитала в США, где в отличие от Европы в этой сфере государственного сектора не было. Рокфеллеры, Морганы, Дюпоны, «Бэнк оф Америка» и другие крупнейшие корпорации определяли хозяйственную жизнь страны. В послевоенные годы значительно расширился и сектор мелких и средних предприятий. Насчитывалось 9 млн. фирм индивидуальных собственников.
Во внутренней политике курс администрации Г. Трумэна отличался противоречивостью, что в некотором отношении объяснялось тем, что в конгрессе в 1946 г. в итоге довыборов и перевыборов усилились позиции республиканцев, бросивших вызов реформистской политике демократов и рузвельтовскому реформизму. В 1947 г. был принят закон Тафта—Хартли, существенно ограничивавший профсоюзную деятельность и права на организацию, на забастовку и пр. Это было общим показателем сдвига вправо в политической жизни США. К этому можно добавить и начало антисоветских кампаний, проверку так называемой лояльности, организованных сенатором Маккарти (отсюда «маккартизм» как проявление политической нетерпимости в 50-е гг.).
|
На президентских выборах в 1948 г. Г. Трумэн выступил с программой «справедливого курса». Еще в преддверии выборов Трумэн наложил вето на закон Тафта—Хартли, обещая отменить его, а также расширить социальное обеспечение, принять федеральные законы в области гражданских прав, предоставить материальную помощь штатам, поднять минимум заработной платы, дать гарантию устойчивого дохода фермерам. Ряд положений программы после победы на выборах администрация Трумэна выполнила, и прежде всего те, которые касались оплаты труда, повышения пенсий и других выплат. Однако закон Тафта—Хартли вновь прошел через конгресс вопреки вето президента, не были приняты законы о гражданских правах чернокожих американцев, введении медицинского страхования, о государственной помощи учебным заведениям и другие.
Начавшаяся «холодная война», конфронтация с СССР и забота о восстановлении устоев капитализма в Европе ограничили реформаторскую деятельность внутри страны. Наконец, США вступили в Корейскую войну, которая началась в июне 1950 г.
К президентским выборам 1952 г. демократическая партия растеряла значительную часть того реформистского багажа, который оставила стране рузвельтовская политика. У республиканской партии появилась возможность прийти к власти после многолетнего пребывания в оппозиции. Кандидатом пригласили прославленного генерала Д. Эйзенхауэра, который раньше ни к какой партии не принадлежал. Он обещал поехать в Корею и добиться прекращения непопулярной войны. Это принесло победу на выборах республиканцам. Д. Эйзенхауэр вновь был избран на пост президента в 1956 г. За эти годы (1952—1960) республиканская администрация и демократическая партия, находясь в оппозиции, не обнаружили больших расхождений в политическом курсе.
|
Америка в 60-е гг.
Администрацией Эйзенхауэра к концу 50-х гг. была пресечена разнузданная кампания преследования демократических деятелей со стороны подкомиссии сената, возглавляемой Маккарти. Ушел в отставку руководитель государственного департамента Даллес, с именем которого связаны опасные концепции «балансирования на грани войны» и «массированного возмездия». Америка нуждалась в обновлении. И это предложили демократы на выборах президента в 1960 г. Они победили под лозунгом «новых рубежей», выдвинутым Джоном Кеннеди. Кеннеди был сторонником кейнсианской теории и политики активизации экономических и социальных функций государства. Его социально-экономическая программа «новых рубежей» была в русле кейнсианской теории «эффективного спроса» и предусматривала обеспечение баланса массового производства и массового потребления.
Убийство Кеннеди 22 ноября 1963 г. привело к смене главы Белого дома. Им стал вице-президент Линдон Джонсон. Он продолжал политику своего предшественника. В США были проведены важные социальные реформы. На основе программы «борьбы с бедностью» был принят закон о помощи низко доходным семьям, осуществлена программа строительства дешевых жилищ, развития системы образования, было введено медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже «границы бедности» получили льготы по медицинскому обслуживанию. Важные и реальные законы были приняты по ограничению расовой дискриминации. Среди этих законов особенно важными были: закон 1964 г. о запрещении дискриминации при найме на работу и при обслуживании в общественных местах. В 1965 г. был принят закон о защите избирательных прав чернокожих американцев, а в 1968 г.— закон, запрещающий расовую дискриминацию при продаже и сдаче в наем жилищ. Ряд позитивных решений был принят по трудовым отношениям — «Закон о справедливом найме и условиях труда». Осуществление социальных программ требовало значительного увеличения государственных расходов. На эти социальные цели к концу 60-х гг. уходило до 40% федерального бюджета.
Однако осуществление социальных программ встретилось с серьезными препятствиями и ограниченными возможностями даже такой богатой страны, как США, что было вызвано и внешнеполитическими проблемами. К концу 60-х гг. за тысячи километров от США во Вьетнаме воевала 500-тысячная армия. Вьетнамская интервенция США стоила демократам власти на очередных выборах президента и конгресса.
Позиции демократической партии и администрации Л. Джонсона осложнялись также тем, что в 60-е гг. в США имели место бурные социальные движения и движение чернокожих американцев против дискриминации. Принятые социальные законы и антидискриминационное законодательство были ответом на массовые движения социального протеста. Среди них важное место занимали «новые левые», отвергавшие ценности буржуазного общества, студенческое движение, ультралевые движения, призывавшие к революции. Важную роль студенческое движение сыграло в организации борьбы против американской интервенции во Вьетнаме.
В 60-е гг. широко развернулось движение против расовой дискриминации. Оно началось на юге страны в виде массовых походов против всех форм дискриминации. Эти выступления, как правило, не выходили за формы ненасильственных действий. Руководил движением Мартин Лютер Кинг.
Америка 70-х гг.
В эти годы США, как и весь капиталистический мир, пережили крупные структурные преобразования, вызванные мировыми, экономическими и структурными кризисами, развернувшимся новым этапом научно-технической революции, сменой вех экономической и социальной политики. В США в это время также имели место политические скандалы и болезненное переживание поражения во Вьетнаме («вьетнамский синдром»).
На выборах 1968 г. республиканцы одержали победу. Президентом стал Ричард Никсон. В 1972 г. он снова был избран на этот пост, но уже в 1974 г, был вынужден выйти в отставку («Уотергейтский скандал», возникший из-за того, что в штаб-квартире избран кандидат демократической партии Дж. Картер.
В экономической политике американских правительств произошли серьезные колебания от кейнсианства до неоконсерватизма. В условиях кризиса 1969—1970 гг. Р. Никсон провозгласил начало «новой экономической политики». Это выразилось в запрещении на три месяца всякого роста заработной платы, запрещении стачек, введении налоговых льгот. Правительство Никсона несколько раз за пять лет увеличивало пенсии, выплаты пособий, был расширен круг лиц, получавших пособие по безработице. В 70-е гг. широкое развитие получила система вспомоществования: семьи с доходами ниже официальной границы бедности имели право на получение специальных пособий от государства. Эти пособия дополняли систему социального страхования. Кроме того, существовала система выдачи продовольственных талонов. В 1974 г. число ее получателей составляло свыше 13 млн. человек. Общая численность людей, получавших помощь от разных ветвей власти, достигала в середине 70-х гг. 33 млн. человек. В то же время администрация Никсона проводила жесткую антипрофсоюзную политику, приняв ряд законов, ограничивавших профсоюзную активность.
Противоречивый характер носила и внешнеполитическая деятельность администрации республиканцев. Войну во Вьетнаме пришлось прекратить, не добившись победы.
В 70-е гг. произошли существенные изменения в советско-американских отношениях. В Москве были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Позднее, в 1979 г., было заключено соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2).