Особенности тестирования web-приложений




Web-приложения — динамично развивающаяся сфера. Не все подходы и методы, применяемые для тестирования классических приложений могут быть применимы для тестирования web-приложений.

Web-приложение — это клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером web-сервер, что уже является по сути двумя разнополыми программами, которые необходимо тестировать как отдельно, так и в связке.

Рис.1.1. Структура web-приложения

Почти все современные программы ориентированы на работу с сетью. Хранение данных web-приложений осуществляется, преимущественно, на сервере, обмен информацией происходит по сети. Когда мы видим ошибку в сетевой среде, то зачастую сложно точно указать, где именно она произошла, и потому режим работы, или сообщение об ошибке которое мы получаем, может быть результатом ошибок, случившихся в разных частях сетевой системы.

Имея много общего с тестированием классических приложений, тестирование web-ориентированных приложений имеет свои особенности, связанные прежде всего со средой функционирования. Имея компонентные, структурные и технологические особенности, web-приложениям присущи особенности режимов работы, инсталляции, запуска, остановки и удаления, а также формирования интерфейсов. Работая всегда с сетью и с большим количеством пользователей, web-приложения подразумевают под собой разные права доступа для разных пользователей.

Логика web-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных осуществляется на сервере, обмен информацией происходит по сети.

Одним из преимуществ подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, поэтому web-приложения являются межплатформенными сервисами.

 

Особенности тестирования web-приложений:

 

1. Технологические отличия.

Классическое приложение работает с использованием одной или семейства родственных технологий.

Web-приложение работает с использованием принципиально различных технологий.

1. Структурные отличия.

Классическое приложение “монолитное”. Состоит из одного или небольшого количества модулей. Не использует серверы БД, web-серверы и т.д.

Web-приложение — “многокомпонентное”. Состоит из большого числа модулей. Обязательно использует серверы БД, web-серверы, серверы приложений.

3. Отличия режимов работы.

Классическое приложение работает в режиме реального времени, т.е. известно о действиях пользователя сразу же, как только оно выполнено.

Web-приложение работает в режиме “запрос-ответ”, т.е. известно о некотором наборе действий только после запроса на сервер.

Особенности тестирования web-приложений, режим работы

4. Отличия формирования интерфейса.

Классическое приложение использует для формирования интерфейса пользователя относительно устоявшиеся и стандартизированные технологии.

Web-приложение использует для формирования пользовательского интерфейса стремительно развивающиеся технологии, множество которых конкурирует между собой.

 

5. Отличия работы с сетью.

Классическое приложение практически не использует сетевые каналы передачи данных.

Web-приложение активно использует сетевые каналы передачи данных.

6. Отличия запуска и остановки.

Классическое приложение запускается и останавливается редко.

Web-приложение запускается и останавливается по факту поступления каждого запроса, т.е. очень часто.

7. Разница в количестве пользователей.

Классическое приложение: количество пользователей, одновременно использующих приложение, подвержено контролю, ограничено и легко прогнозируемо.

Web-приложение: количество пользователей, одновременно использующих приложение, сложнопрогнозируемо и может скачкообразно меняться в широких диапазонах.

8. Особенности сбоев и отказов.

Классическое приложение: выход из строя тех или иных компонентов сразу становится очевидным.

Web-приложение: выход из строя некоторых компонентов оказывает непредсказуемое влияние на работоспособность приложения в целом.

9. Отличия в инсталляции.

Классическое приложение — процесс инсталляции стандартизирован и максимально ориентирован на широкую аудиторию пользователей. Не требует специфических знаний. Добавление компонентов приложения выполняется стандартным способом с использованием одного и того же инсталлятора.

Web-приложение — процесс инсталляции часто недоступен конечному пользователю. Инсталляция требует специфических знаний. Процесс изменения компонент приложения не предусматривается или требует квалификации пользователей. инсталлятор отсутствует.

10. Отличия в деинсталляции.

Классическое приложение: процесс деинсталляции стандартизирован и выполняется автоматически или полуавтоматически.

Web-приложение: процесс деинсталляции требует специфических знаний для вмешательства администратора и часто сопряжен с изменением кода среды функционирования приложения, БД, настройки системного ОС.

11. Особенности среды функционирования.

Классическое приложение: среда функционирования стандартизирована и не сильно влияет на функционирование приложения.

Web-приложение: среда функционирования очень разнообразна и может оказать серьезное влияние на работоспособность и серверной, и клиентской части.

 

 

https://qaevolution.ru/osobennosti-testirovaniya-web-prilozhenij/

 

Особенности тестирования веб-приложений

03 Апрель, 2017

Олег Грабко 13 Комментариев

Доводилось ли вам тестировать веб-приложения? Практически любой специалист по тестированию программного обеспечения с опытом более года даст утвердительный ответ на этот вопрос, ведь существуют вполне объективные причины такого положения дел:

· на данный момент в сети Интернет действует более миллиарда сайтов, и пользуются ими более 3,5 млрд. людей по всему миру (по данным Международного союза электросвязи на июль 2016 года);

· в России более 70% взрослого населения являются интернет-пользователями, а общий оборот средств на российском рынке интернет-торговли за первое полугодие 2016 года вырос на 26% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года и достиг 405 млрд. рублей.

При взгляде на эти баснословные цифры становится понятным, почему в мире разрабатывается так много новых веб-приложений. Этот процесс приводит к необходимости привлечения большого количества специалистов. То, что веб (в широком смысле) будет продолжать наращивать темпы своего развития, подтверждается и набирающим силу «мейнстримом»: всё «переезжает» в облака. Облачные технологии становятся новой реальностью современного Интернета: даже некогда привычные нам десктопные Word и Excel сегодня представлены в виде веб-альтернатив от Microsoft. Исходя из сказанного, можно утверждать, что потребность в хороших инженерах по обеспечению качества, специализирующихся на веб-продуктах, будет только расти.

Представленная вниманию читателей статья посвящена вопросам особенностей тестирования веб-приложений. Будет правильным начать повествование с основ и определиться, что именно мы подразумеваем под понятием «веб-приложение» и какие нюансы в реализации этих приложений добавляют работу тестировщикам.

Клиент, сервер и база данных

Веб-приложение – это клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером – веб-сервер (в широком смысле). Основная часть приложения, как правило, находится на стороне веб-сервера, который обрабатывает полученные запросы в соответствии с бизнес-логикой продукта и формирует ответ, отправляемый пользователю. На этом этапе в работу включается браузер, именно он преобразовывает полученный ответ от сервера в графический интерфейс, понятный рядовому пользователю.

Итак, первой и одной из ключевых особенностей веб-приложений является их архитектура. Давайте более детально рассмотрим этот вопрос, так как он представляет особую ценность для тестирования.

Веб-приложение представлено следующими составляющими («сторонами»):
1. Клиент.
Как правило, клиент – это браузер, но встречаются и исключения (в тех случаях, когда один веб-сервер (ВС1) выполняет запрос к другому (ВС2), роль клиента играет веб-сервер ВС1). В классической ситуации (когда роль клиента выполняет браузер) для того, чтобы пользователь увидел графический интерфейс приложения в окне браузера, последний должен обработать полученный ответ веб-сервера, в котором будет содержаться информация, реализованная с применением HTML, CSS, JS (самые используемые технологии). Именно эти технологии «дают понять» браузеру, как именно необходимо «отрисовать» все, что он получил в ответе.

2. Сервер.
Веб-сервер – это сервер, принимающий HTTP-запросы от клиентов и выдающий им HTTP-ответы. Дабы избежать возможной путаницы, отметим, что веб-сервером называют как программное обеспечение, выполняющее функции веб-сервера, так и непосредственно компьютер, на котором это программное обеспечение работает. Наиболее распространенными видами ПО веб-серверов являются Apache, IIS и NGINX. На веб-сервере функционирует тестируемое приложение, которое может быть реализовано с применением самых разнообразных языков программирования: PHP, Python, Ruby, Java, Perl и пр.

3. База данных.
В классической теории речь идет о двух «сторонах» веб-приложения, однако, если внимательно посмотреть на весь процесс работы приложений, мы можем отметить, что в алгоритме работы веб-а незримо, но довольно активно принимает участие еще одна «сторона» – база данных. Фактически, она не является частью веб-сервера, но большинство приложений просто не могут выполнять все возложенные на них функции без нее, так как именно в базе данных хранится вся динамическая информация приложения (учетные, пользовательские данные и пр).

База данных – довольно широкое понятие, которое используется не только в сфере информационных технологий. В контексте моей статьи это – информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные об объекте или группе объектов, обладающих набором свойств, которые можно категоризировать. Базы данных функционируют под управлением так называемых систем управления базами данных (далее – СУБД). Самыми популярными СУБД являются MySQL, MS SQL Server, PostgreSQL, Oracle (все – клиент-серверные).

Также существуют встраиваемые и файл-серверные СУБД. Для общего развития отмечу лишь одну популярную встраиваемую СУБД – SQLite, которая используется в некоторых браузерах, Android API, Skype и других известных приложениях. Взаимодействие с перечисленными СУБД основано на специальном языке структурированных запросов – SQL.

Теперь, собрав в голове определенный архитектурный пазл, предлагаю рассмотреть его с точки зрения тестирования ПО. Несколько позже мы рассмотрим и то, как все составляющие «общаются» между собой.

Особенности архитектуры: «под прицелом» клиент

Мы упомянули клиента как первую составляющую архитектуры. В классической ситуации клиент представлен браузером, а потому вопрос тестирования кроссбраузерности (ввиду многообразия браузеров) весьма актуален. Мы также рассмотрим тестирование заполняемых форм и текста как основного источника информации, получаемой через клиента.

Кроссбраузерность: разнообразие клиентов
Что мы понимаем под тестированием на кроссбраузерность? Это проверка на правильность (соответствие требованиям и стандартам) отображения и функционирования веб-приложения в разных браузерах и на разных операционных системах. В современном мире стандартизация принимает глобальные масштабы, а потому большинство популярных браузеров одинаково обрабатывают код. При этом необходимость в кроссбраузерном тестировании не исчезает, так как далеко не все проблемы решаются стандартизацией.

Перед началом работ я рекомендую выяснять у ответственных лиц необходимый для тестируемого ПО набор браузеров. Можно самим собрать статистику по целевой аудитории вашего продукта и ограничить кроссбраузерное тестирование набором наиболее популярных в этой аудитории браузеров. В условиях регрессионного тестирования, когда ограничены временные и человеческие ресурсы, также можно применять практику распределения браузеров: закрепляя за каждым тестировщиком определенный браузер, вы сможете «покрыть» большой процент кроссбраузерных дефектов. Этот метод имеет и свои минусы: он наиболее результативен в большой команде тестирования, но становится практически неприменимым при наличии одного тестировщика.

Что необходимо проверять при кроссбраузерном тестировании:

· функциональные возможности продукта, реализуемые на стороне клиента;

· правильность отображения элементов графики;

· шрифты и размеры текстовых символов;

· доступность и функциональность разнообразных форм, включая их интерактивность.

В тестировании нуждаются все основные (среди пользовательской аудитории) браузеры, но особое внимание необходимо уделить IE, если он входит в их число. Именно в нем очень часто возникают проблемы, которые отсутствуют в других браузерах: так, в IE дополнительно рекомендуется обращать особое внимание на масштабируемость, фокус полей и работу JS.

Отдельно рекомендую не забывать о всякого рода валидаторах верстки, например https://validator.w3.org/. Даже если у вас недостаточно знаний, чтобы оценить соответствие верстки стандартам, можно использовать для этого автоматические средства и, проанализировав результат, указать разработчикам на самые серьезные «оплошности». Не стоит забывать, что иногда валидаторы обращают внимание на самые «мелочные мелочи», которые никто и никогда исправлять не будет. Если вы и заводите баг-репорты на подобного рода замечания, то удобнее будет собрать их в единый документ и прикрепить к репорту. К такого рода «мелочам» можно отнести всевозможные рекомендации, которые не имеют своего влияния на отображение и функционирование контента.

Веб-формы на стороне клиента
Одной из важных составляющих интернет-приложений являются формы для заполнения, взаимодействие с которыми пользователь осуществляет с помощью все того же пристально рассмотренного нами клиента. Однако, данные формы очень часто служат источником дефектов, которые, обосновавшись в «продакшене», могут принести большие финансовые и репутационные убытки компании.

Как же не пропустить дефекты в формах на продакшен? Рассмотрим несколько простых шагов:
1. Тщательно проверяем обязательность заполнения полей и наличие соответствующей маркировки у них.
2. Заполнив и отправив форму, убеждаемся в том, что с данными происходит именно то, что запланировано. Если данные должны быть внесены в базу данных, проверяем, корректно ли завершился процесс (в конце концов, об этом можно попросить разработчика, если не хватает своих знаний SQL или прав доступа к БД).
3. Используем чит-листы для тестирования форм, например чит-лист регистрации от Алексея Лупанаили чит-лист по Web UI контролам от Игоря Любина.
4. Проверяем, выводятся ли понятные пользователю информационные сообщения о необходимости заполнения пустых полей после попытки отправить форму.
5. Обращаем пристальное внимание на реализацию экранирования символов в полях форм, являющихся потенциальным источником уязвимостей для приложения и пользователей. Экранирование должно осуществляться на уровне не только клиента, но и сервера, отключить который в клиенте довольно просто (например, с помощью специальных плагинов, снимающих все возможные ограничения в несколько кликов, таких как Web Developer Toolbar – Forms).
6. Убеждаемся, что после заполнения формы пользователю приходит подтверждающее письмо с указанием соответствующего отправителя, а само тело письма соответствует требованиям (в том числе и на работоспособность ссылок).
7. Используем вспомогательные специальные инструменты для тестирования форм (например, Web Developer Toolbar).

Текст, как основной источник информации при работе через клиент
Как не крути, но особая ценность сети Интернет заключается в том, что она является практически безграничным источником информации. Часть этой информации представлена в виде текстов, с которыми, опять же, пользователь взаимодействует посредством клиента. Большинство веб-ресурсов в том или ином объеме требуют проверки текстов на предмет отсутствия грамматических ошибок и опечаток.

Конечно, значимость этого тестирования не так велика по сравнению с функциональным направлением, но пренебрегать им не стоит. На практике мне довелось встретиться с очень серьезной опечаткой: на продакшене одного из крупнейших интернет-гипермаркетов России была допущена ошибка, изменившая гордое название величественного города Ярославль на прискорбное оскорбительное слово. Название служило частью суб-меню, а потому было заметно всем жителям города с полумиллионным населением.

Да, мы не всегда имеем достаточно времени для вычитывания всех текстов, но в таких ситуациях на помощь приходят «SpellCheker-ы» (программы для проверки орфографии, онлайн или в виде плагинов для браузеров), например, Яндекс.Спеллер.

Веб-сервер: «долой клиент, тестим без него»

Тестирование части веб-приложения, размещенной на веб-сервере, можно провести и минуя графический (клиентский) интерфейс, однако это требует от специалиста определенного уровня знаний и навыков технического характера, а также применения дополнительных инструментов. Рассмотрим веб-сервер с точки зрения нагрузочного и инсталляционного тестирования.

Инсталляция на веб-сервер
Итак, прежде чем приступить к тестированию, мы должны установить (инсталлировать) веб-приложение на веб-сервер. Собственно, в этом есть сходство с проверкой десктоп-приложений, но существует и различие в нюансах, которые необходимо учесть и протестировать, особенно если это касается ПО, распространяемого для локальной инсталляции на веб-серверы пользователей.

В чем же заключаются эти нюансы?

1. Большая часть веб-приложений требует для инсталляции специфических знаний в администрировании ОС. Попробуйте установить приложение на нескольких веб-серверах. В оптимальном случае это будут самые популярные технологии среди ваших пользователей, для установления списка которых потребуется предварительное исследование.
2. Инсталлируя веб-приложение, обращайте внимание на то, действительно ли приложение устанавливается в указанную вами директорию, базу данных, использует выбранный вами префикс и соблюдает прочие конфигурационные моменты.
3. Убедитесь, что приложение можно установить как из localhost, так и удаленно.
4. Если процесс инсталляции является интерактивным, и каждый выбор пользователя на определенном шаге влияет на последующие действия, то необходимо будет пройти все ветви, так как именно инсталляция является первым шагом пользователя в работе с вашим приложением.
5. Не забывайте о негативных тестах: проверки в условиях недостаточности ресурсов (места на диске, оперативной памяти) или привилегий, прерывание процесса установки во время активной его фазы (например, отправляя сервер в перезагрузку).

Нагрузочное тестирование
Нагрузочное тестирование имитирует работу с приложением определенного количества пользователей. Этот вид тестирования осуществляется при помощи специальных инструментов (например, jMeter), главная цель которых – определить профили нагрузки и искусственно создать для них нагрузку, выявляющую граничные возможности приложения (или сервера) в условиях работы с ним того или иного количества пользователей.

Полученная информация подвергается тщательному анализу с последующим выявлением «узких горлышек» и граничных программных и аппаратных возможностей, которые в дальнейшем используются для обеспечения стабильности веб-сервера и самого приложения, работающего на нем.

Приведем пример из практики функционирования большого коммерческого продукта, который долгое время работал с разнообразными типами договоров. Однажды в релиз выпустили очередной особо ожидаемый тип договора, и на следующий день система полностью перестала работать, а служба поддержки была завалена огромным количеством обращений. Всему виной стал просчет в тестировании: команда проверяла одновременную работу с десятками тысяч договоров, но никто не смог предугадать, что на практике речь пойдет о сотнях тысяч, а иногда и о миллионах договоров. Нагрузочное тестирование позволяет обнаружить потенциальные проблемы такого характера еще на этапе тестирования.

База данных: «хранить нельзя удалить»

Еще одной ранее рассмотренной составляющей веб-приложений является база данных, в которой приложение хранит всю необходимую информацию. Для того, чтобы база данных служила достойным хранилищем информации для вашего приложения, при тестировании необходимо обращать внимание на следующие основные моменты:
1. Вносимая через интерфейс информация должна быть сохранена в базе данных в неизменном (первоначальном) виде.
2. Сохраненная в базе данных информация должна отображаться в любой части приложения одинаково (если иного не требует бизнес-логика приложения).
3. Названия таблиц и структура БД должны соответствовать проектной документации.
4. Нужно следить за тем, чтобы запросы не обрабатывались слишком долго, а количество соединений было достаточным. Мониторинг состояния БД – один из важных моментов тестирования.
5. Стоит учитывать, что удаление записи в БД не всегда сопровождается полным удалением сущности. Иногда используется так называемое «псевдоудаление», и нужно проверить, правильно ли оно выполняется.
6. Пустую БД на тестовом стенде рекомендуется либо заполнять сгенерированными случайными данными, либо снимать дамп с продакшена и после обфускации данных «заливать» их в тестируемую БД. Иногда квалификация тестировщика (или иная причина) не позволяет выполнить этот процесс самостоятельно: в таком случае рекомендуется обратиться за помощью к специалистам инфраструктуры или разработчикам.

Запросы: do you speak computish?
Все составляющие веб-приложения должны взаимодействовать между собой, и происходит это благодаря HTTP(s). Без HTTP наша многосторонняя система не функционировала бы в принципе, так как HTTP – это протокол передачи данных, занимающий одно из основных мест в нашей клиент-серверной архитектуре.

Взаимодействие осуществляется через сообщения (запросы и ответы): на отправленный запрос от клиента должен прийти ответ сервера. Классический запрос/ответ состоит из 3 составляющих:

· стартовая строка;

· заголовок;

· тело сообщения.

При работе с ответами специалист по тестированию в первую очередь должен обращать внимание на методы и коды состояния, которые присутствуют в стартовой строке.

Самыми популярными методами являются GET, HEAD и POST:

1. Метод GET. Используется для запроса содержимого, размещенного на сервере (например, GET /path/resource?param1=value1¶m2=value2 HTTP/1.1).
2. Метод HEAD. По своей сути не отличается от вышеупомянутого метода, однако ответ сервера на такой запрос лишен «тела», а практическое применение ориентировано на облегченное использование с целью получения минимальной информации о сервере/продукте или его статусе.
3. Метод POST. Данный метод используется для передачи данных на сервер, однако его основа «прячется» в тело, что отличает его от GET. Во время публикации этой статьи, например весь текст будет помещен в тело POST-запроса; после обработки его сервером на сайт будет добавлена статья.

Существуют и другие методы: PUT, DELETE, CONNECT, TRACE, PATCH и т. д.

То, что составляющие веб-приложения взаимодействуют между собой посредством HTTP, является хорошей новостью для специалиста по тестированию, так как это позволяет не просто отслеживать общение, вникая в логику работы и сверяя ее с техническими требованиями, но и влиять непосредственно на приложение, прикладывая свою руку к отправляемым запросам.

Классическими приложениями, которые можно использовать для генерации запросов, является Fiddlerили Postman. Используя Fiddler, можно с легкостью отслеживать все запросы от клиента и ответы, просматривать их детали, а также вносить свои изменения и отправлять модифицированные запросы на сервер, оценивая поведение системы в таком случае.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: