Трудности, возникающие еще в детстве 2 глава




приходится как бы оговариваться, что y его родителей было все не так.

Человек, заставляющий подростка задуматься над процессом рождения детей,

чаще всего предстает перед ним грубым и циничным, так как то, что

рассказано, похоже на сообщение о предательстве матери.

Вера в Санта Клауса, думы о Смерти и материнской девственности присущи

идеалистам, людям, слабым духом, разочарованным, y которых имеются

собственные особые иллюзии. Диапазон их необычайно широк.

В раннем детстве волшебные иллюзии воспринимаются в самой

романтической форме. Позже они проверяются реальностью, и кое от чего

ребенку приходится отказываться. От них остается лишь тайная сердцевина,

образующая экзистенциальный жизненный фундамент. Наверное, только некоторые

мужественные люди могут созерцать наготу жизни без дымки иллюзий. Одна из

самых упорных иллюзий, которую трудно пошатнуть даже в зрелом возрасте, -

это иллюзия автономности, или самоопределения. Чтобы в этом разобраться,

рассмотрим схему 10а. Область подлинной автономии, выражающейся в

рациональной деятельности Взрослого, свободного от Родительских

предрассудков и Детского смешения желаемого с действительным, отмечена

индексом B1. В этом своем аспекте личность может вырабатывать зрелые

(Взрослые) суждения на основе накопленных знаний и наблюдений. Этой своей

стороной она представлена в профессиональной деятельности, когда, например,

механик или хирург выполняет свою работу и судит о ней на основе знаний,

полученных в процессе образования и своей практики. Область, обозначаемая

буквой Р, - это сфера Родительского влияния; здесь гнездятся представления

и предрассудки (как есть, одеваться, вести себя в гостях, во что верить и

т.д., и т.п.). В области Ре концентрируются самозабвенные стремления и рано

формирующиеся предпочтения - то, что ведет происхождение от Ребенка. Если

человек способен осознать и разделить в себе эти три области, то он знает,

что такое вести себя по-Взрослому, что он вынужден усвоить от других и что

в его поведении детерминировано изначальными импульсами, а не практичным

суждением и рациональным выбором.

 

+---------+ +---------+

| | | |

| P | | P |

|---------| |---------|

| Обманы | |#########|

|---------| | Область |

| B1 | |подлинной| В2

|---------| |автономии|

| Иллюзии | |#########|

|---------| |---------|

| Pe | | Pe |

| | | |

+---------+ +---------+

а) Иллюзорная автономия б) Подлинная автономия

 

Схема 10. Степени автономии

 

Области, обозначенные как Обманы и Иллюзии, человек трактует чаще

всего ошибочно. К Обманам относятся представления, которые он считает

своими собственными, основанными на наблюдении и логике, тогда как на самом

деле они навязаны родителями и вросли так глубоко, что стали как бы частью

его настоящего Я. Иллюзии - это представления Ребенка в нем, но он считает

их Взрослыми и рациональными, старается их оправдать, обосновать. Обманы

вместе с Иллюзиями мы называем "загрязнениями". Иллюзия автономии,

следовательно, основывается на ошибочном представлении о том, что вся

область B1 на схеме 10а есть "незагрязненное" и автономное Взрослое

состояние Я. На самом же деле она содержит в себе значительную часть того,

что принадлежит Родителю и Ребенку. Подлинная автономия предполагает

признание реальных границ Взрослого (как она показана на схеме 10б, где

заштрихованные области принадлежат другим состояниям Я).

Схемы 10д,б помогают в поисках меры автономии. Отношение площадей В2 и

Bi мы называем "степенью автономии". Если B1 велика, а В2 мала, то степень

автономии низка и велики иллюзии. Если B1 мала (но, все же больше, чем В2),

а В2 велика (хотя и меньше, чем B1), значит, иллюзий мало и высока степень

автономии.

 

Игры

В младенчестве ребенок искренен и прямодушен; тогда y него "все в

порядке". Но скоро y него открываются глаза и он обнаруживает, что его "все

в порядке" в определенной степени зависит от его поведения, в особенности

от реакций по отношению к матери. Когда он учится вести себя за столом, то

уже может понять, что мать признает это "все в порядке", но лишь с большими

оговорками. И тогда в ответ он ставит под сомнение "все в порядке" своей

матери. Так приобретается достаточно сложный опыт. Но одновременно

закладывается фундамент для будущих игр. Ребенок использует этот опыт без

зазрения совести, особенно в период приучения к воде и мылу, когда сила,

конечно, на его стороне, так как во время еды, когда он голоден, ему что-то

нужно от матери, а в ванной ей требуется от него, чтобы он стал чистым. За

столом ребенок вынужден "быть в порядке", реагировать на требования матери

положительно, а в ванной "быть в порядке" - ее обязанность. К этому времени

они оба уже не всегда бывают искренни: y матери уже есть свои маленькие

хитрости, y ребенка - свои.

Проходят годы, и ребенок отправляется в школу. К этому времени y него

есть в запасе несколько ловких приемов, возможно даже два-три грубых и

жестоких; в худшем случае он уже одержим игрой. Все зависит от того,

насколько хитры и жестоки его родители. Чем больше они ловчат в своей

жизни, тем хитрее будет их ребенок, чем они жестче и грубее, тем

ожесточеннее будет играть их отпрыск, считая, что только так он выживет.

Практический опыт свидетельствует, что самый эффективный способ испортить

ребенка, сделать его пугливым и напряженным - это как можно чаще бороться с

его волей. А лучший способ разрушить его личность - бить его больно, чтобы

он плакал.

В школе ребенок получает возможность испробовать на других детях и

учителях игры, разученные дома. Кое-что он усовершенствует, кое от чего

откажется, а кое-что усвоит от партнеров по играм. В школе он испытывает

также твердость своих убеждений и своей позиции. Учитель может подтвердить

его позицию (y него "все в порядке"), а может, наоборот, опустить его с

высот на землю. В противоположном случае, когда самооценка ребенка низка,

учитель может либо подтвердить ее (ученик этого лишь ждет), либо внушить

ему лучшее представление о самом себе (ребенку бывает это нелегко усвоить).

Если ребенок воспринимает весь мир с положительным знаком, то учитель

поддерживает его, но если, наоборот, ученик убежден, что весь мир плох, то

он будет стараться подтвердить свою позицию, постоянно раздражая этим

учителя.

Есть множество особых ситуаций, которые трудно предвидеть и с которыми

не всегда могут справиться как педагоги, так и дети. Например, учительница

начинает игру под названием "Аргентина". "Что самое интересное в

Аргентине?" - спрашивает она. Кто-то отвечает: "Пампасы".- "Не-е-ет". -

"Патагония", - говорит кто-то еще. "Не-е-е-ет". - "Аконкагуа". - "Не-е-е-е-

ет". Все уже начинают понимать, в чем дело: бессмысленно вспоминать учебник

географии и говорить о том, что интересно им самим. Они должны догадаться,

что думает она (учительница). Но это безнадежно, и класс сдается. "Кто еще

хочет ответить?" - звучит обманчиво добрый голос учительницы. "Гаучо!" -

триумфально возглашает она, заставляя всех учеников одновременно

чувствовать себя идиотами. Они не в силах воспрепятствовать этой игре, а

учительнице в такой ситуации невозможно прилично выглядеть в глазах даже

самого доброжелательного ученика. С другой стороны, и самый умелый педагог

вряд ли добьется высокой оценки со стороны ребенка, если дома из него

выбивают всю его волю, не дают самостоятельно мыслить. Когда ребенок

молчит, учитель заставляет его отвечать, тем самым насилуя его сознание и

доказывая, что он, учитель, не лучше родителей. Но чем может педагог помочь

ребенку?

Однако каждой позиции свойствен свой ассортимент игр. Играя с

учительницей, ребенок замечает, на что она реагирует, а на что - нет, и на

этом оттачивает свое "мастерство". Например, в позиции "надменности" (+ -)

он играет в "Вот я тебя поймал", в "депрессивной" (- +) - в игру "Сделай

мне больно", в "тщетной" позиции (- -) - в игру под названием "Ты об этом

пожалеешь". Ребенок может отказаться от той игры, которую учитель

принимает, и обратиться к противоположной. Он может также испытывать эти

игры на одноклассниках.

С последней позицией ("Об этом пожалеешь"), пожалуй, труднее всего

совладать. Но если учитель держится спокойно, поощряет ребенка разумным

словом, не прибегая ни к упрекам, ни к извинениям, он сможет побудить его

плыть туда, где, как солнце на восходе, сияет желанное "все в порядке".

Подростковый возраст - это период, определяющий, какие игры из

домашнего репертуара становятся для человека постоянными фаворитами, а

какие будут забыты. Для психотерапевта очень важно задать пациенту такой

вопрос о его детстве: "Как относились к вам учителя в школе?", следующий за

ним вопрос: "Как относились к вам в школе другие дети?"

 

Личность-"персона"

В школьном возрасте y ребенка в какой-то степени начинает

формироваться реакция на вопрос: "Если нельзя прямо, открыто что-то

говорить, то как с помощью хитрости добиться своего?" Все, что он узнает от

родителей, учителей, школьных приятелей, от друзей и недругов, - все

учитывается при этом ответе. Результатом становится "персона". Психолог К.-

Г.Юнг определяет "персону" как установку, усваиваемую как маску, которая

соответствует сознательным намерениям человека и в то же время отвечает

требованиям и представлениям социальной среды.

В результате обладатель "персоны" может обманывать других, но очень

часто и самого себя относительно своего подлинного характера. "Персона"

формируется в основном как результат внешних влияний и собственных решений

ребенка в возрасте примерно от шести до десяти лет. Взрослый человек в

своем социальном поведении, то есть в непосредственном свободном общении,

бывает приветливым или суровым, внимательным, спокойным или

раздражительным. Он не нуждается в том, чтобы следовать модели Родителя,

Взрослого или Ребенка. Наоборот, он может вести себя как школьник,

приспосабливаясь к ситуации общения под руководством Взрослого и не выходя

за предписанные Родителем рамки.

Продуктом адаптации и бывает "персона". Она тоже соответствует

сценарию человека. Если это сценарий победителя, то "персона" будет

привлекательной, если же сценарий неудачника - отталкивающей для всех,

кроме таких же, как он. Часто она моделируется по какому-либо "герою". За

"персоной" обычно прячется в человеке Ребенок, который ждет возможности

показать себя, когда наберется достаточно "купонов", чтобы можно было

безнаказанно сбросить маску.

Вопрос, который психотерапевту следует задать пациенту в этой связи:

"Что вы за человек?" или лучше "Каким человеком считают вас ваши знакомые?"

 

Семейная культура

Культуру человека определяет его семья, то есть все то, что он начал

впитывать с младенчества. Духовные ценности определяются семьей. Сценарный

аналитик вникает в самую суть дела, требуя ответа на вопрос: "О чем y вас

говорится за обедом?" Его интересуют темы разговоров, которые могут

оказаться (а могут и не оказаться) важными, так как используемые при этом

трансакции могут дать важные сведения. Некоторые психотерапевты стремятся

побывать дома на обеде y своих пациентов, чтобы получить максимум надежной

информации в короткое время.

В некоторых семьях, даже если их девиз "Держи рот на замке", разговор

в основном может вращаться вокруг пищи, так как все члены семьи помешаны на

диете и здоровом желудке. В других семьях толкуют о деятельности кишечника,

о слабительных и о более аристократическом средстве - о минеральных ваннах.

Жизнь для них - это бесконечная встреча с трудностями и опасностями, от

которых следует как можно быстрее избавляться. В некоторых семьях разговоры

за столом вращаются вокруг зла, приносимого сексом. Девиз их: "В нашей

семье все женщины - скромницы". Встречаются семьи, y которых в застольных

разговорах присутствует вульгарная порнография.

Мы привели некоторые примеры из разговоров за семейным столом,

предполагая, что за этим можно уловить стиль жизни семьи, его влияние на

развитие ребенка, чтобы психотерапевт учитывал это и мог лучше понять

истоки определенных проблем пациента.

 

ЮНОСТЬ

Юность - это возраст старшеклассников и студентов, пора получения

водительских и гражданских прав, а также права распорядиться собственным

телом и прочей собственностью. У девушек новые заботы - бюстгалтер и

менструации, y юношей - бритье, а иногда - неожиданное препятствие,

сокрушающее все планы и надежды: прыщи.

В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или по

крайней мере чем заполнит время до такого решения. С точки зрения

сценарного аналитика, юношеские годы - это репетиция перед отъездом "на

гастроли". В этом возрасте человек уже в состоянии ответить на вопросы:

"Что вы говорите после того, как сказали "здравствуйте"?" и "Если родители

и учителя не структурируют ваше время, как вы организуете его сами?".

 

Разговоры

Молчание можно всегда заполнить разговорами на самые разнообразные

темы: о вещах, об автомобилях, о спорте. Некоторые люди, зная предмет

разговора лучше других, стремятся затмить окружающих, то есть "пустить пыль

в глаза". Знать больше или меньше остальных, испытать большой триумф или

тяжкую неудачу - это сценарные факты. В жизни встречаются столь безнадежные

неудачники, что даже несчастья их тривиальны; они ни в чем и никак не могут

победить. Победитель обычно бывает благороднее или сильнее остальных, тогда

как неудачнику приходится быть виновной или пострадавшей стороной.

Для психотерапевта очень важный вопрос: "Как быть с упрямыми

родителями, неудачными учителями, с провинившимися друзьями и подругами?"

Спокойно обсуждать эти проблемы могут те люди, которые ждут Санта Клауса,

которые переживают за игру любимой футбольной команды, которые любят своих

добрых родителей, находятся в дружеских отношениях со своими приятными

учителями, товарищами и подругами. А те люди, которые больше думают о

смерти, смотрят на все это с презрением. У них свои сценарные способы

времяпрепровождения: курение марихуаны, алкогольные застолья, драки. Но

каким бы ни был человек, он со временем начинает сравнивать свои "купоны" с

"купонами" других людей.

 

Новые герои

Благодаря полученным знаниям и собственному опыту человек в течение

жизни заменяет мифических и волшебных героев своего детского "протокола"

более реалистическими фигурами, действительными - живыми или покойными -

людьми, которые становятся героями для подражания. Одновременно он узнает

больше и б настоящих злодеях, о том, как они действуют. В то же время он

уже может осмысливать, как ему следует бороться и кем быть, чтобы чего-

нибудь добиться в жизни.

 

Тотем

Некоторые люди постоянно видят сны, в которых фигурирует какое-то

животное или растение (это и есть тотем). Иногда тотем внушает ужас, иногда

- благожелательность и доверие. В реальной жизни пациент чаще всего

реагирует на тотемное животное примерно так же, как во сне. При

внимательном наблюдении психотерапевт может заметить y женщины что-то

похожее на движения кошки, птицы или змеи. А мужчины порой топают, как

лошади, или раскидывают руки, будто они y них удавы.

Явление тотемизма обычно исчезает примерно к шестнадцати годам. Если

оно сохраняется позже, особенно в форме слов, подражаний или хобби, его

нужно обязательно учитывать в процессе психотерапии. Если оно не совсем

очевидно, то его можно выявить с помощью вопросов, например: "Какое ваше

любимое животное?" или "Какое животное вызывает y вас отвращение?".

 

Новые чувства

Юноши и девушки, если они не подготовлены родителями, могут

растеряться при появлении y них полового чувства, и, не умея встроить его в

свой жизненный план. реагируют на него, используя приобретенный опыт -

излюбленные чувства. Мастурбация может погрузить человека в муки подлинного

кризиса. Может возникнуть чувство вины ("это безнравственно"), страха ("это

вредно для здоровья") или неуверенности в себе ("это ослабляет силу воли"),

все это внутренние трансакции, происходящие между Родителем и Ребенком в

голове молодого человека. С другой стороны, могут возникнуть переживания,

зависящие от реакции (действительной или воображаемой) его окружения:

уязвленность, злоба или стыд. "Ведь теперь (думает он) y окружающих есть

реальная причина смеяться надо мной, ненавидеть или стыдиться меня". В

любом случае мастурбация позволяет ему приспособить новое половое чувство к

старым, усвоенным еще в детском возрасте. Одновременно он становится более

гибким. Приятели и учителя "разрешают" ему испытывать иные чувства, чем те,

что приняты дома. Он начинает понимать: "Не все, что важно для "стариков",

считается важным в моем новом окружении". Этот переворот в системе чувств

постепенно отделяет его от семьи и приближает к сверстникам.

Сценарий приспосабливается к новой ситуации и становится более

"презентабельным": он уже может предполагать не неудачу, а частичный успех,

из неудачника можно превратиться если не в победителя, то по крайней мере в

человека, добившегося равновесия. Ситуация может приобрести состязательный

характер, и молодой человек начинает понимать, что победы не приходят

автоматически, что нужна работа, что в жизни нужно планирование. И он

учится спокойнее воспринимать отдельные неудачи, не теряя из виду свои

цели.

 

Физические реакции

В условиях постоянных изменений и необходимости "держать себя в руках"

большинство юношей и девушек остро воспринимают свои физические реакции.

Отец и мать уже не окружают их прежним вниманием и заботой, им уже не

приходится, как раньше, сжиматься от страха, когда родитель был пьян или

приходил в ярость. Какой бы ни была ситуация дома, теперь им приходится

наблюдать себя со стороны. Надо стоять перед товарищами, отвечая урок, или

идти в одиночку по длинным коридорам колледжа под критическими взглядами

других молодых людей. Поэтому юноша иногда как бы "автоматически" потеет, y

него дрожат руки и бьется сердце; девушки краснеют, их платья становятся

мокрыми от пота, а в животах раздается бурчание. У каждого человека

организм по-своему реагирует на различные внешние явления, что помогает

определять, какому направлению суждено сыграть важную роль в

развертывающемся сценарии.

 

Сценарий и антисценарий

Юность - это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от

сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять

родительские предписания, но потом восставать против них и в результате

обнаружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих

попыток освободиться, он снова старается жить, как предписано. К окончанию

колледжа или, например, к концу армейской службы он может принять

определенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо

избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам

к сорока может наступить период метаний. Если до сих пор человек подчинялся

предписаниям, то теперь может попробовать "вырваться" - например,

развестись, бросить работу, изменить профессию и т.п.

Юность - это время, когда человек впервые ощущает возможность

самостоятельного выбора. К сожалению, эта самостоятельность очень часто

оказывается частью иллюзии, так как на самом деле выбор может быть между

директивами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка.

Молодые алкоголики и наркоманы совсем необязательно являются "борцами"

против родительского авторитета. Они, конечно, бунтуют против Родительских

приказов, но при этом часто следуют туда, куда их подталкивает "демон",

злобный Ребенок тех же самых родителей. "Я не хочу, чтобы мой сын был

пьяницей", - говорит мать, заказывая себе спиртное. Если он не пьет, то он

хороший мальчик, ее сын. Если же пьет, то он плохой мальчик, но все равно

ее сын. "Не разрешай никому вести себя с тобой вольно", - говорит отец

дочери, оглядывая при этом с ног до головы официантку. Что бы ни вышло в

дальнейшем, она все равно папина дочка. Может быть, в колледже она

прослывет безнравственной, а затем преобразится в верную жену или,

наоборот, сохранит девственность до свадьбы, а после станет изменять мужу.

Но может быть, со временем юноша или девушка найдет в себе силы

освободиться от сценария и обрести в жизни собственный путь.

 

Образ мира

Ребенок воспринимает мир совсем иначе, чем его родители. Для детей это

сказочный мир, полный чудовищ и волшебников. Все родители помнят, как их

ребенок просыпался и кричал, что в его комнате ходит медведь. Приходят

родители, включают свет и ласково говорят: "Видишь, никого нет..." Или,

наоборот, родители сердятся, велят молчать и спать немедленно. Но ребенок

все равно "знает", что в комнате был медведь, независимо от того, мягко или

сурово обошлись с ними родители. Однако ребенок понимает (если мать или

отец были ласковы): когда появится медведь, придут родители и медведь

убежит в берлогу. При суровом подходе родителей ребенок скорее всего

подумает: "Ты один на один с медведем и положиться можешь только на себя".

Но "медведь" при этом все равно остается.

Когда ребенок взрослеет, его образ мира постепенно углубляется и

детализируется, но одновременно замаскировывается, уходя как бы вглубь.

Лишь иногда детские представления появляются в своем изначальном искаженном

виде, чаще всего в виде "обманов". Это происходит обычно в снах. И тогда

вдруг оказывается, что загадочное для психотерапевта поведение пациента

было по-своему разумным и последовательным.

...Ванда была озабочена финансовыми проблемами, поскольку ее мужу

чрезвычайно не повезло в целом ряде сделок. Но когда ставилась под сомнение

правильность его действий, она его страстно защищала. Она также была крайне

обеспокоена недостатком средств на их жизнь. Однако y нее не было особых

причин для большого беспокойства, так как ее хорошо обеспеченные родители

готовы были дать им деньги в долг. Ванда ходила в терапевтическую группу.

Года два психотерапевт не мог последовательно восстановить ход ее мыслей и

найти суть происходящего. Но однажды она рассказала свой сон. Будто она

жила в концентрационном лагере, которым управляли богачи, живущие на горе.

Чтобы не остаться голодной, надо было просить y них еду или выманивать ее

обманом.

Сон несколько прояснил ее образ жизни. Муж в своих сделках участвовал

в играх типа: "Обведи дурака вокруг пальца", ее игрой была "Сведи концы с

концами". Как только y мужа появлялись деньги, он старался истратить их при

первой же возможности, иначе игра могла прекратиться. Когда ему становилось

действительно туго, включалась Ванда и помогала "обводить вокруг пальца" ее

собственных родителей. К досаде супругов, контрагенты мужа и ее родители в

конечном счете всегда оказывались в выигрыше. Она страстно это отрицала,

когда спорила с членами группы, так как, признав проигрыш, ей следовало бы

прекратить игру (что, в конце концов, и было сделано). Фактически она и

жила примерно так, как ей привиделось во сне: родители и партнеры мужа были

богатыми людьми, которые "жили на холме" и распоряжались ее жизнью. Чтобы

выжить, ей надо было просить или обманывать.

"Концентрационный лагерь" - это и есть для Ванды образ мира, или

сценарная основа. В действительности она как бы жила в концлагере своих

снов. Во время консультации было достигнуто некоторое улучшение, но оно

означало, что Ванда приспособилась "жить лучше в концентрационном лагере".

Лечение не повлияло на ее сценарий, Ванда научилась чувствовать себя в нем

удобнее. Чтобы вылечиться, ей надо было выйти из "лагеря" в реальный мир, в

котором она чувствовала бы себя нормально, потому что уладила бы свои

семейные дела. Интересно отметить, что Ванда и ее муж выбирали друг друга

по причине взаимодополняемости их сценариев. Его сценарий предусматривал

богачей "на горе" как предмет мошеннических проделок и перепуганную жену. А

по ее сценарию требовался мошенник, который облегчил бы ее порабощенную

жизнь.

Сценарная основа обычно бывает очень далекой от реальной жизни

пациента, поэтому очень трудно порой реконструировать сценарий путем только

наблюдения и интерпретации. В этих случаях иногда на помощь приходят сны

пациента. "Сценарный сон" легко узнать, поскольку, рассказанный пациентом,

он бывает нисколько не похож на его действительную жизнь, а в

трансакционном смысле он - ее воспроизведение.

...Одной женщине приснился сон: спасаясь от преследования, она

забралась в тоннель. Преследователи остановились y входа, ожидая, пока она

из него выберется. У другого конца тоннеля она увидела другую группу

преследователей. Ситуация складывалась так, что она не могла двигаться ни

вперед, ни назад. Оставалось лишь уператься руками в стенки тоннеля. Пока

ей это удавалось, она чувствовала себя в безопасности.

Психотерапевт перевел этот сон на язык сценария. Оказалось, что

большую часть жизни женщина провела в тоннеле-ловушке, постоянно находясь в

каком-то неудобном положении. Вся ее жизнь показывала, что она устала

"держаться за стенки". В задачу психотерапевта входила необходимость помочь

женщине освободиться от власти сценария, выйти из "тоннеля" в реальный мир,

который уже не выглядит для нее опасным. "Тоннель" - это ее сценарная

основа. Возможно, конечно, множество других интерпретаций этого сна. Это

понятно даже новичку, прошедшему вводный курс психологии. Но сценарная

интерпретация особенно важна потому, что она показывает психотерапевту и

другим членам группы, а также пациентке и ее мужу, что нужно предпринимать.

Сцена "тоннеля" оставалась, очевидно, y женщины неизменной с раннего

детства, поскольку пациентка неоднократно видела этот сон.

"Концентрационный лагерь" - это явно позднейшая адаптация детских кошмаров,

которые Ванда не могла уже вспомнить. Ясно, что это основано на ранних

переживаниях, смысл которых менялся при чтении книг. Юность, следовательно,

- период, когда кошмарные "тоннели" детства приобретают более

реалистическую и современную форму и ложатся в основу оперативного

сценария, определяющего жизненный план. Нежелание Ванды вникнуть в проделки

мужа показывает, как упорно человек цепляется за сценарные сцены, в то же

время жалуясь и всячески демонстрируя невыносимость такого существования.

 

"Футболка с надписью"

Все, что мы обсуждали в этой главе, можно собрать воедино, акцентируя

внимание на том, как пациент "подает себя" в жизни. Мы называем это



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: