нормального расписания. Но когда через несколько недель вернулся один из
счетов, который он заполнил в двух экземплярах вместо необходимых трех, он
почувствовал раздражение, что сказалось на ходе его бесед с пациентами.
В целом деятельность Взрослого, куда вошли планирование, подготовка,
чтение лекции, дела после поездки, растянулась на целых двенадцать дней
(или около того). Обратная связь и "дожигание" с участием Родителя и Ре
бенка потребовали больше времени. "Дожигание", как это часто бывает, было
усилено еще позже, когда был возвращен счет, который пришлось переписывать,
что испортило настроение на остаток дня.
Средством против "дожигания" должно стать умение терпимо относиться к
мелким огорчениям и способность их быстро забывать.
История с лекцией - это пример нормальной обратной связи и нормального
"дожигания". Если родители заставляют своего ребенка на них
сосредоточиваться, то обратная связь и "дожигание" могут серьезно повлиять
на жизнь человека и даже предопределить ее завершение, особенно когда речь
идет о трагическом сценарии. Если их значение преувеличивается, результатом
может стать алкоголизм, психоз, убийство или самоубийство. Так обратная
связь при приближении трудного экзамена или "дожигание" после случая
импотенции могут привести молодого человека к самоубийству, а страх перед
повторением сцены (обратная связь) нередко порождает злоупотребление
алкоголем.
Обратная связь и "дожигание" могут печально сказываться на жизни
обладателей тяжелых сценариев. Опасно, когда "дожигание" от предыдущего
события перекрывается обратной связью от события предстоящего. Так склады
|
вается широко известный синдром переработки. Именно это имеется в виду,
когда говорят, что человек переработал. Неважно, насколько велик объем его
работы, если воздействия, тянущиеся от прошлого и из будущего, не перекры
вают друг друга. Тогда нет переработки (в случае умственного труда). Если
же перекрывают, то переработка налицо, поэтому неважно, что объем работы в
действительности очень мал. Например, неприятные воспоминания могут бук
вально изводить человека, который сам себя за что-то упрекает. Его могут
мучить сомнения: "Я не должен был так поступать, что обо мне подумают,
почему я не сделал иначе..." или: "А вдруг я ошибаюсь, что тогда со мной
будет, как я смогу ответить..." и т.д. Подобные мысли смешиваются с
предыдущими, образуя неприятную, порой губительную для человека смесь.
...Пебл, бухгалтер, был занят подготовкой годового отчета. Цифры не
сходились, поэтому, вернувшись домой, он долго не ложился спать.
Беспокойство его росло, и, даже заснув, он не мог избавиться от цифр,
кружащихся и сплетающихся перед его глазами. Утро не принесло облегчения,
проблемы не были разрешены, а в душе "дожигались" неприятные ощущения
прошедшего дня. Утром он уже стал беспокоиться, как пойдут дела днем.
Обратная связь от предвидения сегодняшних неприятностей сказалась за
завтраком на настроении всей семьи. К этому добавились воспоминания о
прошлогодних неприятностях, когда в отчете были обнаружены ошибки и
последовал выговор от начальства. Масштабы "дожигания" увеличились ("А если
|
и с этим отчетом будет то же самое?"). "Дожигание" перекрывается обратной
связью. Исчез даже аппетит. Где уж тут найти время и желание для
повседневных дел, для личной жизни. Раздраженный, мрачный и забывчивый,
Пебл постепенно становится неприятен даже лучшим своим друзьям.
В подобных случаях исход предопределяется соотношением сил сурового,
понуждающего к труду Родителя и озлобленного подавленного Ребенка. Если
Родитель сильнее, то Пебл сделает работу, после чего может попасть в
больницу в возбужденно-депрессивном состоянии. Если же сильнее Ребенок, то
Пебл, возможно, обнаружит странности в поведении, бросит работу или
заболеет. Если же пересилит Взрослый, Пебл в поту и муках одолеет свою
задачу, а потом впадет в тоску, от которой избавится, лишь хорошо отдохнув,
например в отпуске. Но даже при благополучном исходе, если такое напряжение
будет сохраняться год за годом, ему грозит серьезная хроническая болезнь.
Самое неприятное в работе Пебла - ее временная характеристика.
Известно, что есть два способа временного структурирования задач: целевое
время ("Я буду работать, пока все не закончу, и неважно, сколько времени
это потребует") и часовое время ("Буду работать до полуночи, а потом брошу,
то есть сделаю сколько успею"). Пебл же не может ни закончить работу, ни
бросить ее. У него "подстегивающее" время. Он должен выполнить определенную
работу в определенное время, и это насильственное сочетание целевого и
часового времени часто оказывается для человека неразрешимой проблемой. Так
бывает в сказках, когда девушке поручают перебрать столько-то зерна и
|
справиться с колоссальным объемом работы до заката. Она выполнила бы эту
задачу, если бы ей дали достаточно времени, или перебрала бы столько зерна,
сколько смогла бы до заката. Но чтобы управиться со всем в заданное время,
ей должны помочь волшебные силы: феи, эльфы, птицы или муравьи. У Пебла нет
ни фей, ни муравьев, вообще никаких чудес, поэтому он платит тем, чем
заплатила бы сказочная героиня, не помоги ей чудо: теряет голову.
Помочь здесь может простая арифметика. У каждого человека есть свое
стандартное "время обратной связи" и "время дожигания" для разного рода
ситуаций. Можно перечислить эти ситуации: домашние ссоры, экзамены или
прослушивания, сроки окончания работы, дальние поездки, визиты
родственников (или к родственникам) и т.п. Оба тревожных промежутка времени
по отношению к каждой из ситуаций должны быть зафиксированы эмпирически.
Когда такая информация имеется, простой расчет поможет сделать так, чтобы
обратная связь и "дожигание" не перекрывали друг друга. Если время
"дожигания" для ситуации _А_ составляет _х_ дней, а предполагаемая обратная
связь для ситуации _В_ - _y_ дней, то ситуацию _В_ от ситуации _А_ должен
отделять х+y+l день. Если обе ситуации предвидимы, то это легко устроить.
Если ситуация _А_ наступила неожиданно, то нужно отложить ситуацию _В_.
Если это на практике не осуществимо, рекомендуется другой выход: сделать
время совпадения тревожных отрезков как можно более кратким. Для этого надо
максимально сблизить _А_ и _В_ и надеяться на благоприятный исход. Если _В_
передвижке не поддается, тогда остается только приспособиться.
Лучше всего умеют приспосабливаться матери маленьких детей. Они
демонстрируют поразительную пластичность, переживая в течение дня множество
тревожных промежутков, наслаивающихся один на другой. Если приспособиться
не удается, они чувствуют себя загнанными - это знак, свидетельствующий о
том, что матери нужен отдых. Давление тревожных промежутков снижает половую
активность y мужчин и женщин. Секс, наоборот, - прекрасное средство для
нейтрализации их воздействия; очень часто неделя отдыха или один уикенд,
проведенные супругами вдали от детей, возвращают супругам желание и силу.
Тогда вместо обратной связи приходит счастливое ожидание, а вместо
"дожигания" - сладкое воспоминание. В большинстве случаев тревожные
промежутки длятся дней шесть, так что двухнедельного отпуска оказывается
достаточно, чтобы "дожигаемое" догорело и несколько дней были прожиты
счастливо и беззаботно, прежде чем горизонт начнет темнеть, предвещая
будущие жизненные трудности. Для того чтобы изжить хронически повторяющиеся
"дожигания" и глубоко сидящие, подавленные обратные связи, может
потребоваться отпуск не менее пяти недель. Месячный отпуск, беззаботно
проведенный на океанском лайнере, значительно эффективнее изживает все
неудачи, чем перелеты в реактивных самолетах, которые ведут к временным
смешениям, что само по себе достаточно трудно переносимо.
Сны - это нормальный механизм, способствующий ассимиляции "дожигания"
и обратных связей. Нормальный сон очень важен для того, чтобы предотвратить
наслоение опасных промежутков и их вредных последствий. Поскольку
большинство снотворных при правильном употреблении снижает долю так
называемого "парадоксального" сна в пользу других стадий сна, то они не
помогают делу. Но это все-таки предпочтительнее, чем мучительная
хроническая бессонница.
Многие философы, размышляющие о человеческой жизни, рекомендуют жить
"день за днем". С точки зрения сегодняшних наших представлений, жить "день
за днем" означает вести упорядоченную жизнь согласно заранее намеченному
плану, хорошо высыпаться, причем так, чтобы день заканчивался без
тягостного воздействия обратной связи, ибо на завтра должен быть надежный
план, который начинался бы без терзающего душу "дожигания". Это прекрасный
способ совладать с несчастьями, которые угрожают в случае плохого сценария,
и столь же прекрасный путь, по которому хороший сценарий движется к своему
счастливому завершению.
Маленький "мучитель"
У многих людей в голове сидит свой маленький "мучитель", гнездящийся в
глубочайших пластах сознания (Ребенок в Ребенке). У цивилизованных народов
он обычно скрыт под слоем социальных идей и навыков. Но когда имеются
соответствующие предписания и разрешения, он как бы вылезает наружу во всей
своей красе. В менее цивилизованной среде его могут холить и лелеять вполне
открыто, время от времени предоставляя ему возможность самовыражения. Но в
обоих случаях это активная движущая сила сценария. В первом случае она
действует подспудно и иногда безотчетно, во втором - является грубо, зримо,
в полном осознании собственной природы. Тот, кто не осознает ее воздействия
на собственную жизнь, может утратить над ней всякий контроль. Он перестает
рефлексировать и сам не понимает, в каком направлении движется.
Человеческий зародыш, развиваясь, воспроизводит одну за другой все
эволюционные стадии. Он может "застрять" на одной из них, тогда на свет
появится ребенок с признаками, характерными для какой-то из предыдущих
ступеней эволюции. Когда ребенок растет, он как бы воспроизводит
предысторию всего человеческого рода. На какой-то из них развитие может
замереть. Но в каждом взрослом сохраняется нечто от всех этих пройденных
этапов.
Маленький "мучитель", гнездящийся в человеке, может отыскивать и
радостно использовать слабости жертвы. Такой человек легко обидит калеку,
не задумываясь причинит боль другому, желаемого добьется силой. Иногда,
правда, он прибегает к извинениям и оправданиям вроде того, что в нашей
жизни приходится быть жестоким, нужно быть реалистом и т.п. Но большинство
людей подавляют в себе такие побуждения, если они возникают. Если они все
же проявляются, то человек в страхе спешит их замаскировать, выдать за что-
то другое. Некоторые люди демонстрируют их отсутствие, добровольно
становятся "жертвами", полагая, что лучше пострадать самому, чем причинить
боль ближнему.
Эти изначальные влечения переплетаются со сценарными предписаниями,
образуя основу для соответствующих игр. Тот, кто считает, что этих
побуждений не существует, играет роль Жертвы. В своем сценарии они находят
доказательство тому, что эти влечения им чужды. Но поскольку чаще всего это
не так, дело может сводиться к отрицанию за самим собой права на свободный
выбор собственной судьбы. Решение проблемы не в том, чтобы, как это чаще
всего бывает, сказать: "О, это ужасно!" Решение приходит, когда человек
задает себе вопрос: "Что же делать с этим и как с этим жить?" Лучше быть
"мучеником", чем человеком, который не знает о самом себе правду.
Очень важно сознавать, что определенные стороны человеческой жизни
сохранились неизменными, какими они были многие тысячелетия назад, несмотря
на совершившуюся за это время эволюцию. Они не поддались воздействиям
природной среды и социального окружения. Одна из таких сторон -
предрассудок в отношении людей с более темным цветом кожи, который
фактически сохранился неизменным с незапамятных времен.
Люди с темной кожей, об угнетении которых говорят папирусы, и ныне
являются угнетенными народами в некоторых странах мира. Другая сторона -
способ отношения к врагу, который можно выразить в словах: "Найти и
уничтожить".
Интересно заметить: когда на войне гибнут соотечественники, их заносят
в списки жертв, а убитые враги всегда называются трупами.
"Бравый шизофреник"
Кроме биологических и психологических характеристик организма,
делающих запрограммированный сценарий владыкой человеческой судьбы, сама
структура общественных взаимодействий также предполагает отсутствие
личностной автономии. Автономия утрачивается путем заключения
трансакционного социального контракта: "Ты принимаешь мою персону (то есть
как я себя подаю в обществе), а я принимаю твою". Нарушение договора, если
оно не предусмотрено специфическими нормами, существующими в данной группе,
считается грубостью. Продукт договора - снятие противоречий как между
членами группы, так и внутренних противоречий в каждом из них. Последнее
обеспечивается благодаря скрытому индивидуальному контракту, заключаемому
между тремя сторонами личности. Родитель, Ребенок и Взрослый соглашаются
принимать персоны друг друга, и мало кто решается нарушить этот договор с
самим собой, даже если этого требуют обстоятельства.
Отсутствие противоречий хорошо видно на примере шизофреников и лечащих
их врачей. Большинство терапевтов (как я знаю из собственного опыта)
утверждают, что шизофрения неизлечима. Этим они хотят сказать, что
шизофрению не излечивает тот вид психоаналитической терапии, который они
применяют, а по другому пути они, к сожалению, идти не хотят. Поэтому их
вполне устраивает, если y пациента "налицо прогресс". Их лозунг: "Наша
продукция - прогресс", так же, как y фирмы по производству
электрооборудования. Но прогресс не освобождает шизофреника из тисков его
диких представлений: он только позволяет ему "храбро" жить с ними. Вот
почему мир полон храбрых шизофреников, изживающих свои трагические сценарии
с помощью далеко не храбрых психиатров.
Среди некоторых медиков и психологов распространены два лозунга,
имеющих также хождение и среди населения: "Не лезь к человеку с советами" и
"Я вам ничем помочь не могу, каждый должен помочь себе сам". Оба эти
лозунга крайне лживы. Человеку можно советовать, многие это делают, и
делают успешно. Человеку надо помогать, ибо он не всегда может помочь себе
сам. Просто после того, как ему помогли, он должен стать на ноги и
самостоятельно справляться со своими делами. Подобными лозунгами (имеются в
виду два упомянутых) общество заставляет людей оставаться "внутри"
собственных сценариев, следовать им вплоть до конца, порой трагического.
Ведь сценарий означает, что кто-то когда-то сказал человеку, что ему лучше
всего нужно делать, и он тогда принял этот совет. Следовательно, людям
можно давать советы. И мы этим занимаемся постоянно, особенно если y нас
есть дети. Когда человеку советуют делать что-то иначе, чем это делали его
родители, то он может последовать новой рекомендации. Хорошо известно, что
можно способствовать тому, чтобы человек стал пьяницей, убийцей или
самоубийцей. Но ведь ему можно помочь бросить пить, перестать губить себя
или губить других. Безусловно, можно помочь человеку отказаться от того,
что ему было предписано делать в детстве. Вместо того чтобы человек
мучительно влачил свой груз в горестном "старом" мире, не лучше ли помочь
ему смело вступить в новый прекрасный мир, где жизнь его станет счастливой!
Итак, мы перечислили факторы, создающие возможность возникновения
сценария и воздействующие на его существование: 1) подвижное лицо, 2)
подлинное Я, 3) обратная связь и "дожигание", 4) маленький "мучитель" и 5)
согласие других людей.
Кукла "чревовещателя"
Когда психоанализ стал набирать силу, он помог по-новому осмыслить
многое из достижений прошлого. Так, например, известный метод свободной
ассоциации стал отрицанием многовековой традиции интроспекции. Свободная
ассоциация имеет дело с содержанием сознания, информация о котором помогает
психоаналитику делать вывод о том, как работает сознание. Но это чаще всего
удается тогда, когда сознание работает неровно. Ведь невозможно заключить,
как работает плотно закрытая машина, если в ее действии нет перебоев.
Узнать что-то об ее устройстве можно, если она допускает ошибки или же
заставить ее совершить ошибку, подкинув ей неподходящее исходное сырье.
Поэтому метод свободной ассоциации годится в основном тогда, когда
безусловно имеется патология в мышлении. Интроспекция призвана дать
Взрослому возможность созерцать собственный разум, чтобы понять, как он
действует, как сочетаются предложения, откуда приходят образы, как "голоса"
управляют поведением.
Наверное, каждый человек в своей жизни когда-нибудь говорил себе: "Не
следует этого делать!" Возможно, даже замечал, как отвечал себе же: "Но я
должен!" Обычно "Не следует..." говорит Родитель, а отвечает Взрослый или
Ребенок. Это есть воспроизведение диалога из раннего детства. Что же
происходит в действительности? В каждом из таких внутренних диалогов можно
выделить три уровня. На первом уровне слова, как тени, проходят в сознании,
по крайней мере так, что ни глаз, ни ухо эти движения не воспринимают. На
втором уровне чувствуется легкое движение голосовых связок, можно слушать
как бы шепот y себя во рту, когда, пожалуй, отчетливо воспринимаются толчки
языка.
На третьем уровне слова выговариваются вслух. Иногда в сложных
обстоятельствах третий уровень прорывается настолько явно, что человек
начинает говорить сам с собой даже на улице, привлекая внимание прохожих,
которые не прочь при этом покрутить пальцем y своего виска. Есть еще
четвертый уровень, когда тот или другой из внутренних "голосов"
воспринимается как исходящий откуда-то изнутри собственного сознания. Это
обычно "голос" кого-то из родителей (матери или отца). В этом случае мы
говорим о галлюцинациях. Ребенок отвечает или не отвечает на "голос"
Родителя, но, во всяком случае, "голос" воздействует на поведение человека.
Поскольку людей, говорящих сами с собой, считают не совсем
нормальными, поэтому люди в своем большинстве усваивают предписание не
прислушиваться к своему внутреннему "голосу". Эта способность может быть
легко восстановлена. Тогда можно вслушиваться в собственные внутренние
диалоги. И это, на наш взгляд, один из лучших способов обнаружить
Родительские предписания, Родительские образцы и средства сценарного
управления. Например, девушка в состоянии сексуального возбуждения может
начать беззвучно читать молитву, чтобы устоять перед соблазном. Она ясно
"слышит" материнское предписание: "Будь честной девочкой, а когда приходит
искушение - молись". Мужчина, ввязавшийся в драку в пивной, старается
драться хладнокровно. Он явно воспринимает предписание отца: "Бей реже, но
крепче". Это элемент родительской модели: "Вот как надо драться". А вообще-
то он, наверное, начал драться, услышав искушающий голос матери: "Ты копия
своего отца... Тебе когда-нибудь выбьют зубы в уличной драке". В
критический момент биржевой игрок слышит демонический шепот в собственном
мозгу: "Брось покупать, продавай". Он рушит свой тщательно продуманный план
и лишается всего капитала. "Ха-ха" - единственное, что ему остается
сказать.
"Голос" Родителя действует наподобие чревовещателя. Он порой
захватывает контроль даже над голосовым аппаратом человека, который вдруг
обнаруживает, что говорит слова, будто идущие от кого-то другого. Пока в
дело не вступает Взрослый, он следует инструкциям, которые выполняет
Ребенок и который ведет себя, как кукла "чревовещателя". Эта способность
отключить собственную волю, не понимая даже, что при этом происходит,
позволяет сценарию возобладать в соответствующий момент над всяким
сознательным планированием.
Этому может быть противопоставлено умение слушать "голоса" и
способность Взрослого решать - по-своему решать любую проблему. Так человек
может освободить себя от власти Родителя-"чревовещателя" и стать хозяином
собственных действий. Для этого нужны два "разрешения", которые человек
может дать себе сам, но которые будут более эффективны, если получены от
кого-то другого, например, психотерапевта. Они заключаются в том, что
человек осмысливает Родительские указания, но может им не следовать. Если
человек осмелится пренебречь Родительскими указаниями, ему может
понадобиться помощь со стороны. Поэтому психотерапевт обязан помочь
пациенту, если тот решил обрести самостоятельность в своих решениях.
Еще немного о "демоне"
Мы подошли к одному весьма важному моменту, который не только может
определять сценарий, но и давать, возможно, решающий толчок к его
осуществлению. Это "демон", толкающий порой человека вниз по крутому
скользкому склону навстречу гибели как раз в то мгновение, когда он стоял
на грани победы, причем человек сам может сразу не понять, что произошло.
Но, оглядываясь назад, даже если он никогда не слышал никакого "голоса",
человек все же помнит один - "голос демона", вкрадчиво убеждающий: "Вперед
же, сделай это!" И он это делает.
Делает вопреки всем советам и предупреждениям, тщетным попыткам
окружающих людей свернуть его с избранного им пути. Таков "демон", -
внезапный, будто бы сверхъестественный порыв, который может предопределить
судьбу человека. По Гераклиту, "демон" человека - это его характер.
"Демон", согласно свидетельству неудачников, только оправляющихся после
своего падения, не изрекает громогласные команды, а тихо, вкрадчиво шепчет,
как зовущая женщина: "Иди, вперед же. Почему нет? Что ты теряешь? Все! Но
взамен ты обретаешь меня..." Если же говорить серьезно, то в конце концов
звучащим голосом оказывается голос соблазна. Спросите мужчин (или женщин),
которые знают "демона" и знакомы с его властью.
Средством против "демона" в былые времена были заговоры и заклинания.
А как быть в наше время? Советуем неудачнику иметь при себе нечто похожее
на заклинание. Как только впереди забрезжит удача, предвещая опасный
момент, советуем вспомнить заклинание и произносить его снова и снова.
Тогда, если "демон" шепчет:
"Выпей еще глоток... вытащи нож... обними ее... схвати ее за
горло...", - нужно твердо знать, что каждое из этих движений ведет к
поражению, то есть к большой беде. Следует убрать руки за спину, громко и
четко сказать:
"Нет, мама, я поступлю по-своему и добьюсь победы".
Подлинная личность
Сценарию всегда противостоит подлинная личность, живущая в реальном
мире. Эта личность - подлинное Я, которое может свободно переходить из
одного состояния в другое. Когда люди хорошо друг друга знают и понимают,
они проникают сквозь сценарий в глубины, где обретается подлинное Я: это та
часть личности, которую любят и уважают, которая, собственно, и делает
возможными моменты подлинной близости, когда ослабевают воздействия
программирования. Такое возможно потому, что уже случалось раньше в жизни
большинства людей. Это были самые близкие и самые свободные от сценарной
предопределенности отношения - отношения между матерью и ее новорожденным
ребенком. На время кормления грудью мать, если позволяют внешние
обстоятельства, обычно отключается от сценария, а y младенца его еще просто
нет.
Что же касается меня лично, я не знаю, движет ли меня, автора
настоящей книги, все еще "нотная запись" или нет. Если да, то я с
интересом, хотя и безуспешно, стараюсь угадать следующую ноту в
развертывающейся мелодии, обнаружить гармонию или, наоборот, несозвучие.
Что будет со мной дальше? В этом случае жизнь моя представляйся осмысленной
потому, что я следую долгой и славной традиции предков, донесенной до меня
моими родителями, а эта музыка, пожалуй, приятнее, чем та, что я сочинил бы
сам. Я знаю, конечно, что есть области, где я свободен импровизировать. Но
может быть и так, что я один из немногих счастливых людей на Земле,
свободных от уз, и волен вести собственную мелодию. В этом случае я храбрый
импровизатор наедине с миром. Но ошибаюсь ли я в оценке своей роли или
действительно клавиши отвечают моим рукам и разуму - все равно свежа и
полна неожиданностей песня моей жизни, срывающаяся с дрожащей деки судьбы,
- баркарола, которая в любом случае оставит, я надеюсь, счастливый отзвук в
будущем.
ПЕРЕДАЧА СЦЕНАРИЯ
Сценарная матрица
Сценарная матрица - это диаграмма, назначение которой мы видим в
изображении и анализе директив, спускаемых от родителей и прародителей к
новым поколениям. Гигантский объем информации может быть изящно передан в
относительно простой схеме. Изображенные ниже сценарные матрицы
воспроизводят случаи, описанные ранее (схемы б, 8 и 9, с максимальной
точностью. Практическую проблему мы видим в том, чтобы отделить решающие
Родительские директивы и модели поведения, составляющие тему сценария, от
забивающего его "шума". Эта задача весьма трудна, ибо не только сам герой
сценария, но и его окружение делают все возможное для сокрытия истинной
темы. Поэтому трудно различать "шаги", ведущие к завершению сценария, к его
счастливой или трагической развязке. Другими словами, люди бывают готовы на
любое страдание, лишь бы скрыть собственный сценарий от самих себя и своего
окружения. Но ведь это так естественно! Например, человек, исполняющий на
фортепиано прекрасную мелодию и уверенный, что доставляет людям
удовольствие, безусловно, отвергнет совет заглянуть в этот час внутрь
инструмента, а аудитория, наслаждающаяся музыкой, этого также не пожелает.
Согласно первоначальной схеме сценарной матрицы, родитель
противоположного пола говорит ребенку, что нужно делать, а родитель того же
пола показывает, как это делается. В эту базовую схему были внесены важные
добавления, уточнены функции каждого из состояний Я обоих родителей,
предполагая, что Ребенок в родителе ответственен за предписания, а Взрослый
в родителе наделяет ребенка "программой" (тем, что мы назвали моделью).
Добавился еще новый элемент - антисценарий, идущий от Родителя родителей.
Источником такого варианта матрицы стал опыт работы с алкоголиками,
наркоманами, другими социально опасными людьми. Все они - обладатели
тяжелых, трагических сценариев. Такая матрица предназначена для грубых
предписаний, идущих от "сумасшедшего" Ребенка, но в нее можно включить
также искушения и провокации, да и предписания, идущие скорее от Родителя в
родителе, чем от его же "сумасшедшего" Ребенка (схема 6).
Поскольку имеются еще вопросы, подлежащие решению в ходе дальнейших
исследований, модель, изображенная на схеме 8, воспринималась очень часто