царевичем, обращенным в Лягушку.
"Часовое" и "целевое" время
Способы заполнения кратких промежутков времени уже обсуждались в
настоящей книге. Мы рассматривали такие формы, как замкнутость, ритуал,
времяпрепровождение, деятельность, игра и близость. У каждой из них можно
обнаружить начало и конец, называемые точками переключения. Если взять
более длительные промежутки времени, то свои точки переключения можно
обнаружить y каждого сценария. Обычно это переключение исполнителя с одной
роли на другую в пределах драматического треугольника.
Анализ промежутков времени, наблюдаемых в театральных постановках,
можно применить и к драматургии реальных жизненных сценариев. Выделим две
наиболее важнейшие формы: "постановочное время" и "событийное время".
"Постановочное время" определяется по часам или календарю. Действие
начинается и заканчивается в определенный момент, то есть представление
укладывается в некоторый отрезок времени, как футбольная игра.
Применительно к сценарному анализу назовем его "часовым временем" (ЧВ). По
"событийному времени" действие должно быть полностью завершено, как игра в
бейсбол, независимо от того, сколько времени уйдет на это по часам. Назовем
это "целевым временем" (ЦВ). Существуют сочетания этих двух форм. Схватка
боксеров может завершиться либо по окончании назначенного числа раундов
("постановочное" или "часовое время"), либо в случае нокаута ("событийное"
или "целевое время").
Знание этих положений мы считаем очень важным для психотерапевта,
имеющего дело со сценариями "Можно" и "Нельзя".
Ребенок, выполняющий домашнее задание, может получить пять различных
|
инструкций: 1. "Тебе надо выспаться, поэтому можешь прервать занятия в
девять часов". Это - "ЧВ-Можно". 2. "Тебе надо выспаться, поэтому после
девяти работать нельзя". Это - "ЧВ-Нельзя". 3. "Домашнее задание - важное
дело, поэтому можешь закончить его и после девяти". Это - "ЦВ-Можно". 4.
"Домашнее задание надо выполнить, поэтому нельзя ложиться, пока его не
закончишь". Это - "ЦВ-Нельзя". "Можно" во всех вариантах не требует от
ребенка особых усилий. Все "Нельзя" могут ему не понравиться, но ни одна из
четырех инструкций не загоняет его в тупик. 5. "Ты должен закончить работу
к девяти часам, чтобы вовремя лечь спать". Здесь мы встречаем комбинацию
"часового" и "целевого времени", назовем ее "Поспеши". Ясно, что каждая из
этих инструкций по-своему отразится на домашнем задании, на сне ребенка, а
когда он вырастет, проявится в стиле его работы, режиме сна и
бодрствования. С точки зрения "марсианина", сценарный эффект таких
инструкций можно свести совсем не к тому результату, который намеревались
получить родители. Например, "ЧВ-Нельзя" может вылиться в бессонницу, а
"ЦВ-Нельзя" - закончиться признанием своего поражения. Этот аспект очень
важен, поскольку помогает понять, как люди заполняют свое время, следуя
сценарным предписаниям. Например: "Ты можешь жить долго" ("ЧВ-Можно") -
человек с таким предписанием обычно старается его выполнить. "Ты должен
жить, пока не умрет твоя жена" ("ЦВ-Можно") - этот человек, наверное, будет
|
жалеть свою жену. "Ты не должна соглашаться на интимные отношения, пока не
встретишь достойного человека" ("ЦВ-Нельзя") - героиня такого сценария
может много времени провести в поисках. "Ты не должна соглашаться, пока
тебе не стукнет двадцать один" ("ЧВ-Нельзя") - y этой героини много времени
найдется и на другие дела. Разделение этих форм помогает объяснить, почему
одни люди руководствуются соображениями времени, а другие - соображениями
дела.
Некоторые типичные сценарии
Сценарии - эго искусственные системы, ограничивающие спонтанные
творческие человеческие устремления, так же как игры, а которые играют
люди, - искусственные структуры, лимитирующие спонтанную творческую
интимность. Сценарий - это как бы "матовый экран", который многие родители
помещают между ребенком и окружающим его миром (и самими собою) и который
ребенок, вырастая, оберегает, держит в целости и сохранности. Через этот
"экран" смотрит он на мир, а мир в то же время глядит на него, ожидая от
него яркой искры, а может быть, хотя бы небольшой вспышки истинно
человеческих чувств. Но поскольку мир глядит через свой собственный
"матовый экран", видимость не лучше, чем y ныряльщиков в масках с
запотевшими стеклами на дне илистой речки.
"Марсианин" в состоянии протереть запотевшие стекла и поэтому видит
немного лучше. Вот несколько примеров того, что ему открывается. Может
быть, они помогут объяснить, каким образом сценарии дают ответ на вопрос:
Что вы говорите или делаете после приветственных слов?"
|
Розовая Шапочка, или Бесприданница
Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне,
ожидая, пока появится кто-то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по
тропинкам в другой части леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была
очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем
располагала - делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов,
почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове y нее
была веселая шутка, например, призванная подбодрить того, кто боится
заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда
устраивались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в
одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуютно. Иногда ее
приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это
случалось.
Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень
не понравились друг другу. Красная Шапочка шла по лесу и, заметив сидящую
на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: "Здравствуйте".
Минуту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подружиться, -
ведь они были похожи, только на одной была красная шапочка, а на другой -
розовая.
- Куда ты идешь? - спросила Розовая. - Раньше я тебя здесь не видела.
- Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать, - отвечала
Красная.
- Как это мило, - сказала Розовая. - А y меня нет матери.
- Кроме того, - гордо объявила Красная, - когда я приду к бабушке,
меня должен съесть волк...
- Да-а? - удивилась Розовая. - Но волка можно удержать. Давай ему по
пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь
"своего" волка.
- Мне не нравятся твои намеки, - сказала Красная. - Поэтому прощай.
- Что-то ты воображаешь! - сказала Розовая, но Красная была уже
далеко. "У нее нет чувства юмора, - решила Розовая. - Но все равно ей нужно
помочь". И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную
Шапочку. В конце концов она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе
они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там
произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее
съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая
Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, конечно,
опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной
сильнее, чем раньше дружил с Розовой, и Розовая стала еще печальнее. Чтобы
справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно
засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была
сообразительной девочкой и по-прежнему помогала людям, но иногда ей
казалось, что самое лучшее для нее - это принять сразу пригоршню сонных
ягод.
Клинический анализ
*Тезис*. Розовая Шапочка - сирота или по каким-то причинам чувствует
себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело
пошутить, но мыслить реалистически, планировать и осуществлять планы не
умеет - это она оставляет другим. Она совестлива и всегда готова прийти на
помощь, в результате приобретает много друзей. Но каким-то образом она в
конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и
снотворное и часто думает о самоубийстве. Сказав "здравствуйте", она
отпускает несколько насмешливых слов, но все это только для того, чтобы
подойти к главному вопросу: "Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?" Так она
может войти в "глубокие" отношения с неудачником, но с победителем, после
того как шутка произнесена, ей просто не о чем говорить.
_Диагноз_, хронически депрессивная реакция.
_Волшебная_ _сказка_: маленькая Розовая Шапочка.
_Роли_: Благожелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.
_Переключения_: от Спасителя (Советчик, Заботливый Родитель) к Жертве
(Печальный Ребенок).
_Родительское_ _наставление_: "Будь хорошей девочкой, помогай людям".
_Родительский_ _образец_: "Вот как надо помогать людям".
_Родительское_ _предписание_: "Не старайся получить что-нибудь для себя".
_Детский_ _лозунг_: "Делай, что положено, и не плачь".
_Позиция_: "Мне плохо, поэтому я плачу".
_Решение_: "Я накажу себя за то, что плачу".
_Сценарий_: "Выкладывайся".
_Антисценарий_: "Умей помогать людям".
"_Футболка_": впереди - "Я сообразительный ребенок", сзади - "Но я
сирота".
_Игра_: "Не вышло, как я ни старалась".
"_Премиальные_ _купоны_": депрессия.
_Окончательный_ _итог_: смерть.
_Эпитафия_ _на_ _одной_ _стороне_ _камня_: "_Это_ _был_ прекрасный
ребенок", на другой: "Я старалась".
_Антитезис_: "Не выделяться своей сообразительностью".
_Разрешение_: "Воспользоваться советами родителей, чтобы подойти к
настоящей цели".
Классификация
Розовая Шапочка - сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни
добивалась, она все теряет. Это целеориентированный сценарий,
организованный по принципу "нельзя": "Это тебе нельзя делать, пока не
встретишь принца". В основе его лежит "никогда": "Никогда не проси ничего
для себя". Сказав "здравствуйте", Розовая Шапочка старается показать себя
сообразительной девочкой, всегда готовой помочь.
Сизиф, или "Начни сначала"
Этот сценарий расскажет о Джеке и его дяде Гомере. Отец Джека был
храбрым солдатом и погиб на войне, когда Джек был маленьким; вскоре умерла
мать. Воспитывал его дядя Гомер - спорщик, хвастун и немножко мошенник. Он
хотел сделать из Джека спортсмена и игрока, стремящегося побеждать везде и
всегда. Однако, если Джек побеждал, дядя приходил в неистовство. Если же
Джек проигрывал, дядя дружески-пренебрежительно посмеивался. В конце концов
Джек стал проигрывать намеренно. Чем чаще он проигрывал, тем счастливее и
доброжелательнее становился дядя. Джек хотел стать фотографом, но дядя
возразил, так как считал это дело для слабых людей, а настоящий мужчина
должен выбирать спорт. Джек пошел в профессиональный бейсбол. В
действительности дяде хотелось, чтобы Джек попытался стать знаменитым
спортсменом. Дядя постоянно находился рядом. Накануне первых игр в высшей
лиге Джек повредил руку и вынужден был расстаться со спортом. Позже он
говорил, что не может объяснить, как опытный игрок вроде него мог повредить
руку весной, когда все берегут себя, чтобы быть в лучшей форме к началу
сезона.
Джек стал торговым агентом. Начинал он хорошо, получал все больше и
больше заказов, становился любимцем босса. Но именно в этот момент его
охватило полное равнодушие к делу. Он подолгу спал, запускал дела, в
результате заказы запаздывали. Когда-то он был хорошим агентом, поэтому ему
не нужно было искать покупателей: они звонили и приходили сами. Однако он
стал забывать регистрировать заказы. В конце концов приходилось объясняться
с боссом, чтобы решить возникшие проблемы. После каждого такого объяснения
Джек "брал себя в руки", но хватало его ненадолго и дела снова катились по
наклонной. Рано или поздно должен был настать день, когда его попросили
оставить работу. Пришлось искать другого хозяина и начинать все сначала.
Одно его беспокоило: торговцу приходится немножко привирать и мошенничать;
Джеку это не нравилось. В результате Джек порвал с дядей и решил идти
учиться, чтобы впоследствии заняться делами социального обеспечения.
Анализ
*Тезис*: "Сизиф" усердно трудится и почти добивается успеха. Но в один
из моментов он расслабляется, прекращает усилия и теряет все достигнутое.
Он должен начинать снова, повторяя весь цикл.
_Диагноз_: депрессивная реакция.
_Миф_: Сизиф.
_Роли_: Осиротевший Ребенок, Преследователь, Спаситель.
_Переключения_: от Героя (успех) к Жертве (неудача) и к Спасителю.
_Родительское_ _наставление_: "Будь крепким и храбрым, не будь
слабаком".
_Родительский_ _образец_: "Можно немножко смошенничать".
_Родительское_ _предписание_: "Не старайся преуспеть".
_Детский_ _лозунг_: "Я - сын героя".
_Позиция_: "Я - нехороший, потому что на самом деле я слабый человек.
А они хорошие, потому что преуспевают".
_Решение_: "Я должен быть героем".
_Сценарий_: "Не будь им".
"_Футболка_": впереди - "Я - суперторговец", сзади - "Но не надо
покупать y меня".
_Игра_: "Начни сначала".
"_Премиальные_ _купоны_": депрессия и чувство вины.
_Окончательный_ _итог_: Импотенция и смерть.
_Эпитафия_: на одной стороне камня - "Он очень старался", на другой -
"У меня не вышло".
_Антитезис_: "Перестань слушаться дядю".
_Разрешение_: идти учиться и заняться новым делом.
Классификация
"Сизиф" - сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он
каждый раз скатывается вниз. Это целеориентированный сценарий,
организованный по принципу "нельзя": "Без меня ты не можешь (тебе нельзя)
это сделать". В основе его лежит "Снова и снова": "Старайся, пока можешь".
Время между первым приветствием и "прощай" структурируется игрой "Начни
сначала".
Маленькая мисс Бетки, или "Меня не испугаешь"
Бетки каждый вечер сидела на высокой табуретке в баре и мрачно пила
виски. Однажды возле нее возник ужасный тип. Он ее напугал, но она не
убежала, познакомилась с ним, и вскоре вышла за него замуж, стала даже о
нем очень заботиться. Однако, напиваясь, он ее бил, а в трезвом виде
всячески унижал, но она все равно от него не убегала. В
психотерапевтической группе, когда она обратилась за помощью, ее сначала
жалели и ужасались поведению мужа, но через несколько месяцев отношение
изменилось.
"А почему бы вам не сойти со своей табуретки и не разобраться с собою?
- сказали ей члены группы. - Вам ведь нравится излагать свои ужасные
истории, _это_ выглядит так, будто вы наслаждаетесь игрой в "Подумайте,
какой ужас".
Однажды психотерапевт спросил y Бетки: "Какой была y вас любимая
детская сказка?" - "Сказки не было, - ответила она. - Но я очень любила
детский стишок "Маленькая мисс Бетки", в котором героиня сидела на высокой
табуретке". - "Так вот почему вы сидите в баре..." - "Да, я как раз сидела
на табуретке, когда встретила его". - "Почему же вы не убежали, когда он
вас напугал?" - "Потому что, когда я была маленькой, мать мне говорила:
"Если убежишь из дома, попадешь в большую беду". - "Hy, а как насчет первой
табуретки, то есть детского горшка?" - "Меня усаживали на горшок и пугали,
но мне было слишком страшно, чтобы я могла встать и убежать".
Сценарий мисс Бетки запрещал ей убегать, да она и не знала, куда ей
можно было бы бежать. Вместо этого она пила каждый вечер виски. В
психотерапевтической группе ее стимулировали "сойти с табуретки" и подумать
о себе самой. Раньше она всегда выглядела мрачной и сердитой, но вскоре
стала улыбаться.
Мужу Бетки было хорошо известно, что после приветствия ее надо пугать
(как это было при знакомстве в баре). Большинство женщин при этом убежали
бы, но только не Бетки. Поэтому ему ничего не оставалось, как пугать ее
снова и снова, что он и делал.
Анализ
*Тезис*: Маленькая Бетки сидит на табуретке, замкнувшись в себе и
ожидая "Паука", поскольку больше ей не на что надеяться. Он появляется и
старается напугать ее, но она решает, что это самый прекрасный "Паук" на
свете, и предпочитает остаться с ним. Он периодически пугает ее, но она все
равно не убегает. Она может искать другого "Паука", но, убедившись, что
другого такого красивого нет, она остается "помогать ему ткать паутину".
_Диагноз_: порок характера.
_Детская_ _сказка_: Стихи о маленькой Бетки.
_Роли_: Спаситель, Жертва.
_Переключения_: от Жертвы (обстоятельств) к Спасителю (мужчины) и
Жертве (мужчины).
_Родительское_ _наставление_: "Не поддавайся".
_Родительский_ _образец_: "Ежедневный способ справиться - пить!"
_Родительское_ _предписание_: "Не убегай, а то попадешь в большую
беду".
_Позиция_: "Я - хорошая, если забочусь о нем".
_Решение_: "Если я не могу ему помочь, то найду кого-нибудь другого".
"_Футболка_": впереди - "Я с этим справлюсь", сзади - "Бейте меня".
_Игры_: "Подумайте, какой ужас!"
_Антитезис_: "Хватит сидеть на табуретке, и хватит пить".
_Разрешение_: самой планировать свою собственную жизнь.
Классификация
"Маленькая мисс Бетки" - это сценарий непобедителя. Ей не суждено
преуспеть, но y нее по крайней мере есть "Паук", сидящий рядом. Это
целеориентированный сценарий, организованный по принципу "можно": "Ты
можешь помочь ему работать". В основе его лежит "До тех пор, пока...":
"Сиди в одиночестве, пока не встретишь Принца-Паука, потом можешь начать
жить". Промежуток между первым в жизни приветствием и "прощай"
структурируется ссорами и выпивкой, любовью и работой.
Старые бойцы не умирают, или "Кому я нужен?"
Мак был храбрым офицером н любил людей, которыми командовал. Но
однажды по их же неосторожности многие из них погибли. Мак обвинил в этом
себя. К его страданиям добавились малярия, постоянное недоедание и другие
беды, и Мак не выдержал, серьезно заболел. После выздоровления он стал
трудиться с рассвета до заката, стараясь ни о чем не думать. Но как бы
усердно он ни работал, по служебной лестнице он не продвигался ни на шаг. У
Мака были долги, поэтому нужно было работать еще больше. Он поставлял
провизию на свадьбы и различные юбилеи, но y него самого не было поводов
для праздника. Он смотрел на все со стороны, создавая другим доброе
настроение, помогая им веселиться за праздничным столом. Так ему удавалось
как-то чувствовать себя нужным людям. По ночам приходило одиночество, мысли
крутились, безостановочно. Лучше всего было в субботу вечером, когда он
напивался и мог забыться и наконец почувствовать себя частью толпы, то есть
таким же человеком, как все окружающие его люди. Такой образ жизни начался
задолго до войны. Его мать уехала с каким-то военным, когда ему было шесть
лет. Узнав об этом, он заболел истерической лихорадкой и пытался умереть,
так как понял, что матери он не нужен. Трудиться он начал рано, но, сколько
ни работал, толку никакого не было. Все заработанное ухитрялся каким-то
образом y него вытянуть отец. Не успеет Мак что-либо купить себе, как отец
немедленно эти вещи продаст. Он завидовал другим школьникам, потому что y
них были матери. Из-за этого ему приходилось даже драться. Разбивать в
кровь носы в школьном дворе - это он мог, но на войне на него угнетающе
действовал вид убитых людей. Будучи хорошим снайпером, он жалел убитых
врагов. Даже в гибели близких ему людей он не мог обвинить врага. Он винил
себя в том, что товарищи погибли, а он остался жить. Поэтому он старался не
усугублять свою вину и не наслаждался жизнью. Исключением были выпивки, но
это он не считал... Он вел какую-то тяжкую жизнь, пытался разбить
автомобиль, попадал в больницу, но выжил, много, почти безостановочно
курил, несмотря на бронхит. После длительного лечения, консультаций y
психотерапевта Мак сумел возобновить дружеские отношения с матерью и стал
чувствовать себя гораздо лучше.
Анализ
*Тезис*. Старый солдат оказался ненужным своим родным, а друзей ему не
удалось сохранить. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов.
Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в радости других.
Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то
нужным.
_Диагноз_: компенсированная шизофрения.
_Песня_: "Старые бойцы не умирают".
_Роли_: Неудавшийся Спаситель, Преследователь, Жертва.
_Переключения_: от Жертвы (матери и отца) к Спасителю (товарищей) и к
Жертве (обстоятельств).
_Родительское_ _наставление_: "Трудись усердно и помогай людям".
_Родительский_ _образец_: "Вот способ с этим справиться - пей!"
_Родительское_ _предписание_: "Не добивайся результатов".
_Позиция_: "Я не хороший", "Все другие хорошие".
_Решение_: "Я загублю себя - работой".
"_Футболка_": впереди - "Я хороший парень", сзади - "Даже если это
меня погубит".
_Времяпрепровождение_: воспоминания о войне.
_Игра_: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".
_Антитезис_: "Хватит убивать себя".
_Разрешение_: включиться в жизнь и идти вперед.
Классификация
"Старый боец" - сценарий "непобедителя". Однако идти вперед, делать
карьеру - для многих старых бойцов дело чести. Это целеориентированный
сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Нельзя идти вперед, пока
они тебя не позовут". В основе его - "после": "После того, как война
закончилась, остается лишь медленно умирать". Время ожидания смерти
заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.
Победитель дракона, или "Папочка знает лучше"
...Жил некогда человек по имени Георгий, прославившийся тем, что
побеждал драконов и оплодотворял бесплодных женщин. Он бродил по стране
свободный и независимый (так по крайней мере казалось). Однажды в летний
день он скакал на лошади по степи и вдруг заметил вдали языки пламени,
взвивающиеся к поднебесью. Приблизившись, он услышал ужасный рев, сквозь
который прорывались пронзительные девичьи крики. "Так, - подумал он, беря
копье наперевес. - Уже третий дракон с девицей на этой неделе. Я убью
злодея, и, конечно, моя храбрость будет вознаграждена". "Держись,
мерзавец!.. - крикнул Георгий дракону и ободрил девицу: - Не бойся". Дракон
стал рыть когтями землю, предвкушая не только двойной обед, но и то, что он
любил еще больше, - хорошую драку. Девица по имени Урсула простерла вверх
руки и закричала: "О мой герой! Я спасена!" Она не только радовалась
спасению, но и предвкушала увидеть прекрасное зрелище, за которое
(поскольку на самом деле она не была девицей) надеялась отблагодарить
спасителя.
Георгий и дракон разъехались, готовясь к схватке. Урсула
приветствовала обоих. В этот миг появился еще один всадник на коне с
украшенной серебром уздечкой и сумками, набитыми золотом. "Эй, малыш!" -
закричал новоприбывший.
Георгий удивленно обернулся: "Пап, как я рад тебя видеть!"
Развернувшись, он спешился, чтобы поддержать стремя отцу. Последовал
разговор между отцом и сыном. Иногда был слышен голос Георгия: "Да, папа.
Конечно, папа. Как ты скажешь, папа". Ни дракон, ни Урсула не слышали, что
говорил отец, но скоро им стало ясно, что разговор обещает быть долгим.
"О боже! - воскликнула Урсула, сердито топнув ногой. - Где же герой?
Как появился этот старик, так мой спаситель только кланяется,
расшаркивается. И ноль внимания на меня, бедняжку!" - "Действительно, -
сказал дракон. - Это, кажется, надолго". Он выключил пламяизвергатель,
растянулся на траве и громко захрапел. Наконец старик уехал, а Георгий стал
готовиться к схватке. Он взял наперевес копье, ожидая, что дракон изрыгнет
пламя, а Урсула радостно закричит. Но он услышал: "Хам!" Это выкрикнула
Урсула и пошла прочь. Дракон поднялся на ноги, сказал: "Чудак" - и тоже
ушел. Увидев это, Георгий с криком: "Эй, папа!" - поскакал вслед за отцом.
Урсула и дракон одновременно обернулись и прокричали: "Жаль, что твой отец
старый, а то бы он мог куда лучше заменить тебя!"
Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе"
...Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил
себе целью проникнуть в истэблишмент. Это, он считал, все равно, что войти
в небесные врата. Его, однако, туда не допускали. Тогда он решил обратиться
к преисподней (речь шла о бессознательном). Там не было истэблишмента, там
всем было все равно.
И он обрел авторитет в преисподней. Успех его был столь велик, что
скоро истэблишмент переместился в преисподнюю.
Анализ
*Тезис*. Кто-то решает стать великим человеком, но окружающие создают
ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их
преодоление, он все обходит стороной, находит проблему, достойную его
рвения, и в "преисподней" становится великим человеком.
_Диагноз_: фобии.
_Герои_: Ганнибал, Наполеон и т.п.
_Роли_: Герой, Оппоненты.
_Переключения_: Герой, Жертва, Герой.
_Родительское_ _наставление_: "Работай усердно и не оставляй труда".
_Родительский_ _образец_: "Используй свой ум и найди ему применение".
_Родительское_ _предписание_: "Будь великим человеком".
_Позиция_: "Я в порядке, когда я творю", "Они в порядке, если они
думают".
_Решение_: "Если не добраться до небес, то попробую в преисподней".
"_Футболка_": не видно ничего (ни на груди, ни на спине).
"_Премиальные_ _купоны_": не собирает.
_Игры_: на игры нет времени.
_Антитезис_: нет необходимости.
_Разрешения_: имеется их вполне достаточно.
Классификация
Это сценарий "победителя". Ведь Зигмунда ведет по жизни сценарий, так
как он знает, что должен делать. Это целеориентированный сценарий,
организованный по принципу "можно": "Если не получается так, можно
попытаться иначе". В основе его лежит "всегда": "Никогда не прерывай усилий
(всегда пробуй)". Сказав "здравствуйте", он тут же принимается за работу.
Флоренс, или "Ясновидение"