Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики




 

Рассмотрим процесс управления материальным пото­ком на участке между двумя предприятиями, одно из ко­торых является поставщиком товаров, а другое - опто­вым покупателем. С позиции первого предприятия управ­ление материальным потоком должно осуществляться ме­тодами распределительной логистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методами заку­почной логистики. Кажущееся противоречие легко разре­шимо.

Рассмотрим управление потоком на выделенном участ­ке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаров на свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существенной степени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организует доставку заказа на склад покупателя. Другими словами, управлением потоком на рассматриваемом участке в этом случае занимается поставщик. Применяемые методы отно­сятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оп­лативший доставку, от ее рациональной организации ниче­го не выигрывает (как ничего и не проигрывает, если дос­тавка организована плохо).

Методы закупочной логистики при управлении матери­альным потоком будут применяться на данном участке тог­да, когда по условию договора покупатель самостоятельно вывозит товар со складов поставщика. Рациональность дей­ствий службы закупок покупателя в этом случае может существенно улучшить его экономические показатели.

Контрагенты могут договориться об иных условиях дос­тавки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожную станцию своего города (а стоимость работ по доставке включает в цену поставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь дове­дением товара до станции пункта отправления занимается служба распределения поставщика, далее — служба заку­пок покупателя.

Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе заку­пок покупателя, определяется условиями франкировки гру­за, закладываемыми при заключении договора поставки. Термин "франке" обозначает порядок учета в цене изде­лия, издержек по доставке продукции потребителю. В до­говоре поставки термин "франке" указывает на то, до ка­кой точки на пути движения продукции к покупателю из­держки, связанные с транспортировкой и страховкой, не­сет поставщик.

Условия франкировки груза обозначают (в определен­ной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службы снабжения покупателя. Однако не следует забывать, что как закупочная, так и распределительная логистика являются функциональными областями единой логистической деятельности. Эта деятель­ность осуществляется совместно как службой закупок покупателя, так и службой распределения поставщика. Поэтому все решения в области распределительной логис­тики должны приниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистики покупателя. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции уп­равления материальным потоком.

 

Глава 2. Дистрибьюция и физическое распределение

Основные понятия

Дистрибьюция - это ком­плексная логистическая активность, заключающаяся в продви­жении готовой продукции (ГП) от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепро­дажного сервиса.

Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактических целей биз­неса фирмы на рынке. Если эти цели и конкретные сегменты рынка определены, то с логистических позиций основной задачей дист­рибьюции является максимальная экономия всех ресурсов в цепи «производитель-потребитель» при обеспечении требуемого уровня качества ГП и сервиса.

Доводить ли ГП до конечного потребителя или продавать ее опто­вым торговым посредникам? Эти вопросы имеют принципиальное значение как для возможности фирмы в плане контроля над цена­ми и позицией на рынке, так и для организации дистрибьюции. Многие фирмы, чаще всего крупные корпорации, стремятся со­здавать свои (фирменные) дистрибутивные сети для обеспечения полного контроля над рынком сбыта продукции. Однако это требу­ет значительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку, управление запа­сами и т.д. Большинство фирм-производителей поэтому предпочи­тают при организации дистрибьюции пользоваться услугами торго­вых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же время сохранить за собой право собственности на ГП на как можно более длинных участках дистрибутивных каналов (в смысле максималь­ной приближенности к конечным точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуации между фирмой-произво­дителем и логистическими посредниками в плане распределения между ними затрат и прибыли, разрешение которых также являет­ся прерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибь­юции.

Дистрибьюция является ключевой логистической активностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплек­сных активностей.

Основными функциями логистического менеджмента дистрибьюцией являются:

• построение организационной структуры дистрибутивных ка­налов и сетей;

• дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и дру­гих ЗЛС в дистрибутивных каналах;

• транспортировка ГП, возвратной тары и отходов;

• складирование, хранение и грузопереработка ГП в складс­кой системе;

• управление запасами, консолидация и рассредоточение то­варов;

• передача прав собственности на ГП;

• обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;

• поддержание стандартов качества ГП и логистического сер­виса;

• ценообразование;

• мониторинг и информационно-компьютерная поддержка ло­гистических активностей в дистрибьюции и т.д.

Укрупненно эти функции можно разделить на функции обмена, физического распределения и поддерживающие.

В самом общем виде модель дистрибьюции на общегосударствен­ном уровне можно представить в виде схемы (рис. 2)

На схеме (рис. 2) показаны основные потоки МР и ГП, рас­пределяемые на государственном уровне в направлении от промыш­ленных и сельскохозяйственных процедур к промежуточным и ко­нечным потребителям. Между производителями и потребителями находится большое количество посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, которых условно можно разделить на две боль­шие группы: оптовики и розничные торговцы (ритейлеры — от англ, термина «retailer»).

Рис. 2. Общая модель дистрибьюции

 

Число оптовых торговых посредников в дистри­бутивных каналах современных организаций бизнеса находится в пределах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от наци­ональных, отраслевых и внутрифирменных особенностей воспро­изводства. Также широк диапазон изменения логистических издер­жек в дистрибьюции, которые составляют в среднем от 30% до 70% и могут доходить до 300% и более от себестоимости производства по различным отраслям и компаниям.

Каждой отдельной активности в дистрибьюции соответствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержки создания и управления запасами, транспортные расходы и-так на­зываемые трансакционные затраты («transaction costs»), связанные с поиском логистических партнеров в дистрибутивной сети, офор­млением договоров, передачей прав собственности на ГП и други­ми подобными операциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: