Ременные передачи относятся к категории быстроходных передач, и поэтому в проектируемых приводах они приняты первой ступенью. Исходными данными для расчета ременных передач являются номинальная мощность и номинальная частота вращения вала электродвигателя или условия долговечности ремня. В разрабатываемых проектах конструируются ременные передачи открытого типа (оси валов параллельны, вращение шкивов в одном направлении) с прорезиненными ремнями плоского, клинового и поликлинового сечений.
Расчет проводится в два этапа: первый – проектный расчет с целью определения геометрических размеров передачи; второй – проверочный расчет ремней на прочность.
2.1. Проектный расчет.
Расчет проводим по учебному пособию [ист. 3 стр. 70…76].
1. Расчет начинаем с выбора ремня по заданному номинальному моменту М1 = 34 Н*м.
Выбираем сечение ремня по таблице 5.6. При таком значении М1 в таблице рекомендуется выбирать сечение В ремня с площадью поперечного сечения F = 138 мм2.
Выбираем диаметр ведущего шкива. В таблице 5.6 указано минимальное значение диаметра Dmin= 125 мм. Однако для обеспечения большей долговечности ремня рекомендуется не ориентироваться на минимальное значение диаметра Dmin, а брать шкив на 1-2 номера больше.
Согласно ГОСТ 1284–68 принимаем диаметр ведущего шкива D1 = 140 мм.
2. Находим диаметр ведомого шкива, приняв относительное скольжение ε = 0,015
Согласно ГОСТ 1284 – 68 диаметр ведомого шкива должен быть 280 мм
3. Уточняем передаточное отношение с учетом относительного скольжения ремня:
Расхождение с заданным составляет:
4. Определяем межосевое расстояние из интервала:
В нашем случае:
Принимаем близкое к среднему значение межосевого расстояния, а = 550 мм.
5. Определяем длину ремня:
Из ряда стандартных значений ГОСТ 1284 – 68 выбираем L = 1800 мм.
6. Вычисляем средний диаметр шкивов:
и определяем действительное значение межосевого расстояния с учетом стандартной длины ремня:
7. При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,01L для того, чтобы облегчить надевание ремней на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения межосевого расстояния на 0,025L.
Необходимые перемещения:
в меньшую сторону:
в большую сторону:
8. Угол обхвата меньшего шкива:
Условие выполняется
9. Определяем скорость движения ремня:
По таблице 5.7 находим величину окружного усилия передаваемого одним клиновым ремнем сечения А при u = 1, D1 = 140 мм, L0 = 1800 и v = 5,2 м/с (интерполируя).
на один ремень.
10. Допускаемое окружное усилие на один ремень:
где
Коэффициент, учитывающий угол обхвата меньшего шкива:
Коэффициент, учитывающий длину ремня:
Коэффициент режима работы при заданных заданием условиях на курсовой проект Ср = 1.
Тогда:
11. Расчетное число ремней:
Принимаем
12. Определяем окружное усилие:
13. Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от предварительного натяжения σ0 = 2 Н/мм2:
Предварительное натяжение каждой ветви ремня:
Рабочее натяжение ведущей ветви:
Рабочее натяжение ведомой ветви:
Усилия на валы:
2.2. Проверочный расчет.
Основным критерием для оценки пригодности ремня является его долговечность. Низкая долговечность приводит к частым заменам ремней, вследствие их быстрого износа, что значительно повышает эксплуатационные расходы.
Определяем долговечность ременной передачи:
предел выносливости клинового ремня
опытный показатель
коэффициент, учитывающий передаточное число.
коэффициент, учитывающий характер нагрузки.
где
Максимальное напряжение, возникающее в ремне при набегании его на шкив меньшего диаметра:
Напряжение изгиба при огибании меньшего шкива:
Напряжение от центробежных сил:
Тогда:
Долговечность ремня:
Полученные данные записываем в таблицу.
Параметр | Значение | Параметр | Значение | |
Сечение ремня | В | Диаметр ведущего шкива | 140 мм | |
Площадь поперечного сечения ремня | 138 мм2 | Диаметр ведомого шкива | 280 мм | |
Количество ремней | Скорость | 5,2 м/с | ||
Межосевое расстояние | 566 мм | Предварительное натяжение ремней | 276 Н | |
Длина ремня | 1800 мм | Усилие на вал | 2189 Н | |
Угол обхвата малого шкива | 165,14° | Передаточное отношение | 2,03 |