День ухода Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа




"Хари-катхамрита", Том 2.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Лекция была прочитана 11-го октября 1992 года в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре

 

Сегодня преданные приняли обеты на Вишрам-гхате и предложили дандаваты таким местам в Матхуре как Пипалешвар Махадев Мандир, Рангешвар Махадев Мандир и Камса-тила. Также сегодня Вираха-махотсава (день ухода) нашего Парам-гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа.

 

Сегодня день разлуки с моим Гуру Махараджем. Это первый день месяца Картика, Шарада-пурнима. Именно вечером этого дня, когда Кришна готовился к раса-лиле в эту осеннюю пору, мой Гуру Махарадж вошел в апракрита-лилу Кришны, Его вечные игры. Месяц Картика очень важен во многих отношениях. В этот месяц Яшода привязала Кришну к ступе, а гопи поклонялись богине Катьяяни, была явлена раса-лила, Акрура увез Кришну и Балараму в Матхуру и гопи чувствовали острую боль разлуки с Ними, Камса тоже был убит в этот месяц. Покровительствующее божество этого месяца — Шримати Радхика. Ее также называют Урджешвари или Ишвари урджи, Шакти. Радхика это источник энергий Кришны: хладини-шакти, антаранга - шакти и сварупа - шакти. Существует бесконечное множество шакти и Радхика является как источником их всех, так и высшим проявлением. Из Неё исходит даже Йога-майа, Чандравали и восемь главных сакхи. Она — Сама сварупа Кришны и в действительности неотлична от Него.

В первом стихе «Шримад-Бхагаватам» мы можем прочесть: теджо - вари - мридам. В своих комментариях к этому стиху наши ачарьи объяснили что теджо означает теджа, или шакти, Кришны. Без милости шакти Кришны, мы не сможем совершать кришна - бхаджан. Наша гаятри - мантра это тоже обращение с молитвой к шакти: бхарго девасйа дхимахи дхийо йо нах прачодайат - «Пусть эта шакти во всей своей полноте явится в наших сердцах. До тех пор пока мы не обретём милости Шримати Радхики, мы не сможем в полной степени утвердиться в царстве бхакти. Все ачарьи нашей самапрадаи Гаудия-вайшнавов, следующей Рупе Госвами, были в группе Радхики(1). Они считали Радхику своей ишвари. В «Упадешамрите» Рупа Госвами пишет, что Радхика это Богиня, которой мы должны поклонятся и имя того, кто дорог Ей более самой жизни — Кришна. Чтобы мы не делали, это предназначено для наслаждения Радхики. Если Радхика будет довольна, Кришна естественно будет покорен.

Этот месяц известен как Радха-Дамодара. В разных книгах, в «Видагдха-Мадхаве» например, Кришна Сам совершенно ясно говорит, "Меня учит преме мой гуру, - Шримати Радхика". Если в течение этого месяца мы совершаем пуджу Радхике или возносим Ей молитвы, Кришна будет покорён этим. Таково особенное качество этого месяца. Многие следуют только обету в течении Картики, но не следуют всему обету Чатурмасьи. Однако Сам Чайтанья Махапрабху следовал Чатурмасье и на мой взгляд те, кто не следуют идеям Чайтаньи Махапрабху столкнутся с трудностями в их преданном служении. Мой Гуру Махарадж велел нам поставить в храме изображение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады когда тот следовал обету Чатурмасьи. У него были длинные волосы и он носил бороду. Я всегда следовал этому указанию. Каждый должен соблюдать весь обет Чатурмасьи, нет особых сложностей чтобы делать это.

Этот месяц принадлежит Радхике и то, что мой Гуру Махарадж вошёл в нитья-лилу в этот месяц знаменательно и заслуживает внимания. У моего Гуру Махараджа было выдающееся качество, он обладал безграничной гуру - ништхой, непоколебимой верой и преданностью своему гуру. Гуру-ништха это сама основа хари - бхаджана. Без гуру - ништхи никто не может совершать подлинный бхаджан. Мой Гуруджи всегда был готов тот час же отдать жизнь ради своего гуру.

Однажды сахаджии, бабаджи и смарта - брахманы настроенные, против проповеди Прабхупады, напали и попытались убить его. Это было в Навадвипе. Все побежали и началась давка и паника. В этот момент мой Гуруджи, который внешне был очень похож на Прабхупаду, поменялся с ним одеждами, белые на шафрановые, и очень умело устроил уход Прабхупады в Матхуру. Очень редко можно встретить примеры подобных учеников, которые буквально готовы рисковать своей жизнью ради своих гуру.

Всегда, когда Гуру Махарадж слышал что-либо идущее вразрез с учением Прабхупады, он бесстрашно опровергал это. У Бхактивинода Тхакура был ученик, сахаджия, его звали Ситанатх. В своей статье против Прабхупады он написал, что преданные Гаудия Матха понимают только внешние аспекты духовной жизни и мало что знают о мадхурья-расе. Он сказал, что они не могут описывать таких сокровенных тем как раса-лила и никогда не ощущали расы. Сразу же в Гаудия Патрике Гуруджи поместил пять статей опровергающих это утверждение. Тогда Ситанатх и его последователи попытались подать в суд на Гуруджи, но он с большой силой противостоял им. Он отправился к их судье в Мединапур и сказал, что докажет, что эти люди сахаджии, они поддерживают незаконные отношения с женщинами и совсем ничего не знают о бхагават-бхаджане. В итоге они попросили прощения у Гуруджи и прекратили дело.

В другом случае последователи Нимбарка-самапрадаи написали в своём журнале, что Чайтанья Махапрабху стал учеником Кешава Кашмири и получил от него гопала-мантру и кама-гаятри. Когда я показал Гуруджи статью, его лицо покраснело от гнева и он сказал, что напишет ответ. Он написал, "Никогда не было ачарьи по имени Нимбарка. Их комментарии на «Веданту», которые, как они утверждают, написал Нимбарка — сфабрикованы. На деле они написаны кем-то другим. Этого комментария не существовало прежде, поскольку о нём не упоминается в трудах Дживы Госвами, Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Рамануджи и Мадхавачарьи, там даже не встречается имени Нимбарка. Если кто-то и был, его звали не Нимбарка а Нимбадитья. А поскольку он был самапрадаика-вайшнавом, я с почтением отношусь к нему. Но никогда не появлялся на свет ачарья по имени Нимбарка".

Когда последователи Нимбарки прочли это, они подали на Гуруджи в суд, требуя компенсации в пять лакхов (500 000) рупий. Но их судьи в конечном счёте посоветовали им, "Вы лезете в нору чтобы поймать червяка, но оттуда может выползти змея. Вы должны быстрее закрыть дело, потому что Кешава Махарадж великий ученый и выиграть дело будет невероятно сложно". Они закрыли дело и попросили прощения у Гуруджи. Так Гуруджи опроверг идеи любого, кто осмелился бросать вызов учению Прабхупады.

В другой раз, во Вриндаване, Пуджьяпад Мадхава Махарадж, возглавлял собрание, посвященное празднованию установления Божеств в его новом храме. На собрание пришло очень много людей и среди них были последователи миссии Рамакришны. Обращаясь к собранию, Гуруджи сказал, что Вивекананда не был садху, он был мошенником. Сиддханта миссии Рамакришны в том, что всё едино и когда вы поднимаетесь в небо все внизу вам кажется одинаковым. Затем Гуруджи сказал, "Только слепец может заявить, что гора, река и осёл это одно и тоже. Зрячий не скажет этого. Наше видение должно быть следующим: Кришна это высший аспект Бхагавана. Все духовные пути неодинаковы и не могут вести к одной цели. Только путь бхакти и только «Шримад-Бхагаватам», могут привести человека к Бхагавану. Это подтверждается словами бхактир эва бхуйасибхакти лучший среди всех путей. Без вступления на путь бхакти никто и никогда не достигнет Бхагавана".

Услышав это, последователи миссии Рамакришны направились к Мадхава Махараджу и сказали ему, "Кто это такой? Как он может говорить такое? Пожалуйста, никогда в будущем не позволяйте ему говорить". Мадхава Махарадж ответил, "Он мой старший духовный брат. Я не могу ему запретить говорить. Если вы хотите, вы можете сами попытаться поговорить с ним, но, уверяю вас, результатом будет только ваше поражение". В итоге им пришлось молча покинуть это место. Таков был стиль проповеди Гуруджи, он был совершенно бесстрашным преданным. У Прабхупады было огромное количество учеников и все они были бесстрашны. Был один выдающийся ученик Прабхупады, Сиддха-сварупа Брахмачари, позже ставший Пуджьяпад Сиддханти Махараджем. Как то раз Сиддха-сварупа Брахмачари отправился в Восточную Бенгалию, ныне Бангладеш, и проповедуя там собранию, сказал что Вивекананда и Рабиндранат Тагор были глупцами, ничего не знающими о истинной дхарме. Это очень расстроило все собрание и началась большая сумятица. После этого Пуджьяпад Тиртха Махарадж, отвечавший там за проповедь, послал Прабхупаде телеграмму, в которой писал, что Сиддха-сварупа Брахмачари своими высказываниями испортил всю их проповедь и сейчас все настроены против них. Прабхупада ответил, "... Я подтвержу что оба этих джентльмена мошенники и не имеют никакой связи с дхармой ". Вот такими бесстрашными проповедниками были многие ученики Прабхупады.

Другой выдающийся ученик Прабхупады, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, жил в Индии и никто не знал о нём. Прабхупада хотел чтобы тот отправился с проповедью на Запад. Поначалу Свамиджи не решался принимать санньясу поскольку ему пришлось бы оставить семью и имущество. Он приехал сюда в Матхуру и Гуруджи сказал ему, "Ты должен принять санньясу, ты очень достойный преданный, особенно, учитывая то, что ты знаешь английский и можешь хорошо проповедовать на нем". В итоге он получил санньясу в этом Матхе и отправился с проповедью в Америку. Всё что он взял с собой это была старая потертая книга и его трехтомный перевод первой песни «Шримад-Бхагаватам». У него почти не было с собой денег, его одежды были изношены и плыл он на обычном грузовом судне. Он приехал туда, сел в нью-йоркском парке и воспевал панча-таттва маха - мантру и маха - мантру, с этого началась его проповедь.

Он сказал что христианство, распространённое там, на деле не было таковым. До тех пор пока христиане не примут санатана-дхарму они не в состоянии будут правильно проповедовать даже их собственную доктрину. На практике мы, вайшнавы, проповедуем чистое христианство. Таковы его слова. Прежде сюда приезжало огромное множество учёных из Индии, но никто из них не проповедовал санатана-дхарму. Вивекананда приехал и принял их теорию, христианскую концепцию того, что обычные нищие это Нараяна. Кроме того он проповедовал, что все пути приводят к одной цели. Он не проповедовал послание Индии, выражающееся в том, что Кришна это высшая духовная концепция и Его можно достичь посредством бхакти. Таково заключение Вед, Упанишад и «Шримад-Бхагаватам». Он проповедовал лишь войдизм — все исходит из ничего и в итоге возвращается в ничто. Вивекананда набрал в число своих последователей только одиноких женщин, но Свамиджи привёл тысячи молодых людей и ученых, которые повсюду проповедовали послание Чайтаньи Махапрабху. Они пришли из самых разных стран и сейчас на многих и многих языках проповедуют санатана-дхарму.

Через Свамиджи Прабхупада воплотил предсказание Бхактивинода Тхакура, что скоро западные люди придут в Индию и, взявшись за руки с их индийскими братьями, будут носить туласи, шикхи и воспевать маха - мантру. Главная причина всех этих изменений это Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и его ученики имеющие огромную гуру - ништху в него.

После ухода Прабхупады из этого мира в Гаудия Матхе был большой кризис и многие преданные покинули общество. Гуруджи тоже ушёл и вместе со многими выдающимися учениками Прабхупады остановился в Багх Базар Матхе к Калькутте. У него совсем не было денег и как-то раз его посетил один из его духовных братьев. Его звали Нараяна Мукхерджи, он был очень чистым преданным и позже получил санньясу от Мадхавы Махараджа. Я лично встречался с ним и он с большой теплотой относился ко мне. Он славился своим аппетитом и мог съесть много прасада. Гурудев, зная об этом думал, "Как же мне накормить его?" Был день Экадаши, у Гуруджи не было денег и вместе с ним жило ещё около сорока учеников Прабхупады. Пока Гуруджи с тревогой думал об этом, пролетавший мимо воробей, уронил неподалеку маленький узелок. Гуруджи развязал его и увидел что в нём были монеты на сумму шесть анн, что сейчас равно примерно пятидесяти рупиям. Благодаря этому, он купил сандеш, организовал приготовление прасада и накормил всех преданных. В это время он узнал, что его духовный брат Пуджьяпад Гири Махарадж прислал ему из Бурмы сто рупий. Гуруджи от восхищения заплакал и после этого стал проповедовать с ещё большей силой. Когда у преданного есть гуру-ништха и бхагават-ништха, тогда Бхагаван и другие помогут ему. На этом примере мы видим как это произошло.

Однажды, в Майяпуре, сидя у самадхи Прабхупады, Гуруджи сказал, "Я никогда не встречался с Рамачандрой Бхагаваном, я никогда не встречался с Кришной, я никогда не встречал Рамануджу или Мадхавачарью, я не знаю Рупу Госвами или Санатану Госвами, мало того, я никогда не встречался с Бхактивинодой Тхакуром. Эти личности никогда непосредственно не проливали на меня своих благословений. С незапамятных времён я блуждал в материальном творении, рождаясь в бесчисленных обличиях. Но Прабхупада, из своего великого сострадания, привлёк эту падшую личность и показал мне путь бхагават-бхакти. Никто другой не сделал этого для меня".

Какая бы идея не приходила к нему, он всегда рассматривал её с точки зрения учения Прабхупады. Гуруджи сам обязал себя каждый год, после Навадвипа-дхама парикрамы, обязательно заходить к своему санньяса-гуру, Пуджьяпад Шриле Шридхару Махараджу. Я всегда сопровождал его при этом. В один из таких визитов, там было много главных санньяси, Джаджавара Махарадж, Парамахамса Махарадж, Пури Махарадж и Мадхусудан Махарадж, которые обсуждали различные положения сиддханты. Затем они перешли к обсуждению момента в стихе из «Упадешамриты» (т.5) Рупы Госвами:

кришнети йасйа гири там манасадрийета

дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам

шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-

ниндади-шунйа-хридам ипсита-санга-лабдхйа

"Тот кто хотя бы раз произнёс кришна-наму, воскликнув "О Кришна!", это каништха-адхикари или начинающий преданный. Его следует считать членом своей семьи и мысленно оказывать почтение ему. Тот же, кто полностью принимает принцип дикши, получил посвящение от истинного гуру и совершает бхаджан Бхагавану в соответствии с вайшнавской традицией, это мадхьяма-адхикари или преданный среднего уровня. Его украшение, это истинное духовное понимание, ему следует оказывать почтение, предлагая пранам. А тот, кто хорошо знает науку бхаджана, как она описана в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских писаниях, и совершает особенный бхаджан Шри Кришне, этот преданный - маха-бхагавата. В силу его полной погружённости в Кришну, сердце такого преданного свободно от недостатков наподобие склонности критиковать других. Он опытен в бхаджане, что значит в своём уме он совершает служение (манаса-севу) играм Шри Радхи-Кришны в течении восьми периодов дня (ашта-калия-лила). Понимая, что среди преданных, разделяющих наши устремления сердца и благосклонных к нам, общение с ним самое возвышенное, мы должны почитать такого преданного совершая пранипат (предлагая ему дандават-пранамы, поклоны), парипрашну (задавая уместные вопросы) и севу (с любовью служа ему)".

И Бхактивинода Тхакура и Прабхупада написали к этому стиху свои комментарии. На первый взгляд кажется, что в них есть различие, хотя на самом деле они находятся в полном согласии. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит что любой, кто хотя бы раз повторил харинаму, должен считаться вайшнавом. Но в своём комментарии Прабхупада пишет, что как вайшнава, следует почитать только того, кто повторяет харинаму, имея настоящее посвящение, обладает определённой самбандха-гьяной и освободился от влияния анартх. Почему? Потому что тот, кто повторяет наму не получив посвящения от истинного гуру, не получив хоть какой-нибудь самбандха-гьяны, всегда повторяет нама-апарадху (2). Все санньяси обсуждали этот момент и большинство из них согласилось с мнением Бхактивиноды Тхакура. После этого Гуруджи сказал, "У меня в связи с этим есть одна мысль. Для нас всех, наш гуру это Прабхупада. Никто из нас не был знаком с Бхактивинодой Тхакуром, Никто из нас не знал Рупу Госвами или Санатану Госвами. Мы были знакомы только с Прабхупадой. Он единственный, кто открыл нам глаза и привёл нас в царство дхармы. Поэтому через Прабхупаду мы можем обрести правильное понимание учения Бхактивиноды Тхакура. Прабхупада полностью понимает учение Бхактивиноды Тхакура, поэтому он может открыть это нам. Поэтому во всех случаях будет правильным прежде всего почитать и принимать то, что написал Прабхупада. Кроме того, Бхактивинода Тхакур в своём комментарии на «Чайтанья-чаритамриту» соглашается с тем, что Прабхупада пишет здесь".

Услышав это санньяси вынуждены были согласиться с тем, что он говорил. Нет ничего более великого, чем гуру - ништха, и поскольку Гуруджи обладал непоколебимой верой в Прабхупаду, тот наделил его полномочиями повсюду проповедовать его наставления.

………………………………

1) Это лишний раз доказывает, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада по своей сварупе, будучи рупанугой являвля гопи, а не находился в сакхья-расе, как полагают некоторые преданные в ИСККОН, а также лидеры Кришна Баларам Мандира с Сева-кунджи (Мадхусудан Махарадж, Кришна-прия д.д., Садху Махарадж, Шуддхадвайти Махарадж и Дамодар Махарадж).

2) Это не единственное место, где мы находим подобное наставление от Ш.Б.Нараяны Госвами. Следующие слова подтверждают это: «Если человек не принял гуру, имя (Господа), которое он будет повторять, не будет являться трансцендентным. Такое имя исполнит все материальные желания такого человека, вплоть до мукти (освобождения), но не более. … Не получив от истинного гуру семя бхакти и самбандха-гьяну, личные отношения с Кришной, невозможно соприкоснуться с шабда-брахмой, трансцендентным звуком, исходящим из духовной обители. Поэтому так важно принять сад-гуру и вручить себя ему» ("Шри Гуру и его милость", Глава "Даже у Кришны есть гуру").

Шрила Бхакти Прамод Пури также говорил: «Откуда у того, кто сам не в состоянии повторять наму без апарадх, возьмётся способность посвящать других в чистое повторение святого имени, и какая кому будет польза от таких бессодержательных наставлений» (Ш.Б.Прамод Пури Махарадж, «Жизнь, которой преданный жив», Часть 2). В работе «Огонь веди нас», Ш.Б.П.Пури Махарадж говорит: «Необходимо принять от сад-гуру имя и мантру Кришны».

ато гурум пранамйаивам сарва-свам виниведйа ча

грихнийад ваишнавам мантрам дикша-пурвам видханатах

«Полное подчинение истинному гуру является долгом каждого человеческого существа. Отдав ему тело, ум и интеллект – необходимо принять от него дикшу и стать вайшнавом» (Ш.Санатана Госвами «Хари-бхакти-виласа», 2.10. Перевод ИСККОН).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «Покуда мы будем сторониться киртаны, проводимой совершенными слугами кришна-киртаны (маха-бхагавата-вайшнавами), Майа будет обманывать нас самыми разными способами. Если мы присоединимся к киртане тех, кого должным образом не волнует собственное подлинное благо, кто морочит самих себя, то мы с такими не достигнем никакого благоденствия. Не будет никакой санкиртаны, если мы последуем за людьми, которые подражательски украсили свои тела бусами из туласи и символами вайшнавов, не получив наставлений от истинных вайшнавов (уттама - садху), и которые выкрикивают какие-то имена, напоминающие имена Бога одним лишь внешним звучанием» («Путь к благодати», часть 2).

Шрилой Баладевой Видьябхушаной в «Прамея-ратнавали» 1.5 сказано: «Дикша-мантры полученные у того, кто не является подлинным духовным учителем в одной из этих (вайшнавских четырёх) сампрадай, бесполезны».

В Чайтанья Сарасват Матхе, который был организован Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхарой Махараджем, вышла книга «Величие Шри Харинамы и оскорбления, которые следует избегать». В ней в главе «Посвящение в Харинам» (стр. 8) написано: «Тот, кто по-настоящему жаждет снискать милость Господа, должен получить посвящение у истинного (сат) духовного учителя и пытаться служить ему».

Получить настоящую мантру от сад-гуру большая удача, об этом ясно говорит Шрила Нараяна Махарадж («Хари-нама маха-мантра», Введение, стр. 3): «По Своей беспричинной милости Сваям Бхагаван Шри Кришна нисходит в этот мир как нама, чтобы спасать обусловленные души. Наиболее удачливые из них получают посвящение в шри хари-нама маха-мантру, приняв покровительство истинного гуру, который сам неустанно повторяет шри хари-наму ».

В беседе с музыкантами из группы «Битлз», Бхактиведанта Свами также обсуждал эту тему. Она напечатана в книге «Наука самоосознания» (стр. 178-179): «Шрила Прабхупада: … мантру нужно получить из истинного источника (сад-гуру), а иначе она не будет действовать. Мантру нельзя выдумать. Она должна исходить от изначального Верховного Абсолюта и передаваться по цепи ученической преемственности. Её необходимо получить именно таким образом, потому что только тогда она окажет воздействие.

Йоко Оно: Если мантра сама по себе так могущественна, не всё ли равно, откуда вы получили её, где вы её нашли?

Шрила Прабхупада: Нет, не всё равно. Например, молоко является питательным продуктом. Это всем известный факт. Но если к молоку прикоснётся своими губами змея, оно утратит питательные свойства и станет ядовитым.

Йоко Оно: Да, но молоко материально.

Шрила Прабхупада: Да, оно материально. Нам приходится приводить материальные примеры, потому что вы пытаетесь понять духовное с помощью своих материальных чувств.

Йоко Оно: Нет, я... мне кажется, нет смысла говорить о материальном значении этого. Я хочу сказать, что мантра не материальна. Она должна быть духовной. Поэтому я не думаю, что кто угодно может испортить её. Как вообще можно испортить то, что не материально?

Шрила Прабхупада: Но если вы получили вашу мантру не из истинного источника, она может и не быть по-настоящему духовной.

Шриман Враджанатха Прабху: «Кто такой сат-гуру? Это тот, кто всегда находится на высочайшем духовном уровне. Благодаря его хари-катхе бхакти-лата проявляется в сердце. Потому что его хари-катха – проявление его любви к Шри Кришне. Всё, что есть в его сердце – это любовь к Кришне и она внешне проявляется как хари-катха. Такой гуру является подлинным. Мантра полученная от такого гуру – есть правильно посаженное семя в благоприятную почву нашего сердца» (Новосибирск. 10.8.2014г.).

Вывод достаточно понятен: настоящую мантру можно получить от настоящего гурумаха-бхагаваты-ваишнава, который обладает Кришной, покорив Его своей безоговорочной и совершенной любовью. Он воплощение маха-мантры и сакшад-дхаритвена, внешнее проявление Бхагавана, Хари. Эту идею в совершенстве усвоили искренние ученики Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. В журнале «Лучи Хранителя Гармонии» (№23, 2011г., стр. 3)) они выразили свой моральный настрой, будучи редакторами этого журнала следующим образом: «Только по его (Шрилы Гурудева) милости мы узнали, что внутренние признаки (сварупа-лакшаны) истинного гуру проявляются только в маха-бхагавате …. Только он способен даровать мантру (гаятри) и маха-мантру, ибо его совершенно чистое сердце пропитано премой и светится самой сутью мантры (мантра-сварупа) и намы (нама-сварупа). Если человек не обрёл мантра-сиддхи, если он не осознал, что нет различия между святым именем и Его обладателем, все его попытки дать мантры – не что иное, как лицемерие».

 

Редакция: Ари Мардан д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: