ГЛАВА II: Цель, задачи, организация и методика исследования.




Цель исследования:

Изучить функциональные возможности нервной системы с помощью методики оценки теппинг-теста и выявить особенности психомоторной работоспособности.

Задачи исследования:

· Проанализировать источники литературы.

· Изучить значимость основных психофизиологических параметров, которые могут быть использованы для определения в спортивного отборе

· Изучить представления о структуре психомоторных способностей человека, и раскрыть их значимость при отборе детей и подростков в отдельные виды спорта

Методы исследования:

· Анализ научно-методической литературы;

· Контрольные испытания (тестирование);

· Педагогический эксперимент (контрольная группа состоящие из 20 человек)

· Построение графиков

Организация исследования:

· Место проведения: Лицей № 64

· Объект исследования: школьники 8-9-х классов

· Число участников исследования: 20 человек

· Средний возраст детей: 14-15 лет.

Оборудование: бланк(4квадрата 10*10см), секундомер, ручка.

Организация и содержание занятия: По команде преподавателя (тренера) «Начали!» шариковой ручкой с максимальной частотой ставят точки в квадрате в течение 10 с. По команде Стоп! отдыхают 10 с, а затем повторяют все совторым, третьим и четвертым квадратами. Ручка должна быль расположена строго перпендикулярно столу, а кисть и локоть работающей руки находиться на весу. Общая длительность теста — 40 с. Подсчет точек в каждом квадрате осуществляют их соединением.

Теппинг-тест определяет максимальную частоту движе-ний кисти. Представляет собой один из нетрадицион-ных подходов к физическому воспитанию, хотя процедура тестирования моделирует типичные для уроков физической культуры условия соревновательной деятельности и оценки ус-пешности выполнения задания. Он позволяет дать экспресс-оценку силе или слабости нервной системы на основе опреде-ления ее функциональной выносливости, а также выявить особенности психомоторной работоспособности.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в прикладных исследованиях учебной деятельности школьников. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры и трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности теппинг-тест Ильина Е. П..

У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10с. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной деятельности и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м и 3-м квадратах) свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости. Наиболее часто этот тест используют в акробатике, фехтовании, в игровых видах спорта. (Дубровский В.И.,2005)

 

Оценка теппинг-теста

Результат Оценка
75и более точек в квадрате Хорошее состояние двигательных центров, центральной нервной системы
Снижение количества точек от квадрата к квадрату Недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата (утомление)

Показатели быстроты движений в разном возрасте (x+m)

(по материалам Бальсевича В.К., Запорожанова В.А.)

Возраст (лет) 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-19 20-29 30-39 40-49 50-59
Теппинг-тест за 10 с 53,9+ 14 55,8+14 62,4+9 62,9+ 11 71,4+ 10 72,8+10* 64,6+ 13 65,3+ 13 64,1+ 12 59,4+ 16

* Подчеркнут лучший результат


 

Обработка результатов теста:

· Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;

· Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс десяти секундные промежутки времени и на оси ординат — количество точек в каждом прямоугольнике;

· На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно критериям. Рассчитать коэффициент функциональной работоспособности и получив суммарные значения работоспособности.

 

 


Результаты исследования

Таблица №1

Испытуемые 1 квадрат второй третий четвертый
Михайлова Мария        
Анисимова Екатерина        
Выдревич Александра        
Багровский Михаил        
Иванов Владислав        
Швец Мария        
Александренко Марат        
Порошин Степан        
Добринский Максим        
Ромашкова Елена        

 

Таблица №2

Маслова Любовь        
Абрамова Наталья        
Семашко Татьяна        
Петроченков Дима        
Еремеев Евгений        
Смолина Надежда        
Пантюхин Денис        
Терещук Андрей        
Воробьев Никита        
Трубеева Елена        

 


 

Результаты теста мальчиков таблицы №1

Рис.1

 

Результаты теста девочек таблицы №1

Рис.2


 

Результаты теста девочек таблицы №2

Рис.3

Результаты теста мальчиков таблицы №2

Рис.4


Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчет количества точек в каждом квадрате;

2) построение графика работоспособности, для чего на оси абсцисс откладываются 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов:

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку (в том числе учебную), чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов.

Типы динамики максимального темпа движений:

Графики работоспособности: а) — выпуклого типа; б) — ровного типа; в) — промежуточного и вогнутого типов; г) — нисходящего типа. Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Выпуклый тип:

Темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

Ровный тип:

Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

Промежуточный тип:

Темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система.

Вогнутый тип:

Первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Нисходящий тип:

Максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: