Глава III: Результаты исследования.




На основе проведенного исследования функционального состояния нервной системы сформулировать следующие выводы:

Проанализировав источники литературы, мной были рассмотрены такие понятия как: типология индивидуальных психических особенностей, основные проявления психики.

2. Исследование было проведено среди учащихся Лицея №64 для будущего набора в секции. В исследовании принимали участие 10 человек из(8-9 классов)

3. В ходе исследования выяснилось, что в данной группе преобладает среди мальчиков ровный тип. Этот тип свидетельствует о том, что у испытуемого имеется средняя сила нервной системы. А у девочек ведущим является выпуклый тип. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

Как показано в исследованиях, сила-слабость НС существенно влияет на индивидуальный стиль деятельности. Поэтому результаты диагностики этого типологического свойства НС следует учитывать в процессе обучения и воспитания при формировании индивидуального стиля деятельности и поведения. Например, представителям художественно-творческих профессий со слабой НС лучше удается создание и исполнение произведений, требующих эмоциональной тонкости, детализации, сентиментальности, камерности. Обладатели же сильной НС тяготеют к масштабности, эмоциональной яркости и напряженности. Это следует учитывать при планировании творческого процесса, интерпретации творческого замысла.

Известно, что люди со слабой НС психологически более уязвимы, чем люди с сильной НС. Поэтому представители слабой НС избегая напряженности в отношениях и взаимодействии с другими людьми, склонны занимать подчиненное, зависимое положение. Представители же сильной НС, напротив, стремятся к лидерству, а порою – и к диктату. Это следует учитывать при формировании групп и коллективов, а также в процессе спортивного отбора.


 

ВЫВОДЫ

Любой вид деятельности, где необходимо достичь совершенства, требует внимания более опытного наставника-профессионала (супервизора). Супервизирование является компетентным сопровождением со стороны супервизора с целью стабилизации полученных достижений и получения еще больших достижений в будущем.

Процедура супервизирования заключается в контроле «ключевых точек» при выполнении индивидуальной программы. Спортсмен в заранее обговоренное время сообщает супервизору необходимые данные, по которым супервизор контролирует выполнение программы и в случае необходимости корректирует ее, тем самым помогая спортсмену достигать максимальных результатов при минимальных затратах.

Комплекс физических и психических качеств, составляющих спортивные способности, не одинаков у спортсменов. Каждый способный спортсмен характеризуется специфическим «набором слагаемых» успеха, причем эти слагаемые изменяются в ходе спортивного совершенствования. Одного и того же результата можно достичь, используя механизмы компенсации способностей.

Способности не являются врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строения тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д.

Если у человека отсутствуют задатки или они недостаточны, то соответствующие псисихо-физиологические свойства могут не развиться. Признавая значение анатомо-физиологических особенностей задатков в формировании способностей, не следует думать, что задатки предопределяют развитие способностей. Несостоятельно представление и о всесильности воспитания, обучения в формировании способностей.

Проблема способностей — это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение о свойствах и типах нервной системы. Причем, развитие этих психических свойств определяется не только их физиологической основой, но, прежде всего, условиями жизни. У человека эти условия имеют общественный характер. Различают три свойства нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов характеризует способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и сильное торможение. Уравновешенность нервных процессов предполагает определенное соотношение (баланс) возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов выражается в способности нервной системы быстро менять процесс возбуждения на торможение, и наоборот. Теплов Б.М. и Небылицин В.Д. (1977) указали еще на один важный признак нервной деятельности — динамичность, которая определяет легкость образования положительных и тормозных нервных связей.

В соответствии с этими свойствами нервной системы различают четыре типа высшей нервной деятельности.

Помимо основных типов высшей нервной деятельности возможны различные сочетания свойств нервной системы. Считают, что свойства нервной системы не предопределяют развития способностей, но могут быть тем фоном, который облегчает формирование отдельных свойств личности тем более что способности — это не просто физиологические свойства, а единство физиологического и психологического.

«Твердо установленные объективные законы генетики говорят нам, что возможности воспитания и упражнения не беспредельны, их границы оп-ределены наследственной конституцией (генотипом)данного индивидуума. В конечном счете, любой признак организма зависит и от наследственности, и от среды.

Установлено, что влияние определенного фактора среды не одинаково на различных этапах развития организма. Для каждого периода индивидуального развития характерны «свой комплекс», специфический набор наиболее действенных факторов внешней среды, которые во взаимодействии с генетической информацией и изменениями на предшествующих этапах развития дают наибольший эффект. Неадекватные возможностям организма внешние факторы не позволяют использовать резервы организма, которыми он располагает на отдельных этапах развития.

Оценка способностей возможна только при соотнесении с достигнутым в данном возрасте уровнем физического развития. Необходимо учитывать, что каждый возрастной этап имеет особенности физического и умственного развития. Переход от одного возрастного периода к другому означает и качественно новый этап формирования организма, так как изменяются внутренние предпосылки развития, меняется «психологический климат» формирования способностей, интересов и склонностей. Так, для юных спортсменов младшего школьного возраста характерны особая готовность осваивать новые движения„физические упражнения, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего чему учат. Подростков отличают подъем энергии, потребность испытать крепнущие силы, стремление к самоутверждению, критическое отношение к наставникам.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным, так как несколько затянутое созревание обеспечивает более плавный переход к зрелости. Отсутствие ранних высоких достижений еще не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, согласно психологическим представлениям Родионова А.В. (1973), в циклических видах спорта видную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, «чувство темпа», «чувство ритма», способность к адекватным оценкам функционального состояния. В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка„«чувство ритма». В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения. Согласно представлениям Кузнецовой З.И. (1967), Бальсевича В.К. (1971), эффективность спортивного совершенствования будет значительно выше, если акценты педагогических влияний будут совпадать с индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями каждого возрастного периода. Исходя из этого, Бальсевич В.К. сформулировал «принцип соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики», а Набатникова М.Я. и Хордин А.В. (1979) «принцип эффекта утилизации в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов».


 

Литература

1. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: Учебник / В.И. Дубровский.М.: ВЛАДОС, 2005. – 465 с.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.: ил

3. Ланда Б.Х.Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие-м.:Советский спорт,2006.-208с.:ил.

4. Фомин, Н.А. Физиология человека – 3-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 416с.: ил.

5.Ермолаев,Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособ.для студентов.-М.:СпортАкудемПресс,2001.-108с

6.Кулагин, Б.В. Основы профессиональной диагностики.-Л:Медецина,1984.-64

7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.: Питер Серия: Мастера психологии,2004.-704 с.

8. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.-157с.

9. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-346

10. Губа.В.П. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте:учебно- методическое пособие-М:ОлимпияПресс,2007.-155с.,ил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: