СВОЙСТВО КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему:

Психофизиологическая диагностика в спортивном отборе.

 

Санкт-Петербург

2013г.


Содержание

Введение…………………………………………………………….….3

Глава I.

1.2. Литературный обзор……………………………………….……….….5

Глава II. Цель, задачи, организация и методика исследования…………………27

Глава III. Результаты исследования………………………………………….…….29

Выводы ………………………………………………………………………….……32

Литература. …………………………………………..………………………...……43


 

Введение.

Определяя у юного спортсмена общую спортивную одаренность, мы должны быть убеждены, что соревновательная деятельность, стрессовые ситуации не окажут отрицательного воздействия на его спортивные достижения. Как известно, большую роль играет состояние нервной системы. В одном случае эмоциональные нагрузки способствуют повышению мобилизации готовности, в другом – снижают ее. Поэтому необходимо оценивать темперамент, тип нервной системы, уровень развития силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов.

«Индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» (Б.М. Теплов, 1985, с. 16).

В основе способностей лежит тип высшей нервной деятельности, благодаря которому, можно выяснить темперамент ребенка и подобрать соответствующее ему занятие. Существует множество профессиональных тестов, один из них теппинг-тест Ильина Е.П..Он поможет определить в домашних условиях тип психомоторных способностей, относительно которых можно выбрать занятие ребенка. Но что делать с теми детьми, которые не имеют данных, но имеют большое желание заниматься?

В соответствии с генетической программой развития через нервную систему и систему внутренней секреции осуществляется различные влияния на организм.

Строение нервной системы, морфологическое развитие коры больших полушарий головного мозга в основном заканчиваются к 5-6 годам, но функционально нервная система еще заметно уступает взрослому организму. Отмечается быстрая истощаемость нервных клеток, неустойчивость нервных процессов, недостаточность процессов торможения, легкая возбудимость.

В школьные годы происходит совершенствование условно-рефлекторной деятельности, обогащение ее новыми временными нервными связями, развитием сенсорных систем (зрительной,слуховой),повышается способность делать обобщения, логически мыслить. Наряду с этим формируется произвольная регуляция двигательных функций, совершенствуется аппарат движения, усиливается способность нервной системы управлять движениями, повышается возможности анализировать силовые, скоростные показатели работы мышц, оптимизируется взаимодействие между двигательными и энергообразующими функциями. Психодиагностика основана на представлении о свойствах как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменялись во времени, позволяет прогнозировать его поведение. (Кулагин, Б.В.,1984)


 

Литературный обзор

СВОЙСТВО КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Возможность прогнозирования поведения человека основана на представлении о его устойчивых свойствах, качествах, чертах личности. Совокупность индивидуальных особенностей человека приравнивается к его индивидуальности, которая иногда понимается как неповторимость, уникальность (Кон И. С.,1967). Анализ природы и сущности индивидуальности имеет важнейшее значение для решения теоретических и практических проблем психодиагностики. Правильный подход к анализу индивидуальности дается в работах. Ананьева Б. Г (1968) и Резвицкого И. И (1973), которые не считают ее ведущими признаками уникальность и неповторимость. Это — необходимые, но недостаточные признаки. Индивидуальность рассматривается как система, обладающая целостностью и автономностью. Целостность индивидуальности может быть понята только с позиций деятельного подхода. Различные индивидуальные особенности свойства интегрируются, «сплавляются» в деятельности. Деятельность строится на основе познания свойств ее предмета и индивидуальных особенностей самого субъекта деятельности. В период становления деятельности субъект проявляет активность, направленную предмет деятельности, на познание и «настройку» своей индивидуальности к предстоящей деятельности. Этот процесс -самопознания и самосознания в деятельности и является основой образования внутреннего активного «Я», личности человека. При наличии положительного мотива формируется характерный для данного работника индивидуальный стиль деятельности, в котором отражается его индивидуальность (Климов Е. А., 1969; Гуревич К.М., 1970, Мерлин В. С., 1973). Мерлин В. С. (1981) считает, что под индивидуальным стилем понимается закономерно организованная система операций деятельности, значимо связанная с определенными нейродинамическими и психодинамическими свойствами и наиболее эффективная для достижения объективно ценного результата деятельности. В процессе развития деятельности происходят тонкая координация, компенсация, приспособление действий, операций и их последовательности к индивидуальным особенностям работника, что может обеспечить достижение одинаковых результатов людьми с разными индивидуальными свойствами. Таким образом, именно в деятельности индивидуальные особенности человека интегрируются в целостную индивидуальность, в которой проявление каждого отдельно взятого свойства несет на себе отпечаток ее целостного своеобразия.

В индивидуальности выделяются социальный и биологический аспекты. Под социальным в индивидуальности понимаются свойства, в развитии которых доминируют социальные факторы, под биологическим — биологически детерминированные особенности. Различие механизмов биологической и социальной наследственности проявляется в том, что последняя не определяется генетически, принимает внешнепредметную, экзотерическую форму (Леонтьев А. Н., 1981), детерминируется социальной программой.

Под психодиагностикой понимаются исследование и оценка свойств индивидуальности человека в целях проведения спортивного отбора, ориентации и рационального распределения по специальностям, совершенствования подготовки, решения системы практических вопросов по оптимизации профессиональной деятельности. (Ланда Б.Х.,2006)

Анализ свойств индивидуальности, возможности их измерения, анализ профессиональной деятельности, математические аспекты психодиагностики и прогнозирования спортивной пригодности. Естественно, что все эти вопросы не могли быть представлены одинаково полно. Основное внимание уделено теоретическим основам спортивной психодиагностики, главной проблемой которой является исследование сущности свойств индивидуальности в их соотношении с спортивной деятельностью.

Спортивный отбор и психодиагностика не может рассматриваться в отрыве от общей психодиагностики, всякое упрощенчество недопустимо при оценке человека и прогнозировании его деятельности. Необходимо ясно сознавать, что стоит за такими понятиями, как «свойства нервной системы», «интеллект» и др. Только детальный анализ позволяет выработать адекватное представление о соответствующих концепциях и правильно интерпретировать результаты обследования. Поэтому в монографии излагаются теоретические и экспериментальные данные, лежащие в основе представлений о свойствах индивидуальности.

Раскрытие сущности показателей психодиагностических методик может быть достигнуто только изучением эффективности, структуры и динамики тех действий или операций, которые задаются инструкцией к тесту. Таким образом, показатель теста может рассматриваться как характеристики элементов деятельности. Исследование элементов, включенных в спортивную деятельность, позволяет прогнозировать ее успешность (Губа.В.П.,2007).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: