Дополните предложения:
• Семейные узы существуют благодаря комплексу основных факторов: 1)биологических; 2)психологических; 3)социальных; 4)экономических.
• Назовите точки зрения, с которых людей можно считать взрослыми, готовыми к созданию семьи (по Г.С.Абрамовой): 1)физиологическая; 2)юридическая; 3)психологическая.
• Самые глубокие кризисы в семейных отношениях приходятся на следующие годы совместной жизни: 1)от 2 до 8 лет совместной жизни; 2) от 16 до 24 лет.
• Чаще всего супружеские конфликты возникают на основе: 1) неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я»; 2)неудовлетворенных сексуальных потребностей; 3) неудовлетворенность в положительных эмоциях; 4)на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам и другим гипертрофированным потребностям; 5)финансовые разногласия; 6)расхождение взглядов в питании, благоустройстве и т.п.;7)неудовлетворенность во взаимопонимании, взаимоподдержке.
• Неблагополучные брачные союзы в семейной психологии называются:1)конфликтными; 2)кризисными; 3)проблемными.
• Распределение ролей в семье. Семейные роли: 1)ответственный за материальное обеспечение семьи; 2)хозяин-хозяйка; 3)ответственный за уход за младенцем; 4)роль воспитателя;5)роль сексуального партнера; 6)роль организатора развлечений; 7)организатор семейной субкультуры; 8)ответственный за поддержание родственных связей; 9)роль психотерапевта.
• Стадии супружеских отношений по Э.Г.Эйдемиллеру:1) выбор партнера; 2)романтизация отношений; 3)индивидуализация стиля супружеских отношений, формирование правил; 4)стабильность-изменяемость; 5)фаза экзистенциальной оценки.
• 5 стадий жизненного цикла по Э.К.Васильевой:1) Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка; 2)Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; 3)Окончание выполнения семьей воспитательной функции; 4)Дети живут с родителями и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи; 5)Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
|
• Функции семьи: 1)биологическая; 2)воспитательная; 3)эмоциональная; 4)экономическая; 5)защитная.
• Фазы жизненного цикла семьи по Дювалю: 1)встреча супругов; 2)принятие и развитие родительских ролей; 3)принятие в семью новой личности; 4)введение детей во внесемейные институты; 5)принятие подростковости; 6)экспериментирование с независимостью; 7)подготовка детей к уходу из семьи; 8)уход детей из семьи, принятие ухода, жизнь супругов «глаза в глаза»; 9)принятие факта ухода на пенсию и старость.
• Благополучный брак характеризуется следующими признаками (по Ледереру и Джексону): 1)толерантность; 2)уважение друг к другу; 3)честность; 4)желание быть вместе; 5)сходство интересов и ценностных ориентаций.
• Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях: 1)мотив «бегство от родителей»; 2)мотив «долженствования»; 3) мотив одиночества.
• Часто встречаемые проблемы в дисфункциональных семьях: 1)ошибочный выбор партнера; 2)незавершенные отношения с родительской семьей; 3)утрата иллюзий; 4)переживание растерянности; 5)супружеская измена и угроза развода; 6)гражданский брак как попытка избежать ответственности; 7)среди сексуальных меньшинств, наоборот, преобладают требования узаконить их брак и разрешить им усыновление детей.
|
• Семейные отношения (по Соловьеву): 1)социально-биологические; 2)хозяйственно-экономические; 3)юридические; 4)нравственные; 5)психологические; 6)педагогические; 7)эстетические.
• 4 этапа семейной психотерапии (по Эйдемиллеру): 1)диагностический; 2)ликвидация семейного конфликта); 3)реконструктивный; 4)поддерживающий.
• Виды помощи семье: 1) семейные консультации; 2)службы знакомств; 3)различные виды помощи семейного просвещения и самообразования; 4)сексологические; 5)педиатрические; 6)педагогические.
• Этапы семейной психотерапии по Б.Д.Карвасарскому: 1)объединение с семьей; 2)присоединение к предъявляемой ею структуре ролей; 3)формирование психотерапевтического запроса; 4)реконструкция семейных отношений.
• Классификация супружеских игр по Э.Берну: 1)число игроков; 2)используемый материал; 3)клинические типы; 4)психодинамические характеристики; 5) классификация по инстинктивным влечениям (мазохистские, садистские, фетишистские).
• 4 вида анализа в Трансактном анализе: 1)структурный анализ; 2)анализ трансакций; 3) анализ игр; 4)анализ сценарий.
• Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей: 1) тип внутрисемейных отношений; 2)деструктивность семейного воспитания; 3) возрастные кризисы детей; 4)личностный фактор.
• Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть: 1)повышение педагогической и психологической культуры родителей; 2)организация семьи на коллективных началах; 3)подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; 4) интерес к внутреннему миру детей.
|
Основные темы практических занятий:
Цель практических занятий – закрепление студентами теоретических знаний, полученных на лекциях, и формирование практических навыков при формировании выводов и обобщений по психологии семьи.
Семинар 1. История возникновения семейной психологии.
План:
• Становление семейной психологии как научной дисциплины.
• Понятие «Семья» и «Брак» в психологии и смежных науках.
• Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция.
Темы рефератов:
1. Истоки и тенденции развития семьи в современном мире.
2. Патриархальная российская семья и ее трансформация.
3. Брачно-семейные отношения в России.
4. Психологическое здоровье современной семьи.
5. Прошлое и настоящее семьи.
Дополнительная литература:
1. Авдеенко А.Н. Социология семьи. М., 1998.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
3.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
4.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
5.Бестужев-Лада И.В. Семья, вчера, сегодня, завтра. М., 1979.
6.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.
7.Гуттенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак. СПб., 1997.
Семинар 2. Становление психологии семейных отношений. Характеристика современной семьи.
План:
1. Семья как малая социальная группа.
2. Теории супружеской совместимости.
3. Предбрачный период – период ухаживания.
4. Модели выбора спутника жизни.
5. Основные функции семьи и их характеристика.
Темы рефератов:
1. Формирование брачной пары.
2. Проблемы молодой семьи.
3. Психологическая совместимость супругов.
4. Семья в советской и постсоветской России.
Дополнительная литература:
1. Антонюк Е.В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
3. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
5. Бестужев-Лада И.В. Семья, вчера, сегодня, завтра. М., 1979.
6. Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Минск, 2000.
7. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.
8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Л.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
Семинар 3. Специфика общения в семье.
План:
1. Динамика развития семьи. Жизненный цикл семьи.
2. Психодиагностика брачно-семейных отношений.
3. От знакомства к браку.
4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
5. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.
Темы рефератов:
1. Мифология пола человека.
2. Любовь в психологии, искусстве и художественной литературе.
3. Психология одиночества.
4. Психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.
Дополнительная литература:
1. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии, 1991. №2. С.44-53. Вестник МГУ.
2. Андреева О.Я., Дергач И.Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск, 1998.
3. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1997.
4. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.
5. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1986.
6. Еругес А.П. Лабиринты общения М., 2001.
7. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1997.
8. Босанц М. Внебрачная семья. М., 1981.
9. Бойко В.В., Оганян К.М. Социально защищенные и социально незащищенные семьи в изменяющейся России.
10. Голод С.И. Семя и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
Семинар 4. Психологическая устойчивость брака.
План:
1. Факторы риска в браке.
2. Стабильность института семьи и ее детерминанты.
3. Кризисные периоды в семье.
4. Биология пола человека. Психологические различия между полами
5. Психогигиена интимных отношений.
Темы рефератов:
1. Роль отца в семейном воспитании.
2. Психология сексуальности. Психосексуальные дисгармонии в браке.
3. Супружеские конфликты и их профилактика.
4. Супружеская неверность: причины, особенности и стратегии поведения.
Дополнительная литература:
1. Босанц М. Внебрачная семья. М., 1981.
2. Бойко В.В., Оганян К.М. Социально защищенные и социально незащищенные семьи в изменяющейся России.
3. Голод С.И. Семя и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
4. Гарднер В.И. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.
5. Дорно И.В. Современный брак. Проблемы и гармония. М., 1990.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатиренбург, 2000.
7. Икер Б. Раскрытие семенных тайн в семейной игровой терапии. СПб., 2000.
8. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М., 1986.
9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. М., 1998.
Семинар 5. Мотивы семейного воспитания.
План:
1. Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.
2. Родительское отношение к ребенку: структуры, типы, функции.
3. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
4. Проблемы полового воспитания детей.
Темы рефератов:
1. Взаимоотношения поколений в семье.
2. Проблемы мачехи и отчима.
3. Роль бабушки в семейных отношениях.
4. Подготовка подростка к семейной жизни.
Дополнительная литература:
1. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1972.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
3. Витек К. проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
5. Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
6. Иванов С. Одинокие дети. М., 1991.
7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2002.
Семинар 6. Системная семейная психотерапия.
План
1. Основные техники семейной психотерапии.
2. Аналитико-системная психотерапия.
3. Игровая семейная психотерапия.
4. Арт-методы в семейном консультировании.
Темы рефератов:
• Психотерапия семейных пар.
• Супружеская групповая терапия.
• Семейная хореография.
• Трансактный анализ в семейной психотерапии.
• Психодрама в семейной психотерапии.
Дополнительная литература:
1. Старщенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.
4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993.
5. Цельмер З. Искусство быть вместе. Психология семейных отношений. М., 1994.
6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб., 2000
7. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Спб., 2003
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000
9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2005.
Основная литература:
• Семейная психология и семейная терапия // Науч.-практ. журн. М. 1997.
• Семейная психотерапия: Хрестоматия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, Н.В. Александровой. СПб., 2000.
• Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
• Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
• Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
• Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999.
• Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.
• Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб., 1997.
• Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.
• Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997.
• Берн Э. Секс в человеческой любви. Екатеринбург, 2000.
• Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб., 2000
13.. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Спб., 2003
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000
15. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2005.
б) дополнительная литература:
• Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1997.
• Босанц М. Внебрачная семья. М., 1981.
• Бойко В.В., Оганян К.М. Социально защищенные и социально незащищенные семьи в изменяющейся России.
• Голод С.И. Семя и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
• Гарднер В.И. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.
• Икер Б. Раскрытие семенных тайн в семейной игровой терапии. СПб., 2000.
• Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. М., 1986.
• Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. М., 1998.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология семейных отношений»:
• Теория и методы психологии семейных отношений.
• Семья и ее динамика. Циклы развития семьи.
• Семья как социальная и эмоциональная единица.
• Теоретический контекст семейной психотерапии.
• Семейная психотерапия – теория и практика.
• Психотерапия семейных пар. Тренинг по разрешению семейных конфликтов.
• Семейный подход к супружеским расстройствам.
• Диагноз невротического семейного взаимодействия.
• Сцепленная патология в семейных отношениях.
• Роль семьи в появлении расстройства. Специфика психического развития ребенка.
• Семейная психология и семейная терапия.
• Методы семейной диагностики и психотерапии.
• Взаимодействие «взрослый – ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе.
• Психологическая близость в семье. Семейные истории.
• Азбука взаимопонимания. Социально-психологическая модель семейных отношений.
• Семейные отношения и семейные правила.
• Возрастная психология. Детство как предмет науки.
• Нарушение жизнедеятельности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья.
• Жизненные циклы и этапы развития семьи.
• Семейные сценарии и супружеские игры (Э. Берн).
• Личностно ориентированная терапия (К.Роджерс).
• Причины возникновения нарушенной коммуникации в семье (В. Сатир).
• Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
• Семейные ссоры и супружеские конфликты.
• Стратегическая семейная психотерапия (М. Эриксон).
• Акцентуализация характера. Влияние типа характера на взаимоотношения в семье.
• Современная семья. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.
• Семейная психология для родителей. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.
• Внутренняя картина семьи. Семейная адаптация и сплоченность.
• Созависимость: характеристики и практика преодоления.
• Теория трех ступеней детского развития.
• Стратегии исследования психического развития ребенка.
• Брачный контракт.
• Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей.
• Нарушение межличностной коммуникации в семье.
• Основные типы решения семейных проблем. Механизмы семейной интеграции.
• Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
• Семья как источник психической травмы.
• Психоаналитическая семейная психотерапия.
• Семья в социуме, социум в семье.
Вторые вопросы к билетам:
1. Что называется семейным диагнозом?
2. Какие существуют типы семей?
3. Что означают понятия «Семья» и «Брак»?
4. В чем смысл психологического здоровья современной семьи?
5. Каковы основные формы организации брака и семьи?
6. Что собой представляет патриархальная российская семья и ее трансформация?
7. Основные этапы развития семьи.
8. Каково значение подготовки молодежи к браку и семейной жизни7
9. Какие факторы способствуют созданию благоприятного семейного климата?
10. В чем заключается динамика семьи?
11. Как складывается функционально-ролевая структура семейных отношений?
12. Каковы причины и последствия кризисов в семейных отношениях?
13. Какие существуют типы семьи в европейской культуре?
14. Портрет психологических отношений. Семейные отношения - анализ творчества.
15. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.
16. Адаптация и совместимость супругов в семье.
17. Семейные сценарии, жизненные драмы и супружеские игры.
18. В чем сущность семейных мифов?
19. В чем проявляется влияние социально-экономических факторов на семейные отношения?
20. Особенности формирования и развития супружеских отношений.
21. В чем сущность семейных ролей и внутрисемейной ролевой структуры?
22. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
23. Состав семьи и интеллектуальное развитие детей.
24. Семейные ссоры и супружеские конфликты.
25. Прекращение брака: развод и его последствия.
26. Каковы причины прекращения брака?
27. Формы прекращения семейных отношений.
28. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода.
29. Охарактеризуйте основные этапы семейной психотерапии.
30. Какие причины приводят к возникновению психологических барьеров в семье?
31. Типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.
32. Классификация семейных конфликтов.
33. Нарушения жизнедеятельности семьи.
34. Понятие семейного стресса и копинга.
35. Методы семейной диагностики.
36. Каковы психологические причины нарушений в семейном воспитании?
37. Анализ семейных взаимоотношений.
38. Семейная психотерапия - теория и практика.
39. Основные формы помощи семье.
40. Семейное консультирование.