День ухода А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджи




Для Своего чистого преданного, А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджи, Шри Кришна выбрал очень благоприятный день явления — Нандотсаву. Он следует сразу за Джанмаштами, то есть дня, когда Нанда Махараджа торжественно праздновал рождение Кришны. Сам этот факт говорит о том, что Шрила Свами Махараджа явился с особой миссией. Его благочестивые родители дали ему имя Абхай

Чаран. Абхай означает «бесстрашный», а чарана — «лотосные стопы Господа». Таким образом, Абхай Чаран — это имя Кришны, поскольку только Кришна может наградить истинным бесстрашием в этом

мире. Свамиджи был послан для того, чтобы даровать прибежище, а значит, бесстрашие всему миру. Наречение таким именем нужно считать волей Провидения.

* * *

Впервые я познакомился со Свамиджи в 1950 году, когда жил вместе с Гурудевой в нашем калькуттском храме. Обычно все преданные выражали огромное уважение Гурудеве, но однажды я увидел, как сам Гурудева с большим почтением и любовью беседует с каким-то семейным человеком, прибывшим из Аллахабада. Я спросил Гурудеву: «Кто этот человек?» Он ответил: «Абхая Чаранаравинда. (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати) Прабхупада дал ему титул Бхактиведанта. Даже будучи грихастхой, он славится своей ученостью, особенно познаниями в области английского и бенгальского языков. Это преданный очень высокого уровня». Вскоре Свамиджи заинтересовался

мной, когда увидел, сколько служения я совершаю для Гурудевы. Он подозвал меня к себе и стал расспрашивать, как меня зовут, откуда я родом и т.д.

В первый же приезд Свамиджи в Матхуру я лично попросил его принять санньясу. Он ответил, что Прабхупада, дав ему посвящение, попросил его издавать журнал и книги на английском языке. Незадолго до нашего разговора его привлек в «Шримад-Бхагаватам» (10.88.8) следующий стих:

йасйахам анугрхнами харишйе тад дханам шанайх

тато ‘дханам тйаджантй асйа сваджана духкха духкхитам

[Шри Кришна сказал:] «О царь! Желая оказать кому-либо особую милость, я шаг за шагом отнимаю у него все богатства. Иными словами, если человек, желающий оставить путь наслаждения чувств, не

может устоять перед соблазном при виде объектов чувств, но искренне раскаивается в этом, то он воспринимает их исчезновение как проявление Моей особой милости. Тогда жена, дети и остальные родственники отвергают его как жалкого неудачника, приносящего лишь бесконечные печали».

«Теперь я понимаю смысл этого стиха, — сказал Свамиджи. — Все мои начинания провалились, и родственники настроены против меня. Они говорят, что я выжил из ума и от меня нет никакого прока — один только вред. И вот я нищий, никчемный человек, а теперь ты советуешь мне принять санньясу ».

Я пошутил: «Вы хотите любить своих детей и жену, но, похоже, они не отвечают Вам взаимностью». Я убеждал его оставить материальные заботы, поскольку Кришна и Прабхупада ждали от него гораздо большего — проповеди в западных странах. Вскоре в Матхуру приехал мой Гурудева, и я попросил его повлиять на Свамиджи. Их связывала давняя дружба — одно время они вместе жили, оба имели знатное происхождение и отличались недюжинным интеллектом. Гурудева позвал Свамиджи к себе и сказал: «Нараяна Махараджа и все брахмачари нашего матха считают, что тебе пора принять санньясу, и я согласен с ними. Это будет большим благом для тебя». Он не стал возражать: «Я уже испытал на себе то, о чем говорится в том самом стихе «Бхагаватам», поэтому я согласен принять санньясу ». Когда наступил благоприятный день его посвящения, я лично сделал для него верхнюю одежду санньяси и показал, как ее носить. Своими руками я сделал для него данду и провел санньяса-ягью. Кришна дас Бабаджи Махараджа вел совместное воспевание маха-мантры, я произносил мантры для ягьи, и под эти звуки Гурудева посвятил Свамиджи в санньяса-мантру.

После этого мы долгое время жили вместе — сначала в Дели, а затем во Вриндаване, в храме Радха-Дамодары. В те дни он по большей части переводил и писал книги. Я мог наблюдать, что он совершенный нишкинчана, у которого ничего нет. У него не было даже приличного чадара, и я давал ему свой как подстилку. Мы садились и беседовали о Кришне, о Рупе Госвами и о том, как совершать бхаджану. Он также показывал мне свои произведения. В полдень мы вместе готовили чапати — он раскатывал тесто, а я обжигал лепешки на огне. Он был мастер на все руки: играл на мриданге, вел киртан, поклонялся Божествам, писал книги, давал лекции с пословным объяснением санскритсих стихов. Он не терял ни секунды даром и всегда был занят служением: писал, воспевал святое имя, размышлял о духовных предметах. Как-то раз он поделился со мной своими замыслами: «Я поеду на

Запад, открою ашрам, и если будет необходимость, даже позволю западным людям употреблять яйца, мясо и вино. Я полностью уверен, что, воспевая святое имя, они оставят все свои дурные привычки». Благодаря непоколебимой вере и решительности его миссия распространилась по всему миру, как пожар. Я не знаю ни одного ачарью, который сумел совершить нечто подобное до него. Даже Шанкарачарье потребовалось немало времени, чтобы распространить свои идеи, и то в пределах Индии. Но Свамиджи за столь короткий период — с 1966 по 1977 год — удалось открыть множество центров для поклонения Шри Радха-Кришне, Чайтанье Махапрабху и Джаганнатхе в западных, восточных странах, в Индии — повсюду. Он не только открыл храмы, но и привлек к себе тысячи достойных юношей, превратив их в ученых, брахмачари и санньяси. Будто по мановению волшебной палочки к нему потянулись замечательные девушки, женщины и дети. Так сбылось предсказание Бхактивиноды Тхакура о том, что наступит прекрасный день, когда западные люди, одев туласи-малы, присоединятся к своим индийским братьям и будут воспевать: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Х аре Рама, Рама Рама, Харе Харе ».

* * *

В общей сложности он написал мне более ста писем из западных стран о том, как у него идут дела и как расширяется проповедь. По его просьбе я переправил в Америку из Дели все его книги и не раз

посылал ему мриданги, караталы, Божества Радха-Кришны и вайшнавскую атрибутику. В одном из писем он попросил меня даже выслать его любимые молочные сладости — матхурские пера, и я выполнил его заказ. Когда он впервые вернулся из Америки в Индию, я был первым, кто встретил его в аэропорту.

* * *

В западных странах побывало много проповедников, таких, как Вивекананда, но ни один из них не мог дать того, что принес сюда Свамиджи. Они распространяли собственные идеи, а Свамиджи выполнил желание Самого Шри Чайтаньи Махапрабху, который хотел даровать миру святые имена, нанизав их на нить премы (према-сутру):

нама-према-мала гантхи’ параила самсаре

«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.40

«Он сплел гирлянду из харинамы и премы и подарил ее всему миру».

Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение (маха-ваданьяя), и точно так же Рупа Госвами, Санатана Госвами, ДживаГосвами, Рагхунатха дас Госвами, Кришнадас Кавираджа Госвами,Вишванатха Чакраварти Тхакур, Баладева Видьябхушана, Бхактивинода Тхакур были очень милостивы, поскольку распространяли то,что желал дать Сам Махапрабху. Прабхупада послал Свамиджи в западные страны, потому что знал о его величии и способности передать то, что Прабхупада хранил в своем сердце. Вивекананда и другиемиссионеры не могли принести на Запад ничего выходящего за рамки дхармы, артхи, камы и мокши. Даже мокшу они понастоящемудать не могли, так что остались только три идеи из названных. Некоторые пытались привести своих последователей к мокше, но о кришна-преме речи не шло.

* * *

У Свамиджи было не так много времени, поэтому он основное внимание уделял ваидхи-бхакти. Бхакти имеет множество уровней, но в конечном итоге настоящее бхакти означает только рагануга-бхакти. Свамиджи хотел открыть для западных стран то, о чем поведал в «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами и другие наши ачарьи — Рагхунатха дас Госвами, Кришнадас Кавираджа Госвами, но тогда еще не пришло время для этого. В его распоряжении было лишь десять-одиннадцать лет. Он старался дать шраддху, затем ништху, потом ручи. Мы должны иметь ясное понимание, что такое ништха. Мы совершаем шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам, а также следуем принципам нама-киртана, садху-санга, бхагават-шравана, матхура-васа и шри мурти-сева, но необходимо глубоко погрузиться в эту деятельность. Что означает достичь ништхи? Освободиться от всех анартх. А что такое анартхи? То, что опьяняет нас и таким образом удерживает в этом мире. Вишванатха Чакраварти Тхакур перечисляет все виды анартх в «Мадхурья-кадамбини»: сварупа-бхрама (незнание своей истинной природы), асат-тришна (желание обрести нечто временное), хридая-даурбалья (слабости сердца), нама-апарадха, вайшнава-апарадха, сева-апарадха и дхама-апарадха. Когда все анартхи рассеиваются, преданный обретает ништху. Мы знаем, что воспевание святого имени и слушание об играх Кришны благотворно во всех отношениях, но нам не хватает решимости, чтобы постоянно совершать такую деятельность и неуклонно совершать восхождение по пути бхакти. Если человек обладает такой непоколебимой решительностью, значит, он находится на уровне ништхи. «Пусть я умру, но ни за что не оставлю кришна-бхакти » — это признак ништхи. А достигнув ручи и асакти, мы просто не сможем жить без воспевания имени Кришны и слушания хари-катхи. Шраддха бывает разного качества — ваидхи и рагануга. Свамиджи давал только ваидхи-бхакти, поскольку в то время было еще рано говорить о рагануга-бхакти. Он упоминает о нем в своих книгах, но не вдается в детали, так как большинство читателей тогда не находились на соответствующем уровне. Однако практика ваидхи-бхакти постепенно подводит нас к уровню рагануга-бхакти, которое рождается из шраддхи, насыщенной жадным стремлением (лобхой). Особая миссия Чайтаньи Махапрабху состояла в том, чтобы дать свабхакти-шриям:

Анарпита чарим чират карунайавартинах калау

самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам

харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах

сада хрдайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4

«Пусть Шри Шачинандана Гаурахари, сияющий, как расплавленное золото (поскольку принял цвет тела Шримати Радхики), явит Себя навечно в ваших сердцах. Он низошел по Своей беспричинной милости в этот век Кали, чтобы дать миру то, что в течение долгого времени не давал никто, самое драгоценное обретение в преданном служении — высочайший вкус супружеской любви (уннатоджджвала-према-расу)».

Смысл этого стиха необычайно глубок. Махапрабху явился лишь для того, чтобы дать этот вкус, и у Свамиджи не было другой цели. Но сначала нужно было подготовить почву, что заняло немало времени. Он говорил, что до тех пор пока философия майявады, или адвайта-вады, не будет разрушена, о бхакти не может идти речи. Он пришел в этот мир, подобно Прабхупаде, чтобы выполнить желание Чайтаньи Махапрабху — даровать паракия-бхаву Враджи. Они не ставили перед собой цели дать уннатоджджвала-расу, о которой говорится в этом стихе, поскольку это исключительная собственность Шримати Радхики. Чайтанья Махапрабху желал вкусить эту расу, но не распространять другим.

В этой шлоке «сва » указывает на Шримати Радхику, а «бхакти » — на Её прему. Похитив настроение (бхаву) и цвет тела Шримати Радхики, Кришна лично низошел в Кали-югу как Шачинандана. Почему Его так назвали? Потому что Он был очень дорог матери Шачи, которая славилась своим смирением и милосердием. Суть этого стиха Рупы Госвами в том, что мать из милосердия дает ребенку грудь, и точно так же всемилостивый Чайтанья Махапрабху пожелал даровать нам прему. Он — Сам Кришна, принявший облик Радхики, а Радхика необычайно милостива — даже больше, чем Кришна. Радхика — средоточие всей милости Кришны. Поэтому здесь Шачи-нандана означает «Тот, кто удивительно милостив». Что же Он принес с Собой? Он не мог дать махабхаву Радхики, поскольку кроме Неё никто

не способен наслаждаться красотой Кришны, сладостью Его облика и игр. Махапрабху хотел почувствовать всё это, но что же Он хотел дать?

«Сва-бхакти-шриям »: Шримати Радхика — это сва_бхакти, соединение энергий хладини и самвит. Слово «шри » в данном случае означает манджари. Таким образом, Рупа Манджари, Ананга Манджари,

Туласи Манджари, Лаванга Манджари, Винода Манджари, Камала Манджари, Наяна Манджари и все остальные манджари — это шри Шримати Радхики. В «Чайтанья-чаритамрите» утверждается, что

Шримати Радхика подобна лиане, а гопи — цветам, листьям и бутонам на ней. Ветер заставляет листья и бутоны трепетать. Точно также, когда Кришна встречается с Радхикой, «бутоны и листья» чувствуют наслаждение, которое испытывает Радхика. Если Кришна что-то рисует на Её лице или другой части тела, то все манджари будут выглядеть так же. В этом суть бхакти-шриям, и Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Прабхупада и Свамиджи пришли лишь с целью дать сва-бхакти-шриям, то есть манджари-бхаву. Однако для начала им нужно было подготовить почву — удалить

все сорняки, мешавшие росту лианы преданности. Прабхупада говорил, что его единственной задачей было принести в мир радха - дасью, но ему пришлось почти всю жизнь потратить на подготовку, вырубая

джунгли майявады, поскольку здесь ничего кроме неё не было. А Свамиджи столкнулся на Западе с ожесточенным сопротивлением со стороны христианской церкви. Множество ачарьев приезжало туда,

но все их усилия были напрасны, и Прабхупада был недоволен. Но стоило там появиться Свамиджи, как сотни тысяч книг «Шримад-Бхагаватам» были изданы и разошлись по всему миру.

В мгновение ока ему удалось свершить переворот, но его конечной целью было дать манджари-бхаву, поэтому не стоит довольствоваться лишь тем, что он успел сделать в то время. Думаю, если бы он

был сейчас с нами, то давал бы нам наставления о рагануга-бхакти. Как всемогущему чайтья-гуру, ему под силу пробудить в наших сердцах такое настроение. Он не в заоблачных далях: Гурудева всегда с нами. Нужно стремиться войти в царство рагануга-бхакти, но не имитировать это состояние. Подражательство всё разрушит, поэтому не следует уподобляться сахаджиям. В «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатха дас Госвами молится об обретении бхакти, и об этом же просит Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Санкалпа-калпадруме». Но нам нельзя с разбегу бросаться в океан «Говинда-лиламриты», мы просто погибнем в нем. С полным сознанием совершая практику ваидхи-бхакти, мы медленно, но верно будем двигаться по направлению к рагануга-бхакти. Это наша высшая цель, но идти к ней нужно очень осторожно, следуя обычным правилам, которые установили

Прабхупада и Свамиджи.

* * *

Перед уходом в иной мир Свамиджи попросил у меня прощения за возможные оскорбления, высказанные в мой адрес, как во время проповеди, так и на страницах его книг. Он также хотел, чтобы я от его имени извинился перед его духовными братьями. Он сказал, что привел в линию Гаудия много новых преданных из западных стран, но невозможно было дать им всё за столь короткое время. Поэтому он попросил меня продолжать давать им наставления о науке бхакти, а также во всем помогать. Он хотел, чтобы я провел для него церемонию самадхи. Я знаю, что А.Ч. Бхактиведанта Свами Махараджа не был заурядным преданным, иначе он не смог бы проповедовать с таким размахом по всему миру. Я считаю его своим шикша-гуру, и он вечно живет в храме моего сердца - нас связывала очень тесная дружба. Он всегда с нами, и я молю его о милости, чтобы все мы в этой жизни вступили в царство рагануга-бхакти и према-бхакти.

 

«Мой высокочтимый духовный учитель»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: