Возраст, лет | Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) | ||||
Высокий уровень функционального состояния дыхательной системы (ДС) | Достаточный уровень функционального состояния дыхательной системы (ДС) | Средний уровень функционального состояния дыхательной системы (ДС) | Низкий уровень функционального состояния дыхательной системы (ДС) | Критический уровень функционального состояния дыхательной системы (ДС) | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
<32,1 | 17,3-32,0 | 10,3-17,2 | 6,1-10,2 | >6,0 | |
<37,1 | 19,3-37,0 | 11,5-19,3 | 8,3-11,5 | >8,2 | |
<38,4 | 23,7-38,3 | 16,3-23,6 | 10,0-16,2 | >10,0 | |
<42,4 | 25,5-42,3 | 17,6-25,4 | 11,0-17,5 | >11,0 | |
<51,6 | 28,1-51,5 | 18,5-28,0 | 12,7-18,4 | >12,6 | |
<45,3 | 28,5-45,2 | 18,8-28,4 | 12,1-18,7 | >12,0 | |
<56,5 | 31,3-56,5 | 21,3-31,2 | 13,9-21,2 | >13,8 | |
<50,4 | 30,3-50,4 | 21,1-30,3 | 13,1-21,0 | >13,0 | |
<70,8 | 40,2-70,7 | 30,3-40,2 | 16,3-30,4 | >16,3 | |
<65,2 | 40,1-65,1 | 30,2-40,0 | 16,2-30,2 | >16,1 | |
<69,2 | 45,1-69,1 | 34,1-45,0 | 18,5-34,0 | >18,4 | |
<75,6 | 46,8-75,6 | 37,7-46,7 | 19,8-37,6 | >19,7 |
В целях контроля и содействия правильному физическому развитию обучающихся, а также воспитания основных физических качеств и двигательных способностей на уроках физической культуры на основании данных мониторинга физического развития, определяется индекс уровня физического здоровья в баллах.
Оценка каждого показателя выводится в общую сумму, которая позволяет определять уровень физического здоровья обучающегося:
8-10 баллов – низкий;
11-15 баллов – ниже среднего;
16-20 баллов – средний;
21-25 баллов – выше среднего;
26-30 баллов – высокий.
На основании результатов экспресс оценки физического здоровья обучающихся, образовательное учреждение может сформировать базу данных о динамике уровня физического здоровья, оформить «Паспорт здоровья».
«Индивидуальный маршрут обучающегося».
Данные показатели могут быть использованы при разработке программного материала, физкультурно-оздоровительных программ, планирования оздоровительно-коррекционной деятельности обучающихся при занятиях физической культурой.
Индекс | Уровень | Рекомендации |
Индекс Кетле (приложение 2) | 1 балл – негармоничное телосложение с избытком массы тела или ожирение (без нарушений эндокринной системы) | Увеличение двигательного режима за счет УТГ, физкультминутки, динамический час, подвижные перемены. Выполнение домашнего задания – ходьба на лыжах, бег трусцой, быстрая ходьба, плавание 2-3 раза в неделю. Коррекция питания |
2 балла – негармоничное телосложение с дефицитом массы тела (без нарушений эндокринной системы) | Укрепление всего мышечного корсета, упражнения на брюшной пресс и спину. Силовые упражнения. Коррекция питания | |
Низкорослость (без гормональных нарушений) | Прыжки в высоту, висы, упражнения на растяжения и вытяжение, подскоки | |
Проба Штанге (приложение 4) | 1-2 балла – низкий уровень функциональных возможностей органов дыхания, снижение устойчивости организма к гипоксии | Общеразвивающие упражнения на дыхание, ходьба в среднем темпе, силовые упражнения на укрепление мышц спины, грудной клетки |
Индекс Шаповаловой (приложение 5) | 1-2 балла – недостаточный уровень силы, быстроты, скоростной выносливости. Группа риска по возникновению сколиоза, нарушений осанки | Упражнения на развитие силы – с гантелями, с эспандером, с сопротивлением партнера, отжимание, упоры, упражнения на пресс. Упражнения на выносливость: ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, тренажерные устройства |
Индекс Руфье (приложение 6) | 1-2 балла – недостаточный уровень адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы | Увеличение двигательной активности за счет упражнений циклического характера на выносливость: бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед. Упражнения на тренажерах и тренажерных устройствах. |
Индекс Робинсона (приложение 3) | 1-2 балла – нарушение регуляции сердечно-сосудистой системы. Группа риска по возникновению артериальной гипертензии, первичной артериальной гипотонии, синдрома ВСД, нарушений сердечного ритма | Укрепление и повторение деятельности сердечно-сосудистой системы, упражнения циклического и скоростно-силового характера. Дыхательные упражнения |
Проба М.Е. Ромберга | 1-2 балла – явления нарушений координации | Рекомендованы упражнения – броски малого мяча о стену с последующей ловлей в максимальном темпе, упражнения на равновесие на ограниченной опоре, элементы спортивных игр с прыжками и поворотами, на координацию |
Низкий общей уровень физического здоровья | 8-10 баллов – требуется углубленное медицинское обследование учащегося | Постепенное увеличение суточного объема двигательной активности. Кроме уроков физической культуры, обязательное самостоятельное выполнение физических упражнений общеразвивающего и циклического характера – бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание. |