Методика преподавания любой дисциплины разрабатывается после того, как преподаватель овладевает самой дисциплиной настолько, что может самостоятельно, без использования учебника и конспекта изложить, в технически грамотной и доступной форме, любой вопрос, изучаемый в данной дисциплине. Поэтому, независимо от задания на курсовую работу, начинать следует с повторения того учебного материала, по которому выполняется методическое задание.
Любая методическая работа имеет две стороны: объективную, отражающую способы донесения до сознания учащегося закономерностей объективного мира, и субъективную, отражающую отношение самого преподавателя к этим способам и овладения ими.
К выполнению работы необходимо подойти творчески, т.к. методическая работа является одной из наиболее важных в преподавательском труде, и студенты должны проявить высокую степень овладения ею.
5.1.Рекомендации по темам заданий
В этом разделе методических указаний приводятся рекомендации по выполнению курсовой работы, а также перечень вопросов, которые должны найти отражение в курсовой работе в зависимости от задания.
К теме №1
-обзор литературы по теме;
-общая характеристика методов активизации познавательной деятельности учащихся;
- активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных форм сочетания слова и наглядности;
- требования к демонстрационному оборудованию;
- разработка средств активизации;
- план урока с указанием места применения активных методов обучения;
- выводы, касающиеся применения средств активизации
познавательной деятельности учащихся.
К теме №2
-обзор литературы по теме;
-основные элементы кружковых занятии и их характеристика;
-особенности организации кружка;
-характеристика материально-технического обеспечения кружковых
занятии;
-обоснование применения кружковых занятий; (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение таких занятий);
-выводы, касающиеся правильной организации кружка.
К теме №3
обзор литературы по теме;
- общая характеристика методов эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятия;
- обоснование применения методов эффективного проведения экскурсий;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом применения методов эффективного проведения экскурсий;
- выводы, касающиеся применения методов эффективного проведения
экскурсий на предприятия.
К теме №4
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика темы;
- классификация средств наглядности;
- активизация познавательной деятельности учащихся путем использования наглядных пособий; сочетание наглядных пособий;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом использования наглядных пособий на занятиях по дисциплине...;
- план урока с применением наглядных пособий;
- выводы, касающиеся применения наглядных пособий на занятиях по выбранному предмету.
К теме №5
-обзор литературы по теме;
-общая характеристика темы и ее значение для профессии…;
-описание диафильмов и диапозитивов;
-обоснование применения диафильмов и диапозитивов (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется использование диафильмов и диапозитивов: сообщение новых знаний или их закрепление);
- письменное изложение темы учебного материала с учетом использования диафильмов и диапозитивов;
- выводы, касающиеся применения демонстрационных методов в преподавании дисциплины.
К теме №6
- обзор литературы по теме;
- характеристика материально-технического обеспечения преподавания
дисциплин общеобразовательного и специального циклов в учебных заведениях системы НПО;
- технические планы и эргономические требования к кабинетам по дисциплине...;
- организация рабочего места учащегося и преподавателя в кабинете;
- оснащение кабинетов учебными средствами;
- выводы, касающиеся правильной организации кабинета.
К теме №7
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика урока;
- основные элементы урока и их характеристика;
- алгоритм деятельности преподавателя по проведению дидактико-методического анализа и подготовка урока;
- анализ возможных вариантов проведения первого урока по выбранной дисциплине;
- перечень необходимых методических материалов по дисциплине (наглядные пособия, карточки-задания, комплект количественных и качественных задач по темам и т.д.);
- план урока;
- значение разработанных вариантов проведения первого урока.
К теме №8
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика динамических моделей;
- описание разработанной динамической модели по дисциплине...;
- обоснование использования изготовленной динамической модели;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом использования динамической модели;
- план урока с использованием динамической модели;
- выводы, касающиеся применения динамических моделей в преподавании дисциплины...
К теме №9
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика самостоятельной работы;
- общая характеристика темы, закрепляемой самостоятельной работой и ее учебно-методическая цель;
- перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу выполнения ими самостоятельной работы;
- анализ возможных путей постановки самостоятельной работы;
- разработка методических указаний по проведению самостоятельной работы;
- планирование самостоятельной работы учащихся на уроке;
- значение проведения самостоятельной работы на уроке.
К теме №10
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика проблемного обучения;
- особенности проблемного обучения в технических дисциплинах;
- проблемная ситуация как метод развития технического мышления;
- виды проблемных ситуаций, уровней проблемного обучения;
- перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу объяснения выбранной темы с целью активизации их работы;
- план урока с созданием проблемных ситуаций;
- выводы, касающиеся создания проблемных ситуаций на уроках по дисциплине...
К теме №11
- обзор литературы по теме;
- характеристика ТСО на занятиях;
- возможность ТСО в технических учебных предметах;
- деятельность преподавателя по внедрению ТСО в учебный процесс учебных заведений (УЗ) НПО;
- обоснование применения ТСО на занятиях по дисциплине...;
- рекомендации по использованию современных ТСО;
- план урока с применением современных ТСО;
- выводы, касающиеся применения ТСО на занятиях по дисциплине.
К теме №12
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика активных методов обучения;
- сочетание активных методов обучения с другими методами;
- роль и место применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине...;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом применения активных методов обучения;
- план урока с применением активных методов обучения;
- выводы, касающиеся применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине...
К теме №13
- обзор литературы по теме;
- установление межпредметных связей (МПС) по содержанию учебного материала;
- рассмотреть единство ТСО и дидактических материалов;
- построить графическую схему, выявляющую МПС;
- деятельность преподавателя на этапе выявления МПС;
- определение МПС на примере двух дисциплин общепрофессионального или специального циклов;
- выводы, касающиеся определения МПС анализируемых дисциплин общепрофессионального или специального циклов.
К теме №14
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика средств наглядности;
- роль и место средств наглядности в обучении на занятиях по машиностроительным дисциплинам;
- активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных средств наглядности;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом применения
принципа наглядности;
- план урока с применением наглядных пособий;
- выводы, касающиеся применения средств наглядности на занятиях по дисциплине...
К теме №15
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика иллюстрированного материала (практическое использование);
- подробное описание разрабатываемого иллюстрированного материала;
- обоснование применения разрабатываемого иллюстрированного материала (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение такого материала: сообщение новых знаний или их закрепление);
- письменное изложение темы учебного материала с учетом применения разрабатываемого иллюстрированного материала;
- план урока с применением иллюстрированного материала;
- выводы, касающиеся применения иллюстрированного материала в преподавании машиностроительных дисциплин.
К теме №16
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика темы (место темы в курсе) и ее значение для профессии (практическое использование темы);
- подробное описание разрабатываемого наглядного пособия и технического средства;
- обоснование применения разрабатываемого пособия;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом использования разрабатываемого пособия;
- план урока с применением пособия;
- выводы, касающиеся применения наглядных методов;
К теме №17
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика словесных методов обучения;
- обоснование возможности применения словесных методов обучения для изложения выбранной темы;
- сочетание словесных методов с другими методами обучения рекомендации по применению словесных методов обучения;
- план урока с применением словесных методов обучения по дисциплине...;
- выводы, касающиеся применения словесных методов обучения в преподавании машиностроительных дисциплин.
К теме №18
- обзор литературы по теме;
- общая характеристика практических методов;
- общая характеристика темы, закрепляемой практическим методом;
- обоснование необходимости применения практических методов по выбранной теме;
- перечень решаемых задач практическим методом;
- описание необходимого оборудования и приборов;
- значение и область применения практических методов обучения;
- выводы, касающиеся применения практических методов обучения.
К теме №19
- обзор литературы по теме;
- обзор основных понятий программированного обучения;
- возможности программированного обучения в технических учебных дисциплинах;
- деятельность преподавателя по внедрению программированного обучения в учебный процесс УЗ НПО;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом использования программированного обучения;
- план урока с применением элементов программированного обучения;
- выводы, касающиеся использования программированного обучения.
К теме №20
- обзор литературы по теме;
- описание индивидуальных методов обучения;
- преимущества индивидуального подхода в обучении;
- перечень вопросов и задач для устного индивидуального опроса;
- значение индивидуализации в обучении на уроках по дисциплине...;
- письменное изложение темы учебного материала с учетом индивидуального метода обучения;
- план урока с применением индивидуального подхода по дисциплине...;
- выводы, касающиеся индивидуализации в обучении.
Приведенный выше перечень разделов не должен рассматриваться студентами как единственно возможный способ выполнения курсовой работы, а только как один из вариантов. Некоторые разделы рекомендуется разбить на более мелкие смысловые части.