Методические указания
К выполнению курсового проекта
(курсовой работы)
по дисциплине “Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей” (тепловой и динамический расчет) специальности 190603.02 - “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)”
Ростов-на-Дону, 2007
Составитель: канд. техн. наук, доцент Н.А.Сокол
Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей: Метод. указания/ ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2007, 25 с.
Методические указания содержат задания к курсовому проекту по дисциплине “Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей”, необходимые пояснения для ее выполнения и предназначены для студентов 4 курса, очного, 2го курса сокращенной формы обучения и 5 курса заочного отделения по специальности 190603.02 - “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)”.
Печатается по решению методической комиссии факультета «Конструкторский»
Научный редактор профессор, д-р техн. наук А.Д.Дьяченко
Рецензент профессор С.И.Ананьев
Ó ДГТУ, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Целью курсового проекта является закрепление знаний студентов по теории поршневых двигателей внутреннего сгорания (ПДВС) и включает в себя тепловой и динамический расчет ПДВС.
Тепловой расчет позволяет определить основные показатели работы ПДВС, проанализировать влияние различных факторов на эффективность работы двигателя в эксплуатации.
Динамический расчет позволяет определить силы и моменты, действующие в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) двигателя, оценить их влияние на динамику двигателя, износ и другие эксплуатационные факторы.
Курсовой проект включает в себя тепловой и динамический расчеты двигателя, расчет основных деталей двигателя, расчет системы смазки и системы охлаждения. Курсовая работа включает только тепловой и динамический расчет двигателя и два листа графической работы.
Графическая часть проекта первых 2х листов выполняется на листах формата А1 в карандаше, с обязательным выполнением всех требований ЕСКД (желательно на миллиметровой бумаге).
На первом листе вычерчиваются: развернутые графики сил давления газов, сил инерции, суммарной силы, а также сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала, и графики крутящих моментов для каждого цилиндра согласно порядка работы двигателей, а также график суммарного крутящего момента и распределение нормальной силы по высоте цилиндра. На втором листе размещаются: полярные диаграммы удельных нагрузок на шейки коленчатого вала; диаграмма износа шатунной шейки, развернутые диаграммы полярных нагрузок на шатунные и коренные шейки коленчатого вала. На третьем листе выполняется чертеж сборочной единицы и деталировка деталей согласно заданию по результатам теплового и динамического расчетов. Пояснительная записка составляет 30...35 листов формата А4. В пояснительной записке проводятся тепловой и динамический расчет двигателя, а также расчеты заданных механизмов и их деталей, расчеты элементов системы смазки и системы охлаждения двигателя. Задание на курсовой проект (курсовую работу) приведено в таблице 2.3. Индивидуальное задание студенты выбирают в соответствии с шифром зачетной книжки. По последней цифре выбирается марка двигателя, по предпоследней - параметры окружающей среды.
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
В основу теплового расчета двигателей внутреннего сгорания положено определение значений основных параметров цикла - впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска с последующим определением индикаторных и эффективных показателей, коэффициентов полезного действия, мощностных и экономических показателей. Обычно, тепловой расчет выполняется для режима работы двигателя, соответствующего максимальной мощности и номинальной частоте вращения. В курсовом проекте (курсовой работе) проводится параллельный расчет для различных природно-климатических условий с целью выявления их влияния на технико-экономические показатели работы двигателя.
1.1. Параметры рабочего цикла
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:
=1/0.23(8С/3+8Н-О) кг/кг(топл.),
где С,Н,О - массовые доли углерода, водорода и кислорода в топливе (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Вид топлива | Содержание | Низшая теплотворная способность, Нu кДж/кг | ||
С | Н | О | ||
Бензин | 0,855 | 0,145 | - | |
Диз. топливо | 0,870 | 0,126 | 0,004 |
При расчете в к.моль на кг
L0= /mв к.моль/кг,
где mв = 29 молекулярная масса воздуха.
Количество свежего заряда:
М1=aL0+1/mт -в бензиновых двигателях;
mт=115 кг/к моль - молярная масса топлива.
М1=aL0 - в дизелях,
где a - коэффициент избытка воздуха.
Количество продуктов сгорания:
при a³1 М2= aL0 + Н/4 + О/32;
при a£1 М2=aL0 + Н/4 + О/32 + 0,21L0(1-a)
1.2. Расчет параметров впуска
При расчете параметров впуска, сжатия, сгорания и расширения в качестве параметров считать давление, температуру и объем с индексами в нижней части, обозначающими соответствующие точки индикаторной диаграммы.
Давление в конце впуска Ра:
Ра=Ро-DРа,
где Ро - атмосферное давление, МПа;
DРа - потери давления во впускной системе, МПа.
Потери давления во впускной системе можно рассчитать по эмпирической формуле:
DРа=Аn2rо*10-10,
где А - коэффициент, учитывающий радиус кривошипа, диаметр поршня, длину шатуна, площадь наименьшего сечения впускной системы, коэффициент сопротивления впускной системы, коэффициент затухания скорости движения заряда.
По опытным данным, в современных автомобильных двигателях на номинальном режиме А=5,4...8,5;
n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
rо - плотность заряда на впуске, кг/м3.
rо= Ро*106/RbТо,
где Rb = 287Дж/кгК - газовая постоянная воздуха;
То - температура окружающего воздуха.
Давление в конце впуска:
Ра=(0,8...0,95)Ро - карбюраторные двигатели;
Ра=(0,8...0,97)Ро - дизели.
Коэффициент наполнения:
,
где e - степень сжатия;
Pr - давление остаточных газов, при расчете принимаем
Pr=(1,05...1,25) Pо;
To¢ = То+DТ - температура свежего заряда с учетом подогрева в впускном трубопроводе;
DТ = 0...20К - карбюраторные двигатели; DТ = 10...40 К - дизели;
hv = 0,75...0,85 - карбюраторные двигатели; hv = 0,80...0,90 - дизели.
Температура в конце впуска:
,
где Tr - температура остаточных газов;
Tr = 900...1100К - карбюраторные двигатели; Tr = (600...900)К - дизели.
При выборе Tr следует учитывать, что с увеличением степени сжатия и обогащением рабочей смеси температура остаточных газов уменьшается, а с увеличением частоты вращения возрастает.
Tа = 320...380 К - карбюраторные двигатели; Tа = (310...350) К - дизели.
Коэффициент остаточных газов:
g = 0,05...0,10 - карбюраторные двигатели; g= 0,02...0,60 - дизели.
1.3. Расчет параметров сжатия
Средний показатель политропы сжатия n1 можно определить по эмпирической формуле:
n1=1,41-100/n,
где n - частота вращения коленчатого вала.
Давление в конце такта сжатия:
Рс=Раen1
Рс = 0,9...2,0 МПа - карбюраторные двигатели; Рс = 3,5...5,5 МПа - дизели.
Температура в конце сжатия:
Тс=Таen1-1
Тс = 600...900 К - карбюраторные двигатели; Тс = 700...900 - дизели.
1.4. Расчет параметров сгорания
Расчет производится на основе уравнения сгорания.
Карбюраторный двигатель:
,
где Hu- низшая теплотворная способность топлива(табл. 1.1).
DHu = 119950 (1-a)Lо - потеря тепла в связи с неполнотой сгорания жидкого топлива при a<1(кДж/кг);
x - коэффициент использования тепла. Его принимают равным:
0,85...0,95 - карбюраторные двигатели; 0,70...0,85 - дизели;
b - расчетный коэффициент молекулярного изменения.
b=Мz/Mc=(M2+Mr)/(M1+Mr)
где Mr=agLo -число молей остаточных газов;
Сvc и Cvz - соответственно средняя молярная теплоемкость свежего заряда в конце сжатия и продуктов сгорания.
Сvc=20,1+1,736*10-3*Тс;
Сvz=(18,4+2,59a)+(15,5+13,8a)*10-4*Тz.
Дизельный двигатель:
(Сvс+8,315l)Тс+xHu/aLo(1+g)=bCpzTz,
где l - степень повышения давления. Принимается в пределах:
1,6...2,5 - дизели с неразделенными камерами сгорания; 1,2...1,8 - дизели с разделенными камерами сгорания; 3,6...4,0 - бензиновые.
Срz - средняя молярная теплоемкость для продуктов сгорания дизеля.
Срz = 8,315+(20+0,92/a)+(13,8/a+15,5)*10-4Tz
После подстановки теплоемкостей и всех известных величин в уравнение сгорания, получаем квадратное уравнение относительно Tz. Решение этого уравнения дает два корня, один из которых определяет температуру в конце сгорания, другой не имеет физического смысла.
Tz = 2200...2800 К - карбюраторные двигатели; Tz = 1800...2300 К - дизели.
Давление в конце сгорания у карбюраторного двигателя:
Pz=Pcb Tz/Tc, у дизелей:
Pz=lPc
Pz = 3...5 МПа - карбюраторные двигатели;
Pz = 5...12 МПа - дизели.
Для бензиновых двигателей степень повышения давления l=Рz/Pc
Степень предварительного расширения у дизелей:
r = b Tz/l Tc
Степень последующего расширения:
d = e/r
d = 10...18; r = 1,2...1,7
1.5. Расчет параметров расширения
Давление в конце процесса расширения
для карбюраторного двигателя:
,
для дизельного двигателя:
,
где n2 - средний показатель политропы расширения. Значения n2 находятся в пределах:
1,23...1,30 - карбюраторные двигатели; 1,18...1,28 - дизели. Рв = 0,35...0,60 МПа - карбюраторные двигатели; Рв = 0,2...0,5 МПа - дизели.
Температура Тв в конце расширения
для карбюраторного двигателя:
,
для дизельного двигателя:
,
Для карбюраторных двигателей Тв = 1200...1700 К;
для дизелей Тв = 1000...1200 К.
После расчета процессов цикла необходимо проверить правильность ранее принятой температуры остаточных газов Тr:
Если ошибка превышает 2%, то необходимо повторить расчет с уточненным значением Тr.
1.6. Расчет индикаторных показателей цикла
Теоретическое среднее индикаторное давление для карбюраторных двигателей:
,
а у дизельных двигателей:
.
Действительное среднее индикаторное давление для округлой индикаторной диаграммы:
Рi=Pi¢n,
где n - коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
Он принимается равным:
0,94...0,97 - карбюраторные двигатели; 0,92...0,95 - дизели. Pi = 0,8...1,2 МПа - карбюраторные двигатели; Pi = 0,6...1,1 МПа - дизели.
Индикаторный КПД для двигателей определяется по формуле:
,
где hi = 0,28...0,38 - карбюраторные двигатели;
hi =0,42...0,52 - дизели.
Индикаторный удельный расход топлива;
gi=36*105/HuhI, г/кВт*ч.
У карбюраторных двигателей gi = 235...290 г/кВт*ч;
у дизелей gi = 175...220 г/кВт*ч.
1.7. Расчет эффективных показателей цикла
Среднее давление механических потерь Рм определяется по эмпирическим формулам с учетом средней скорости поршня Vср.
Vср = Sn/30 м/с,
где S - ход поршня, м;
n - частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Для карбюраторного двигателя:
S/D<1 Рм = 0,034+0,0113Vср;
S/D>1 Рм = 0,049+0,0152Vср,
где S/D - отношение хода поршня к его диаметру.
Дизельные двигатели с неразделенными камерами сгорания имеют Рм:
Рм = 0,089+0,0118 Vср,
с разделенными камерами сгорания:
Рм = 0,089+0,0135 Vср.
Среднее эффективное давление:
Ре =Рi - Рм МПа
Для карбюраторных двигателей Ре = 0,5...1,1 МПа;
для дизелей Ре =0,55...0,85 МПа.
Механический КПД определяем по соотношению
hм = Ре/Рi.
Для карбюраторных двигателей hм = 0,7...0,9,
для дизелей hм = 0,7...0,82.
Эффективный КПД будет равен
hе =hi *hм.
Для карбюраторных двигателей hе = 0,21...0,31,
для дизелей hе = 0,31...0,42.
Удельный эффективный расход топлива;
gе=36*105/Нuhе г/кВт*ч
Для карбюраторных двигателей gе = 300...325г/кВт*ч,
для дизелей gе = 270...230 г/кВт*ч.
Эффективная мощность
Ne=РenVhi/30t кВт,
где Vh - рабочий объем цилиндра, л;
i - число цилиндров;
t - коэффициент тактности;
t=2 - двухтактные двигатели, t=4 - четырехтактные двигатели.
Часовой расход топлива
Gт = Ne*ge/1000 кг/ч.
Результаты расчета сводятся в таблицу 1.2., проводится их анализ и делается вывод о влиянии значения условий работы на показатели двигателя.
Таблица 1.2.
То | Ро | Та | hv | g | Tz | Pz | Pi | Pe | he | Ne | ge | Gт | |
1 вариант | |||||||||||||
2 вариант |
1.8. Построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма строится в левом верхнем углу чертежного листа формата А1 (рис.2.1). Диаграмма строится для одного варианта расчета, который выбирается самостоятельно. Масштаб диаграммы выбирают такой, чтобы отношение высоты диаграммы к ее ширине было близким к 1,5. Для этого по оси абсцисс откладывают отрезок Vс=10-15мм и принимаем его равным единице, тогда
Vа=eVc=Vc+Vh,
Vz=rVc (только у дизеля)
Отрезки Vc,Vh,Va отмечают размерными линиями со стрелками и из конечных точек восстанавливают перпендикуляры, на которых в соответствии с выбором масштаба давлений отмечают точки Pc,Pr,Pa,Pо,Pz (Pz¢),Pв.
Через точку Ро проводят линию атмосферного давления.
Построение политропы сжатия и расширения рекомендуется произвести аналитическим методом. Промежуточные точки давлений Рх и соответствующие им промежуточные объемы, расположенные между Vc и Va и между Vz и Vв определяем из следующих зависимостей.
Для политропы сжатия
.
Для политропы расширения
,
где Vх - произвольно выбранный объем;
Рх - давление соответствующее этому объему