модернизации образования




Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16

В соответствии с планом реализации Основных направлений развития воспитания в системе образования России на 2002— 2004 годы Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены Методические рекомендации по пси­холого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

Направляем для использования в практической работе.

Начальник Управления специального образования Т. Е. ВОЛОСОВЕЦ

Зам. Начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи А. В. ЕГОРОВА

Приложение

к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По психолого-педагогическому сопровождению обучающихся

В учебно-воспитательном процессе в условиях

модернизации образования

В последнее десятилетие в системе образования России уси­лиями ученых и практиков складывается особая культура под­держки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются ва­риативные модели сопровождения, формируется его инфраструк­тура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные цент­ры, центры психолого-педагогического консультирования, пси­холого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.). Наметились позитивные тенденции1 в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии Минобразования России (при­нято Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867), Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636), Инструктивное письмо «Об ис­пользовании рабочего времени педагога-психолога», разработа­ны проекты отчетной документации педагога-психолога и др.).

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. оп­ределяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического со­провождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, кото­рое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педа­гогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укреп­ления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение до­ступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

§ защиту прав личности обучающегося, обеспечение его пси­хологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

§ квалифицированную комплексную диагностику возможно­стей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

§ реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

§ участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности пе­дагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

§ психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и со­циально мобильной личности, способной к успешной социализа­ции в обществе и активной адаптации на рынке труда, определя­ет необходимость широкого использования в системе сопровож­дения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает обра­зовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предме­том деятельности являются ситуация развития ребенка как сис­тема отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их раз­витие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормаль­ного развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

§ предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

§ помощь (содействие) ребенку в решении актуальных за­дач развития, обучения, социализации: учебные трудно­сти, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учи­телями, родителями;

§ психологическое обеспечение образовательных программ;

§ развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопро­вождению:

§ Профилактика.

§ Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

§ Консультирование (индивидуальное и групповое).

§ Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

§ Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

§ Психологическое просвещение и образование: формиро­вание психологической культуры, развитие психолого-пе­дагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

§ Экспертиза (образовательных и учебных программ, проек­тов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становит­ся различение коррекционной и развивающей работы.

Если в коррекционной работе специалист системы сопро­вождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей ра­боте он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррек­ционной работой закрепляется смысл «исправления» отклоне­ний, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных воз­можностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н. И. Гуткина).

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятель­ности реализуется такое комплексное направление как разработ­ка (проектирование) образовательных программ.

Подобные возможности открываются в связи со складываю­щимся различением учебной и образовательной программ. В учеб­ной программе акцент делается на овладение знаниями, умения­ми, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в сово­купности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная програм­ма в отличие от учебной должна выполнять не только обучаю­щую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе, и, следовательно, предполагал построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательною процесса.

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.

Образовательная программа проектируется совместно педа­гогом-психологом и учителями.

Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1 этап: мотивационный — установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточ­нение профессиональных ожиданий.

2 этап: концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

3 этап: проектный — разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы дру­гих участников образовательного процесса: психолого-педагоги­ческая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).

4 этап: реализация проекта — практическая реализация об­разовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реа­лизации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направле­ния разрешения затруднений.

5 этап: рефлексивно-диагностический — завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образователь­ной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная техно­логия, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогичес­кому сопровождению не только владеет методиками диагности­ки, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, самоорганизацию в этих целях участников образовательного про­цесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересо­ванности школьников в учебной деятельности, развитие позна­вательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «уме­ния учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную шко­лу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в реше­нии задач личностного и ценностно-смыслового самоопределе­ния и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и про­фессиональном самоопределении, поддержка в решении экзис­тенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, до­стижение личной идентичности), развитие временной перспек­тивы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, нарко­зависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выде­ление уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие не­обходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельно­сти — развитие самостоятельности в решении проблемных ситу­аций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педа­гогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, кон­силиум и т. д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстни­ками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осу­ществляется экспертная, консультативная, просветительская ра­бота с администрацией и учителями.

Возможным вариантом является сопровождение образователь­ного процесса специалистами ППМС-центра на основе догово­ра с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы уп­равления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и вос­питательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффектив­ности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вно­сит соответствующие предложения руководству, отдельным ра­ботникам по управлению учреждением.

Уровень специализированного учреждения. На данном уровне оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающими специалистов особой квалифика­ции, комплексный (междисциплинарный) подход и особые усло­вия для работы (наличие специального оборудования и т. п.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК-комиссий.

Выделим направления психолого-педагогического сопровож­дения в условиях модернизации образования.

Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы систе­мы психолого-педагогического сопровождения недостаточно за­действованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо:

§ обеспечить активное участие педагогов-психологов в раз­работке и сопровождении программ воспитания;

§ осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в образовательных уч­реждениях всех типов и видов:

§ расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного об­щения, безконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мыш­ления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.

Такое важнейшее направление воспитательной работы как создание и поддержка детских и молодежных объединений тре­бует адекватного психолого-педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, про­цедур инициации и т. д., которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации детей в деятель­ности детских объединений.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопро­вождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении явля­ются:

• формирование установок на здоровый образ жизни;

• развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

• профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профи­лактических программ утверждают необходимость не только да­вать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоро­вому образу жизни становится использование широкого диапа­зона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т. д.).

Позитивный опыт работы в этом направлении накоплен в системе «Школа здоровья». Оригинальный блок психологичес­кого сопровождения обучения здоровому образу жизни включен в образовательную программу «Здоровье».

Специфическим предметом психолого-пеагогического сопро­вождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь между соци­ально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особый тип про­блемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообще­ством, например, из-за этнических различий, особенностей вне­шности и др.

Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к приня­тию, толерантности, так и с самим ребенком, по развитию са­мопринятия, поддержке его веры в свои силы.

Нельзя недооценивать серьезность таких проблем как стиг­матизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, ис­ключение из общих игр и школьных мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на про­фильное обучение в старшей школе должно включать в себя орга­низацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей.

Необходимо обеспечить внутреннюю дифференциацию обу­чения в старшей школе. В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательно­го процесса, его субъектный опыт. Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находятся в соот­ветствии с указанными характеристиками, то повышение требо­ваний и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способ­ствует повышению эффективности обучения.

Масштабность задачи перехода на профильное обучение рас­сматриваемой проблемы требует разработки и применения комп­лексной модели психолого-педагогического сопровождения, кото­рая, с одной стороны, интегрировала бы «разорванные» сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой сто­роны, включила бы в модель сопровождения всех субъектов: уча­щегося, родителей, педагогов, учителей, значимых сверстников.

В отношении содержания, данная модель призвана не про­сто поддержать юношу в его профессиональном выборе, но обес­печить формирование самой способности к сознательному от­ветственному выбору. Предметом внимания должна стать не толь­ко способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но более фундаментальная способность к проектирова­нию собственного жизненного пути.

Необходимо шире реализовывать такую зарекомендовавшую себя технологию сопровождения, как «проектирование индиви­дуальной траектории (маршрута) -профессионализации».

Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффек­тивную форму индивидуализации обучения, позволяющие рас­крыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.

Вместе с тем профильное обучение должно строиться как под­линно развивающее, где профильность, вариативность образова­ния в старшей школе напрямую связана с вариативностью разви­тия, а индивидуальная траектория профессионализации с индиви­дуальной траекторией развития.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспи­тательного процесса.

Традиционно данное направление определялось как психоло­гическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от тра­диционной модели психологического просвещения к модели разви­тия психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные зада­чи развития и воспитания ребенка, его обучения.

В настоящее время педагогам приходится работать с неодно­родным контингентом детей. Реальная практика образования ис­пытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к ра­боте с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей-представителей различных этни­ческих и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительс­кой общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогическо­го сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по раз­витию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфлик­тов. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «дети с ограниченными воз­можностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образователь­ной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, на­правляемых в специальные образовательные учреждения.

Одним из обоснованных направлений решения задачи обес­печения доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными воз­можностями) выступает реализация вариативных моделей соци­альной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективности интеграции является на­личие грамотной системы психолого-педагогического сопровож­дения, включающей, помимо систематического наблюдения ин­дивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаи­модействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются о разви­тии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными воз­можностями. Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограниче­ния, связанные е социально-психологическими условиями жизнеде­ятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специ­алистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок (Л. М. Шипицына). Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей, по обеспечению их необходимыми знания­ми об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.

Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки обще­ния с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расшире­ние возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

Анализ показывает, что вне системы сопровождения зачастую оказываются дети, обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения. Участие специалистов сопровождения ограничи­вается отбором детей в данные классы. В редких случаях осуществ­ляется систематическая диагностика развития детей в данных клас­сах, отслеживается эффективность обучения детей по программам классов КРО, разрабатываются специальные индивидуально-ори­ентированные коррекционно-развивающие программы, индивиду­альные образовательные маршруты.

В контексте задач обеспечения качественного образования для всех категорий учащихся целесообразным представляется вы­движение в качестве необходимого условия открытия и функци­онирования классов КРО в образовательном учреждении — на­личие в учреждении разработанной программы сопровождения учащихся данных классов и соответствующих специалистов. Особые требования следует предъявлять к психологической ком­петентности учителей классов КРО, реализовывать программы повышения их квалификации.

Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в ос­новной системе и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении ода­ренных детей, можно выделить следующие:

§ разработка индивидуальных образовательных маршрутов:
формирование адекватной самооценки;

§ охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

§ профилактика неврозов;

§ предупреждение изоляции одаренных детей в группе свер­стников;

§ развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагоги­ческого сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психическо­го, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сер­висная служба», но выступает как неотъемлемый элемент систе­мы образования, равноправный партнер структур и специалис­тов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения*.

Управление специального образования Управление воспитания и дополнительного образования детей и подростков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: