ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, театральная, художественно-речевая. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству, формирует эстетический вкус.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по программе От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васльевой
Также ведется работа по парциальной программе Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети».
Художественно-эстетическая деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Интеграция в системе эстетического воспитания очень актуальна, так как способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков, помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать произведения искусства, является основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Тематическое планирование позволяет рассмотреть тему через все виды искусства: живопись, литература, музыка. Например, тема «Осень»- дети наблюдают признаки осени в природе, отмечают, что осень бывает солнечная, яркая, дождливая, грустная; знакомятся с авторскими описаниями, эпитетами, сравнениями в поэзии; отмечают, как образ осени передается в музыке, и затем переносят свои впечатления, опыт на бумагу, создают свой образ осени.
В конце месяца проводится интегрированное занятие, цель которого – обобщение представлений детей по определенной теме через синтез искусств: музыку, живопись, литературу. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание». Дети учатся слышать в музыке образы природы. Используется музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
2. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ.
3. «Ознакомление с художественной литературой». Дети знакомятся с литературными произведениям, которые становятся основой для театральных постановок, самостоятельной деятельности детей. Дети учатся замечать, как с помощью художественного слова передаются образы и картины природы, животного мира, знакомятся с различными жанрами литературных произведений.
4. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим.
Разные образовательные области, объединенные одной темой, направлены на формирование у дошкольника единой, целостной картины мира.
Большое внимание уделяется продуктивной деятельности детей во всех видах художественного творчества. Дошкольники обыгрывают художественные произведения средствами кукольного театра и драматизации, вместе с педагогами и родителями создают творческие книги-самоделки и альбомы, коллективные творческие работы (изодеятельность), сочиняют сказки.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через интегрирование разных видов искусств.
Задачи: - формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства;
- развивать творческие способности ребенка: музыкальные, изобразительные, художественно-речевые, театральные;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных жанров (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным) жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- формировать умение интегрировать различные художественные виды деятельности;
-создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного усвоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Возрастная группа: программа рассчитана на дошкольный возраст детей от 3 до 7 лет. Количество детей в группе от 20 человек.
Бюджет времени: программа рассчитана на 4 года.
Формы работы: - обучающие типовые занятия с детьми проводятся фронтально и по подгруппам.
- интегрированные занятия 1 раз в месяц;
- экскурсии и целевые прогулки;
- индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
Основываясь на программу От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васльевой, к концу обучения дети могут во второй младшей группе:
В рисовании
- изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
- уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
- создавать изображения предметов из готовых фигур;
- украшать заготовки из бумаги разной формы;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
В художественно-речевой деятельности: могут составить небольшой рассказ по теме, могут придумать рифму в игре «Доскажи словечко».
В театрализованной деятельности:
- владеют приемами кукловождения настольных кукол.
В музыкальной деятельности:
- слушают музыкальное произведение до конца, узнают знакомые песни;
- могут петь не отставая и не опережая друг друга;
- выполняют танцевальные движения: кружатся в парах, притопывают попеременно ногами и т.п.
Итогом продуктивной деятельности, а также сотворчества детей и родителей и педагоговмогут быть:
- альбом рисунков «Здравствуй, осень» с рассказами детей;
- альбом рисунков «Животные леса»;
- альбом фотографий «Город и я».
К концу обучения в средней группе дети могут:
- выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
- изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
- использовать приемы нетрадиционных техник рисования: «рисунок из ладошки», печать губкой, «сухая кисть».
В лепке
- создавать образы предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
В театрализованной деятельности:
- владеют приемами кукловождения верховых и тростевых кукол;
- используя кукол настольного театра, могут импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов.
В музыкальной деятельности:
- слушают музыкальное произведение, чувствуют его характер, выражают чувства словами, движением;
- узнают песни по мелодии;
- инсценируют (совместно с воспитателем) песни, хороводы;
- выполняют танцевальные движения: пружинка, движения парами, кружение.
В продуктивной деятельности
Вместе с родителями в течение года составляют:
- книгу «Время года – осень»;
- книгу: «Иллюстрации к сказке «Теремок» (Коллективное творчество).
- альбом рисунков «Наши птицы»;
– фото альбом «Я живу в Сулажгоре»;
- альбом рисунков «Моя любимая игрушка» с рассказами детей о своей любимой игрушке;
- оформляют с помощью воспитателя афишу, пригласительные билеты спектакля к «Театральной неделе»;
- альбом рисунков «Мы и театр»;
- книга «Время года – весна» с рассказами детей;
- изготовляют новогодние поделки для украшения групповой комнаты.
В художественно-речевой деятельности:
- могут составить с помощью взрослого небольшой рассказ по темам «Время года», «Моя игрушка»;
- могут продолжить предложение (например, Зайчик испугался и….);
- составить сказку на заданную тему
К концу обучения в старшей группе дети:
-умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство);
- выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- знают особенности изобразительных материалов.
В рисовании
-создают изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения;
- используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
- используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
-владеют нетрадиционными техниками рисования: рисование свечой, печать засушенными листьями, «по сырому», печать губками, «рисунок из ладошки».
В лепке
- лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- создают изображения по мотивам игрушек.
В аппликации
- изображают предметы и создают сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.
В театрализованной деятельности:
- владеют приемами кукловождения куклами-марионетками и куклами «живой руки»;
- используя верховых кукол, могут импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов;
- самостоятельно создают образ персонажа кукольного и драматического спектакля.
В музыкальной деятельности:
- различают жанры музыкальных произведений;
- поют без напряжения, плавно, легким звуком;
- ритмично двигаются в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- выполняют танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед;
- самостоятельное инсценируют содержание песен, хороводов.