ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ




Аннотация. В статье приведены ключевые подходы к понятию избирательных систем. Любой избирательной системе присущи основные и дополнительные их характеристики. Основные характеристики служат критериями для установления конкретного вида избирательной системы, в то время, как дополнительные, хотя и являются присущими избирательной системе, не оказывают влияния на установление ее вида, или виды дополнительных характеристик систем напрямую зависят от конкретных основных характеристик. В заключение статьи делается вывод о том, что конечный вид избирательной системы определяется набором характеристик, приведенных в работе.

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательные системы, характеристики избирательных систем.

 

Современная правовая теория в качестве высшего достижения человечества в политико-правовом развитии выдвигает демократию, сущность которой заключается в признании всеобщего, равного и тайного голосования, посредством которого формируется избранная народом власть, действующая в его интересах. Обеспечение народного представительства в органах публичной власти осуществляется через механизмы избирательной системы, предусмотренной на выборах тех или иных типов.

В наиболее широком смысле, выборы представляются как совокупность фактических отношений, возникающих между рядовыми избирателями и кандидатами, претендующими на осуществление властных полномочий от имени народа, в том числе, и отношений, возникающих при акте волеизъявления[1]. Более узкие трактовки понятия «выборы» сводят рассматриваемый процесс в темпоральные рамки акта голосования. Такое понимание выборов дает и отечественный законодатель в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2].

Выборы являются наиболее понятным для населения определенной территории способом рекрутирования элит – в нем участвует подавляющая часть граждан. Каждый избиратель голосует на выборах в соответствии со своими собственными предпочтениями. Далее, в соответствии с волеизъявлением населения, формируются представительные органы власти или определяется выборное должностное лицо.

Между тем, практика показывает, что волеизъявление – явление достаточное динамичное и непостоянное, а его раскрытие может быть различным при использовании разных видов избирательных систем на выборах. При этом, зачастую исследователи обращают внимание на то, что избирательные системы не только устанавливают определенные нормы, по которым формируется представительная власть на всех уровнях государственного и муниципального управления, но и зачастую способны оказывать воздействие на конечный результат выборов[3].

Феномен избирательной системы зарождается вместе с первыми альтернативными и равными выборами в демократической Древней Греции, в период реформ Солона (VI в. до н. э.). Солон впервые раскрыл обязанности и права народного собрания, а также процедуру его формирования. Народное мнение, выраженное через голосование в народном собрании, имела силу номоса (закона). Однако, отсутствие узаконенных собранием норм о проведении выборов в совет впоследствии привело к падению афинской демократии.

Первое нормотворческое закрепление избирательной системы демократически избираемых органов историками датируется в 1407 году в Англии. Помимо этого, статут 1407 г. ввел в понятийный аппарат избирательные протоколы и списки зарегистрированных избирателей[4].

Окончательное категориальное оформление понятия избирательной системы принесла практика конституционного строительства в США, где впоследствии появились первые современные политические партии. К тому времени в Европе сформировались первые модели избирательных систем большинства и пропорционального представительства, между которыми выбирали «отцы-основатели» американского государства. Как мы помним, выбор был сделан в пользу системы относительного большинства, поскольку создание партий в США на тот момент еще не предполагалось, ввиду популярной в то время концепции идеологической неразделенности общества. «Американское новшество», достигнутое путем длительных переговоров между элитами, заключалось также в введении института выборщиков, призванного консолидировать потенциальные фигуры глав государства с политическими партиями, являющими субъектами выдвижения[5].

Первое сводное исследование избирательных систем было осуществлено английским исследователем Дж. Хэмфрисом в 1911 году[6]. Автором была дана критика применяемой в то время в Англии мажоритарной избирательной системы, дан перечень различных видом пропорциональных электоральных формул, а также способов применения механизмов пропорционального представительства в системах большинства.

В США первым трудом, описывающим понятие, виды и характеристики избирательных систем, стала монография Дж. Д. Ламберта и Э. И. Лейкмана[7], изданная в середине ХХ века на нескольких языках, в том числе, и на русском. Во многом исследование подобного масштаба было в новинку для американских исследователей в области электоральных процессов. Впервые авторами была представлена не только система существующих электоральных формул, но и разновидности, а также особенности отдельных характеристик избирательных систем, о которых будет сказано ниже.

В нашей стране большое количество теоретических работ по данному вопросу было написано ещё в советский период, а также в начале 90-х годов прошлого века, когда избирательная система России переходила на новые рельсы[8]. В ряде работ, вышедших в самое последнее время, рассмотрены отдельные аспекты и ныне действующего избирательного права и практики его применения. Появились труды, описывающие и выявляющие характерные особенности избирательных и партийных систем в различных странах мира. С того времени российские и зарубежные исследователи изучают аспекты выборов в различных контекстах.

В юридической науке вопрос о коннотации «избирательная система» в настоящий момент времени остается актуальным. Большинство учёных-правоведов согласны во мнении, что под избирательной системой следует понимать установленные способы выдвижения кандидатов на должности в органы публичной власти, голосования за них и определения результатов выборов.

Кроме того, в науке существует и более узкий подход к определению понятия «избирательная система», согласно которому каждая разновидность выборов характеризуется отдельным типом определения итогов голосования. Процесс преобразования подданных избирателями голосов за кандидатов (списки кандидатов) в получаемые победителями голосования мандаты и будет, в данном случае, являться избирательной системой. Данный подход является довольно популярным среди исследователей, ввиду простоты объяснения им сущности трех семей избирательных систем (мажоритарной, пропорциональной и смешанной), единственное разграничивающее отличие между которыми заключается в способе подведения итогов голосования.

Наиболее широкое определение избирательной системы сформулировано в рамках системного подхода, пришедшего в социо-гуманитарные науки из естественнонаучных отраслей знания примерно середине XX в. Согласно ему, избирательная система представляет собой комплекс общественных отношений, связанных с процедурой формирования публичных органов власти и решения иных вопросов публичной политики посредством голосования на выборах и референдумах. Егоров С.Н. и Красинский А. А., характеризуя избирательную систему в широком смысле, называют ее «системой общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти»[9].

В данном исследовании автором используется первый подход в определении понятия «избирательная система», поскольку он в наибольшей степени способствует достижению целей настоящей работы. Итак, избирательная система, согласно подходу, выделенному автором, включает в себя три основные сущностные характеристики.

1. Способы и условия выдвижения кандидатов на выборах (выдвижение от политических партий, избирательных и прочих организаций, самовыдвижение со сбором подписей и др.).

Вслед за официальной процедурой назначения выборов начинается этап выдвижения кандидатов на вакантное место в представительном (законодательном) органе или на вакантную должность в системе исполнительной или иной, независимой от ней, власти. Немалую роль в выдвижении кандидатов играют политические партии и иные избирательные объединения. Партии представляют собой политические организации, объединяющие наиболее активную часть общественных групп (классов), поэтому выдвижение от них, во многих случаях, облегчает или даже обеспечивает последующую регистрацию на выборах, в то время как за этапом самовыдвижения, как правило, следует процедура сбора подписей в поддержку выдвинутого кандидата. К условиям выдвижения кандидатов относят закрепленные в законодательстве ограничения по наличию/ отсутствию гражданства, по возрасту, по времени проживания на территории проведения выборов, по наличию судимости, по наличию группы поддержки выдвижения и др.

2. Способ голосования за кандидатов на выборах (категорическое, блоковое, преференциальное, кумулятивное, рейтинговое).

Вторая основная характеристика избирательной системы связана с проведением самого голосования, а именно с актом волеизъявления. Избирательная система представляет собой инструмент по учету общественного мнения в отношении должных представителей общества на государственных и муниципальных должностях. При этом, процесс голосования в избирательном бюллетене для облегчения подсчета конечных результатов, в любом случае, является достаточно стандартизированным и не способным в полной мере обеспечить полную картину всего волеизъявления пришедших на участки в день голосования избирателей. При категорическом голосовании избиратель может отдать только один голос за какого-либо кандидата (список кандидатов). При блоковом голосовании избиратель имеет сразу несколько голосов, которые он может (или должен) отдать в пользу соответствующих кандидатов в списке. При кумулятивном голосовании избиратель так же, как и при блоковом, имеет сразу несколько голосов, только, при этом, он может их использовать, как для поддержки нескольких кандидатов, так и направить всю совокупность своих голосов в пользу одного из них. При рейтинговом голосовании избиратель голосует не за самого лучшего, по его мнению, кандидата из числа зарегистрированных, а за каждого конкретно, отдавая или не отдавая ему предпочтение. Распространенное в странах англо-саксонской правовой семьи преференциальное голосование на выборах предполагает ранжирование избирателем кандидатов в списке в порядковом измерении (от «1» до «n», где n – количество кандидатов в списке) в соответствии с собственными предпочтениями.

 

Таблица 1 – Способы голосования за кандидатов

  Способы голосования за кандидатов на выборах
Наименование Категорийное Блоковое Преференциальное Кумулятивное Рейтинговое
Отображение заполнения бюллетеня (в 3-мандатном изб. округе) Кандидат А Кандидат Б R Кандидат В Кандидат Я Кандидат А R Кандидат Б Кандидат В R Кандидат Я R Кандидат А ① Кандидат Б ④ Кандидат В ③ Кандидат Я ② Кандидат А Кандидат Б ③ Кандидат В Кандидат Я Кандидат А R Кандидат Б R Кандидат В R Кандидат Я R

 

3. Способ определения результатов выборов (избирательная система в узком смысле).

Среди способов определения результатов голосования наиболее часто встречающийся – определение победителей по большинству набранных голосов (относительному, абсолютному или квалифицированному, - в зависимости от положений законодательства, регулирующего соответствующие выборы). Если избирательный округ является многомандатным, а кандидаты выдвигаются в составе списков, то процедура определения результатов, как правило, состоит из двух этапов: 1) преобразование количества подданных за список голосов избирателей в число мандатов, замещаемых кандидатами из списка; 2) распределение полученных мандатов между кандидатами внутри списка. Как правило, первый способ определения результатов выборов соответствует мажоритарной семье избирательных систем, второй – пропорциональной, однако, в мировой практике существует ряд избирательных систем, которые опровергают данное правило (о них речь пойдет во втором параграфе главы). Именно поэтому, на наш взгляд, ошибочно отождествлять понятие избирательной системы со способом определения результатов голосования.

 

Таблица 2 – Способы определения результатов голосования

Способы (группа способов) Значение
  Мажоритарное большинство Победителем голосования объявляется кандидат (список кандидатов), набравший относительное или абсолютное большинство
1.1 Относительное большинство Победителем голосования объявляется кандидат (список кандидатов), набравший наибольшее число голосов избирателей по сравнению с любым другим кандидатом
1.2 Абсолютное большинство Победителем голосования объявляется кандидат (список кандидатов), набравший более 50% голосов избирателей, принявший участие в голосовании. В случае недостижения данного результата, объявляется второй тур голосования
  Распределение мандатов между списками кандидатов Распределение мандатов между списками кандидатов производится посредством применения методов квот (и остатков) и делителей
2.1 Методы квот и остатков С помощью данного способа высчитывается число (квота), отображающее количество голосов избирателей, приходящихся на один разыгрываемый мандат. Полученные при делении голосов избирателей на квоту целые числа являются количеством мандатов, передаваемые спискам. Недостающее количество мандатов восполняется с помощью методов остатков.
2.1.1 Методы квот Квота = либо Квота = либо Квота = либо Квота =
2.1.2 Методы остатков а) метод наибольшего остатка – недостающие мандаты после применения методов квоты получают те списки, у которых дробная часть больше от полученного ранее количества передаваемых мандатов; б) метод наибольшей средней - число полученных списком голосов делится на число мандатов, полученных этим списком на первом этапе, плюс один, т.е. вычисляется среднее число голосов избирателей, приходящееся на один мандат. Мандаты передаются тем спискам, у которых оказалось наибольшее значение этого среднего.
2.2 Методы делителей Число голосов, полученных каждым списком, делится на ряд возрастающих чисел, чаще всего, на следующие: а) натуральных чисел, начиная от 1 (метод д’Ондта), б) натуральных чисел, начиная от 2 (метод Империали); в) последовательный ряд нечетных чисел, начиная от 1 (метод Сент-Лагюе), последовательный ряд чисел, начиная от 1 с шагом 3 (датский метод) и др.

 

Как отмечает к.ю.н. А.Е. Любарев, вид избирательной системы зависит от характеристик самой процедуры голосования[10]. Конечный вид избирательной системы на любых видах выборов определяются следующими дополнительными характеристиками.

· Количество разыгрываемых мандатов (число мест в выборном представительном органе власти или 1 – на выборах должностного лица).

От количества разыгрываемых мандатов зависит возможный перечень, применимых на выборах избирательных систем и закрепления их в положениях избирательного законодательства, регулирующего соответствующие выборы.

· тип избирательных округов (единый (одномандатный или многомандатный), одномандатные, многомандатные) и тип списка кандидатов (закрытый, открытый; единый, единый с регионализацией, «регионализированный»)

Важнейшая характеристика единого избирательного округа – это полное совпадение его границ с границами территории проведения выборов. Чаще всего единый избирательный округ используется на выборах в законодательные органы, при которых голосование проводится исключительно за списки кандидатов или на выборах должностного лица. В первом случае речь идет о едином многомандатном округе, во втором – о едином одномандатном. В зависимости от величины округа, под которой понимается количество мандатов, распределяемых в нем, различают одномандатный и многомандатный избирательные округа. В первом случае величина округа равняется 1, во втором – больше единицы.

В зависимости от того, может ли избиратель отдавать свой голос за кандидатов, включенных в списки кандидатов, или нет, выделяют открытые и закрытые списков. Голоса, поданные за представителей списка, учитываются при распределении мандатов внутри списка, в соответствии с законодательством о выборах. По характеру дифференциации списков кандидатов выделяют:

1. единый список кандидатов, представляющий собой сплошной перечень фамилий зарегистрированных кандидатов;

2. единый список кандидатов с регионализацией, при котором список кандидатов включает в себя общую часть списка, ограниченную, как правило, несколькими кандидатами, и так называемые региональные (территориальные) группы, представители которых могут быть избраны в выборный орган власти при условии достижения относительно высоких результатов в конкретной территории. При этом, места в выборном органе сначала получают кандидаты из общей части списка, а затем – из региональных групп.

3. «регионализированный список», представляющий собой только совокупность региональных (территориальных) групп кандидатов.

· тип избирательного бюллетеня (категорический и ординальный) и способы его заполнения (обязательность и возможность заполнения определенного количества позиций).

Бюллетень называют категорическим, если избиратель должен строго проголосовать за определенных кандидатов (списки кандадатов). Бюллетень называют ординальным, если избиратель не голосует, а ранжирует партии или кандидатов, исходя из собственных предпочтений.

· наличие/ отсутствие заградительного барьера, его величина; методы распределения мандатов между кандидатами в одном списке, а также методы учета голосов избирателей в открытых списках.

Таким образом, конечный вид избирательной системы определяется набором характеристик, приведенными в данной работе. В теории электоральных процессов, прежде всего, в зависимости от того, за кого голосуют избиратели (за партии или отдельных кандидатов), а также, от вышеперечисленных способов определения результатов голосования, традиционно выделяются семьи мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, а также различные вариации систем, соединяющих достоинства обоих вышеназванных электоральных формул и нивелирующих их недостатки.

Список литературы

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: фед. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (с изменениями на 1 июня 2017 года) (редакция, действующая с 1 октября 2017 года) // Российская газета. – N 120. – 5 июня 2017 г.

2. Дюверже М. Политические партии. – М.: Академический Проект, Трикста. – 2007. – 544 с.

3. Егоров С. Н., Красинский В. В. Избирательный процесс в политической системе Российской Федерации. – М.: Российский университет дружбы народов. – 2010. – 292 с.

4. Кинзерская И. Л. Политическая конкуренция в контексте результатов выборов 2011–2012 гг. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Том 8. – 2012. – № 2. – С. 80-89.

5. Колюшин Е. И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. – М.: Норма: ИНФРА-М. – 2010. – 384 с.

6. Лейкман Э. И, Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. – М.: ИЛ. – 1958. – 366 с.

7. Любарев А. Е. Избирательные системы российских регионов / Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Си-пресс. – 2015. – С. 96-99.

8. Панкратов В. В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.02. – Москва. – 2005. – 158 с.

 

 


[1] Колюшин Е. И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С. 11.

[2] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: фед. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016): ст. 2 // Российская газета. № 6943. 8 апреля 2016 г.

[3] Кинзерская И. Л. Политическая конкуренция в контексте результатов выборов 2011–2012 гг // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Том 8. 2012. № 2. С. 81-82.

[4] Лейкман Э. И. Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М.: ИЛ, 1958. С. 16.

[5] Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, Трикста, 2007. С. 61.

[6] Humphreys J. Н. Proportionar Representation. L. 1911. 186 p.

[7] Лейкман Э. И. Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М.: ИЛ, 1958. 366 с.

[8] Панкратов В. В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.02. М., 2005. С. 11.

 

[9] Егоров С. Н. Красинский В. В. Избирательный процесс в политической системе Российской Федерации. М.: Российский университет дружбы народов, 2010. С. 3.

[10] Любарев А. Е. Избирательные системы российских регионов / Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Си-пресс, 2015. С. 96.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: