Взгляды А.Р. Тюрго на общественный прогресс




Идея прогресса общества в концепциях Тюрго и Кондорсе

Особое внимание проблеме общественного прогресса стало уделяться в Новое время. В этот период главное место на исторической арене заняла буржуазия, которая проповедовала идею бесконечного прогресса.

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.05.1727, Париж-20.03.1781, там же) - франц. философ-просветитель, социолог, экономист, государственный деятель. Получил теологическое образование (семинария, Сорбонна), но под влиянием философии Локка, ф. Вольтера, Монтескье отказался от духовного сана и поступил на государственную службу. Был министром финансов и экономики (1774-1776 гг.), где проявил себя как решительный защитник молодой французской буржуазии. Сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро.
В философии Тюрго - сторонник деизма и сенсуализма, один из предшественников Конта, завершитель школы физиократов, основанной Ф. Кинэ. Социологическая концепция Тюрго строится на обобщенном материале истории, которую, в отличие от многих физиократов, хорошо знал.

Французский социолог и экономист Анн Робер Жак Тюрго рассматривал историю как последовательность успешных действий человеческого рода. В своих трудах он описывал начало истории человечества, возникновение народов, создание правительств, образование языков, достижение наук и пр. Тюрго отмечал, что даже войны, перевороты и другие трудности не препятствуют человечеству развиваться по восходящей линии, так как прогресс имеет непрерывный характер.

Исследуя вопрос о становлении общества, французский ученый писал, что изначально люди заселили земной шар, а потом стали заниматься науками, в основном поспособствовало совершенствованию человеческого разума. С его точки зрения, неравномерность прогресса объясняется тем, что науки и искусство у одних народов развиваются быстрее, чем у других. Так, например, он описывает широкую картину истории Древней Греции и выражает свое восхищение ее достижениям в сфере науки, философии и искусства. Но о культуре Римской Империи он отзывается отрицательно и не видит в ней никакого прогресса, объясняя это тем, что правители - деспоты не заботились о прогрессе человеческого разума.

Новое время Тюрго характеризует небывалым расцветом философии и науки. Ньютон, Декарт и другие ученые продвинули вперед физику, математику, наполнив их новым содержанием. По этому поводу Тюрго пишет: «Декарт рассматривает природу как человек, который, бросая на нее широкий взгляд, обнимает ее всецело и составляет ее план, так сказать, с высоты птичьего полета. Ньютон исследует ее более подробно. Он пишет страну, которую открыл другой» Тюрго А.Р. Избр. филос. произв. М., 1937. С. 115.. Общественный прогресс, по мнению Тюрго, сводится к прогрессу человеческого разума, который развивается с помощью просвещения и наук.

Тюрго является автором одной из первых теорий прогресса. Если в природе царит неизменная цикличность - зарождение, гибель и возрождение, то в человеческой истории, по его мнению, происходит последовательное движение к все большему совершенству. Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует.

Большое место в социологической концепции Тюрго принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития общества в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе. Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе - племя, состоящее из отдельных семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах, появляются гораздо более многочисленные общественные объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается государство - "политическое тело", усиливается неравенство, имеющее, по Тюрго, положительное значение в развитии наук и искусств, т. к. освобождает часть людей от тяжелого физического труда.

Анализируя современный ему социальный уклад, Тюрго вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих. Прогрессивные для своего времени экономические реформы и сочинения Тюрго по политической экономии получили высокую оценку среди передовых умов Франции, в т. ч. вождей французской революции. Маркс и Энгельс считали Тюрго одним из наиболее революционных социально-экономических теоретиков 18 в. Идеи Тюрго оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологии, философии, истории, политической экономии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: