Для того чтобы уяснить место веры и знания в жизни человека, Ушинский обращается к анализу процесса познания. Попытаемся вкратце изложить ход его мыслей.
Процесс познания реальной действительности есть ничто иное, как рассудочный процесс отвлечения понятий, образования из понятий суждения и из суждений понятия. В состав науки входят понятия, очищенные от случайных признаков предмета, причем понятия меньшего объёма подводятся под понятия большего объёма.
Рассудочный процесс у человека не останавливается на первых ступенях развития, как это имеет место у животных, но стремится итти всё дальше и дальше. На своём пути рассудок человека неизбежно встречает противоречия, которые он тщетно стремится удалить или примирить.
Удалить противоречия не всегда во власти человека, а примирение часто бывает кажущимся и временным и остаётся лишь до тех пор, пока человек не откроет противоречий в собственных своих примирениях.
На этой особенности рассудочного процесса в человеческом сознаньи основывается диалектический метод, существовавший ещё во времена Сократа и поставленный на первое место в философии Гегелем.
«Можно отвергать выводы Гегеля, — говорит Ушинский, — но самого метода мы отвергнуть не можем, потому что он соответствует особенностям сознанья человека».
Мыслитель-диалектик, исследуя какое-либо понятие, открывает его противоречивость, примиряет эти противоречия в высшем понятии, которое в свою очередь при анализе распадается на противоречивые понятия. (Примерами таких антиномий рассудка могут служить противоречия причинности и свободы, монизма и дуализма, явления и субстанции и т. п.).
Для того чтобы объяснить происхождение и смысл этих антиномий, Ушинский обращается к вопросу об основных особенностях человека.
«Три основные элемента составляют человеческое существо, — говорит Ушинский в своей «Педагогической антропологии», — тело, душа и дух».
«Дух переделывает на свой лад животный организм человека». Духовные особенности человека вносят серьёзные изменения в его физиологию, так что только внимательный анализ может открыть в процессах человеческого организма сходство с тем же процессами, совершающимися в животных. Глубокий знаток теории Дарвина, Ушинский отверждает, что развитие приспособлений человека, в отличие от жизотного, идёт совсем иным путём, не по линии только органической наследственности, но исторической преемственности.
«Ход приспособления к условиям жизни принял у человека совершенно новое направление, чуждое другим организмам земного шара. Только человек может пренебрегать своими органическими стремлениями. В человека есть особая, чуждая всему остальному миру точка опоры. Только у человека возникает антагонизм и к самой борьбе за существование.
То же и в области психологии. Рассудочный процесс сознания соответствует животной природе человека. Но деятельность души питается потребностями духовными. Именно они возбуждают беспрестанную деятельность души и вносят противоречия рассудочной деятельности. Против вечного движения вперёд и вперёд к неведомой цели возмущается животная природа человека.
К чему стремится примирение непримиряющихся противоречий и вечное нахождение новых? Цель этого процесса вне человеческой жизни и вне человеческого сознанья. Рассудок часто отказывается следовать за таинственными указаниями духа, который не щадит ни нашего самолюбия, ни нашей нетерпеливости, и это нередко заставляет человека отказаться от дальнейшего движения.
* По существу то же имеет в виду современное нам учение физиологии о регулирующей роли второй сигнальной системы.
Рассудок хочет привести весь материал рассудочного процесса в полную ясность, выбросить всё противоречащее и вследствие того необъяснимое, расстаться наконец, с мучительными вечными противоречиями и сомненьями» (именно это делают современные нам материалисты).
«Что же выходит из такой решимости? — спрашивает Ушинский. — Временные всеобъемлющие теории, которые в данный момент кажется удовлетворяют всех, в следующий же рушатся, оставляя пустоту в душе, которую человек спешит заполнить новой теорией. Подобные теории: или создания ограниченного ума, который не видит противоречий, или неограниченного самолюбия, которое не хочет их видеть. Сущность рассудочного процесса в уничтожении противоречий. Разум сознаёт эти противоречия и видит их неизбежность». «А жизнь идёт всё вперед, колебаемая, но не сбиваемая с пути временными увлечениями рассудка. Наука руководится рассудком, но жизнь руководится разумом. Наука только средство, но не цель жизни.
Стремясь к невдомой цели и именно потому, что оно стремится к этой неведомой цели, и настолько, насколько оно стремится к ней, человечество достигает по пути множества временных целей: наука идёт вперед, материальный и общественный быт совершенствуется».
Вера, которая ведёт человечество к неведомой цели, делает возможным и прогресс рассудочного познания и достижение других побочных целей нашего временного существования.
В этом процессе раскрывается, указывает Ушинский, и глубокий смысл Евангельского изречения: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и всё остальное приложится вам».
Изречение это относится не только к апостолам. Оно может быть отнесено как к каждому отдельному человеку, так и ко всему человечеству в его историческом развитии.