Вопрос об основании формирования субъектов РФ.




Одним из наиболее серьезных противоречий в российском федерализме является глубоко укоренившееся мнение о том, что все субъекты РФ подразделяются на две группы в зависимости от оснований их создания[7]. Первая группа – это субъекты, образованные по национальному признаку, а вторая группа – субъекты созданные исключительно по территориальному принципу. Закономерным, в этой связи, для многих исследователей стала классификация субъектов РФ на следующие группы: национально-государственные образования (государства), национально-территориальные образования и государственно-территориальные (административно-территориальные) образования[8]. Считается, что различия в государственно-правовой природе и соответственно статусе субъектов предопределены в российской федеративной модели национальным фактором, и поэтому, пока будет сохраняться национальный принцип в организации республик, автономных округов и автономной области, как субъектов Российской Федерации, будут существовать и различия.

Подобные позиции и аргументация связаны, прежде всего, с определенными историческими фактами российского территориального устройства. Небезызвестно, что изначально российские республики (автономные республики), автономные округа (национальные округа), автономные области формировались именно как национальные территориальные объединения, как определенные формы самоопределения народов.

Между тем, история существования таких национальных территориальных единиц показала необоснованность и нецелесообразность выделения субъектов федеративного государства исключительно по национальному принципу[9]. Итогом такого осознания явилось отсутствие в главе первой Конституции РФ 1993 г. «Основы конституционного строя» положений о выделении каких-либо субъектов РФ по национальному принципу. Положения Основного Закона относительно субъектного состава носят констатирующий характер о наличии в составе Российской Федерации тех или иных конкретных субъектов РФ без относительно оснований их образования. К тому же, в качестве базового конституционного принципа провозглашен принцип равноправия субъектов РФ и равноправия народов в Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ). Здесь стоит согласиться с А. Н. Лебедевым, который полагает, что «различные наименования субъектов РФ (республики, автономные округа, автономная область, области, края, города федерального значения) в Основном Законе обозначают лишь признание их правосубъектности в качестве субъектов РФ, а различия являются не более чем историческим атавизмом, сохранившимся в силу известного политического компромисса при принятии действующей Конституции»[10].

Между тем, положения Конституции РФ, в сфере определения статуса субъектов РФ, можно назвать не совсем последовательными. Отдельные нормы Конституции РФ позволяют говорить о некоторых различиях в правовом положении ряда субъектов РФ. Поскольку принцип равноправия субъектов РФ установлен в первой главе Конституции РФ «Основы конституционного строя», то все положения последующих глав Конституции, регулирующих статус субъектов РФ, должны соответствовать ее положениям. Отсюда следует вывод о том, что возможность появления различий в статусе субъектов РФ может вытекать лишь из первой главы Конституции РФ. Эти различия связаны с тем, что: во-первых, дано определение республик как государств в ч. 1 ст. 5; во-вторых, с тем, что существуют «автономные» по названию образования в категории субъектов РФ (это автономная область и автономные округа) – ч. 1 ст. 5; в-третьих, республики имеют свои конституции, а остальные субъекты РФ – уставы (ч. 2 ст. 5).

О наличии национального (этнического) критерия в построении субъектов РФ ни одна из статей главы первой Конституции РФ не говорит, а даже, наоборот, в ч. 3 ст. 5. говорится о равноправии всех народов населяющих Россию.

Таким образом, федеративное устройство Российской Федерации, исходя из основ конституционного строя, закрепленных в главе первой Конституции РФ, не строится по национальному принципу. Законодательство субъектов РФ, основанное на представлении о построении Российской Федерации по национально-территориальному принципу, необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, поскольку именно такой принцип является одной из причин дестабилизирующей устои самой Федерации и закладывает основы для сепаратизма[11]. Между тем, такой вывод совершенно не означает, что национальный состав населения (компактность проживания представителей того или иного этноса в определенной местности) не может быть одним из критериев при определении территориальных границ субъектов РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: