Принципы федеративного устройства РФ:
1) Государственной целостности (неделимость территории РФ, отсутствие права выхода из состава РФ субъектов РФ (сецессии)).
2) Единства системы государственной власти (а) единая политика определения приоритетов в законотворчестве; б) единые методы государственного управления; в) ориентированность на согласование при возникновении конфликтов и споров (в частности через институты координации деятельности соответствующих органов); г) наличие институтов представительства органов власти субъектов РФ в федеральных органах).
«Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти».
п. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18.01.96 г. № 2-П.
Представляется, что из данного принципа единства системы государственной власти возможно выведение такого неписанного конституционного принципа как «принцип верности федерации ». Далеко не завершенная модель данного принципа сформулирована Федеральным Конституционным Судом Германии[1]. «Этот принцип всеобъемлющим и главенствующим образом закрепляет конституционно-правовую обязанность, в соответствии с которой земли должны сохранять верность по отношению друг к другу и по отношению к Федерации, как и Федерации по отношению к землям»[2].
Основными элементами, данного принципа являются:
– споры и конфликты между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по возможности разрешаются путем переговоров (в России это может проявляться в согласительных процедурах организуемых Президентом РФ в силу ч. 1 ст. 85 Конституции РФ);
|
– ограничение прав через установление запрета на злоупотребление правами и на совершение противоречащих интересам федерации или субъектов действий;
– обязанность взаимного предоставления помощи, взаимного уважения и взаимной готовности к пониманию (аналогом в российском законодательстве в данном случае могут служить механизмы бюджетного и налогового федерализма, в частности региональное выравнивание посредством перераспределения доходов от налоговых доходов);
– обязанность федерации информировать субъекты в связи с предстоящим заключением международных договоров, существенно затрагивающих интересы субъектов (в российском законодательстве также предусмотрено согласованное участие субъектов РФ в процессах по заключению международных договоров по предметам совместного ведения и предметам ведения субъектов РФ[3]);
– обязанность заслушать сторону, чьи интересы затрагиваются в конкретной ситуации (сюда можно отнести механизм принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, который предусматривает обязательный учет мнения всех субъектов РФ относительно проекта ФЗ[4]);
– запрет на заключение сепаратных договоров – договоров федерации и отдельных субъектов, ставящих другие субъекты в неравное положение (российское право к данной ситуации предусматривает, во-первых, равноправие всех субъектов РФ, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (чч. 1, 4 ст. 5 Конституции РФ), а во-вторых, процедура заключения договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ предусматривает возможность для органов государственной власти субъекта РФ, не являющихся стороной договора о разграничении полномочий, получить по своему запросу проект данного договора до одобрения указанного проекта и внести в него свои предложения и замечания[5]).
|
3) Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (предметы ведения разграничены только Конституцией РФ и только между Российской Федерацией и субъектами РФ; полномочия разграничиваются федеральными законами и соглашениями между соответствующими органами власти).
4) Равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации (все народы обладают на территории РФ равными правами, в том числе в сфере политического, культурного, социального и иного самоопределения. Формы самоопределения могут быть самыми разными от политических (национальное самоуправление, представительство в органах законодательной власти субъектов РФ) до социально-культурных (национально-культурные автономии, общины коренных малочисленных народов, иные общественные объединения).
5) Равноправия субъектов РФ (все субъекты РФ обладают равными правовыми возможностями, собственно как и исполняют равные обязанности, а также несут равную ответственность. Указанное относится и в том числе к взаимоотношениям с федеральными органами государственной власти).
«…все составляющие Российское государство республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами РФ. Причем специально оговаривается, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все они равноправны между собой. Это выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами федерации».
|
п. 2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 15.07.96 г. № 16-П.
«… правовое равенство субъектов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т. д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов РФ ».
п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ от 15.07.96 г. № 16-П.
6) Наличия на территории Российской Федерации одного государственного суверенитета, который принадлежит только Российской Федерации в целом (ч. 1 ст. 3 ст. 4 Конституции РФ).
7) Единства и иерархичности правового поля (ст. 15, ст. 76 Конституции РФ устанавливают коллизионные нормы, позволяющие установить подлежащий применению правовой акт).
8) Самостоятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в пределах их полномочий (ст. 5, ст. 10 Конституция РФ).
[1] Бауер Х. Верность федерации как определяющий принцип германского федерализма // Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 3(44). С. 14.
[2] Бауер Х. Верность федерации как определяющий принцип германского федерализма // Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 3(44). С. 14–21.
[3] Ст. 4 Федерального закона «О международных договорах РФ» от 15.07.95 г.
№ 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
[4] Ст. 26.4 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
[5] Ст. 26.4 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. п. 5 ст. 26.7.