Российская Федерация как единое суверенное государство – представляет собой федеративное по форме территориального устройства государство, субъекты которого не обладают правом сецессии (выхода из состава РФ) и иными признаками суверенного государства.
Свойства власти носителя государственного суверенитета Российской Федерации:
1) Единство власти
Суверенитет един и неделим. Эта категория не дробная: либо суверенитет есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозирование суверенитета исключено.
«Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».
п. 2.1. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.00 г. № 10-П.
Единство власти как признак суверенитета воплощается в конституционно закрепленных принципах: государственной целостности и единства системы государственной власти.
Исходя из принципа государственной целостности, Российская Федерация как публичное образование представляет собой не только совокупность соответствующих федеральных органов государственной власти, многонационального народа и территории, но также и совокупность составляющих ее субъектов, представляемых в виде совокупности органов государственной власти субъекта, населения (народа) проживающего в субъекте и территории субъекта.
|
Конкретизирующим и развивающим принцип государственной целостности является принцип единства системы государственной власти, согласно которому:
– во-первых, создание и деятельность органов государственной власти субъектов РФ должно подчиняться основам конституционного строя России;
– во-вторых, создание и деятельность органов государственной власти субъектов РФ должно подчиняться общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Единство власти представляет, прежде всего, наличие единой иерархично выстроенной системы государственной власти, осуществляемой органами государственной власти в качестве представителей единого российского многонационального народа.
Кроме того, единство власти как признак суверенитета проявляется в существовании единой иерархично выстроенной правовой системы, что предполагает распространение всех актов правовой системы России (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 4 ст. 15 Конституции РФ) на всю ее территорию, в которую включаются территории субъектов РФ.
2) Верховенство власти.
Данное свойство государственной власти в системе федеративных отношений органично складывается:
– во-первых, из верховенства в законодательстве;
– во-вторых, из верховенства органов государственной власти.
Законодательное верховенство России проявляется в том, что только законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание, может принимать правовые акты в форме федеральных законов, которые вместе с Конституцией Российской Федерации имеют верховенство на всей территории России. Это правоположение Основного закона является основой конституционного строя России (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Кроме этого, только Федеральное Собрание России вправе включить в правовую систему России нормы международного права путем ратификации соответствующих договоров и других документов.
|
Наряду с вышесказанным, Конституция РФ предусматривает по смыслу статьи 73 во взаимосвязи со статьями 3, 4, 5, 11, 71, 72, 76, что полнота государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения и по их полномочиям, вытекающим из совместных предметов ведения субъектов РФ и Российской Федерации, а также то, что конституции (уставы) субъектов РФ имеют высшую юридическую силу по предметам ведения субъектов РФ действительно, означает определенное верховенство субъектов РФ по отношению к Российской Федерации в этих сферах. Однако, как замечает Конституционный Суд РФ, это не означает, что субъект РФ тем самым признается суверенным государством, поскольку и то, и другое проистекает не из суверенного волеизъявления субъектов РФ, выраженного в их конституциях (уставах), а из Конституции РФ как высшего нормативно-правового акта суверенной власти всего многонационального народа России[1].
Верховенство органов государственной власти Российской Федерации по отношению к органам государственной власти субъектов проявляется, прежде всего, в возможности применения мер конституционно-правового пресечения и мер конституционно-правовой ответственности. В качестве названных мер пресечения можно назвать норму ч. 2 ст. 85 Конституции РФ о праве Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. А в перечне мер ответственности назвать отрешение от должности высшее должностное лицо субъекта Президентом РФ и роспуск законодательного органа власти субъекта РФ.
|
3) Независимость власти
Если внутри государства суверенитет выражает, прежде всего, верховенство государственной власти, то вовне – ее независимость. Данное свойство власти в свете российского федерализма имеет свои особенности в силу того, что кроме международной независимости здесь следует выделять также независимость внутреннюю.
Международная независимость заключается в возможности Российской Федерации с одной стороны самостоятельно принимать участие в межгосударственных публичных правоотношениях на основе суверенного равенства, а с другой стороны в запрете вмешиваться во внутренние дела суверенного государства[2]. Также международная независимость проявляется в праве Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (ст. 79 Конституции РФ).
Внутренняя же независимость означает, что Российская Федерация создана и осуществляет государственную власть не на основе договора или иного делегирования, в частности субъектов РФ, а на основе волеизъявления народа, выраженного в Конституции РФ и периодического легетимирования государственной власти посредством федеральных выборов. Учредителем Российской Федерации является народ России, а значит любая ее зависимость от каких-либо иных публичных образований, в том числе от субъектов РФ исключается.