Содержание
Введение
І. Суть и цель аттестации персонала
IІ. Критерии оценки при аттестации персонала
ІІІ. Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов
3.1 Законодательная база аттестации
3.2 Структура и содержание Положения об аттестации персонала
3.3 Подготовка и проведение аттестации
IV. Нетрадиционные методы аттестации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конкурентоспособность компании на рынке определятся профессиональным и личностным потенциалом её сотрудников. Для большинства компаний, которые осознали важность оценки персонала, первоочередной задачей является определение эффективности деятельности сотрудников. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
Аттестация персонала представляет собой:
) метод оценки персонала организации; руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев;
) кадровые мероприятия, призванные оценить уровень труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой работы;
) процедуру определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления степени их соответствия занимаемой должности.
Цель аттестации персонала - повышение эффективности использования кадрового потенциала организации. По ее результатам принимается решение о сохранении или изменении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки. Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека.
|
І. Суть и цель аттестации персонала
Слово «аттестация» происходит от лат. «attestatio» (свидетельство) и употребляется в различных значениях:
· в сфере образования - как форма контроля освоения обучающимися основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов, оценки уровня их знаний;
· в сфере профессиональной деятельности человека - как способ установления наличия у гражданина качеств, необходимых для занятия определенными видами профессиональной деятельности аудиторской, патентной, врачебной, др.);
· в сфере профессиональной деятельности организации - как способ проверки компетентности (наличия необходимого штата, производственных, технологических и иных мощностей) организации выполнять отдельные виды работ;
· в сфере трудовых отношений и организации труда - как способ установления соответствия работника занимаемой должности, выполняемой работе;
· в сфере производства и оборота продукции - как способ подтверждения соответствия продукции (ее свойств) или процессов установленным требованиям;
· в сфере производственной организации труда и охраны труда - как форма оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
|
Основная задача аттестации персонала - это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Такая оценка проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.
Иными словами, основной целью аттестации, так же как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы. Основная цель линейного руководителя по сути та же - реализация стратегии фирмы на порученном ему участке бизнес-процесса. Руководитель может использовать аттестацию, чтобы повлиять на сотрудников и это может само по себе повысить эффективность работы его подразделения, даже учитывая, что руководитель субъективен. Но аттестация также должна служить основанием для принятия кадровых решений о направлении на обучение, зачислении в кадровый резерв, изменении оплаты труда и т.п. Для этого результаты оценки сотрудника и рекомендации, подготовленные на их основе, должны быть объективны.
Таким образом, позитивное влияние субъективности руководителя на эффективность управления коллективом и негативное влияние на результаты оценки сотрудников - составляют проблему при аттестации.
Традиционно влияние субъективности непосредственного руководителя на результаты аттестации персонала предотвращается следующими способами:
|
· используется перекрестная оценка сотрудника - один сотрудник оценивается несколькими экспертами и несколькими методиками;
· игнорируются крайние оценки - самая низкая и самая высокая, чтобы избежать специального «заваливания» или «подтягивания» сотрудника кем-то из аттестационной комиссии;
· используется дифференциация оценок - оценка сотрудника осуществляется по трем направлениям: личностно-деловые качества, требуемые знания и умения, результаты труда. По каждому направлению оценку дает соответствующий специалист или группа специалистов.
Цели аттестации персонала могут бать направлены на:
1. Принятие решений, которые связаны с изменением компенсационного пакета, и которые имеют реальные материальные последствия для сотрудников;
2. Принятие таких решений, которые связаны с развитием организации (человеческие ресурсы приводятся в соответствие с планами организации);
. Принятие решений, которые связаны с оценкой реального положения организации и как результат выяснение проблемных вопросов.
На этапе выработки цели определяются:
1. Сама цель и ее подцели. При более четком определении целей проще выстроить процедуру. В случае, когда нет возможности описать цель теряется смысл дальнейшей деятельность предприятия.
2. Применение результатов. Этого важно дать характеристику реальной ситуации на предприятии.
. Методы обобщения и анализа полученных результатов. Аттестация, как вид сбора информации, подразумевает ее дальнейшую обработку. Если не учитывать этот фактор, время обработки с полученной информации может значительно увеличиться и быть достаточно дорогостоящей (особо это касается больших организаций).