При проведении камеральных проверок должностные лица налоговых органов руководствуются НК РФ, иными нормативными актами, методическими рекомендациями по проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) по отдельным видам налогам (сборам), утверждаемыми ФНС России. Существует, к тому же, внутренний регламент камеральных налоговых проверок, утвержденный приказом ФНС России от 25 сентября 2008 г. №ММ-4-2/ЗЗ дсп. Это документ для служебного пользования, поэтому его не публиковали в средствах массовой информации и не размещали в информационных базах. В Регламенте содержатся указания инспекторам, как проводить контроль и на что обращать особое внимание при проверке. Но в настоящее время данный регламент утратил свою силу.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности, налогоплательщика имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
При проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком, могут использоваться и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним относятся:
|
¾ ранее представленные налоговые декларации (расчеты);
¾ документы, полученные налоговым органом вместе с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) - при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);
¾ документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля:
¾ документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов;
¾ решения (постановления) налоговых органов;
¾ заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;
¾ иные документы, полученные на законных основаниях.
Отличительной чертой камеральной проверки от выездной является то, что проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа. Кроме того, как известно, выездная проверка не может быть проведена по одним налогам за один и тот же период дважды. Так, например, проверить правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период можно только раз в год. На камеральные проверки такое правило не распространяется.
Согласно статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
|
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Крупнейшие налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета грозит привлечением к ответственности по статье 119 НК РФ, а статья 119.1 НК РФ устанавливает меру ответственности за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде. В тоже время должностное лицо налогоплательщика - организации привлекается за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). федеральный камеральный налоговый инспекция
На основании списков лиц, не представивших налоговые расчеты и бухгалтерскую отчетность (квартальную и годовую) отдел камеральных проверок готовит материалы для привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, независимо от проведения и реализации результатов камеральной проверки. Должностное лицо налогоплательщика-организации привлекается за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налогового расчета к административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 15.6 КоАП РФ.