Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:
) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС «Налог») данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи отделом ввода и обработки данных в соответствии с приказом ФНС России [10].
Автоматизированный арифметический контроль проводится с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС «Налог» и передаются в отдел камеральных проверок для использования при проведении камеральных налоговых проверок.
) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).
Работники отдела камеральных проверок формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в АИС «Налог» и используются при проведении проверок.
) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок и является обязательной при представлении следующих документов:
а) если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и (с полученным им в ходе налогового контроля, в том числе, если указанные ошибки, противоречия и несоответствия выявлены в результате автоматизированного арифметического контроля;
|
б) налоговые декларации (расчеты), в которых заявлено право на применение налоговых льгот;
в) налоговые декларации (расчеты), в которых сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или к возмещению;
г) налоговые декларации (расчеты) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
д) налоговые декларации (расчеты) вместе с которыми представлены подтверждающие и иные документы
) оформление результатов проверки, путем составления акта либо завершение проверки без составления акта проверки осуществляемое отделом камеральных проверок.
При составлении акта налоговой проверки налоговым органам необходимо обеспечить идентичность всех экземпляров акта налоговой проверки, в том числе по количеству и составу приложений к акту налоговой проверки, являющихся его неотъемлемыми частями. Приложениями к акту налоговой проверки могут являться материалы, полученные в ходе проверки и мероприятий налогового контроля, а также иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе камеральной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах. При этом документы, полученные непосредственно от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки могут не прилагаться.
|
Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу [11].
Акт налоговой проверки после подписания лицами, проводившими соответствующую проверку, подписывается лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 статьи 100 НК РФ). Одновременно с подписанием акта налоговой проверки лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем), вручается акт проверки со всеми в нем указанными приложениями.
В ходе проведения проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, проводит:
¾ проверку сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
¾ взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
¾ проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;
¾ проверку полноты и качества документов (информации), представленных налогоплательщиком (страхователем), банками, контрагентами и иными лицами.
|
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом в обязательном порядке сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления.
В указанных целях налоговым органом используется Сообщение (с требованием представления пояснений). В случае необходимости вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений налоговыми органами используется Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) [12].
Для подтверждения достоверности данных, отраженных в налоговой декларации (расчете) налогоплательщик с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой декларации (расчете).
Если после рассмотрения лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
В акте указывают:
дату подписания документа инспекторами МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
полное и сокращенное наименования организации;
фамилии, имена и отчества проверяющих и название налоговой инспекции;
дату представления налоговой декларации и иных документов;
перечень документов, которые были представлены в ходе проверки;
период, за который проведена камеральная налоговая проверка;
наименование налога, в отношении которого проводили проверку;
дату начала и окончания проверки налогов;
юридический и фактический адрес предприятия;
сведения о мероприятиях налогового контроля, которые провели ревизоры;
какие именно нарушения налогового законодательства были выявлены;
выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
В акте камеральной налоговой проверки отражаются (при их установлении) факты налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ.
Если за нарушения предусмотрена ответственность, то в акте должны быть ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса РФ. Акт инспекторы должны вручить в течение 5 дней с даты его составления (пункт 5 статьи 100). Акт налоговой проверки вручают под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, проверяющие сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.
Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными в акте камеральной налоговой проверки, он может представить в инспекцию письменные возражения по документу <https://nalogitax.ru/nalogovaya-proverka-smene-adresa-organizacii-inspekciya-provodit.html> в целом или по его отдельным положениям, в течение 15 рабочих дней с момента получения акта. К письму могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений. Сотрудники налоговой инспекции должны прикладывать к акту доказательства выявленных нарушений (пункт 3.1 статьи 100 НК РФ). Если доказательства будут составлять банковскую, налоговую или охраняемую законом тайну, то инспекторы оформят их в виде выписок, которые заверят в налоговой инспекции. Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки составлены не будут.
2.3 Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок
Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Налоговый кодекс не дает четкого описания порядка проведения камеральных налоговых проверок. Предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.
Бурилов В.Е. говорит о том, что «многие вопросы, ранее требовавшие проведения документальной налоговой проверки, могут быть решены при проведении камеральных проверках (например, проверка обоснованности применения налогоплательщиком налоговых льгот, проверка правильности исчисления налоговой базы по отдельным объектам налогообложения и т.п.).
Камеральные проверки становятся основной формой налогового контроля, но им отведена лишь одна статья Налогового кодекса Российской Федерации (статья 88 НК РФ), регулирующая порядок проведения камеральной налоговой проверки, которая не содержит даже конкретного определения данной проверки, а приводит лишь ее отличительные признаки» [18].
Согласно требованиям ФНС России, предъявляемым к территориальным налоговым инспекциям, камеральным налоговым проверкам должна подвергаться вся представляемая в налоговые органы отчетность.
На практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки обычно руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно. Документ предназначен только для сотрудников налоговых служб. Налогоплательщикам не удастся ознакомиться с текстом. В настоящее время действует «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов». Кроме указанного Регламента, также имеются методические рекомендации главного налогового ведомства, которые предназначены только для территориальных налоговых органов, по тому как, они проводят камеральные проверки деклараций по налогу на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Они не зарегистрированы Минюстом России, не опубликованы, и таким образом, не имеют юридической силы, хотя налоговый орган часто на них ссылается. Их, к сожалению, нельзя найти в правовой базе. Однако налогоплательщикам лучше было бы ознакомиться с положениями этих рекомендаций, чтобы можно было в меньшей мере допускать ошибок при сдаче налоговой отчетности, а также более полно защитить себя при возникновении налоговых споров.
В связи с вышеизложенным, необходимо данные методические рекомендации опубликовывать в первоисточниках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ «если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок». Данное толкование нормы имеет двоякое значение, так как законодатель не указал в течение пяти рабочих или календарных дней. Значит можно предполагать, что срок в течение, которого налогоплательщику необходимо будет предоставить пояснения или внести изменения может составить семь дней, в том случае, если требование будет получено в конце недели, что будет являться пять рабочих дней. Однако налоговый орган может посчитать это как непредставление пояснений, относительно выявленных ошибок, так как предполагал пять календарных дней, что может привести к спору между налоговым органом и налогоплательщиком.
Поэтому, в пункт 3 статьи 88 НК РФ необходимо внести некоторые изменения, увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов, при этом указав 10 рабочих дней с момента получения требования.
С введением в действие части первой НК РФ существенно расширились права налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок за счет предоставления им возможности истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а именно после того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов. Как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации. [17]
Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов.
Налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа, с помощью автоматизированной обработки данных, поступающих от налогоплательщиков, а именно необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять налоговую отчетность. Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде служит в основном выполнению двойной задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности
В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов.
В связи с этим можно сделать вывод - как такового официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено, но при этом в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Таким образом, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа.
Подводя итоги, можно сказать о том, что на практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно, поэтому необходимо данные методические рекомендации опубликовывать в первоисточниках.
Заключение
По итогам прохождения преддипломной практики мне удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Также было проведено исследование организации практической деятельности камерального отдела межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, изложены проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок. В процессе производственной практики в отделе камеральных проверок межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам можно сделать вывод, что первой формой налогового контроля, с которой сталкиваются крупнейшие налогоплательщики при осуществлении своей деятельности, является именно камеральная налоговая проверка.
В целом, были изучены особенности организации деятельности камерального отдела межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, его основные задачи и функции.
Таким образом, межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам является важным звеном контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов с крупнейших налогоплательщиков
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.
За время прохождения практики, были приобретены практические навыки работы в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю. Также, были закреплены и углублены теоретические знания в области налогообложения, была повышена профессиональная подготовка.
Список используемых источников
Нормативно-законодательные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция) <https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108978>.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N195-ФЗ (действующая редакция)
4. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21 марта 1991 №943-1 (ред. от 21.11.2011) // Бюллетень нормативных актов. 1992. №
. О налогах на имущество физических лиц: закон РФ от 09.12.1991 N2003-1 (ред. от 29.06.2012)// Рос. газета. 1992. №36.
. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: приказ Минфина России от 9 августа 2005 N101н (ред. от 05.04.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №38.
7. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах: приказ ФНС РФ от 31 мая 2007 г. №ММ-3-06/338 (ред. от 17.02.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007 №34.
. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: приказ МНС России от 16.04.2004 NСАЭ-3-30/290 (ред. от 27.06.2012) // Налогообложение. 2004. №3.
. Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки: приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892 (ред. от 21.07.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №13.
. Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций: приказ ФНС РФ от 27.09.2007 NММ-3-09/553 // Документы и комментарии. 2007. №21.
. Об утверждении Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками (представителями) налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов: приказ ФНС РФ от 16 марта 2010 N ММ-7-6/120. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Учебники и учебные пособия
12. Батырова Р.М., Азнабаева Г.Х. Налоги и налогообложение / Учебное пособие. - Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2011. - 73 с.
13. Е.Ю. Жидкова. Налоги и налогообложение: учебное пособие. / Е.Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с.
. Налоги: Учебник для вузов / под ред. Проф. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 170 С.
. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 404 с.
. Пансков В.Г. налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов / В.Г. Пансков. - М.:МЦФЭР,2028. - 363 с.
Составная часть периодических изданий (газеты, сборника трудов, материалов конференции, журнала)
17. Новиков Н.А. Практика налогообложения // Налоговый вестник - 2008. - №11. - С.65-68.
. Бурилов Е.В., Подгородная Т.К. Акцизы. - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2006. - 552 С.
19. Практикум по налогам и налогообложению / Под ред. Гончаренко Л.И. - М.: КНОРУС, 2010.
Ресурсы сети Интернет
20. Материалы сайта Федеральной Налоговой Службы www.nalog.ru <https://www.nalog.ru>.
Календарно-тематический план производственной практики
№ п/п | Наименование темы (этапы) практики | Сроки, дни |
Закрепление и углубление знаний о нормативно-правовой базе деятельности инспекции | ||
Изучение внутренней структуры налоговой инспекции | ||
Взаимосвязь работы отдела камеральных проверок с другими отделами | ||
Организация документооборота в инспекции (общая характеристика, формирование и ведение архива документов инспекции, состав и формы налоговой отчетности) | ||
Порядок проведения камеральных проверок крупнейших налогоплательщиков; нормативно-правовая база деятельности отдела камеральных проверок | ||
Оформление результатов камеральных проверок крупнейших налогоплательщиков | ||
ИТОГО |
Руководитель преддипломной практики: Полномошнова Г.П.
Руководитель базы практики: Луговая Г.Н.