Верная себе до самой смерти




 

Ни один из детей фрау Шуман не был счастлив. Клара заранее считала их всех бездарями и не признавала за ними права иметь свое мнение. Юлия умерла от туберкулеза в двадцать семь лет. Когда ее матери принесли телеграмму с печальным известием, она как раз собиралась выходить на сцену. Прочтя письмо, Клара тем не менее отыграла концерт как ни в чем не бывало.

…Мария много лет пыталась найти оправдание для матери, но так и не смогла этого сделать. Брат Фердинанд пристрастился к морфию и умер в сорок один год, другой ее брат, Людвиг, умер в пятьдесят один год в лечебнице для душевнобольных, куда мать отправила его и ни разу не навестила за все двадцать восемь лет, что бедняга провел в заточении. Такие визиты ее расстраивают, а ей надо быть в форме для концертов... Концерты, эти проклятые концерты! Как же Мария их ненавидела! Больному туберкулезом Феликсу мать дала денег только на проезд в третьем классе, чтобы сын на каникулы приехал из интерната домой с ее милостивого разрешения. В те времена это означало ночевку на полу вагона. Конечно, и он прожил недолго...

А Мария… Сама неплохая пианистка, всю свою жизнь она посвятит матери. Сопровождая ее на гастролях, следя за гардеробом Клары, пришивая к платьям бесконечные воротнички...

Когда Клара уже на склоне лет заняла высокий пост во франкфуртской консерватории, Мария последовала за ней - она давала уроки ученикам матери, когда та уезжала на гастроли. В день ухода Клары на пенсию то же сделала и Мария - хотя ее и уговаривали остаться. Будучи гораздо красивее, чем мать в молодости, Мария так и не вышла замуж.

Клара же принимала все эти жертвы как само собой разумеющееся.

Она до самой смерти оставалась верна себе. Под старость пианистку мучили сильные боли в руках. Перепробовав все, известный доктор дал Кларе такую рекомендацию: «Устройте концерт». Клара села за рояль тут же, в лечебнице, зрителями стали пациенты, и после первых аккордов боль прошла как по волшебству.

Правду Мария узнала позже. Последней волей матери было обнародовать архив отца - тот, что она редактировала много лет. За несколько дней до смерти Клару разбил паралич. Она попросила играть ей романсы Шумана той поры, когда они только познакомились и были так счастливы. Это было последнее, что Клара

услышала в жизни. Брамс пережил ее всего на несколько месяцев.

 

«Прости, отец. Я предам тебя снова. Так всем будет лучше»

В 1926 году в швейцарском Интерлакене объявился некий немец. Средних лет, профессорской внешности, он был сразу замечен всеми, как это часто бывает в маленьких городишках. Немца звали Бертольдом Лицманом, и он, собирая материал для своей книги о композиторе, конечно же, не мог не обратиться к Марии Шуман, его дочери, которой достался весь семейный архив.

Они долго разговаривали в саду, перебирая старые пожелтевшие фото и письма, аккуратно разложенные по клеенчатым папкам. После ухода гостя Мария еще долго неподвижно сидела в плетеном кресле...

Все промчалось - годы, люди, дома, дороги... Быстротечно промелькнула жизнь, оставив только одно - ощущение вины. Да что там, вся ее жизнь была предательством! Она была предательством с самого начала - не по ее вине, и все же оправдания ей нет…

Будучи прекрасной пианисткой, Мария знала, что, начав исполнение, стоит взять лишь одну неверную ноту - и все пойдет наперекосяк. «Ты наврала», - говорила мать, когда Мария еще девочкой ошибалась за роялем.

Завтра, когда сюда снова явится господин Лицман, она должна будет передать ему дневники матери, ее переписку с отцом. И немец примет все за чистую монету, а ведь в этом нет ни капли правды.

…А, может быть, нужно просто собраться с силами и предать еще раз, уже окончательно, - много ли ей осталось? Ее никто не осудит, ведь никто никогда не узнает…

…Злость на мертвых, пожалуй, самое бесполезное из всех чувств. Мария Шуман смотрела на розовеющие вершины гор и светлеющую воду озера. Гнев и боль прошли без следа, вот только…

Мария пересекла гостиную и одну за другой побросала клеенчатые папки в пылающий камин. Господину Лицману придется уйти ни с чем. Прости, Клара. И наконец-то прощай!

Взгляд пожилой женщины упал на литографию, лежавшую поверх прочих бумаг. Красивый молодой мужчина, похожий на байроновского героя. Во взгляде ни пресыщенности, ни гордыни, только бесконечная доброта и мягкость. Женщина провела кончиками пальцев по портрету:

- Прости, отец. Я предам тебя снова. Так всем будет лучше. Ты бы меня понял…

P.S. https://vk.com/album-46420619_266638763 - вот в этом фотоальбоме - «Кларе Шуман - 200 лет» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в библиотеке «Фолиант» 12 сентября 2019 года в ходе литературного девертисмента.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л. Н. Страницы зарубежной музыки 19 века /Алексеева Лариса Николаевна, Григорьев Владимир Юрьевич. - М.: «Знание», 1983. - 112 с. - (Серия «Нар. ун-т. Фак. лит. и искусства»). - Библиогр.: Стр.111 (40 назв.)

2. Амброз А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество/Пер. с нем. А.Н. Серова, коммент. Вл. Протопопова.- М.: «Музыка», 1988.- 62с.

3. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Попул. лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Гуревич Евгения Львовна; Ред. Э.В. Мазнина. - М.: «Академия», 1999. - 320 с., ил. - (Серия «Пед. образование»). - Библиогр.: Стр. 319, в пер.
Аннотация:

«Эта книга - краткая, популярно изложенная история зарубежной музыки начиная с ХVII в. до наших дней. Читатель узнает о творчестве крупнейших композиторов, а также получит сведения о тенденциях развития музыкальной культуры, о важнейших художественных стилях, о музыкальных жанрах».

4. Друскин М.С. История зарубежной музыки: Вторая половина ХIХ века: Учеб. для консерваторий. Вып.4 / Друскин Михаил Семенович. - 6-е изд. - М.: «Музыка», 1983. - 528 с., ноты. - Указ. имен: Стр. 515-522., в пер.

5. Клевалина Н. Клара Шуман: гениальная пианистка и возлюбленная двух композиторов/Наталия Клевалина//Караван историй.- 2014.- №8.

6. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие для муз. уч-щ. Вып.IV/ Левик Борис Вениаминович. - М.: «Музыка», 1976. - 493 с., ил. - Прил.: Стр. 479-491.,в пер.

7. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие для музык. училищ. Вып.4 / Левик Борис Вениаминович. - 8-е изд. - М.: «Музыка», 1982; ил. - Прил.: Стр. 479-491., в пер.

8. Популярная история музыки / Авт.-сост. Е.Г. Горбачева. - М.: «Вече», 2002. - 511 с., ил.: 16 л.ил. - Слов.: Стр. 485-507., в пер.
Аннотация:

«В книге рассказывается о различных музыкальных стилях, жанрах и направлениях, а также об их развитии. Кроме того приводятся интересные сведения о тех, кому музыка обязана своим существованием, т.е. о композиторах и исполнителях».

9. Семашко И.И. Сто великих женщин /И.И. Семашко.- М.:«Вече», 2006.- Стр. 5-7. (Всего 576 с.- Серия («Сто великих»)
10. Сто двадцать великих композиторов (Электронный ресурс): Музык. энцикл. - Версия 2.0. - М.: Бизнессофт, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 9 ч. 29 мин. - (Серия «Сборник классической музыки»).- MP3.

11. Чернышова Е. Любите ли вы Брамса/Елена Чернышева// Гала - Биография. - 2013.- №6.- Стр. 47-58.

12. Шохирева Н. А. Фортепианное искусство Клары Шуман. - М., 2008.

12.09.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant; 30-78-00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: