Занятие 6
Объект и предмет научного исследования
Научное исследование предполагает обязательное определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблему, это – общая исходная сфера знания. Это – область исследования (общее, целое). Это - главное поле приложения сил учёных; то, к чему применяется исследование.
Предмет исследования – это конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования). Это - конкретный вопрос в общей области. Именно предмет определяет тему исследования.
Приведем примеры из архивов Российской научной конференции школьников «Открытие». В работе «Исследование «флешмоба» как социально-культурного феномена» объектом исследования является субкультура, а предметом – флэшмоб.
В работе «Особенности толерантности старшеклассников» объект исследования – толерантность, а предмет – особенности толерантности школьников старшей школы.
В работе «Положение женщины в Древней Руси» объект исследования – древнерусское общество, предметом исследования является социальный статус женщины в Древней Руси IX – XIII веков.
В работе «Сравнительный анализ качества подсолнечных масел» объект исследования – подсолнечные масла, представленные на рынке, а предмет исследования – органолептический анализ и кислотное число, как количественная характеристика качества масла.
Желательно, чтобы название научно-исследовательской работы отражало предмет и объект исследования. Четкая формулировка названия, адекватная содержанию работы, очень важна для представления работы на конкурсах, конференциях, защитах и в публикациях.
|
Практикум «Предмет-Объект». Каждому ученику дается несколько тем. Необходимо выделить предмет и объект исследования.
Гипотеза научного исследования
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемой для объяснения какого-либо явления и требующее проверки для того, чтобы стать достоверным научным знанием; т.е. предположение, которое опровергается или подтвердиться исследованием.
Гипотеза — это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью
Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является движущим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза должна быть непосредственно связана с целью и предметом исследования;
б) она должна быть проверяема при помощи указанных методов исследования;
в) гипотеза формулируется в виде утвердительного предложения.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Примеры:
«Видовое разнообразие и плотность птиц зависит от экологических условий и повышается в биотопах, где высоко разнообразие этих условий»
«Папирус Смита являлся руководством для лечения травм, полученных при выполнении строительных работ»
«Диагноз «параличное раздражение мозга», поставленный агенту Северного страхового общества в 1885 году Н.И.Поздееву, является инсультом»
«Для любой плоской выпуклой фигуры выполняется неравенство p2≥4πS, причем равенство выполняется лишь для фигур, имеющих форму круга »
|
«Авторы русских переводов меняют гендер по причине того, что большинство нарицательных существительных в английском языке не имеют рода »
При формулировке гипотезы исследователь должен задать себе вопрос: «Какой конкретно результат будет, когда мы достигнем цели исследования?» Ответ нужно основательно продумать, основываясь на изученной научной литературе по избранной проблематике, и сформулировать в виде утвердительного предложения – это и будет главная гипотеза исследования.
Если трудно сформулировать, то возможно помогут следующие шаблоны:
· Что-то влияет на что-то в том случае, если...
· Формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
· Что-то будет успешным, если...
· Применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.