Нормативные документы, регламентирующие преподавание учебной дисциплины:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт профильной специальности (ФГОС ВО - государственный документ, на котором основывается содержание образования).
2. Документация по нормированию и организации учебного процесса на кафедре:
– учебные планы - перечень учебных предметов, количество часов, отведенных на каждый предмет;
– рабочие программы - содержание каждого предмета, определяющее систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми должны овладеть студенты;
– календарно-тематические планы;
– планы учебных занятий (лекционных и семинарских);
– учебно-методическое обеспечение учебного процесса по выбранной дисциплине.
3. Правила техники безопасности при проведении учебных занятий, включая работу со специальным оборудованием.
4. Современные технологии и методики обучения, используемые ведущими преподавателями кафедры.
5. Методическое и дидактическое обеспечение организации учебного процесса на кафедре:
– учебные пособия;
– методические указания;
– сборники упражнений и задач;
– учебные кейсы и проекты;
– цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
– контрольно-измерительные материалы;
– темы рефератов, курсовых и дипломных проектов;
– раздаточный материал и др.
6. Внеаудиторная работа, ведущаяся на кафедре по данному научному направлению: студенческие научные общества и кружки, студенческие научные конференции, олимпиады и т.д.
Методическая документация, необходимая для проведения аудиторных занятий по учебной дисциплине включает:
a) проектирование практических или лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;
|
b) написание планов-конспектов занятий;
c) анализ основных активных форм и методов обучения, используемых в процессе обучения с обоснованием их применения;
d) разработку мультимедийного комплекса для преподавания технической дисциплины;
e) разработку ЦОР – цифровых образовательных ресурсов;
f) проектирование междисциплинарных модулей для лучшего усвоения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
g) конструирование тестов по дисциплине;
h) разработку вариантов контрольных и самостоятельных работ;
i) подбор заданий для самостоятельного изучения дисциплины;
j) разработку экзаменационных заданий;
k) подготовку тем курсовых и дипломных проектов;
l) планирование тем выступлений для студенческой научно-практической конференции;
m) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов;
n) написание сценариев проведения деловых и обучающих игр, междисциплинарных проектов и других инновационных форм занятий;
o) разработку интеллект-карт (MindMap) по теме;
p) подготовку учебных кейсов для изучения технических дисциплин;
q) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении инженерно-технических специальностей;
r) разработку вариантов оптимизации учебно-познавательной деятельности для повышения качества инженерной подготовки студентов;
s) анализ отечественных и зарубежных практик в подготовке специалистов с высшим техническим образованием.
|
Цифровой образовательный ресурс – это отдельный цифровой содержательный модуль, поддерживающий изучение конкретного фрагмента соответствующей учебной темы и сопровождаемый соответствующей методической поддержкой[2].
Критерии оценки ЦОР:
1. Возможность дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Обеспечение эффективной оперативной обратной связи.
3. Сбалансированность информационного объема
4. Единство стиля в оформлении, доступность, логичность и последовательность изложения учебного материала.
5. Возможность усовершенствования и развития ЦОР.
6. Простота и легкость навигации.
7. Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при их наличии).
8. Наличие сопроводительной методической документации.
Разрабатывая ЦОР, не следует увлекаться неоправданными компьютерными эффектами и «заигрыванием» учебного материала – главный акцент должен ставиться на содержательную, а не на оформительскую часть электронных ресурсов.
Этапы разработки дидактического обеспечения организации учебного процесса:
1. Подбор и изучение научной и учебно-методической литературы по выбранной теме.
2. Подбор к занятиям приборов и лабораторного оборудования.
3. Определение и подготовка для выбранной темы педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных образовательных технологий:
- учебно-познавательные и деловые игры;
- групповые дискуссии;
- работа над проектом;
- кейсы;
- проблемные задачи…
4. Разработка ЦОР: мультимедийных презентаций, слайдов и др.
5. Подготовка студенческой научно-практической конференции.
|
6. Разработка контрольно-измерительных материалов по теме:
- тестов;
- контрольных работ;
- тематики докладов, рефератов и эссе.
Разработки дидактического обеспечения организации учебного процесса магистранты могут в дальнейшем использовать как основу для написания учебно-методической статьи для участия в научно-методической конференции по специальности или как составную часть выпускной квалификационной работы.
1. Босова Л. Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: https://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf
2. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Энциклопедия знаний. URL: https://refdb.ru/look/2483251.html
3. Горбушина С. Н., Сафина А. Ф., Ильясова А. Х. Структурирование функции качества образовательных услуг // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - с. 21-23.
4. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника // Академия XXI. URL: https://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm
5. Иванова А. Д. Технологический подход к проектированию методической системы преподавания математики для гуманитариев // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва: 2005. – 151 с.
6. Каликаева В. И., Лакман И. А., Шерышева А. Н. Концептуальный подход к разработке ЭИОС вуза на основе стандартов BPM-системы // Информатизация и связь. - 2016. - № 3. - с. 124-130.
7. Касьянов С. В. Четыре условия непрерывного образования машиностроителей // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 5 (65). - с. 36-37.
8. Коробкова К. В., Калиновский Е. А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум. URL: https://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
9. Лакман И. А., Уразбахтина Ю. О. Предложения по проектированию учебных планов с учетом экономической эффективности реализации образовательных программ // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2013. - с.183-185.
10. Лапчик М. П., Роберт И. В., Котенко В. В., Шкабура О. В., Удалов С.Р. Методист-организатор информатизации образования: новая специальность для педагогических вузов // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть I: Сборник научных статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – с. 91-97.
11. Монахов В. М. Компетентостно-контекстный формат обучения и проектирование образовательных модулей // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – с. 49-60.
12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
13. Теоретико-методические и организационные аспекты реализации основной образовательной программы магистров менеджмента: учеб. пособие / Е. Ю. Бикметов и др. – Уфа: УГАТУ, 2013. – 98 с.
14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: https://www.school-collection.edu.ru
15. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР: https://www.school.edu.ru
16. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: https://fcior.edu.ru
17. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР: https://eorhelp.ru