Методическая документация, необходимая для проведения аудиторных занятий по учебной дисциплине




Нормативные документы, регламентирующие преподавание учебной дисциплины:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт профильной специальности (ФГОС ВО - государственный документ, на котором основывается содержание образования).

2. Документация по нормированию и организации учебного процесса на кафедре:

– учебные планы - перечень учебных предметов, количество часов, отведенных на каждый предмет;

– рабочие программы - содержание каждого предмета, определяющее систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми должны овладеть студенты;

– календарно-тематические планы;

– планы учебных занятий (лекционных и семинарских);

– учебно-методическое обеспечение учебного процесса по выбранной дисциплине.

3. Правила техники безопасности при проведении учебных занятий, включая работу со специальным оборудованием.

4. Современные технологии и методики обучения, используемые ведущими преподавателями кафедры.

5. Методическое и дидактическое обеспечение организации учебного процесса на кафедре:

– учебные пособия;

– методические указания;

– сборники упражнений и задач;

– учебные кейсы и проекты;

– цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);

– контрольно-измерительные материалы;

– темы рефератов, курсовых и дипломных проектов;

– раздаточный материал и др.

6. Внеаудиторная работа, ведущаяся на кафедре по данному научному направлению: студенческие научные общества и кружки, студенческие научные конференции, олимпиады и т.д.

 

 

Методическая документация, необходимая для проведения аудиторных занятий по учебной дисциплине включает:

a) проектирование практических или лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;

b) написание планов-конспектов занятий;

c) анализ основных активных форм и методов обучения, используемых в процессе обучения с обоснованием их применения;

d) разработку мультимедийного комплекса для преподавания технической дисциплины;

e) разработку ЦОР – цифровых образовательных ресурсов;

f) проектирование междисциплинарных модулей для лучшего усвоения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

g) конструирование тестов по дисциплине;

h) разработку вариантов контрольных и самостоятельных работ;

i) подбор заданий для самостоятельного изучения дисциплины;

j) разработку экзаменационных заданий;

k) подготовку тем курсовых и дипломных проектов;

l) планирование тем выступлений для студенческой научно-практической конференции;

m) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов;

n) написание сценариев проведения деловых и обучающих игр, междисциплинарных проектов и других инновационных форм занятий;

o) разработку интеллект-карт (MindMap) по теме;

p) подготовку учебных кейсов для изучения технических дисциплин;

q) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении инженерно-технических специальностей;

r) разработку вариантов оптимизации учебно-познавательной деятельности для повышения качества инженерной подготовки студентов;

s) анализ отечественных и зарубежных практик в подготовке специалистов с высшим техническим образованием.

Цифровой образовательный ресурс – это отдельный цифровой содержательный модуль, поддерживающий изучение конкретного фрагмента соответствующей учебной темы и сопровождаемый соответствующей методической поддержкой[2].

Критерии оценки ЦОР:

1. Возможность дифференциации и индивидуализации обучения.

2. Обеспечение эффективной оперативной обратной связи.

3. Сбалансированность информационного объема

4. Единство стиля в оформлении, доступность, логичность и последовательность изложения учебного материала.

5. Возможность усовершенствования и развития ЦОР.

6. Простота и легкость навигации.

7. Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при их наличии).

8. Наличие сопроводительной методической документации.

Разрабатывая ЦОР, не следует увлекаться неоправданными компьютерными эффектами и «заигрыванием» учебного материала – главный акцент должен ставиться на содержательную, а не на оформительскую часть электронных ресурсов.

 

Этапы разработки дидактического обеспечения организации учебного процесса:

1. Подбор и изучение научной и учебно-методической литературы по выбранной теме.

2. Подбор к занятиям приборов и лабораторного оборудования.

3. Определение и подготовка для выбранной темы педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных образовательных технологий:

- учебно-познавательные и деловые игры;

- групповые дискуссии;

- работа над проектом;

- кейсы;

- проблемные задачи…

4. Разработка ЦОР: мультимедийных презентаций, слайдов и др.

5. Подготовка студенческой научно-практической конференции.

6. Разработка контрольно-измерительных материалов по теме:

- тестов;

- контрольных работ;

- тематики докладов, рефератов и эссе.

Разработки дидактического обеспечения организации учебного процесса магистранты могут в дальнейшем использовать как основу для написания учебно-методической статьи для участия в научно-методической конференции по специальности или как составную часть выпускной квалификационной работы.

 

1. Босова Л. Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: https://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf

2. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Энциклопедия знаний. URL: https://refdb.ru/look/2483251.html

3. Горбушина С. Н., Сафина А. Ф., Ильясова А. Х. Структурирование функции качества образовательных услуг // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - с. 21-23.

4. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника // Академия XXI. URL: https://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm

5. Иванова А. Д. Технологический подход к проектированию методической системы преподавания математики для гуманитариев // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва: 2005. – 151 с.

6. Каликаева В. И., Лакман И. А., Шерышева А. Н. Концептуальный подход к разработке ЭИОС вуза на основе стандартов BPM-системы // Информатизация и связь. - 2016. - № 3. - с. 124-130.

7. Касьянов С. В. Четыре условия непрерывного образования машиностроителей // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 5 (65). - с. 36-37.

8. Коробкова К. В., Калиновский Е. А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум. URL: https://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf

9. Лакман И. А., Уразбахтина Ю. О. Предложения по проектированию учебных планов с учетом экономической эффективности реализации образовательных программ // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2013. - с.183-185.

10. Лапчик М. П., Роберт И. В., Котенко В. В., Шкабура О. В., Удалов С.Р. Методист-организатор информатизации образования: новая специальность для педагогических вузов // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть I: Сборник научных статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – с. 91-97.

11. Монахов В. М. Компетентостно-контекстный формат обучения и проектирование образовательных модулей // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – с. 49-60.

12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

13. Теоретико-методические и организационные аспекты реализации основной образовательной программы магистров менеджмента: учеб. пособие / Е. Ю. Бикметов и др. – Уфа: УГАТУ, 2013. – 98 с.

14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: https://www.school-collection.edu.ru

15. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР: https://www.school.edu.ru

16. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: https://fcior.edu.ru

17. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР: https://eorhelp.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: