По завершении очередного финансового года Министерством финансов составляется отчет о исполнении республиканского бюджета. Этот отчет передается Совету министров РБ. В свою очередь СМ должен ежегодно до 1 июня предоставить в Национальное собрание одобренный им отчет об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год.
Национальное собрание рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета одновременно с утверждением республиканского бюджета на очередной год.
Местные бюджеты разрабатываются, утверждаются, исполняются и заключаются самостоятельно местными советами депутатов, с учетом закрепленных доходов, нормативах отчислений, потребностей в расходах.
6. Контроль за исполнением республиканского бюджета.
Контроль за исполнением бюджета (своевременным и полным поступлением доходов и эффективным расходованием бюджетных средств) осуществляется Национальным собранием РБ, Советом министров РБ, Комитетом государственного контроля, оперативный контроль осуществляется Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и их органами на местах.
В качестве меры ответственности предусмотрены ст.22 Закона о бюджетной системе РБ, а также Декретом №14 Президента РБ от 04.07.1997 разъясняются Положением о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений (утв. Пост. МФ №63 от 16.06.2000), а также ряд санкций указан в ст.155-4 КоАП — Незаконное получение средств из бюджета либо государственных внебюджетных фондов и 155-5 Использование не по назначению или с нарушением законодательства выделенных государственных средств, материальных ресурсов.
Под использованием не по целевому назначению средств бюджета понимаются любые действия распорядителей или получателей средств бюджета, приведших к нарушению адресности использования средств или направлению их на цели, не предусмотренные при выделении. Под необоснованным получением средств из бюджета понимают излишнее получение средств бюджета следствие завышения расходов в сметах или иных расчетных документах или предоставления иных недостоверных данных.
Для бюджетных организаций указанные нарушения влекут ответственность в виде восстановления использованных не по назначению или необоснованно полученных средств бюджета, которое может выражаться в недофинансировании на сумму санкции. Иные юридические лица и предприниматели также помимо возврата средств уплачивают штраф в двукратном размере необоснованно полученных или использованных не по целевому назначению средств.
Накладывают взыскания от имени МФ министр или его заместители, начальники и заместители начальников его территориальных органов.
Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов.
Целевые фонды бюджетов.
Следует отметить, что в составе бюджетов создаются целевые фонды. Средства этих фондов используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.
Формируются данные фонды за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.
Средства этих фондов могут безвозмездно передаваться в виде субсидий, субвенций и дотаций в нижестоящие бюджеты. Размеры фондов утверждаются при утверждении бюджетов. Фонд социальной защиты населения, Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение» К примеру бюджетные фонды охраны природы формируются за счет: платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства и потребления, средств, полученных в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, штрафов за загрязнение окружающей среды, средств от реализации конфискованной добычи и орудий лова, использованных для незаконной охоты или рыбалки, добровольных взносов, средств от выдачи разрешений на ввоз озоноразрушающих веществ, платы за пользование банками средств, хранящихся на счетах в банках.
Местные бюджеты также имеют целевые фонды, в частности согласно Декрета президента №10 от 03.04.2000 были созданы местные жилищно-инвестиционные фонды, также есть целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия.
Внебюджетные фонды.
Согласно ст. 37 Закона РБ О бюджетной системе РБ внебюджетные фонды являют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению, и не зависимых от бюджета. Средства таких фондов не являются частью бюджетов и не подлежат изъятию. Внебюджетные фонды создаются на основании актов Парламента и Президента, либо местных советов депутатов. К таким фондам относят: внебюджетные фонды местных советов на содержание ведомственного жилищного фонда, инновационные фонды, фонд финансовой поддержки предпринимателей.