ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОТ КУБИКА К LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ»
Шестакова И.И.
МБДОУ «ДСКВ № 46», Иркутская обл., г. Братск
Аннотация:
Творческий проект «От кубика к lego - конструированию» полезен для педагогов дополнительного образования по введению кружковой работы, также начинающим воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, включает содержание образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе групп. Его цель - развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира.
Проект поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Паспорт проекта
Срок реализации: долгосрочный, 2018– 2019 у. гг.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный
Проблема, её актуальность
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить технологии, как технология Lego – конструирование.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. ЛЕГО-технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
|
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Однако опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5 лет посредством использования LEGO - конструирования отсутствует.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта.
Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должны быть в каждом детском саду.
Новизна:
Развивающая технология LEGO-конструирование отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Занятия по LEGO - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Новизна также заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO WE DO в образовательный процесс ДОО для детей старшего дошкольного возраста.
|
Гипотеза проекта
LEGO -конструирование – это конструктивный модуль, где дети комплексно используют свои знания, умения, навыки и фантазию. Правильно смоделированная образовательная LEGO - среда обеспечивает эффективность взаимодействия детей с педагогами и родителями?
Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию
Доступность изучаемого материала
Систематичность, последовательность проведения занятий
Эмоционально насыщенная тематика занятий
Проблемно – ситуативный характер заданий
Вариативно – дифференцированное содержание заданий
Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.
Цель проекта:
развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
- познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
- используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
- формировать первичные представления о конструировании, их значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать память, внимание, умение сравнивать;
- развивать фантазию, творческое мышление;
|
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира:
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- формировать опыт конструктивного общения детей со сверстниками и взрослыми;
Планируемые результаты
- Развитие пространственного воображения,
способность видеть разные способы создания образов и построек;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
- Развитие умения работать по схеме;
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно - пространственная среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Карта детских идей
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где можем узнать? |
Детали конструктора, как называются. /Кирилл/ | Сколько видов конструктора бывает? /Вероника/ | Из журналов и иллюстраций /Вика/ |
Из него можно построить красивые постройки /Вова / | Как работать со схемами сложных построек? / Милена/ | Посмотреть по компьютеру или телевизору /Илья / |
Из него можно строить, машинки, животных, дома / Соня/ | Можно ли построить всем вместе очень большую постройку? /Настя/ | Сходить в магазин, «Детский мир» и там посмотреть /Лёва/ |
Конструктор бывает мелкий и крупный /Миша/ | Из каких деталей быстрее собрать машинку из маленьких или больших? /Рома/ | У друзей дома / Карина/ |
Проект «От кубика до Lego - конструирования» |
Конструктивная деятельность |
Совместно – самостоятельная деятельность |
Воспитатель |
Направления деятельности |
Помощь детям в индивидуальном развитии |
Мотивация к познанию и творчеству |
Стимулирование творческой активности |
Развитие способности к самопознанию |
Приобщение к обще человеческим ценностям |
Организация детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми |
Проектирование
I этап Подготовительный
Вхождение в проблему
Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO
Планирование совместной деятельности
Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию
Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO, Игровое LEGO оборудование
Вживание в игровую ситуацию
Создание картотек схем по лего- конструированию
Разработка диагностического инструментария
Механизм реализации проекта
II этап Деятельностный
Практическое внедрение LEGO – конструирования и робототехники в образовательный процесс;
Проведение ОД, бесед, рассматривание иллюстраций, выставок, создание интерактивных игр, видеопрезентаций, видеофильмов и др.;
Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности дошкольников.
Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего:
Создание проблемной ситуации
Наблюдение натуральных объектов
Демонстрация вариативных соединений
Объяснение последовательности выполнения
Демонстрация и рассматривание картин
Сенсорное обследование деталей
Изучение при необходимости схем и чертежей
Анализ и оценка
Интеграция с образовательными областями